Государственный экзамен по психологии

11.  Гештальтпсихология.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М.Вертгеймера, В.Келера, К.Коффки и К.Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - «Эксперимен­тальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предмет том психологической науки является исследование содержания пси- хики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет, психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала ■ прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась нОвая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внима­ние проблеме психического развития, так как само развитие отож­дествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций оН0 видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспе­риментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глу­бинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде раз­личных схем в психическом поле. При этом гештальты могут из­меняться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано зна­чение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить про­цесс формирования представлений об окружающем, доказало зна­чение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные меха­низмы творческого мышления.



12.  Гуманистическая парадигма в психологии.

Гуманистическая психология -  это одно из ведущих направлений современной психологии. Развивалась в 50-е годы в Калифорнии  в ответ на негуманность и редукционизм бихевиоризма и психоанализа зародилось психологическое движение, получившее широкое распространение в мире, которое назвали гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на природу человека.

У истоков этого направления психологии стояли психологи Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Предметом исследований служил индивидуальный опыт человека, а основным методом был - интроспективный. Феноменология субъективных переживаний - это основа гуманистической психологии.

По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точ­ка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, - убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно

К. Роджерс считал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, он выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала. Роджерс полагал, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным на столько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биоло­гических потребностей.

Я-концепция. Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является неотъемлемой частью роджерковской теории, он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека. Самость, или Я-концепция определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, .связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый.

Я - концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть, и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я - идеальное. По Роджерсу, Я - идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Другой психолог - Маслоу - создал иерархическую теорию фундаментальных потребностей и самореализации человека, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации. 

Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение и самореализация.

Иерархическая теория потребностей Маслоу. Он первый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой.

Данные потребности составляют пять основных уровней (“пирамиды” начиная с её основания):

1.                 Основные физиологические потребности. — это потребности в пище, воде, воздухе, сне, жилище, мускульной активности, сексуальном удовлетворении, те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Их чаще называют первичными, базовыми.

2.                 Потребность в безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: Каждый человек хочет иметь хорошее жильё, избежать болезней, боли и травм, сохранить здоровье и работоспособность на долгие годы, быть защищённым от страха и других страданий. В сознание человека прочно вжилось желание чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

3.                 Социальные потребности. Э. Мэйо в своё время открыл такую характеристику личности, как социабельность. Человеку свойственно желание постоянно ощущать контакт с себе подобными. Эта потребность имеет многообразные проявления. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, нуждается в эмоциональной привязанности, поддержке, желает быть членом определённой социальной группы людей, участвовать в общественных: мероприятиях и т.п. Известно, какие деформации происходят в личности после, долгого пребывания в статусе безработного, когда человек оторван от трудового коллектива. Тяжело переносят уход на пенсию, отрыв от своего коллектива ветераны труда, инвалиды.

4.                 Потребности в признании и самоуважении. Мало чувствовать собственную нужность для организации, люди хотят быть в своей среде уважаемыми, признаваемыми в качестве уникальных личностей. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.

5.                 Потребности в самовыражении, самореализации, самоактуализации. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т.п. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Под самоактуализацией Маслоу понимает “труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать, и человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть” Предполагается, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти своё место в жизни.

Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. Маслоу подчёркивал, что "всякий раз, когда человек берёт на себя ответственность, он самореализуется". Но это только часть характеристики такой личности. Самоактуализирующаяся личность — это нонконформистская персона. Она не завершает своё совершенствование, она всё время реализует свои способности. Ясно, что не все добиваются полного удовлетворения этих потребностей, но такая возможность есть у каждого.

Итак, теория Маслоу включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:

-                    люди постоянно ощущают какие-то потребности;

-                    люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;

-                    группы потребностей находятся в иерархическом расположении, по отношению друг к другу;

-                    потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям (удовлетворённые потребности не мотивируют людей);

-                    если одна потребность удовлетворяется, то её место занимает другая;

-                    обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;

-                    потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения;

-                    потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;

-                    потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Теория потребностей Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. Однако в концепции есть ряд уязвимых моментов:

-                    потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.);

-                    далеко не всегда наблюдается жёсткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в “пирамиде” Маслоу;

-                    удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию (потребности признания и самовыражения могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения и гасить физиологические потребности).

Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определения не вписывается в эти критерии.

13.  Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, дезадаптации, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и этического контроля над собственным поведением.

Основные причины девиантного поведения:

1. Социально-педагогическая запущенность + результат.

2. Криминальная деформация личности (система асоциальных взглядов) всегда сочетается с № 1.

3. Особенности психологии пубертата (биологический фактор)

4. Пограничные нервно-психические расстройства (ПНПР): патология характера, остаточные явления органического поражения ЦНС==ММД.

5. Болезненное противостояние, противодействие, уход и игнорирование реальной действительности.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1.        Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2.        Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3.      Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования .

Типы девиантного поведения:

1.Делинквентное. 2.Аддиктивное. 3.Патохарактерологическое. 4.Психопатологическое. 5.На базе гиперспособностей.

 Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. (согласно ст. 14 ч. 2 УК РФ)

Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведенияы коренятся в тяжеяти правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты