Государственный экзамен по психологии

1) Позиционные конфликты или конфликты значимости, напоминают детские споры “кто главнее”. Возникают как на межличностном, так и межгрупповом уровне. На межличностном уровне личности - группа конфликтов значимости часто возникает на почве действительной пли кажущейся недооценке вклада личности, её роли в решении задач организации.

2) Динамические конфликты имеют социальную природу и возникают в новых коллективах, где ещё не устоялась неформальная структура. Любая группа проходит определенные этапы развития, в т.ч. этапы сплочения и борьбы за лидерство. Можно по -  разному относится к этому факту, но быстрее всего  группа сплачивается на почве борьбы против общего врага; если не удается найти врага вне группы, то группа выдвигает кандидата на эту роль из своих рядов (превращая его в виновника всех неудач).

Внутригрупповые противоречия, приводящие к конфликтам:

- между возрастающими потенциальными возможностями   группы и её актуальной деятельностью.

- между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграция её с  группой.

В организации, учреждении или фирме причины деловых конфликтов могут быть следующие:

ü        ограниченность человеческих и финансовых ресурсов,

ü        взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения производственных заданий,

ü        различные представления о целях и ценностях,

ü        различия в уровне интеллектуального развития и образованности,

ü        неумение людей общаться друг с другом.

21.  Личность и ее диагностика. Психометрия.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступа­ющий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социаль­ное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С.Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецирован­ный на плоскость социальности, одновременно является личнос­тью. Причем у каждого человека существует несколько личност­ных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъек­тивными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных гуманитарных конструкций. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендент на «Человека разумного», поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей личности - это сложный многоуровневый процесс, включающий в себя диагностику следующих сфер личности:

1.     Диагностика интеллектуально-познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления воображения, уровня и структуры интеллекта).

2.     Диагностика свойств темперамента и характера личности.

3.     Диагностика потребностно-мотивационной сферы (потребностей, мотивов и целей) и уровня притязаний личности (уровня трудности цели, выбора субъектом цели очередного действия желаемого уровня самооценки личности (уровня “Я”)).

4.     Диагностика экзистенциально-бытийной и морально-нравственной сфер личности (субъектных самопрезентаций существования личности: экзистенциональная уверенность/неуверенность, одиночества, факторов осмысленности жизни, локус-контроля).

5.     Диагностика действенно-практической сферы личности (способностей (условий их проявления и развития), креативности, жизненного и профессионального самоопределения, межличностных отношений).

Диагностика личности возможна благодаря психометрии и психодиагностике.

Психологов всегда интересовала степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня притязаний, личностных качеств и т.п.), а также возможность сравнения людей между собой, оценки их индивидуальных различий. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX — начале XX вв. стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня развития психических процессов. Это направление в современной психологии получило название психодиагностики.

Психометрия – это квантифицированная оценка (или измерение в определенных еденицах) степени выраженности психических свойств личности.

Суть любого измерения психических процессов заключается в том, чтобы квантифицированному ряду значений, характеризующему исследуемый процесс, поставить в соответствие ряд чисел или других символов. Этот числовой (символический) ряд позволяет психологу в обобщённом, абстрагированном виде рассматривать степень выраженности, количество или частоту проявлений изучаемого процесса. В измерительных процедурах подобный числовой ряд получил название “шкала”. Только в отличие от известных эталонных метрических шкал, имеющих в качестве кванты (“кванта” -  единица измерения) сантиметр, секунду, частоту колебания и т.д., единицей измерения большинства психологических шкал выступает субъективное различение, т.е. квантуется исследуемый процесс.

разработок Френсиса Галътона (1822 1911), который первым их применил для измерения психических свойств. Ещё одной его заслугой была разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям.

В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы Джеймса Кеттела (1860-1944) с его “умственными тестами”, которые содержали измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и т.д. Измерением памяти у школьников занимался Герман Эббингауз (1897). Во Франции в 1908 г. свою первую шкалу умственного развития для детей создали Альфред Бине и Теодор Симон. Когда США вступили в Первую мировую войну, под руководством P.M. Йеркса (1876-1956) были разработаны армейские так называемые “альфа и бета-тесты”, позволяющие отобрать годных к военной службе лиц. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта.

Тестирование получило мощнейший стимул для своего развития, и вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности. Их начали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта IQ учитывался при приёме в учебные заведения и на работу. Однако вскоре стало ясно, что применяемые тесты являются очень грубым инструментом и область их применения весьма ограничена. Тем не менее они широко распространены, продолжают совершенствоваться и применяться для разных целей.

Наряду с тестами интеллекта в ответ на запросы практики возникли также тесты достижений. Их ещё называют тестами объективного контроля успешности: школьной, профессиональной, спортивной и т.п.


22.  Межличностные отношения в разных типах семей, динамика их развития.

Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью.

Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Семья - это такая область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности как биологические, так и социальные. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определённые отношения с обществом и членами своей семьи.

Сферы межличностных отношений в семье.

Семья как социальная система реализует своё бытие через определённые виды отношений, которые являются её подсистемами и обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий.

Социально-биологические отношения в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождаемость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор, гигиену вообще, физическое совершенствование как детей, так и взрослых членов семьи, проблему наследственности.

Хозяйственно-экономические отношения в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями, образуют материальную основу бытия семьи и одновременно служат хозяйственно-экономической основой как социально-биологической, так и культурной преемственности. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.

Юридические отношения охватывают сферу прежде всего мотивации брака, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми и другими родственниками, наследования, усыновления, охраны интересов членов семьи.

Нравственные отношения - такие как любовь и долг между супругами, любовь родителей к детям и ответные чувства детей к родителям, мужское и женское достоинство как нравственные ценности семейных отношений, вся сфера нравственного воспитания и самовоспитания. Нравственные отношения неотъемлемая часть повседневной семейной жизни, основа культурной преемственности, осуществляемой в семье.

Психологические отношения - это объективная необходимость совместной жизни в семье, в которой человек представляет собой особенный, неповторимый психологический мир. Эта сфера сосуществования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития самых разнообразных чувств, психологических установок, психологической совместимости, психологического климата.

Эстетические отношения самым тесным образом примыкают к нравственным и психологическим и во взаимном проникновении образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят такие процессы, как эстетическое восприятие и самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища, любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, удобства семейного быта.

Нетрудно заметить, что семья обладает относительной самостоятельностью своего развития, которая выражается в том, что у неё есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития. Прежде чем коснуться другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на теснейшую взаимосвязь различных сфер её отношений.

Современные психологи установили существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений. Суть его довольно проста:

“Все, без исключения, сферы семейных отношений причинно взаимосвязаны друг с другом”.

А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны, и стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдёт и в других.

Динамика супружеских отношений

Супружеская связь не может оставаться одинаковой, она постоянно меняется и развивается. Вполне естественно, что в отношениях супругов время от времени могут возникать некоторые непредвиденные изменения, однако кроме того, существуют опредёленные закономерные изменения, типичные для развития брака во времени.

Если сравнить периоды ухаживания и молодожёнства с последующими периодами, то виден типичный переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнёре с реальными мелочами повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы.

Особые стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома, а также периоду паники по поводу “закрытых дверей” и инволюции чувств.

Стадии развития отношений

Выделяются следующие стадии развития: молодое супружество, супружество средних лет, супружество зрелых лет и супружество пожилого возраста. Каждая из них имеет характерную психологическую атмосферу и типичные проблемы, требующие своего разрешения.

Молодое супружество - продолжается до 10 лет совместной жизни, возраст супругов обычно от 18 до 30 лет. В этот период супруги привыкают друг к другу, устраивают свой быт, часто вначале не имеют своей квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство.

Супруги ожидают детей, с рождением которых возникает ряд особенностей, связанных с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Совместная жизнь требует немалых затрат, часто превышающих заработки молодых, поэтому их материально поддерживают родители. Особую проблему составляют ранние браки, когда один или оба супруга моложе 18 лет. Риск таких браков обусловлен недостаточной психологической зрелостью партнёров, низким уровнем развития, проблемами с жильем и заботами о детях.

Супружество среднего возраста охватывает период 10-25 лет от момента заключения брака, возраст супругов от 30 до 45 лет. В этом возрасте люди экономически активны, обычно занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.п. В доме уже нет как правило маленьких детей, дети школьники или студенты, которые постепенно становятся всё более самостоятельными, ищут пути в жизни, самоутверждаются. Проблемы этого периода касаются воспитания детей, взаимоотношений с детьми-подростками.

Супружеством зрелого возраста назван период, наступающий после 25 лет совместной жизни, супруги в возрасте 45-60 лет. В данный период снижается скорость психических процессов, уменьшается способность освоения нового, падает уровень оригинального, творческого и гибкого мышления, однако это хорошо компенсируется большим объёмом накопленной информации и жизненным опытом. В этот этап обычно проходит климактерический период у женщин, который часто сопровождается повышенной напряжённостью и лабильностью психических процессов. К концу этапа с выходом супругов на пенсию изменяется стереотип их жизни. Дети уходят и создают собственные семьи. Супруги привыкают к тому, что они опять, как и в начале совместной жизни, остаются одни, или привыкают жить с семьями своих детей и воспитывать внуков.

Супружество пожилого возраста .характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. При сужении социальных контактов в некоторых случаях усиливается давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании. Конфликты между стариками могут возникать как отражение их конфликта с детьми или на основе различного отношения к ним. Жизнь стариков обычно обогащает общение с внуками и забота о них.

Трудности чаще всего возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

23.  Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные  конфликты. Способы их разрешения.

С политико-психологической точки зрения, в большинстве случаев обострение национально-этни­ческих проблем в современном мире связано с ослаб­лением связей более высокого порядка, объединяющих людей в наднациональные группы.

Национально-этнические проблемы в ряде других стран обостряются в силу того, что отдельные этниче-ские общности никак не могут встроиться в общенациональное устройство. В этом корни сепаратизма басков в Испании или католиков в Северной Ирландии. Внеш­ние причины могут быть разными — социально-эконо­мическими или религиозными, но внутренние, полити­ко-психологические причины одинаковы.

Одновременно с ростом национального самосоз­нания в отдельных случаях и, соответственно, с рег­рессом политического поведения к досоциальным, на­ционально-этническим механизмам и общностям, в массе превалируют другие тенденции. В большинст­ве, идет развитие межнациональных тенденций. Оно может проявляться и называться по-разному. Лидеры советского социалистического эксперимента несколь­ко десятков лет говорили об образовании «новой ис­торической общности» в виде «советского народа». Правда, времени не хватило — общность оказалась не­устойчивой и рассыпалась. Американцы за двести лет сконструировали практически то же самое — новую историческую общность, «американский народк, хотя и на совершенно иной, как выяснилось, более устой­чивой основе. Канадцы периодически балансируют на грани то укрепления единства столь же многонацио­нальной общности, то ее распада по национально-язы­ковому принципу. В мире достаточно примеров и пер­вого, и второго, и третьего, промежуточного типа.

Причины конфликтов понятны: противоречия по­требностей и интересов разных общностей могут доводиться идеологами до раскола сознания. Тогда кон­фликт неизбежен. Простейший политико-психологиче­ский выход из него — в психологически грамотно орга­низованных переговорах, позволяющих либо совместить конфликтующие потребности и интересы, либо найти более широкие потребности и интересы, реализация которых удовлетворила бы конфликтующие стороны на более высоком уровне. Более сложный выход — орга­низация психологически грамотной системы социально-политических акций, позволяющих либо совсем выйти из конфликта одной из сторон, либо найти тот уровень компромисса, который позволяет «сохранить лицо» (в виде основных потребностей и интересов), но не допускает взаимного истребления. В практике XX века эти вопросы объединены уже в политологическую проблематику «национального примирения» и «межна­ционального согласия».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты