Государственный экзамен по психологии

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на эксперимен­тальных исследованиях и теоретическом анализе, Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.

Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливани­ем типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с

какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением) определя­ется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма по­вторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмыслен­но рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неиз­вестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своей теории он предла­гает вариант программированного обучения, предполагающий расчлене­ние материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждого шага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терми­нах реакций, а человек - как реактивное существо, подвергающееся воз­действиям внешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы, ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннера способствует решению социальных проблем путем кон­троля одних людей над другими.

Оценивая необихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в современной психологии. Наука о по­ведении способствовала утверждению объективного метода в психологии



4.      Большие социальные группы.


Большая социальная группа — количественно неограни­ченная общность людей, выделяемая на основе различных со­циальных признаков — демографических, классовых, нацио­нальных, партийных. В больших группах формируются куль­турные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценно­сти — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом,имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое созна­ние (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочте­ний. Отдельные стереотипизированные элементы сознания пе­реходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирова­ние соответствующего типа личности — типичных представи­телей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп форми­руют общественное мнение — групповые устремления и чув­ства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определен­ным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем ("По­литика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. etnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего един­ства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство тер­ритории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, при­вычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью; обладают этническим самосознанием, основа ко­торого — представление об общности происхождения всех пред­ставителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психи­ческий склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обы­чаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стерео­типы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оцен­ки достоинств этнических групп, основанные на расхожих сте­реотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловли­ваются этноцентризмом — приданием своему этносу эталон­ных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспри­нимать явления этнической и межэтнической жизни опреде­ленным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импуль­сивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случа­ях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

По месту больших социальных общностей в системе обще­ственного производства различаются общественные классы (от лат. classis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференци­ацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жиз­ни, социально-психологическом складе, типичных эталонах по­ведения. Наряду с этим большие группы входят в единый соци­ум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпи­зодические интересы, подверженная единой эмоционально-со­знательной регуляции на основе общих общезначимых объек­тов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремаль­ные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную ре­гуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, со­ставляющих аморфное образование, не имеющих обычно не­посредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические соци­ально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией раз­личных средств массовой коммуникации, потребителем произ­ведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значи­тельным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).



5.      Влияние семейных отношений на психическое развитие детей.


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Первая задача  родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

 Вторая задача  -  сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей  вырабатываются принципы общения:

1)       Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2)       Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3)       Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно  требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

                Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.


6.      Внимание и память как общепсихологические категории.


Внимание — особая форма психической актив­ности, которая проявляется в направленности и сосредоточеннос­ти сознания на значимых для человека предметах, явлениях ок­ружающей действительности или собственных переживаниях.

Важной закономерностью внимания является его избира­тельность, которая проявляется в том, что человек, сосредото­чиваясь на чем-то одном, не замечает другого. Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, он не слышит, что его зовут, не замечает препятствий на пути.

Избирательность внимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человека предметов и пе­реживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметы внимания ярче отображаются в сознании.

Внимание необходимо во всех видах сенсорной, интеллек­туальной и двигательной деятельности.

                Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Память человека – ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в   памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Успешность памяти  зависит:

·          от степени завершенности действий запоминания;

·          от интересов и склонностей личности;

·          от отношения личности к той или иной деятельности;

·          от эмоционального настроя; от волевого усилия;


В памяти  людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

·          в различной скорости запоминания;

·          в прочности сохранения; в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливаются типы памяти.






7.       Внутриличностные конфликты. Фрустрация.

Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я», снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличие проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера:  психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера:  снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности – характеристика психологического конфликта.

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира мира личности вступают во внутриличностный конфликт, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта:

1.        мотивационный

2.        нравственный

3.        конфликт нереализованного желания

4.        ролевой конфликт

5.        адаптационный

6.        конфликт неадекватной самооценки.

Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутренного мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов – все это является полем внутриличностных конфликтов.

Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Они могут быть конструктивными и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы, или ведут к развитию невротических реакций.

Фрустрация - близкое по своему проявлению к стрессу - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели. Фрустрация сопровождается целым рядом отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность человека. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень фрустрации зависит от с илы и интенсивности воздействующего фактора. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Фрустрация является почти неизбежным следствием противоречия между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность и поведение. Они могут быть конструктивными и разрушительными.

Конструктивный момент фрустрации состоит в том, что эмоциональная напряженность, вызвавшая ее, активизирует психическую деятельность человека по поиску выхода из конфликтной ситуации между его потребностями и социальными ограничениями по их реализации. Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели удовлетворяющей ту  или иную потребность. Как, например, потребность в общении с близкими во многом успешно замещается перепиской, телефонными переговорами, хотя и не реализуются в полной мере. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходе в адаптированное к данным условиям состояние. Эти явления могут выражаться, в отыскании возможностей удовлетворять свои потребности в рамках ограничений, в замене целей, достижение которых есть реализованная потребность. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Так, например, потребность в самоутверждении и вместе с тем к сохранению уважения со стороны окружающих людей, ранее казавшиеся несовместимыми и прямо противоположными, вдруг оказывается легко удовлетворимой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты