Государственный экзамен по психологии

59.  Психология активности. Поисковая и надситуативная активность. Концепция отраженной субъективности.

 

Активность и ее виды.

В психологии выделяется два вида активно­сти — активность внешняя и активность внутренняя. При этом внеш­няя активность отождествляется с поведением, а внутренняя — с познавательными процессами.

Психическая активность всегда связана с тем или иным видом деятельности и имеет четкую направленность на достижение опре­деленного результата — либо идеального (образ или понятие), либо реального (предмет). Источник активности психического существа (т.е. существа, обладающего психикой) находится в нем самом, а не вне его, как это происходит с допсихическими объектами. Источ­ник активности камня — в человеке, который его двигает. А источ­ник активности животного или насекомого, не говоря уже о чело­веке, — в нем самом, он связан с актуализацией его потребности. Наличие психической активности, внутреннего источника энер­гии для деятельности, превращает объект в субъекта. Так в психо­логии появляется понятие субъекта, главным свойством которого является способность действовать под влиянием собственной мо­тивации. Таким образом, поисковая психическая активность рассматривается как способность к самодвижению, направленному на адаптацию к окружающему.

У человека, в отличие от других живых существ, есть еще одни вид активности, так называемой надситуативной активности, при которой он может ставить цели деятельности, выходящие за рамки требований наличной ситуации, т.е. сиюминутной адаптации. Та­кая активность проявляется, например, в творческой деятельно­сти, в деятельности, направленной на самоактуализацию, реализа­цию своих способностей, своих установок и идеалов, т.е. в любой деятельности, придающей смысл существованию человека как лич­ности.

Координаты «пространства личности».

Чтобы соотнести между собой введенные выше основные по­нятия, воспользуемся следующей аналогией. Представим себе некоторое трехмерное пространство Если считать плоскостями этого пространства, во-первых, деятельность, или, более обобщенно, бытие человека, определяемое как система сменяющих друг друга деятельностей; во-вторых, значение, или, обобщенно, кг/ль-туру как систему значений, программ, образцов, норм, правил и т.п. и, наконец, в-третьих, смыслы как «значения значений», как динамические системы сознания, несущие пристрастные отно­шения человека к действительности, преображающие в созна­нии саму эту действительность, то личность можно представить как некий предмет, идеальное «тело», существующее в этих плоскостях и особым образом связанное, отражающееся в каж­дой из них.

Очевидна условность такой аналогии, однако, приняв ее, мы сможем наглядно показать соотношение рассмотренных в главе основных понятий, каждое из которых освещает разные аспекты развития личности. Деятельность, бытие отвечает в основном на вопрос, как и почему происходит это развитие; обращение к плоскости культуры - на вопрос, для чего, для каких целей, задач, для достижения каких норм и образцов происходит развитие;

наконец, плоскость смыслов соотносится с вопросом, ради чего человек живет, ради чего осуществляются, все эти «кар;», «поче­му», «для «чего».

Каждая из этих плоскостей имеет и свои собственные пара­метры: говоря о деятельности, необходимо иметь в виду меру ее внутренней сложности, опосредствованное™, стадии развития, широту связей п т.п.; говоря о культуре - качество, развитие и взаимосвязи значений, программ, образцов поведения, движение рассматриваемых значений от житейских и разрозненных до научных и системных. Что касается смысловой плоскости, то выше уже шла речь об ее уровнях, о борьбе двух основных векторов, один из которых направлен к коллективному, общему, всеобщему, а другой, противоборствующий - к частному, прагма­тическому, эгоцентрическому.

Исходя из представленного становится более понятной суть некоторых распространенных в психологии подходов, их воз­можности и ограничения. Так, если рассматривать личность как образование, целиком производное от культуры (культурологи­ческие теории), то личность предстанет как некий слепок, ско­лок культуры (проекция на плоскость значений), и тогда каж­дый человек, каждая личность может быть в конечном итоге охарактеризована ходячей фразой заголовка школьных сочине­ний: такой-то как типичный представитель своей эпохи, места, окружения. Подход, разумеется, важный и правомерный. С этой позиции можно объяснить фактически .все многообразие лич­ностных проявлений, не исключая таких, как творчество и мо­раль, ведь и то и другое так же имеют объективно существую­щие в обществе (т.е. предшествующие по отношению к конк­ретному человеку) предпосылки, свое разработанное веками бытие и пути достижения, зафиксированные, кристаллизован­ные, свернутые в знаках, значениях, понятиях, символах, поуче­ниях, правилах, представленных в той или иной форме, будь то книга, писаный или неписаный закон, народный обычай, пред­рассудок данного времени и т.п.

60.  Психология индивидуальных различий.

Психологические аспекты индивидуальных различий между людьми и группами людей изучает область психологии, которая получила название дифференциальной психологии.

Главные достиже­ния в разработке психологии индивидуальных различий и методов применительно к психологии связаны с творчеством кузена Дарвина  англичанина Френсиса Гальтона (1822-1911).

Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувстви­тельности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на раз­личиях, считая, что они генетически предопределены.

В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корре­ляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но Гальтон, которого иногда называют первым практикующим психологом, держал в уме более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.

Свои испытания он обозначил словом «тест», которое на­всегда вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионе­ром преобразования экспериментальной психологии в дифферен­циальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей заслугой Гальтона явилась углубленная раз­работка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.

Психологическая структура личности и индивидуальные различия.

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности». Их очень много. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, /содержащем 51333 слова, около 1500 слов означают свойства личнос­ти. В грузинском языке их около 4000.

Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.

1.            Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свой­ства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2.            Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов чело­века, т. е. индивидуальные проявления памяти, воспри­ятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3.            Далее, уровнем личнос­ти является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навы­ки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4.            Высшим уровнем личности является ее направ­ленность, включающая влечения, желания, интересы, мотивы, ценности, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Под­структура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово и в каж­дой из подструктур имеются различия убеждений и инте­ресов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми.

В настоящее время в психологии индивидуальных различий разработано обширнейшее количество различных типологий, соответственно выделенным подструктурам личности и их составляющим.

Интерес к индивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще в античности. К этому же периоду отно­сятся и первые теории, объясняющие природу темперамента — так была названа эта характеристика человека. Гиппократ и Гален разработали гуморальную концепцию, связывающую темперамент с различными соками орга­низма. Нарушение гармоничного соотношения этих соков (акразия) приводит к доминированию одного из типов темперамента — флегматического, холерического, меланхолического или сангвини­ческого. Впоследствии количество типов индивидуальности было увеличено, но идея о том, что ориентироваться следует на объек­тивный и органический критерий, осталась неизмененной. В XIX и XX вв. появились новые концепции, связывающие темперамен-тальные качества с конституцией — строением черепа, чертами лица (Кречмер) или пропорциями тела (Шелдон), при которых размер лба или губ, рост и полнота человека связывались с опреде­ленными качествами — добротой или злобой, подвижностью или апатией. Хотя эти теории в настоящее время имеют чисто истори­ческое значение, некоторые стереотипы в восприятии людей, свя­занные с ними, остались в житейской психологии и до настоящего времени.

61.  Психология интимных отношений. Профилактика супружеских конфликтов.

Интимные отношенияпонятие многозначное, оно включает в себя взаимоудовлетворение партнеров своих духовных и сексуальных потребностей.

Половой инстинкт - стремление к половому контакту, влечение, в основе которого лежит внешняя привлекательность партнёра, желание физического сближения с ним. Сближение должно сопровождаться полным удовлетворением обоих партнёров. В этом вопросе имеет место скатывание понимания удовольствия на уровень “голой физиологии”, восприятия интимного акта как "мышечной радости".

Физическое сближение само по себе не даёт полной сексуальной разрядки и удовлетворения, его обеспечивает лишь психическая связь с  любимым человеком, взаимодополнение и стремление к удовлетворению духовных и сексуальных потребностей. Это основа гармонии интимных отношений супругов.

Помимо сексуальных знаний вообще требуется знание конкретного партнёра. Всесторонне и, что особенно важно, эмоционально развитый человек в своих чувствах и действиях учитывает психологические, физиологические и индивидуальные особенности своего супруга.

Сексуальная культура - это не столько познания в области анатомии, физиологии, сколько умение сопереживать, быть нежным и ласковым. Культура интимных отношений неразрывно связана с высокой культурой чувств вообще и определяется ею. Сексуальная культура личности возникает не сразу. Эмоционально незрелая, грубая личность не может быть нежным и гармоничным партнёром в интимной составляющей супружеской жизни.

Сексуальная дисгармония, утрата интимных чувств - вещь действительно крайне неприятная, чреватая самыми различными последствиями: от разочарования, реального или номинального распада брака, вплоть до нарушения здоровья в особо острых случаях. Прежде всего потому, что сами по себе интимные отношения - неотъемлемая часть жизни любого человека, естественный момент любого супружества, важный источник столь необходимых каждому положительных эмоций и одновременно наслаждения и счастья в любви.

Сексуальная дисгармония значительно тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами. Если у последних она чаще всего рождает чувство неудовлетворенности, не приводящее в большинстве случаев к серьезным последствиям, у женщин подобная дисгармония вызывает состояние тяжелого психического напряжения, недовольства, может стать причиной невротических нарушений и соматических расстройств, а также утраты чувства любви к мужу, развитию отчуждённости, раздражительности, придирчивости, вплоть до полной неприязни.

Кроме того, некоторые психологические особенности женщин связаны с физиологическими особенностями женского организма и их влиянием на психические функции. Необходимо помнить и о тайном недоверии между мужчиной и женщиной, которое часто обнаруживается в той или другой форме, и является вовсе необязательно результатом печального опыта в подростковом и зрелом возрасте, а уже в основном обусловлено ранее выработанной психологической установкой в детстве, безусловно проявляющейся в последующих отношениях с противоположным полом.

Когда близость супругов вместо радости приносит отрицательные эмоции, неудовлетворённость, возникает обострённое недовольство собой и другими, появляется нетерпимость в отношениях супругов. "Платонической любовью", к сожалению, нельзя компенсировать последствий сексуальной дисгармонии. Рано или поздно влечение супругов друг к другу в таких условиях переходит в отчуждённость, скрытую неприязнь. Мужчины чаще ищут выход "бегством из дома" под любым предлогом или самоутверждаются "на стороне". Жёны либо погружаются в нескончаемые домашние хлопоты, либо если нет опасности, что не удовлетворяющий в сексуальном отношении супруг покинет семью, активно заводят "романы" и ищут удовлетворения с другими мужчинами.

Сексуальная гармония действительно может быть создана в большинстве случаев, когда её изначально нет, и воссоздана, когда она утрачена. Для этого супругам нужны добрая воля, разум и определённые знания об интимных отношениях.

Однако главное - это способность делать свои сексуальные взаимоотношения подлинно интимными. А интимность - понятие скорее психологическое, чем физиологическое, не обязательно предполагающее половой акт, но заключающееся в определённой взаимной направленности супругов. И для того, чтобы эта направленность проявилась, необходимо соблюдение четырёх правил, являющихся если и не достаточными, то во всяком случае необходимыми условиями гармонии интимных отношений.

1. Вы чувствуете и даёте почувствовать партнёру, что для вас он - сейчас и в обозримом будущем - самый главный, самый привлекательный и самый желанный человек.

2. Вам хочется дать этому человеку радость, а если это невозможно, то близкие отношения не в радость и вам самому. Его страдания уничтожают вашу радость, его наслаждения - удваивают её.

3. Вы сознаете, даёте понять партнёру, что вам не надо стыдиться друг друга ни в чём. В любых своих проявлениях партёр остаётся мил и дорог вам, и верится, что и вы ему.

4. Вы оба знаете, что ваши отношения заключают в себе тайну, которой никогда не коснётся другой человек.

Казалось бы, все эти правила весьма просты и от того не очень-то обязательны. Но отказ от выполнения первого правила неизбежно отравит отношения супругов, так как сексуальная гармония немыслима без ощущения единственности. Отказ от выполнения правила второго отомстит взаимным охлаждением, ибо точно также как страсть порождает страсть, а нежность ответную нежность, холодность одного из супругов сделает холодным и другого. Отказ от третьего правила - ханжеская стыдливость перед тем ответственным, чего требует любовь, боязнь совершить "неприличное", оплатит напряженностью и потерей гармоничной естественности. При отказе от четвертого правила, даже мимолётная мысль о возможной огласке тайны двоих способна в конце концов уничтожить даже самые пылкие чувства.

Сексуальные отношения гармоничны, когда они человечны. В этом истина, старая как мир, но почему-то забываемая. Любовью она, эта гармония, и созидается. Даже там, где казалось бы, люди "физически не подходят друг другу". Сильное влечение открывает возможность счастья лишь в одном случае - когда оно побуждает человека перешагнуть через границы собственного "Я" и почувствовать обаяние личности другого человека. Благодаря чрезвычайному "небезразличию" к партнёру обостряется способность к сопереживанию и пониманию любимого человека.

62.  Психология массовидных явлений.

Массы как носители массового сознания опреде­ляются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социаль­ные общности, вероятностные по своей природе, ге­терогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». При определенной психологической неполноте, данное определение по­зволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важ­ных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на

1) большие и малые;

2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

3) сгруппированные и несгруппированные, упоря­доченные или неупорядоченные в пространстве;

4) контактные и неконтактные (дисперсные);

5) спонтанные, стихийно возникающие, и специ­ально организуемые;

6) социально однородные и неоднородные.

Понятие толпы, ее типы и особенности

В понятие "толпа" часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно используется, с одной стороны, в различных контекстах, а с другой - в различных языках, поэтому имеет неодинаковый семантический смысл. В политической публицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.

С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом "толпа" переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово "crowd", как и французское "la foule", переводят у нас однозначно: толпа. А на самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе.

По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы по типам: 1) активные, 2) пассивные. К первому типу следует отнести, прежде всего, агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Обычно такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в совершенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая давки, в которых погибло значительное число людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с празднеством по случаю коронации Николая II, а второй - в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация порядка в местах больших скоплений людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты