Интересы можно классифицировать по разным основаниям: характер содержание, объём, устойчивость, глубина, уровень действенности и силы, характер проявления.
Желания, интересы и склонности являются значимыми побудительными факторами, обусловливающими профессиональную деятельность. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, определяющие активный выбор профессионального пути.
n возможности личности — знания, способности, умения и навыки психологические особенности, состояние здоровья - “знаю” и “могу”;
n запросы рынка труда в кадрах — “надо”.
Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъёмка, хронометраж профессиональной деятельности.
1. Творческий метод поиска работников.
Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.
Выделяют два типа профессиональной пригодности:
n абсолютная (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности);
n относительная (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).
В профотборе профессиональная пригодность оценивается по 3-м критериям:
1) по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью).
К ним относятся:
n противопоказания в отношении психического здоровья,
n в отношении состояния нервной системы, слуха, зрения,
n сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.
2) отбор по данным образовательного ценза (по конкурсным экзаменам, документам образования), направленный на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;
3) психологический отбор, предназначенный для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям и психологическим особенностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.
В процессе психологического отбора можно выделить несколько шагов:
Первый шаг - включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку (согласно профессиограммы и характеристике трудового поста).
Профессия — это род трудовой деятельности, ограниченный в силу разделения труда и требующий специальных знаний и опыта индивида.
Ориентация в мире профессий возможна при наличии хорошо разработанной классификации, типолопизации и систематизации профессий и специальностей. Наиболее подходящей для этих целей в настоящее время является систематизация профессий, предложенная Е.А. Климовым. Основными признаками этой систематизации являются: цели труда, содержание предмета труда, характер орудий и условий труда.
Все профессии Климов систематизировал и представить в виде нисходящей иерархии следующих уровней.
1) По предмету труда — типы: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знаковая система» (З), «человек — художественный образ» (X).
2) По целям труда — классы: гностические (Г), преобразующие (П), изыскательские (И) профессии.
3) По орудиям труда — отделы: ручного труда (Р), механизированного труда (М), автоматизированного труда (А), с преобладанием функциональных орудий труда (Ф).
4) По условиям труда — группы: открытый воздух (О), бытовой микроклимат (Б), необычные условия (Н), повышенной моральной ответственности (М).
Используя указанную иерархию и краткие обозначения профессий, можно составить формулу профессии, которая фиксирует в условном виде тип, класс, отдел и группу профессии.
Для адекватного отбора претендентов на конкретную профессиональную деятельность необходимо знать не только индивидуальные особенности, но так же требования, которые профессия предъявляет к человеку, реализующему её. Важнейшими источниками информации о профессиях являются профессио- и психограммы.
45. Психические заболевания. Психиатрическая диагностика.
Психическая болезнь- это расстройство или аномалия, которые проявляются сужением, исчезновением или извращением критериев психического здоровья.
Психическое заболевание – это болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушениями функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов.
Психические заболевания разделяют на две группы:
1. Психические процессы (собственно психические заболевания) – психозы различной этиологии, неврозы и неврозоподобные состояния, которые имеют склонность к развитию, внутреннему патокинезу.
2. Психические состояния – не изменяющиеся на протяжении времени расстройства «дефицитарного типа», при которых обнаруживается исчезновение нормального функционирования психической деятельности (например, олигофрения, деменции, психопатии).
Психиатрическая диагностика – это клиническое описание развития и течения психического заболевания (его этиологии и патогенеза).
Клинические методы диагностики:
- наблюдение,
- психиатрическое интервью,
- осмотр,
- изучение продуктов творчества,
- анамнез,
- экспериментально-психологический метод,
- нейропсихологические исследования.
Суждение о психическом состоянии и здоровье складывается из:
1. анализа типологии и структуры поведения, речи,
2. результатов клинического опроса и
3. результатов патопсихологического тестирования и проб,
4. клинической интерпретации полученных показателей.
46. Психоанализ и эго-психология.
Психоанализ тесно связан с теорией З.Фрейда о переживаниях в психической деятельности личности подсознательных, инстинктивных влечений.
В структуре личности З.Фрейд выделяет три компонента:
1)ид (оно) — ячейка слепых инстинктов, сексуальных, или агрессивных влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, проникая из подсознательного в сознание, становятся источником активности человека, своеобразно направляют его поступки и поведение. Особое значение психоаналитики придают сексуальным влечениям;
2)эго (я) — регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет ее в памяти и организует действия в интересах самосохранения;
3)супер-эго (сверх-я) — совокупность моральных стандартов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью, преимущественно неосознано, в процессе воспитания.
По мнению 3. Фрейда, внутри человека вечно происходит таинственная война между утаенными в глубинах, неосознаваемыми психическими силами и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.
Запреты со стороны социальной среды — "цезура" сознания, — сталкиваясь с неосознаваемыми влечениями, наносят душевные травмы, душат энергию стремлений. Требования к эго, предъявляемые со стороны ид, супер-его и социума, к которому индивид должен приспособиться, порождают огромное внутреннее напряжение.
Последствия таинственной войны внутри человека (основной ее силой являются сексуальные влечения — либидо), приводят к тому, что он неизбежно, постоянно пребывает в состоянии конфликта с самим собой и с социальным окружением.
Но эта энергия никуда не исчезает и вынуждена находить обходные пути для выхода наружу. Вследствие столкновений и борьбы компонентов внутри личности, возникают невротические симптомы, сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки и т.п.), забывание неприятного.
3. Фрейд создает понятие о механизмах защиты личности от разрушения. К этим механизмам относятся:
§ компенсация — механизм возмещения отсутствия или дефекта каких-то физических или психических качеств;
§ вытеснение нежелательного в сферу подсознательного;
§ рационализация — попытка осознания, рационального объяснения или оправдания подсознательных мотивов;
§ идентификация себя с другим лицом, имеющим, с точки зрения субъекта, те качества, которые отсутствуют в нем самом;
§ сублимация — трансформация неосознаваемых сексуальных импульсов в творчество (искусство, науку);
§ регрессия — возврат к пройденным стадиям развития (все стадии развития в психоанализе связаны только с проявлением первичной сексуальной энергии — либидо);
Механизмы эгоцентризма, диссоциации, нарцисизма и т.п. Задача психотерапии, исходя из этого, состоит в том, чтобы выявить переживания, которые травмируют человека и освободить от них личность путем осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических состояний.
Действительно, 3. Фрейд коснулся важных составных психики человека. Вопрос мотивации, как реального фактора регуляции поведения, строения личности, динамики отношений между ее разными (осознанными и неосознаваемыми) компонентами, З.Фрейд выдвинул на передний план.
Но объяснение полученных фактов привело к тому, что мотивация выступила в виде психической энергии, циркулирующей в организме с одним вектором — направленным на рассеивание и разрядку.
Последователи учения 3. Фрейда особое внимание уделяют разработке проблемы" "Я", как автономного образования, имеющего собственные энергетические силы и свободного от конфликтов. Но неофрейдисты отбрасывают исходный тезис 3. Фрейда об асоциальной природе человека, врожденной агрессивности и ведущей роли инстинктов, в частности, сексуальных влечений.
Согласно теории А. Адлера (1870-1937) ведущим мотивом деятельности человека является врожденное стремление к главенству, Власти. Истоки этого стремления — чувство неполноценности, которое свойственно каждому человеку, и стремление компенсировать свои слабости и развивать ущербные функции. Чтобы преодолеть чувство неполноценности, человек стремится возвысить себя в глазах окружающих и в собственном восприятии.
Структура личности, по А. Адлеру, возникает в раннем детстве (в 5 лет) и переживается как "стиль жизни", Который определяет все последующее психическое развитие. Цели жизни состоят из осознанного чувства неполноценности, попыток его преодоления и самоутверждения.
Если цели личности реалистичны — жизнь складывается благополучно, а в противном случае личность становится невротичной и асоциальной. Тогда включаются механизмы компенсации и гиперкомпенсации. Активность человека в этом случае направляется на достижение власти над другими, на превосходство, возникают отклонения поведения от социальных ценностей и норм. Поэтому задача психотерапии — помочь человеку осознать, что его цели и стремления — нереалистичны, направить силы на компенсацию в творческих актах, в могущество самоусовершенствования, проявления себя в науке, философии, искусстве.
К. Юнг (1875-1961) утверждает, что пережитые человеком ступени развития являются содержанием неосознаваемой сферы человеческой психики — архетипов. Они выражаются внешне в облике снов, мифов и верований. К. Юнг создает представление о строении психики: система "Самость", "Персона", "Тень", "Анима" и "Анимус" со сложными отношениями между собой. Так, "Персона" — социальная оболочка личности, может подменять, вытеснять Самость, ограничивая свободу развития личности. При условии, если Персона становится выражением настоящей Самости человека, достигается состояние психического здоровья.
"Тень" — совокупность темных влечений, стремлений, которые противоречат общей направленности личности. Отдельно существует Анима (Душа) — аналог созданного человеком образа матери или отца (Анимус) — и бессознательное — личное и коллективное.
Широкое распространение получила юнговская концепция типов личности: экстравертов и интровертов. Первые все свои силы и интересы направляют на среду существования, ее предметы влияют на экстраверта, как магниты, что становится основой от-
чуждения от самого себя. Другие — интроверты — всю энергию направляют на себя, на свою психику.
Разница между экстравертами и интровертами определяется отличиями в состояниях аффективного напряжения личности. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливается продолжительностью и яркостью впечатлений, которыми он живет. У экстраверта эмоциональная насыщенность внешних впечатлений быстро падает, не оставляя следа. И только постоянная новизна впечатлений от предметов и ситуаций способна вызвать быстро затухающие эмоции. И тот, и другой тип личности имеет определенные недостатки.
Слабая направленность экстравертов на свой внутренний мир обусловливается, по Юнгу, инфантильностью и архаичностью сферы неосознаваемого содержания психики. Это выражается в эгоцентризме, эгоизме и надменности, стремлении произвести впечатление на окружающих и экспансией в поведении. Интроверты — личности, имеющие прямо противоположную направленность.
47. Психогенетика индивидуальных различий.
Главные достижения в разработке психогенетики индивидуальных различий применительно к психологии связаны с творчеством кузена Дарвина англичанина Френсиса Гальтона (1822-1911).
Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена, он решающее значение придал не фактору приспособления отдельного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на этот постулат, Гальтон стал пионером разработки генетики поведения.
Гальтон применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно-двигательных функций. Между тем, практика требовала информации о высших функциях с целью диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.
Психогенетический модель Ч. Тойча
В определенной степени близок к трансперсональной психологии подход доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам. событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций.
Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волку (как предполагают физики, мысль - это энергетическая волна виртуальных фотонов -мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Поэтому происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека. Особенно тесное бессознательное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики - обычно это родственники: родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание другого человека, происходит бессознательное энергоинформационное взаимодействие. Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого человека (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие человека предметы, его дом сохраняют волны своего владельца, и частота этих волн может угнетать или стимулировать нового владельца.
Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего состояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: I) энергетическое излучение-волна; 2) действия человека; 3) осознанные мысли, желания человек может внешне выразить через слова; 4) мысли могут выражаться внешне через предметы, например, мысль конструктора, в конце концов, воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении. Другой человек, назовем его условно «приемник», способен принять не только слова и действия собеседника, но на бессознательном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения собеседника, причем сильнее воспринимается «энергетическая волна бессознательных желании и установок собеседника», но чаще всего эта информация не осознается человеком-«приемником», хотя способна оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случаях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была велика и совместима, полученная информация может дойти до уровня сознания (например, вы почувствуете, что с вашим близким родственником в другом городе случилось что-то плохое).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23