Государственный экзамен по психологии

Память – это запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом  прежних знаний, сведений, навыков.

Основными  функциями памяти, в жизни человека являются запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В основе способностей человека лежит память, которая является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память человека способна осуществлять  ряд разнородных процессов: воспринимать информацию об окружающем мире, запечатлевать её, сохранять и воспроизводить.

Виды памяти и их особенности.

Каждая из видов несет особую функцию, хранит особую форму информации, обладает своими объемами, имеют свои особенности и все они действуют на основе различных принципов.

Выдающийся материалист XVII века  Спиноза писал: «Если кто-нибудь прочтет только одну любовную историю, то превосходно удержит ее  в памяти…Но если их несколько одного и того же рода, то мы воображаем сразу их все и они легко смешиваются».

Память – это наша жизнь и воспоминания детства, это способность узнавать голоса друзей по телефону и вспоминать отпуск двадцатилетней давности при взгляде на старую фотографию, знать наизусть расписание встреч или название фильма с участием любимых актеров.

Как правило,  недостатки  одного вида памяти могут компенсироваться за  счет развития других. И это придает каждому человеку свою неповторимую индивидуальность в восприятии мира.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Обнаруживается очень рано, связана с мелкой и крупной моторикой. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Обычно признаком хорошей  двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, в движении танца.

Это память достигает полного развития очень рано, раньше всех видов и у нескольких людей  остается ведущей на всю жизнь.

Образная  (зрительная, слуховая, осязательная) память – её отличительная  особенность в том, что перед удержанием образа в памяти претерпевает информация. Образная память обычно ярче у детей и подростков.

Компьютерная метафора.

Наибольшее распространение когнитивной психологии получил вычислительный вариант Дж. Фодора, Д.Деннита в котором познавательные процессы выступают в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Это направление возникло под определенным влиянием информационного подхода. Описываемые в теории переработки информации операции, выполняемые ЭВМ, - получение информации, манипуляция символами, сохранение в «памяти» элементов информации и т.д., побуждали предположить по аналогии с компьютером, что познавательные процессы реальны и их можно исследовать. Таким образом была сформулирована компьютерная метафора: познавательные процессы стали трактоваться по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве.

Сторонники информационного подхода рассматривали человеческий ум как некоторое подобие компьютера, с тем лишь исключением, что по мере развития умственные процессы претерпевают определенные изменения. Введение в основы психологии компьютерной аналогии получило название «первой когнитивной революции».

56.  Психологический диагноз, его виды.

Современное понятие психодиагностики тесно связано с понятиями психологическое обследование и психологический диагноз.

Психологическое обследование - это применение готовой, уже разработанной психодиагностической методики, результат которого - сведения о психических свойствах конкретного обследуемого человека (испытуемого) или группы людей.

Понятие психологическое обследование тесно связано с понятием психологическое исследование, однако, следует иметь в виду разницу этих понятий и правильно применять и использовать их.

Психологическое исследование (дифференциально-диагностическое) - это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве.

Проведение диагностического обследования предполагает на­личие:  цели, объекта, предмета исследования, учёта возможных ограничений.

Существует несколько типов ограничений:

1)    по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профессиональной компетентности диагноста и т.п.);

2)    по точности и

3)    принципиальные (напри­мер, ряд переменных,  которые являются дополнительными и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).

Что же такое “психологический диагноз”? Ошибкой будет считать, что заключение о психической болезни или о предрасположенности к определённому психическому заболеванию. Практика “психиатрических клише” особенно опасна в психологии своими антигуманными последствиями. В современной психологии психологический диагноз не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Психологический диагноз может быть поставлен любому здоровому человеку и не означает отнесение к какой-либо одной заданной категории или типу личности.

Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт, мотивов, устойчивых особенностей личности, характеристик эмоционального и функционального состояния человека.

Таким образом, психологический диагноз состоит не из одного или нескольких слов, - название типа или болезни, а имеет развёрнутый и комплексный характер. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определённую систему: параметры группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния.

Можно говорить о двух типах диагноза:

Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по выраженности тех или иных качеств.

57.  Психологическое время. Образы прошлого, настоящего и будущего.

Психологическое время – феномен самосознания личности, включающий познание человеком себя как субъекта собственной жизнедеятельности.

Время собственной жизни человека, осмысляемого в понятиях его психологического прошлого, настоящего и будущего, представляет собой особую категорию времени, отличающуюся по ряду отражаемых человеком свойств от объективного (абсолютного, физического) времени.

Психологическое время характеризуется:

-          отсутствием строгой хронологии событий или их причинно-следственной связи;

-          необратимой последовательности событий (например, в памяти можно оживить прошлые события и заново их пережить, или воспроизвести в воображении свое будущее и руководствоваться этими образами в осуществлении своей активности в настоящем);

-          отсутствием непроницаемости, типичной для объективного времени.

Психологическое время определяет избирательность в осознании своего жизненного пути, пристрастное отношение к событиям своей жизни и произвольное обращение с временем собственной жизни (временную самоорганизацию).

Психологическое время подлежит ускорению, замедлению, ему свойственны иллюзии одновременности событий при их реальном несовпадении по времени и наоборот в зависимости от интенсивности деятельности человека, заполненности его времени активностью того или иного рода, от его субъективных переживаний.

Для человека важнейшим условием продуктивной временной самореализации выступает также отношение к прошлым, настоящим и будущим этапам своей жизни (т.е. аффективный компонент психологического времени). Это отношение формируется у человека в отношениях с близкими и при обедненных контактах или в силу обстоятельств, приводит к глубоким дефектам в осознании и присвоении жизненного опыта, к неудовлетворенности настоящим и к обеднению временной перспективы.

У отдельных людей в переживаниях доминирует категория прошлого, у других - категория будущего, у третьих - категория настоящего.

Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни.

Значительно легче приспосабливается к условиям жизни в люди, у которых доми­нируют переживания второго и третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строят свою жизнь и ставят перед собой цели, трудности жизни переживают значительно легче, поскольку рассматривают их как временные; этот период жизни является для них только переходным к тому, которого они ждут в будущем.

58.  Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности.

 

В российской психологии большое внимание уделялось разработке умственного развития. Л.С. Выготский , рассматривая проблему общего психического развития ребенка, основным показателем этого развития выделяет изменение функционального строения сознания. Это выражается, например, в том, что в дошкольном возрасте доминируют память, непроизвольное внимание, в школьном – развиваются мышление, интроспекция, школьник обнаруживает способность к осознанию своих психических процессов. Новообразованием в умственной деятельности школьников является развитие психических функций, произвольного внимание, логической памяти, отвлеченного мышления, воображения и т.д. Это развитие осуществляется как единый процесс. Общей основой высших функций является то, что учащийся сознает их (они «интеллектуализируются») и «овладевает» ими. Все высшие функции становятся высшими в силу их осознания и овладения ими. Это осознание и овладение, по Л.С.Выготскому, представляет собой важный эффект обучения, который выходит за пределы содержания и материала каждого предмета. Показателем умственного развития является перенос осознания и овладения с одного учебного предмета на другой.

С.Л.Рубинштейн отмечает, что важнейшим показателем общего УР, а также мышления, способностей, одаренности является широта переноса знаний.

Способный ученик переносит знаний на новые задания, неспособный не переносит. Существенным показателем развития, по мнению С.Л.Рубинштейна, может служить темп и легкость усвоения знаний, быстрота  «продвижения» в усвоении. В развитии мышления высшие ступени не вытесняют низшие, а преобразуют их. Когда развивается теоретическое мышление, то наглядно-действенное и наглядно-образное не исчезает, а преобразуется, совершенствуется. При этом можно обнаружить одновременное существование различных ступеней или уровней.

Были экспериментально выделены качества ума, определяющие продуктивность учебной деятельности в проблемной ситуации. Это основные мыслительные свойства, входящие в структуру обучаемости:

-глубина ума или обобщенность мыслительной деятельности определяется ее направленностью на абстрагирование и обобщение существенного в материале;

-гибкость ума выражается в целесообразной изменчивости мыслительной деятельности, в усовершенствовании деятельности, в поисках оптимальных путей решения проблемы;

-устойчивость ума проявляется в степени легкости решения задачи в уме, ориентация при этом на знакомые существенные признаки;

-осознанность мыслительной деятельности определяется соотношением его практической и словесно-логической сторон;

-чувственность к подсказке, помощи со стороны обучающего.

Сформировать у учащихся этих положительных качеств ума создает благоприятные условия для высокого уровня овладения новыми знаниями. Наличие же у учащихся противоположных качеств ума (поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность, подражательность, нечувствительность к подсказке) крайне затрудняет усвоение знаний.

В процессе овладения новыми знаниями у человека возникают разнообразные связи между вновь приобретенными и ранее усвоенными знаниями, между отдельными звеньями новых знаний, происходит их систематизация, формируются обобщения все более и более высокого уровня. Возникновение такого рода новообразований отражает «макросдвиг» в УР, а их накопление расширяет возможности человека в приобретении новых, более сложных знаний, увеличивает сферу их переноса в другие условия, применения к решению новых проблем, что отражает возникновение более существенного «макросдвига» в УР. Таким образом, нельзя принижать роль прошлого опыта, т.е. знаний и умений, которыми располагает данный инвалид. Интеллектуальные возможности не могут быть выявлены в зданиях, для разрешения которых нет соответствующих знаний, приобретенных навыков и умений. Но нельзя оставить без внимания и сам путь приобретения знаний, его рациональность, качества мыслительной деятельности, от которых во многом зависит ее продуктивность. Именно эти стороны мыслительной деятельности входят в содержание второго компонента УР – общих умственных способностей по усвоению знаний. Обучаемость является более надежным показателем УР.

Основу этих способностей составляет продуктивное мышление, оно определяется возможностью самостоятельного открытия новых знаний, их приобретения. Его эффективность зависит от характера и степени сформированности соответствующих качеств ума, определяющих быстроту и легкость овладения новыми знаниями, возможность решения задач.

Чем выше умственные способности, тем быстрее и легче человек приобретает новые знания, свободнее оперирует ими, тем выше и темп его умственного развития.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы ана­лиза (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целе­направленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. «Учебная дея­тельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отноше­ния ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школь­ного возраста, так и отдельных психических процессов», — под­черкивает Д.Б. Эльконин. Отношение к себе, к миру, к обще­ству, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения и реализуются в основном через нее как отношение к содержа­нию, методам обучения, учителю, классу, школе и т. д. Приме­чательно, что фактором развития личности младшего школь­ника является отношение взрослых к успеваемости, дисцип­лине и прилежанию ребенка.

В начальный период обучения учащимся первого класса тре­буется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Посте­пенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К оконча­нию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя — в умственном плане. Это означает, что их интеллек­туальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сфор­мировался внутренний план действий.

В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная и конструкторско-композици-онная деятельность.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Факти­чески в классе невозможно найти двух совершенно одинако­вых учеников.

Подросток как субъект учебной деятельности. Американский психолог А. Гезел описал особенности биоло­гического созревания, интересов и поведения детей в подрост­ковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16).

В среднем школьном возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) веду­щую роль играет общение со сверстниками в контексте соб­ственной деятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14—15 лет деятельность включает в себя такие ее виды, как учеб­ная, общественно-организационная, спортивная и художествен­ная, трудовая. При выполнении этих видов общественно полез­ной деятельности у подростков возникает осознанное стремле­ние участвовать в общественно необходимой работе, становится личностно-значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношении, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возмож­ности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психиче­ское, личностное новообразование человека — «чувство взрос­лости». Специфическая социальная активность подростка зак­лючается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценно­стей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В этом возрасте главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бес­сознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, под­росток формирует и развивает на основе рефлексии свое само­сознание, образ «Я», соотношение «реального» и «идеального Я». На основе интеллектуализации психических процессов про­исходит их качественное изменение по линии все большей про­извольности, опосредованности.

Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет)

вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора дикту­ется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот пе­риод основное значение приобретает ценностно-ориентацион-ная активность. Она связывается со стремлением к автоно­мии, правом быть самим собой.

совершаются под влиянием группы.

В этот период старшеклассники начинают строить жизнен­ные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное тре­бование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим (например, врач, пе­дагог, исследователь), но и конъюнктурой, выгодой, практиче­ской ценностью данной профессии в конкретной ситуации об­щественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15—17 лет сохраняют вер­ность призванию на пути дальнейшего профессионального ста­новления, личностного самоопределения. Личностное самооп­ределение наиболее тесно связано с типом учебного заведения (М.Р. Гинзбург).

Основным предметом учебной деятельности старшеклассни­ка, т. е. тем, на что она направлена, является структурная орга­низация, систематизация индивидуального опыта, за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Разви­тие самостоятельности, творческого подхода к решениям, уме­ния принимать решения, анализировать существующие вари­анты и критически конструктивно их осмысливать также со­ставляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты