Государственный экзамен по психологии

Однако психофизика доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны её явления.

Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, отметил: «Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве».

Опыты физиологов открывали особую причинность — психическую. Они также подрывали принятое в те времена мнение о тождестве психики и сознания.

Ещё одно направление обратило психологическую мысль к вопросу о зависимости её явлений от анатомии центральной нервной системы. Это была приобретшая огромную популярность френология (от греч. «phren» - душа, ум), которая углубила представления о материальном субстрате психической деятельности. Её автор - австрийский анатом Ф. Галль (1758-1829) предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности размещены в его определённых участках. Это якобы влияет на форму черепа, что позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и т.п.

Френология при всей её фантастичности побудила к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозге.

В дальнейшем, французский физиолог, основатель экспериментальной физиологии, Пьер Флуранс (1794 - 1867) на основе физиологических экспериментов с разрушением полушарий у птиц обнаружил, что через некоторое время у них восстанавливается поведение, независимо от того какая часть мозга была разрушена. Идеи локализационизма натолкнулись на сопротивление фактов и высказывалась идея о полной функциональной однородности мозга, его пластичности и взаимозамещаемости его функций.

Крупнейший английский невролог Х.Джексон сформулировал принципиально новый подход к пониманию локализации психических функций.

“Психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу: по отношению к двигательной активности низший уровень - это спинной мозг и варолиев мост, средний уровень - моторная область коры, высший уровень - префронтальная область. Нарушения на том или ином уровне приводят к выпадению той или другой стороны функции. В процессе эволюции происходит развитие и интеграция различных уровней мозга - формирование системы связей, которые обусловливают сложное поведение человека - его мышление, символическое действие. Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению психики”.

Противники Сеченова утверждали, будто он свел все богатство душевной жизни к дрожанию мышц. Но истинный смысл его теории был другим. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он указывал на сходство в их строении. Психо­логию он называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что само понятие о рефлексе было им радикально преобразовано, также как и понятие о психике.

       За импульс, который запускает в ход рефлекс, классические схемы принимали физический стимул. Согласно же Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель-сигнал.

Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга - органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверж­дали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно - целостное поведение.

Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга - органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверж­дали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно - целостное поведение.

Внешние раздражители становятся для него сигналами, ориен­тирующими в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор - потребность орга­низма. Модельный опыт Павлова заключался в выработке реак­ции слюнной железы собаки на звук, свет, форму и т. п.


69.  Развитие сознания и деятельности человека в ходе антропогенеза

С переходом к общественной истории, к употреблению орудий и к общественным формам труда у человека возникают принципиально новые формы отношения к действительности, и непосредственное поведение, руководствовавшееся биологическими мотивами, заменяется сложным, опосредованным поведением, которое уже оказывается отделенным от непосредственного достижения цели и приобретает более сложный характер.

При приготовлении и употреблении орудий операция изготовления их отрывается от непосредственной деятельности, изготовление орудий становится самостоятельным действием, которое в себе самом не содержит биологического мотива, но получает свой смысл только из того, что это орудие в дальнейшем будет использовано для достижения какой – либо конечной цели. При разделении функций в первобытном обществе, в процессе общественного труда это отделение деятельности от непосредственного биологического мотива становится еще более резко выраженным.

Общественная организация приводит к тому, что действие начинается одним человеком, а кончается другим человеком, и это разделение сложной психологической деятельности между двумя группами людей ведет к тому, что из биологической деятельности выделяются отдельные составные части, которые приобретают свой собственный смысл и которые становятся самостоятельными действиями. Действие поддержания огня, действие отгона дичи приобретает свой смысл только в общественном завершении труда другим человеком, и социально возникающий смысл этих действий становится важнейшим условием для формирования человеческого сознания. Поведение человека в первобытном обществе становится осознанным поведением.

Возникает сложная иерархически построенная структура деятельности, которой никогда не было у животных и которая является специфической особенностью психологической деятельности человека. Все это заставляет думать, что сложная сознательная деятельность является продуктом общественного развития и что психология является не только биологической, но и общественной наукой, наукой об общественном происхождении сознания. Все сказанное представляет, однако, лишь половину дела. Сегодня я хочу остановиться на второй половине, о которой еще не было речи.

С самого начала многие ученые считали, что язык – это специфический дар, который проявляет божественное воздействие на человека. Еще 150 лет назад многие очень крупные ученые, которые хорошо описывали строение языка, вставали в тупик перед вопросом об его происхождении и не находили никакого другого ответа, кроме признания его божественного, то есть необъяснимой природы.

Другие ученые показали корни происхождения языка в каких – то инстинктах животных, в частности в инстинкте подражания. Эта теория происхождения языка получила название ономатопоэтической или теорией звукоподражательной: разве в слове “гром” не слышаться раскаты? “Гроза” – разве в обрывистой мелодике этого слова не видится гроза? Таким образом, многие исследователи пытались вывести язык из подражания звукам природы.

Оставалось, однако неясным: во – первых, можно ли вывести все слова языка из такого подражания, и, во – вторых, что особенно важно, каковы были, собственно, мотивы, которые заставили первобытного человека в звуках подражать явлениям природы, достаточны ли эти мотивы для происхождения сложнейших и важнейших по своей функции системы языка.

Теория, которая в прошлом веке была сформулирована одним из исследователей – Нуаре, а затем была подтверждена целым рядом других наблюдений, может быть обозначена как трудовая теория происхождения языка.

Эта теория заключается в следующем. В процессе общественного труда, как указывал Энгельс, у людей возникла объективная потребность что – то сказать друг другу. Это было необходимое явление; когда над одним объектом трудятся несколько человек, например, ствол поваленного дерева тащит группа людей, то возникает объективная необходимость не просто сопровождать это какими – то возгласами или криками, выражающими эмоциональное состояние, а обозначить предмет действия или само действие известным знаком.

Это обозначение может иметь характер жеста или звука, но в обоих случаях оно обязательно должно иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто вроде следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно. Эти жесты или возгласы, по всем данным родившимся в совместном труде групп людей, были вначале очень диффузны, они объединяли жест и действие, жест и звук, они не имели никакого значения вне действия, вне труда и не возникали вне труда. Но когда они возникли в основе действия, то понять их можно было только в контексте действия. Все это обозначалось каким – то кратким звуком, а особая отрасль языковедения – палеонтология речи, то есть древнейшая история речи, прослеживает такие сложные возгласы, а значение этих возгласов, которое приобретало, именно, из трудового контекста. Сначала эти “слова” появлялись только в процессе труда, затем они стали появляться при отсутствии предметов, вне процессов труда, и тогда они стали вызывать не переживания, которые появляются во время труда, а образ того предмета, с которым труд был связан. Вот эта элементарная диффузная речь, в которой были элементы действия, жеста, тона и звука, различных для разных предметов, и послужили исходным для дальнейшего формирования языка. Сначала они были вплетены в действие, и, как можно, догадываться, человек прибегал к ним в процессе этого действия. Лишь постепенно слово, возникшее в процессе труда, состоявшее из шестов и звуков, начало отделяться от непосредственной деятельности, потеряло непосредственную связь с ним и начинало приобретать известную самостоятельность, сохраняя вместе с тем то значение, которое оно первоначально получило в процессе трудовых действий.

С.Л. Рубинштейн написал свой главный труд «Основы общей психо­логии» (1940). Лейтмотивом этого труда служил принцип «един­ства сознания и деятельности». Как отмечалось, вопрос о систем­ном и смысловом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности - центральным для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно фор­мируется в этом процессе, — таков был подход Рубинштейна к пред­мету психологии.

Это существенно изменяло перспективу конкретных исследо­ваний, призванных теперь исходить из того, что «все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь».

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его за­висимость от этих предметных действий, а не от внешних предме­тов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и от­ражает реальность в чувственных и умственных образах.

70.  Семья как социальный институт. Воспитание детей в семьях различного типа.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущие совместное домашнее хозяйство. Во внутрисемейных отношениях реализуются самые различные потребности человека. Различают 'социально-экономические, хозяйственно-экономические, юридические, нравственные, психологические и эстетические сферы семейных отношений.

Семейно-бытовые отношения - сложная и многообразная сфера жизни человека, которая оказывает существенное влияние на развитие личности, формирование моральных, этических норм поведения, идеалов, ценностей, социальных установок, привычек и навыков поведения.

Функционирование семьи предполагает постоянное и интенсивное межличностное общение всех ее членов, каждый из которых имеет свой характер, привычки, взгляды, ценности, идеалы. Психологические семейные отношения входят в круг проблем, изучаемых психологией, педагогикой, психотерапией, социологией. Под ними подразумевают преодоление психологических противоречий между супругами, родителями и детьми; постоянное обновление и углубление тех чувств, которые их связывают: любви, уважения, доверия, дружбы, гордости; создание здорового психологического климата в семье, психологической совместимости; формирование чувства принадлежности к семье.

Семья выполняет определенные функции: репродуктивную, воспитательную, восстановительную, хозяйственно-потребительскую. Репродуктивная функция - воспроизводство в детях численности родителей. Повышение рождаемости должно явиться следствием формирования у молодежи, вступающей в брак, положительной установки на репродуктивное поведение, проявляющейся в воспитании чувства уважения к семье, любви к детям, ко всему семейному коллективу.

Хозяйственно-потребительская функция семьи включает в себя ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, проблему женского труда и лидера в семье, социализацию ребенка в процессе приобщения его к ведению домашнего хозяйства. Все функции семьи взаимосвязаны.

Восстановительная функция семьи - это взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, организация досуга и отдыха. Для осуществления этой функции необходимыми условиями является разумное чередование труда и отдыха, соблюдение режима питания, занятия физкультурой и спортом, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек (курение, употреб­ление спиртных напитков). Но не менее важны проявления взаимного уваже­ния и взаимной любви всех членов семьи. Возросший темп жизни, усложне­ние производства, расширение общения приводят к тому, что человек все больше и больше начинает страдать от психических перегрузок. Испытывать положительные эмоции, полноценно отдыхать он должен именно в семье, в кругу близких людей.

Воспитательная функция также является одной из наиболее важных в семье. Основы таких личностных качеств, как доброта - злобность, правдивость - лживость, общительность - угрюмость, трудолюбие - леность, стремление к справедливости - беспринципность и многие другие закладываются именно в семье. Тот характер общения, который складывается и в отношениях родителей между собой, и в их отношениях к детям сказывается на качественном содержании идеалов и ценностных ориентации подрастающего поколения, на усвоении им моральных, нравственных, этических и эстетических норм. Следует также подчеркнуть, что воспитательная функция семьи охватывает не только воспитание детей, но и постоянное самовоспитание родителей, повышение культурного и нравственного уровня, раскрытие лучших сторон личности.

Существенную часть внутрисемейной жизни у большинства супружеских пар занимает забота о детях, их воспитание и общение с ними. Часто споры между супругами возникают на почве того, что один из них недостаточно заботится о детях, не принимает участия в их воспитании. Либо на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости, рукоприкладстве или, наоборот, в безразличии, поощрении непослушания и культивировании изнеженности.

Существует разные классификации типов семейного восвитания:

1)    Авторитетный тип (тёплые отношения с высоким контролем) - признаёт и одобряет автономию детей, открыт для общения и обсуждения, допускает требования ребёнка в разумных пределах. Дети - более адаптированые, уверенные в себе, хороший самоконтроль, развитые социальные навыки, стремление к учёбе, высокая самооценка.

2)    Авторитарный тип (холодные отношения с высоким контролем) - опирается на приказания, требует бесприкословного подчинения, закрыт для постоянного общения, не допускает обсуждения правил и требований, на словах - свобода, на деле - подавление. Дети - замкнутые, угрюмые, непритязательные, раздражительные, девочки - пассивно-зависимые, мальчики - неуправляемые и агрессивные.

3)    Индиферентный тип (холодные отношения с низким контролем) - безразличный к детям, нет никаких ограничений, закрыт для общения, безразличие сочетается с враждебностью. Дети - непредсказуемы, часто деликвентное поведение.

4)    Либеральный тип (тёплые отношения с низким контролем) - слабо регламентирует поведение, избыток свободы, открыт для общения со стороны ребёнка. Дети - непослушание, неадекватность, импульсивность, агрессивность, в благоприятной среде - творчество.


71.  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда  воспитания и развития ребенка.

Воспитание это процесс, посредством которого осуществляются позитивные изменения личностей субъектов педагогического взаимодействия. Ведущую роль в формировании личности имеет семейное воспитание.

В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами признаков: неприятие - расположение и терпимость (самостоятельность, свобода) - сдерживание (контроль). Родители, которые позитивно настроены относительно детей, считают, что их дети обладают многими положительными качествами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с об­разом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии).

Весьма велика зависимость ребенка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, это, естественно, порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу.

Семья осуществляет социальный контроль за поведением ребенка. Неспособность семьи выполнять функцию контроля ведет к нарушению его поведения, так и к нарушениям в развитии личности.

Ребенок овладевает социальными ролями, расширяется его круг общения, все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен в организме и личности ребенка. Поэтому он остро нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи: в объяснении, информировании, содействии в формировании оценки самых разных сторон жизни. Неспособность семьи справиться с новой задачей ставит ребенка в трудное и уязвимое положение, обусловливая его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая его перед лицом различных трудностей и противоречий.

Развитие детей ставит перед взрослыми членами семьи новые сложные требования. Нарушения во взаимоотношениях родителей с, детьми становятся для ребенка источником психической травматизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты