Государственный экзамен по психологии

Национальное примирение — комплексный соци­ально-политический и политико-психологический про­цесс, включающий широкий комплекс разносторонних, прежде всего социально-политических мер, имеющих целью прекращение внутринационального, внутригосу­дарственного или регионального конфликта, умиротво­рение той или иной территории, достижение согла­сия между конфликтующими сторонами, прежде всего прекращение боевых действий и вооруженных акций противоборствующих сил, установление национально­го мира и согласия.

В политико-психологическом отношении наиболее значимы три аспекта национального примирения. Во-первых, в стратегическом отношении это один из наи­более очевидных путей материализации идей некон-фронтационного политического мышления. Во-вторых, в реалистическом плане, это наиболее конструктивный способ разблокирования целого ряда хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов и, в целом, снижения глобального противостояния в мире. В-третьих, нацио­нальное примирение — одна из наиболее продуктив­ных возможностей развития социальных процессов в тех странах, где начатые теми или иными силами пре­образования (к которым можно отнести любую револю­цию, комплекс реформ и т. п.) столкнулись с непреодо­лимыми сраз у трудностями.

Национальное согласие — широкое обобщающее понятие, в общепринятом употреблении обозначаю- щее прежде всего политико-психологические резуль­таты и последствия эффективной и конструктивной общенациональной внутренней политики (политики национального согласия) — состояние гармоничных взаимоотношений и успешного взаимодействия раз­личных национально-этнических, социальных, поли­тических и др. сил обычно в пределах одного государ­ственного образования; единство всей нации или различных групп, составляющих население многона­ционального государства, по какому-либо жизненно важному вопросу; результат успешного развития процессов, подразумеваемых политикой национального примирения.

Национальное согласие как долгосрочное состоя­ние и основа развития общности базируется на адек­ватной именно для данной общности, понятной и уст­раивающей всех ее членов политике. Обычно она включает в себя постоянный поиск и достижение взаи­моприемлемых компромиссов в вопросах целеустрем­ленного сбалансированного развития государственно-территориального образования, которое удовлетворяло бы стратегические и, в определенных пределах, так­тические интересы всех существующих в пределах этого образования групп. Такая политика также пре­дусматривает наличие специальных механизмов пере­говорного характера (обычно встроенных в механиз­мы осуществления власти), обеспечивающих мирное урегулирование возникающих конфликтов и противо­речий на демократической основе.

Национальное согласие в контексте политики на­ционального примирения связано как с начальными этапами этой политики — согласием в отношении не­обходимости достижения примирения, так и с этапами ее осуществления. Национальное согласие является не­обходимым фоном развития и углубления примиренче­ских процессов. Тем более оно связано с конечными ре­зультатами такой политики — согласием в отношении форм и перспектив мирного, бесконфликтного функ­ционирования национально-территориального образо­вания. В стратегическом выражении, весь процесс национального примирения выступает как процесс вы­работки и поэтапного претворения в жизнь политиче­ской психологии национального согласия. В этом отно­шении следует иметь в виду, что помимо «нулевых вариантов» национального согласия, в которых процесс достижения согласия развивается «с нуля», с момента полного рассогласования интересов в общенациональ­ных масштабах и начальных этапов национального примирения, возможен и иной, более продуктивный превентивный вариант. Так, превентивное стратегиче­ское национальное согласие в Уругвае в 1989 г. было установлено в связи с серьезнейшей проблемой, но по весьма конкретному вопросу. В результате призывов (и соответствующих политических действий) нового президента страны Сангинетти, демократически из­бранного после долгой цепочки военных диктатур, к «национальному примирению» и «забвению прошло­го», в ходе общенационального референдума стране предстояло решить вопрос о том, амнистировать ли тех лиц, которые были замешаны в осуществлении репрес­сий в период диктатуры. Общество стояло на грани раскола, который мог привести к непредсказуемым по­следствиям. Призывы к национальному согласию ради будущего страны, сохранению единства и консолида­ции всех сил на конструктивном созидательном разви­тии возымели действие: в ходе референдума победила сдержанная, примиренческая линия.

24.  Методологические основы изучения человека как субъекта деятельности.

Понятие о деятельности многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совер­шаются по типу рефлекторных (в особом сеченовском понима­нии). Павлов ввел понятие о высшей нервной дея­тельности, Бехтерев - о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельностях сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.

Пионером ее выделения в особую ни к каким другим формам жизни несводимую категорию выступил М. Я. Басов (1892-1931). Его исследования (как и ряда других психологов) было принято относить к особой науке - педологии. Под ней имелось ввиду комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты его развития - не только психологические, но и антропологические, генетические, физиологические и др.

Басов как психолог первоначально примыкал к функциональ­ному направлению. Сознание в этом случае понималось как сис­тема взаимосвязанных психических функций. Но в его взгляде на эту систему имелся особый аспект. Ее центром он считал волю - как особую функцию, предполагающую усилия личности по до­стижению осознанной цели.

Центральной для Басова, который был поглощен изучением ребенка и факторов его формирования как личности, выступала проблема развития деятельности, ее истории. Именно это состав­ляет главное содержание книги Басова «Основы общей педоло­гии» (1928). Но чтобы объяснить, как строится и развивается деятельность ребенка, следует, согласно Басову, взглянуть на нее с точки зрения высшей ее формы, каковой является профессио­нально-трудовая деятельность (в том числе и умственная).

Труд - это особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой, качественно отличающаяся от поведе­ния животных, объяснимого условными рефлексами. Его изна­чальным регулятором служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель осознается ими в виде искомого результата, ради которого они объединяются и тратят свою энергию.

Вслед за пионером на этом пути М. Я. Басовым дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С. Л. Рубин­штейна и А. Н. Леонтьева.

Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического ин­ститута им. Герцена, пригласил С.Л. Рубинштейна на кафедру психо­логии, где он написал свой главный труд «Основы общей психо­логии» (1940). Лейтмотивом этого труда служил принцип «един­ства сознания и деятельности». Как отмечалось, вопрос о систем­ном и смысловом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности - центральным для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно фор­мируется в этом процессе, — таков был подход Рубинштейна к пред­мету психологии.

Это существенно изменяло перспективу конкретных исследо­ваний, призванных теперь исходить из того, что «все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь».

Положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также А. Н. Леонтьев (1903—1979). Сначала он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеал Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на раз­личных уровнях: в эволюции животного мира, истории человече­ского общества, а также в онтогенезе (индивидуальном развитии человека) («Проблемы развития психики» (1959)).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность - это особая целост­ность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, дей­ствия. Их нельзя рассматривать порознь. Они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на сле­дующем примере, взятом из истории деятельности людей в пер­вобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика спугивает дичь, чтобы направить ее к дру­гим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его дея­тельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он эту потребность, отгоняя добычу. Из этого следует, что деятельность определяется по мотиву, тогда как действие (спугивание дичи) - по той цели, которая им достигается — ради реализации этого мотива.

25.  Методы выявления и анализа типичных патопсихологических симптомов.

Понятие патопсихологии иногда без оснований иден­тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе не тождественны, несмотря на их внешнее сходство и един­ство образующих эти слова корней.

Основные объективные методы патопсихологического исследования.

1. Метод наблюдения — это научно-целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие поведенческих реакций исследуемого объекта (пациента).

2. Метод опроса (клинической беседы)  - это метод исследования, при котором испытуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

3. Метод измерения (психометрии) - квантифицированная оценка степени выраженности тех или иных психологических свойств при помощи специальных измерительных инструментов (тестов).

4. Биографический анализ (архивный метод) - изучение жизненного пути испытуемого, его истории жизни (автобиографии), истории развития заболевания и индивидуальной формы социального развития, позволяющее выявить причины и источники развития  тех или иных личностных качеств и форм поведения, психических расстройств.

5. Метод корреляционного анализа (анализа взаимосвязи) - помогает установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке, либо между двумя различными, и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием или уменьшением другого.

6. Метод патопсихологического эксперимента — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт или синдром.

Виды патопсихологического эксперимента:

Структурно - аналитический метод - анализ полученных результатов, при котором экспериментатор прослеживает структурное строение применявшихся испытуемым приёмов при выполнении функциональных проб и заданий.

Экспериментально-генетический метод - исследование происхождения и развития у человека тех или иных психических процессов или расстройств, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют: 1- метод поперечных (генетических); 2- лонгитудинальное исследование.

Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа) - исследует изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.

На вооружении патопсихологов находится мно­жество экспериментальных методик, с помощью кото­рых исследуются особенности психических процессов и состояний.

Используемые в патопсихологических исследовани­ях методики характеризуются направленностью на звенья психических процессов. В патопсихологических методи­ках воссоздаются конкретные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определенного вида деятельности, изучение которого и является целью проводимого ис­следования. В психологическом эксперименте модели­руется некая проблемная ситуация, требующая раскры­тия, так как отдельные, входящие в эту ситуацию эле­менты находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Ру­бинштейн, 1958). Решение экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотношений между элемен­тами проблемной ситуации в результате ее анализа и к поискам адекватного способа приведения составных час­тей ситуации в соответствие.

Разделение патопсихологических методик на качествен­ные и психометрические, т. е. служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качес­твенных закономерностей психической деятельности боль­ных, доступны в большинстве случаев статистической об­работке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью мате­риала неправомерно и приводит к ошибочным выводам.

Весьма условно и деление экспериментально-психоло­гических методик на словесные (вербальные) и предмет­ные (невербальные). Даже пользуясь невербальной мето­дикой, исследующий, как правило, не ограничивается ре­гистрацией полученных результатов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он ру­ководствовался, выполняя задание, интересуется рассуж­дениями больного по поводу проделываемой им в процес­се обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в выполнении заданий по невербальным методикам неизменно участвует система процессов внутренней речи обследуемого.

Разделение методик в соответствии с их направлен­ностью на исследование той или иной психической функ­ции также является условным. Как правило, большинст­во методик свидетельствуют своими результатами о состоянии нескольких функций. Большинство патопсихологических методик обладают широким диапазоном. Нель­зя ограниченно исследовать только память, только вни­мание, только мышление. В связи с этим мы должны ого­вориться, что произведенная нами в этой книге группи­ровка методик также условна и ее использование продик­товано удобством изложения.

С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при ис­следовании методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, пиктограммах.

Систематика патопсихологических синдромов разра­ботана значительно меньше, чем систематика клиничес­ких синдромов, хотя и последняя еще далека от совер­шенства.

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обоб­щенности. Поэтому, говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять син­дромы многозначные, опирающиеся на более сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности.

Первую попытку выделения таких обобщенных патопси­хологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). Таким образом, патопсихолог может оперировать в сво­их диагностических заключениях следующим набором ре­гистр-синдромов:

I — шизофренический;

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответ­ствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональ­ные аффективные психозы позднего возраста).

III — олигофренический;

IV — экзогенно-органический (в клинике ему соответ­ствуют экзогенно-органические поражения головного моз­га — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномальный (в клинике — акцентуи­рованные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реак­ции);

VII — психогенно-психотический (в клинике — реак­тивные психозы);

VIII — психогенно-невротический (в клинике — невро­зы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно возрастает в связи с кон­кретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически-информативных реко­мендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования. Патопсихологические регистр-синдро­мы опосредованы клинически, и их использование для ин­терпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.

26.  Методы и средства психолого-педагогического воздействия.

Социально-психологический тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы формирования коммуникативных навыков, освоения эффективных стандартов поведения, развития личности, оказания психологической помощи и поддержки.

Социально-психологический тренинг как метод активного обучения.

Тренинговая группа является фактором, повышающим эффективность обучения. Работа в группе имеет специфическую ценность, которую можно рассматривать как обучающий фактор: именно в группе развивается и формируется личность, благодаря группе человек учится социально значимому поведению, способам удовлетворения своих потребностей, достижению взаимопонимания, группа выступает посредником между личностью и обществом. Тренинговая группа - это в первую очередь обучающая лаборатория. Термин “лаборатория” подчёркивает экспериментальный характер испытания новых способов поведения. Во первых, в группе каждый является как участником, который может экспериментировать с изменениями в своём поведении, так и наблюдателем, который контролирует результаты этих изменений. Во вторых, группа является “микроскопом”, представляющим реальный мир в миниатюре, с теми же проблемами и конфликтами. В третьих, главный упор в тренинге делается на развитие нового, отличного от традиционных подхода к решению проблем, на обучение тому, как учиться.

Понятию “обучения тому, как учиться” соответствует циклическое чередование трёх процессов, которые обязательно присутствуют на тренинге: самопрезентации, обратной связи и экспериментирования. На протяжении всего тренинга восприятие происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется самопрезентацией. Большим плюсом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, так называемую обратную связь. Каждый участник группы может активно экспериментировать с различными стилями поведения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищённость. Последним этапом обучения является использование приобретённых навыков вне группы.

Активные групповые методы обучения можно условно объединить в 3 основные блока: дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и пр.); игровые методы (диалектические и творческие игры, в т.ч. деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизиологического единства).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты