В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче и о них можно сказать больше.
Подростки и юноши уже мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок., т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами.
38. Понятие «Я-концепции».
Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Процесс самосознавания и его результат (Я-концепция) удобно представить схематично.
Когнитивная подструктура — некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.
В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, —- дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).
39. Понятие о бессознательном.
1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии коих субъект не отдает себе отчета.
2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.
В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями: 1) непосредственное эмоциональное вчувствование; 2) идентификация; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении).
Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и а первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (ел. восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и пр.; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного: 1) надсознательные явления (см. надсознательное); 2) неосознаваемые побудители деятельности (см. побудитель неосознаваемый) — неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (регулятор неосознаваемый); 4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения — необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.
Бессознательное — термин Фрейда, обозначающий наиболее важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые "первичные" влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Сами по себе процессы психические бессознательны, а сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.
Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства — действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов — вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него — как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего "хозяина" к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде — в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам, запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь — взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета — причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. — своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного — это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические.
40. Потребности, мотивы, ценности. Ценностные ориентации.
Потребность — субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. В данном несложном определении есть психологическая тонкость. Это разведение понятий нужды (объективной) и потребности (субъективной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответствующей потребности как отраженного, вторичного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, изучаться и на уровне биологическом, экономическом, энергетическом. Потребность психологически представлена как состояние, выраженное посредством мотивов, переживаний, желаний, интересов, ценностей, установок. Конечно, изучать проявления субъективных состояний потребности сложнее, чем объективные нужды, но такая модель точнее описывает психологическую реальность.
Перечислим основные свойства потребности.
1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной. Не бывает потребности «ни в чем», что позволяет рассматривать потребность как особую, как бы «страдательную» форму отражения предметного мира. Это отражение, не прямое, а через нужду, сквозь призму жизненной настоятельности. Потребность отражает не данность, а нужность предмета. В процессе развития, во временном жизненном цикле свойство предметности потребности может существовать в некотором скрытом, незавершенном качестве. Но затем обязательно происходит некое психологическое и поведенческое событие, когда потребность «находит» свой реальный предмет, реализуется «чрезвычайный акт опредмечивания потребности».
2.Вторым свойством потребности считается ее участие в активации деятельности. Потребность служит источником всякой активности. Она присутствует за каждой деятельностью: материальной и психической, хотя и не является реальным побудителем.
3.Потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности имеют свое течение, существуют во времени, а деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.
4.К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную динамику, изменение, развитие, которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях.
Во-первых, это изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в познании, удовлетворяемая за счет детских «почемучек», отличается от познавательной потребности, опредмеченной в книгах.
Во-вторых, изменение потребностей осуществляется за счет изменения способов удовлетворения, средств действования с предметом. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (телефон, телефакс, интернет) существенно преобразует саму эту потребность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы переживаний. Мир потребностей живет и движется, воздействуя на всю психику и бытие. Развитые человеческие потребности глубоко специфичны.
Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив — это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии — это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая особые функции. Подобно исходным потребностям, мотивы образуют собственную иерархическую систему, которая выступает одним из проявлений направленности личности.
Основные психологические функции мотива заключаются в следующем.
Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно разделять две стадии общей функции побуждения:
Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.
Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.
Ценностные ориентации – это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней,
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах убеждениях, интересах социальных установках и других проявлениях личности.
В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.
41. Предмет и методы когнитивной психологии.
Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.
В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.
Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования, однозначности человеческой психики.
42. Проблемы восприятия и мышления в гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология. При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись только взгляды на его отношение к поведению, к неосознаваемым психическим явлениям, к социальным влияниям. Но новые представления о том, как само это сознание организовано, впервые сложилось с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о «гештальте» (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. «Восприятие - это не сумма ощущений, свойства фигуры не описывается через свойства ее частей»... «Каждый момент нашего представления выделяет форму из целостного гештальта (фигуры)».
Опыт, доказывающий эти положения, состоял в следующем: наблюдение цепочки лампочек, поочередно загорающихся через определенные промежутки времени. При сокращении этих промежутков, возникает ощущение, что свет движется - восприятие движения при его отсутствии, возникновение образа, целостного структурированного пространства, элементы которого объединяются в фигуры под влиянием сознания. Этому явлению дали название - ФИ - феномен. И объяснением его служили врожденные механизмы структурирования - интеллектуальные особенности.
Сама по себе мысль о том, что целое не сводится к образующим его частям являлась очень древней. С ней можно было столкнуться также в работах некоторых психологов -эксперименталистов. Указывалось, в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в различном ключе, воспринимается как та же самая вопреки тому, что ощущения в этом случае совершенно различны. Стало быть, ее звуковой образ представляет собой особую целостность. Важные факты, касающиеся целостности восприятия, его не сводимости к ощущениям, стекались из различных лабораторий.
Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.
43. Профессионально-этические нормы работы психолога.
Психолог в своей работе должен соблюдать следующие принципы:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
44. Профотбор и профподбор. Проблема взаимного соответствия личностных качеств человека и требований профессии.
Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессионального отбора.
Профотбор — это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определённой специальности.
При отборе персонала по профессии следует учитывать четыре составляющие:
n желания, интересы и склонности личности, т.е. то, что можно обозначить термином “хочу”;
Профессиональный интерес — это эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду профессиональной деятельности.
Понятие «интерес» значимо связано с понятием «склонность», т.к. являются модальностями общего эмоционального отношения. Различия обусловлены принадлежностью к разным модальностям. Интерес — рациональная, познавательная модальность; склонность - действенная, практическая модальность. Склонность - это предрасположенность к чему-либо, реализуемая в конкретном деле; она проявляется в любимых занятиях. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие склонностей — «хочу сделать».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23