Государственный экзамен по психологии

Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, психологическим и паспортным (хронологическим) возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса, кроме того, эта схема содержит социально и индивидуально значимые возрастные особенности человека, связанные с изменением его места в системе культурных отношений, - появление своей семьи внутри родительской, взросление детей; пенсионный возраст, приближение смерти и т.п.

Хронологический (паспортный) возраст – показатель времени проживания субъекта от момента рождения.

Психологический возраст – это показатель психологической зрелости, опыта и самосознания субъекта как личности.

Психологический и хронологический возраст человека по известным причинам может не совпадать.

17.  Индивид,личность,индивидуальность.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие тер­мины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти поня­тия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природ­ного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид — это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) челове­ческого развития.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие конкрет­ного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых- качеств человека. В связях человека с об­ществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Соци­ология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера — это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень раз­вития личности определяется характерными для нее отноше­ниями. При низком уровне развития отношения личности обус­ловлены в основном утилитарными, "деляческими", интере­сами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность — значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными прин­ципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отно­шения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятель­ность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенден­ция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, гово­рящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем лич­ностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, фор­мирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может оли­цетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности — формирование системы ее социаль­но положительных качеств — требует определенных обществен­ных предпосылок, социального запроса, нейтрализации фак­торов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализа­ции в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии — своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уров­ни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое свое­образие его поведения и в конечном итоге — тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни — устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни — общее на­правление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия — высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объектив­но значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

18.  Индивидуальные стили деятельности в общении.

Общение - взаимодействие людей, сост. в обмене между ними информацией, познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение - это многоплановый процесс контактов между людьми, порожденный потребностью совместной деятельности. В зависимости от содержания, целей и средств общения можно разделить на несколько типов.

Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных качеств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю индивидуальной деятельности, можно выделить 2 группы:

1) приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека;

2) способствующие к максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто являются отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать или расходиться с темпераментом. Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы.

Между тем, исследования показали, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Тип темперамента необходимо принимать во внимание там, где работа предъявляет особые требования к динамическим особенностям деятельности. Продуктивность работы связана с особенностями темперамента человека:

Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

Инертные флегматики особенно легко осуществляют медленную и плавную деятельность, со стереотипными способами действий, пунктуально и скрупулёзно соблюдая установленный порядок.

Меланхолики сильнее мотивированы на выполнении наиболее простой деятельности, они меньше устают и не раздражаются от постоянных повторений.

Холерики имеют низкую продуктивность в рутинных ситуациях, когда их деятельность чётко регламентирована и не допускается включения в неё индивидуальных приёмов.

19.  Компьютерная психодиагностика.

Компьютерная психодиагностика – это диагностические процедуры, которые предполагают сбор и обработку диагностической информации в режиме диалога испытуемого с компьютером.

Компьютерные тесты принято выделять в отдельную группу, так как последнее время этот автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ получает всё большее распространение. Тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ. При компьютерном тестировании значительно облегчается обработка данных, которые могут быть представлены в виде таблиц, графиков, рисунков. Важно подчеркнуть, что этот тип тестирования позволяет провести анализ таких данных, которые в других случаях получить невозможно. Это может быть время выполнения каждого задания теста, количество отказов или обращений за помощью и т.д. Благодаря этому психолог получает возможность провести углубленную диагностику индивидуальных особенностей мышления испытуемого, темповых и других характеристик его деятельности.

По содержанию компьютерные  тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений.

1.     Тесты специальных способностей, предназначенные для диагностики специальных (частных) способностей разработаны для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

Эти тесты направлены на диагностику таких способностей, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности или нескольких её видов. Поэтому различают тесты математических, технических, музыкальных, художественных и других способностей

2.     Тесты интеллекта, которые предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание), а также познавательные способности: к анализу, синтезу и обобщению. Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.

3.     Тесты учебных и профессиональных достижений (тесты успешности, дидактические тесты), которые используются для диагностики успешности обучения. Тесты достижений, позволяю­т оценить уровень (или степень) овладения каким-либо видом деятельности. В основе различных тестов достижений лежат раз­ные представления и модели деятельности.

Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Тесты интеллекта не направлены на диагностику конкретных знании или навыков, а требуют от испытуемого умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определнные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижении, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определённой степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Частным случаем тестов достижений являются педагоги­ческие тесты, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной дея­тельности. Педагогический тест представляет собой сово­купность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и другие ин­тересующие педагога характеристики личности учащегося.

Тесты-опросники – это тоже тесты, содержащие перечень вопросов или утверждений с заданными вариантами ответа, в которых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения, но ключ к вопросам или утверждениям в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а при помощи особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также разных аспектов личности - отношений, установок, мотивации, интересов, ценностных ориентации, самооценки, эмоционального склада и др.

Методики субъективного шкалирования и самооценки характеризуются тем, что испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нём самом. Сдвиг субъективной точки отсчёта при таком шкалировании – информативный признак для выводов о ценностных ориентациях самого испытуемого. Методики субъективного шкалирования позволяют получить субъективную картину мира личности, какая она есть, и применяются для диагностики системы представлений.

Кроме тестов в практике компьютерной диагностики применяются также и многие проективные диагностические методики и аппаратурно-поведенческие методиуи.

Достоинства компьютерной диагностики:

-                    стандартизация условий и результатов, в связи с чем методики относительно независимы от квалификации пользователя, которая необходима в этом случае лишь для подготовки комплексного заключения по результатам обследования, сокращается живой труд квалифицированных психологов при массовом обследовании.

-                    оперативность и экономичность по времени, так как тестирование занимает гораздо меньше времени по сравнению с другими методиками;

-                    надёжность результатов обследования, сокращение возможности “слабых” показать высокие результаты, а “сильных” - низкие;

-                    справедливость, которую следует понимать как защищённость от предвзятости психодиагноста, так как компьютер ставит всех испытуемых в равные условия;

-                    психологическая адекватность, наличие в тесте большого количества кратких заданий средней трудности, которое даёт многим испытуемым (особенно тревожным и неуверенным в себе) шанс “зацепиться”, поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку “на преодоление” для того, чтобы показать наивысший результат;

Недостатки компьютерной диагностики:

-                    опасность “слепых” автоматических ошибок, в случае если испытуемый неправильно понял инструкцию и отвечал совсем не так, как это требуется, или по каким-либо причинам применил искажающую тактику;

-                    опасность профанации, так как внешняя лёгкость проведения компьютрных тестов прельщает людей без надлежащей психологической квалификации, которые, оснастившись тестами, им самим непонятного качества, предлагают свои услуги “всем и вся”;

-                    потеря индивидуального подхода, возможность упустить индивидуальность нестандартного человека, в результате чего, испытуемые это чувствуют, и у людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определённое нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя заданиях;

-                    отсутствие доверительной обстановки, формализованный характер самой процедуры компьютерного тестирования оборачиваются тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нём лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях;

-                    для применения тестовых методик и получения валидных и достоверных результатов испытуемый должен обладать определённой интеллектуальной зрелостью и навыками работы на компьютере.

20.  Конфликты в организации. Социальные конфликты.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликты также могут быть:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты