Государственный экзамен по психологии

Интересы можно классифицировать по разным основаниям: характер содержание, объём, устойчивость, глубина, уровень действенности и силы, характер проявления.

Желания, интересы и склонности являются значимыми побудительными факторами, обусловливающими профессиональную деятельность. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, определяющие активный выбор профессионального пути.

n     возможности личности — знания, способности, умения и навыки психологические особенности, состояние здоровья - “знаю” и “могу”;

n     запросы рынка труда в кадрах“надо”.

Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъёмка, хронометраж профессиональной деятельности.

1.    Творческий метод поиска работников.

Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Выделяют два типа профессиональной пригодности:

n    абсолютная (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности);

n    относительная (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

В профотборе профессиональная пригодность оценивается по 3-м критериям:

1)    по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью).

К ним относятся:

n     противопоказания в отношении психического здоровья,

n     в отношении состояния нервной системы, слуха, зрения,

n     сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.

2)    отбор по данным образовательного ценза (по конкурсным экзаменам, документам образования), направленный на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;

3)    психологический отбор, предназначенный для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям и психологическим особенностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.

В процессе психологического отбора можно выделить несколько шагов:

Первый шаг - включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку (согласно профессиограммы и характеристике трудового поста).

Профессия — это род трудовой деятельности, ограниченный в силу разделения труда и требующий специальных знаний и опыта индивида.

Ориентация в мире профессий возможна при наличии хорошо разработанной классификации, типолопизации и систематизации профессий и специальностей. Наиболее подходящей для этих целей в настоящее время является систематизация профессий, предложенная Е.А. Климовым. Основными признаками этой систематизации являются: цели труда, содержание предмета труда, характер орудий и условий труда.

Все профессии Климов систематизировал и представить в виде нисходящей иерархии следующих уровней.

1) По предмету труда — типы: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знаковая система» (З), «человек — художественный образ» (X).

2) По целям труда — классы: гностические (Г), преобразующие (П), изыскательские (И) профессии.

3) По орудиям труда — отделы: ручного труда (Р), механизированного труда (М), автоматизированного труда (А), с преобладанием функциональных орудий труда (Ф).

4) По условиям труда — группы: открытый воздух (О), бытовой микроклимат (Б), необычные условия (Н), повышенной моральной ответственности (М).

Используя указанную иерархию и краткие обозначения профессий, можно составить формулу профессии, которая фиксирует в условном виде тип, класс, отдел и группу профессии.

Для адекватного отбора претендентов на конкретную профессиональную деятельность необходимо знать не только индивидуальные особенности, но так же требования, которые профессия предъявляет к человеку, реализующему её. Важнейшими источниками информации о профессиях являются профессио- и психограммы.


45.  Психические заболевания. Психиатрическая диагностика.


 

Психическая болезнь- это расстройство или аномалия, которые проявляются сужением, исчезновением или извращением критериев психического здоровья.

Психическое заболевание – это болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушениями функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов.

Психические заболевания разделяют на две группы:

1.             Психические процессы (собственно психические заболевания) – психозы различной этиологии, неврозы и неврозоподобные состояния, которые имеют склонность к развитию, внутреннему патокинезу.

2.      Психические состояния – не изменяющиеся на протяжении времени расстройства «дефицитарного типа», при которых обнаруживается исчезновение нормального функционирования психической деятельности (например, олигофрения, деменции, психопатии).

Психиатрическая диагностика – это клиническое описание развития и течения психического заболевания (его этиологии и патогенеза).

Клинические методы диагностики:

-          наблюдение,

-          психиатрическое интервью,

-          осмотр,

-          изучение продуктов творчества,

-          анамнез,

-          экспериментально-психологический метод,

-          нейропсихологические исследования.

Суждение о психическом состоянии и здоровье складывается из:

1.          анализа типологии и структуры поведения, речи,

2.          результатов клинического опроса и

3.          результатов патопсихологического тестирования  и проб,

4.          клинической интерпретации полученных показателей.

 


46.  Психоанализ и эго-психология.


Психоанализ тесно связан с теорией З.Фрейда о пережива­ниях в психической деятельности личности подсознательных, инстинктивных влечений.

В структуре личности З.Фрейд выделяет три компонента:

1)ид (оно) — ячейка слепых инстинктов, сексуальных, или агрессивных влечений, стремящихся к немедленному удовлет­ворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, проникая из подсознательного в сознание, ста­новятся источником активности человека, своеобразно направ­ляют его поступки и поведение. Особое значение психоанали­тики придают сексуальным влечениям;

2)эго (я) — регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет ее в памяти и организует действия в интересах самосохранения;

3)супер-эго (сверх-я) — совокупность моральных стандар­тов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью, пре­имущественно неосознано, в процессе воспитания.

По мнению 3. Фрейда, внутри человека вечно происходит та­инственная война между утаенными в глубинах, неосознавае­мыми психическими силами и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.

Запреты со стороны социальной среды — "цезура" созна­ния, — сталкиваясь с неосознаваемыми влечениями, наносят душевные травмы, душат энергию стремлений. Требования к эго, предъявляемые со стороны ид, супер-его и социума, к которому индивид должен приспособиться, порождают огромное внутреннее напряжение.

Последствия таинственной войны внутри человека (основ­ной ее силой являются сексуальные влечения — либидо), при­водят к тому, что он неизбежно, постоянно пребывает в состо­янии конфликта с самим собой и с социальным окружением.

Но эта энергия никуда не исчезает и вынуждена находить об­ходные пути для выхода наружу. Вследствие столкновений и борьбы компонентов внутри личности, возникают невротичес­кие симптомы, сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки и т.п.), забывание неприятного.

3. Фрейд создает понятие о механизмах защиты личности от разрушения. К этим механизмам относятся:

§          компенсация — механизм возмещения отсутствия или де­фекта каких-то физических или психических качеств;

§          вытеснение нежелательного в сферу подсознательного;

§          рационализация — попытка осознания, рационального объ­яснения или оправдания подсознательных мотивов;

§          идентификация себя с другим лицом, имеющим, с точки зрения субъекта, те качества, которые отсутствуют в нем самом;

§          сублимация — трансформация неосознаваемых сексуаль­ных импульсов в творчество (искусство, науку);

§          регрессия — возврат к пройденным стадиям развития (все стадии развития в психоанализе связаны только с проявле­нием первичной сексуальной энергии — либидо);

Механизмы эгоцентризма, диссоциации, нарцисизма и т.п. Задача психотерапии, исходя из этого, состоит в том, чтобы выявить переживания, которые травмируют человека и освобо­дить от них личность путем осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических состояний.

Действительно, 3. Фрейд коснулся важных составных пси­хики человека. Вопрос мотивации, как реального фактора ре­гуляции поведения, строения личности, динамики отношений между ее разными (осознанными и неосознаваемыми) компо­нентами, З.Фрейд выдвинул на передний план.

Но объяснение полученных фактов привело к тому, что мо­тивация выступила в виде психической энергии, циркулирую­щей в организме с одним вектором — направленным на рассеивание и разрядку.

Последователи учения 3. Фрейда особое внимание уделяют разработке проблемы" "Я", как автономного образования, име­ющего собственные энергетические силы и свободного от кон­фликтов. Но неофрейдисты отбрасывают исходный тезис 3. Фрейда об асоциальной природе человека, врожденной агрес­сивности и ведущей роли инстинктов, в частности, сексуальных влечений.

Согласно теории А. Адлера (1870-1937) ведущим мотивом де­ятельности человека является врожденное стремление к главен­ству, Власти. Истоки этого стремления — чувство неполноцен­ности, которое свойственно каждому человеку, и стремление компенсировать свои слабости и развивать ущербные функции. Чтобы преодолеть чувство неполноценности, человек стремится возвысить себя в глазах окружающих и в собственном воспри­ятии.

Структура личности, по А. Адлеру, возникает в раннем дет­стве (в 5 лет) и переживается как "стиль жизни", Который оп­ределяет все последующее психическое развитие. Цели жизни состоят из осознанного чувства неполноценности, попыток его преодоления и самоутверждения.

Если цели личности реалистичны — жизнь складывается благополучно, а в противном случае личность становится невротичной и асоциальной. Тогда включаются механизмы компен­сации и гиперкомпенсации. Активность человека в этом случае направляется на достижение власти над другими, на превосход­ство, возникают отклонения поведения от социальных ценнос­тей и норм. Поэтому задача психотерапии — помочь человеку осознать, что его цели и стремления — нереалистичны, напра­вить силы на компенсацию в творческих актах, в могущество самоусовершенствования, проявления себя в науке, филосо­фии, искусстве.

К. Юнг (1875-1961) утверждает, что пережитые человеком ступени развития являются содержанием неосознаваемой сфе­ры человеческой психики — архетипов. Они выражаются внеш­не в облике снов, мифов и верований. К. Юнг создает представ­ление о строении психики: система "Самость", "Персона", "Тень", "Анима" и "Анимус" со сложными отношениями меж­ду собой. Так, "Персона" — социальная оболочка личности, может подменять, вытеснять Самость, ограничивая свободу раз­вития личности. При условии, если Персона становится выра­жением настоящей Самости человека, достигается состояние психического здоровья.

"Тень" — совокупность темных влечений, стремлений, ко­торые противоречат общей направленности личности. Отдельно существует Анима (Душа) — аналог созданного человеком об­раза матери или отца (Анимус) — и бессознательное — личное и коллективное.

Широкое распространение получила юнговская концепция ти­пов личности: экстравертов и интровертов. Первые все свои силы и интересы направляют на среду существования, ее предметы влияют на экстраверта, как магниты, что становится основой от-

чуждения от самого себя. Другие — интроверты — всю энергию направляют на себя, на свою психику.

Разница между экстравертами и интровертами определяется отличиями в состояниях аффективного напряжения личности. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливается про­должительностью и яркостью впечатлений, которыми он живет. У экстраверта эмоциональная насыщенность внешних впечат­лений быстро падает, не оставляя следа. И только постоянная новизна впечатлений от предметов и ситуаций способна вызвать быстро затухающие эмоции. И тот, и другой тип личности имеет определенные недостатки.

Слабая направленность экстравертов на свой внутренний мир обусловливается, по Юнгу, инфантильностью и архаич­ностью сферы неосознаваемого содержания психики. Это вы­ражается в эгоцентризме, эгоизме и надменности, стремлении произвести впечатление на окружающих и экспансией в пове­дении. Интроверты — личности, имеющие прямо противопо­ложную направленность.



47.  Психогенетика индивидуальных различий.

Главные достиже­ния в разработке психогенетики индивидуальных различий применительно к психологии связаны с творчеством кузена Дарвина  англичанина Френсиса Гальтона (1822-1911).

Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена, он решающее значение придал не фактору приспособления отдель­ного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на этот постулат, Гальтон стал пионером разработки генетики поведения.

Гальтон применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно-двигательных функций. Между тем, практика требовала информации о высших функ­циях с целью диагностики индивидуальных различий между людь­ми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.

Психогенетический модель Ч. Тойча

В определенной степени близок к трансперсональной психологии под­ход доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жиз­ни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в на­учных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код насле­дуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, опреде­ляющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным про­блемам. событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и созна­тельных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, по­лучает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реак­ций и интерпретаций.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представ­ляют собой энергетическое излучение, энергетическую волку (как предпо­лагают физики, мысль - это энергетическая волна виртуальных фотонов -мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Поэтому происходит психическое взаимодействие между людьми на не­осознаваемом уровне, информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессоз­нательную часть психики другого человека. Особенно тесное бессозна­тельное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совмести­мые амплитудно-частотные характеристики - обычно это родственники: родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание дру­гого человека, происходит бессознательное энергоинформационное взаи­модействие. Возможна передача информации и состояний из бессозна­тельной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого человека (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие челове­ка предметы, его дом сохраняют волны своего владельца, и частота этих волн может угнетать или стимулировать нового владельца.

Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убежде­ния, переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего со­стояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: I) энергетическое излучение-волна; 2) действия человека; 3) осознанные мысли, желания человек может внешне выразить через слова; 4) мысли могут выражаться внешне через предметы, например, мысль конструктора, в конце концов, воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении. Другой человек, назовем его условно «приемник», способен принять не только слова и действия собеседника, но на бессозна­тельном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения собеседника, причем сильнее воспринимается «энергетическая волна бес­сознательных желании и установок собеседника», но чаще всего эта ин­формация не осознается человеком-«приемником», хотя способна оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случаях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была велика и со­вместима, полученная информация может дойти до уровня сознания (на­пример, вы почувствуете, что с вашим близким родственником в другом городе случилось что-то плохое).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты