Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе, Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.
Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с
какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.
Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своей теории он предлагает вариант программированного обучения, предполагающий расчленение материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждого шага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терминах реакций, а человек - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы, ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннера способствует решению социальных проблем путем контроля одних людей над другими.
Оценивая необихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в современной психологии. Наука о поведении способствовала утверждению объективного метода в психологии
4. Большие социальные группы.
Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.
Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом,имеет групповую психологию.
В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.
Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.
Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем ("Политика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.
Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.
Этническая группа, или этнос (от греч. etnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью; обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).
В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.
Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.
В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.
По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. classis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.
Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.
Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.
Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.
Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).
5. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.
Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
6. Внимание и память как общепсихологические категории.
Внимание — особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.
Важной закономерностью внимания является его избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает другого. Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, он не слышит, что его зовут, не замечает препятствий на пути.
Избирательность внимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человека предметов и переживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметы внимания ярче отображаются в сознании.
Внимание необходимо во всех видах сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности.
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Память человека – ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.
Успешность памяти зависит:
· от степени завершенности действий запоминания;
· от интересов и склонностей личности;
· от отношения личности к той или иной деятельности;
· от эмоционального настроя; от волевого усилия;
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
· в различной скорости запоминания;
· в прочности сохранения; в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливаются типы памяти.
7. Внутриличностные конфликты. Фрустрация.
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.
Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я», снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличие проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.
Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.
Длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности – характеристика психологического конфликта.
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира мира личности вступают во внутриличностный конфликт, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта:
1. мотивационный
2. нравственный
3. конфликт нереализованного желания
4. ролевой конфликт
5. адаптационный
6. конфликт неадекватной самооценки.
Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутренного мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов – все это является полем внутриличностных конфликтов.
Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Они могут быть конструктивными и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).
Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы, или ведут к развитию невротических реакций.
Фрустрация - близкое по своему проявлению к стрессу - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели. Фрустрация сопровождается целым рядом отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность человека. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень фрустрации зависит от с илы и интенсивности воздействующего фактора. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Фрустрация является почти неизбежным следствием противоречия между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность и поведение. Они могут быть конструктивными и разрушительными.
Конструктивный момент фрустрации состоит в том, что эмоциональная напряженность, вызвавшая ее, активизирует психическую деятельность человека по поиску выхода из конфликтной ситуации между его потребностями и социальными ограничениями по их реализации. Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели удовлетворяющей ту или иную потребность. Как, например, потребность в общении с близкими во многом успешно замещается перепиской, телефонными переговорами, хотя и не реализуются в полной мере. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходе в адаптированное к данным условиям состояние. Эти явления могут выражаться, в отыскании возможностей удовлетворять свои потребности в рамках ограничений, в замене целей, достижение которых есть реализованная потребность. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Так, например, потребность в самоутверждении и вместе с тем к сохранению уважения со стороны окружающих людей, ранее казавшиеся несовместимыми и прямо противоположными, вдруг оказывается легко удовлетворимой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23