Государственный экзамен по психологии

К активному типу относится стяжательская толпа, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия.

Социально-психологические особенности толпы. Толпа - это объединение людей, которое обладает рядом социально-психологических характеристик, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов.

Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся незамеченными и никому не известными. Следствием является - бесконтрольность и безответственность, поскольку каждый полагает, что его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это позволяет совершать поступки, немыслимые для них в обычных условиях.

Ощущение слияния с большой массой людей наполняет человека чувством силы и могущества, что способствует эмоциональному возбуждению, ограничивающему контроль сознания над поведением.

Однородность толпы возникает вследствие уравнивания некоторому уровню всех психических проявлений и поведения. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспринимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.

Внушаемость - одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущими ее качествами, объясняющее непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.

Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.

Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона психического единства толпы (по теории Г. Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.

Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств: Эмоциональный компонент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает на нее возрастающее влияние, делая ее крайне возбужденной и импульсивной.

Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.

Понятие "толпа" охватывает собой ряд сходных, но далеко не одинаковых явлений вне коллективного поведения. Имеется несколько классификаций этого явления, помогающих найти как общее, так и отдельное в наиболее характерных случаях. Если за основу классификации взять характер осуществляемого поведения, то можно выделить четыре типа:

1) случайную толпу (пассивную), которую составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия;

2) экспрессивную толпу, представляющую собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест;

3) конвенциальную толпу в виде зрителей футбольного или хоккейного матча, поведение которых укладывается в какие-то принятые для подобных ситуаций нормы, но далеко выходит за рамки обычного поведения: болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не позволяют себе в других ситуациях;

4) действующую толпу, т.е. осуществляющую активные действия относительно конкретного объекта. Она подразделяется на:

- повстанческую толпу, которая является непременным атрибутом всех революционных потрясений - характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах. Повстанческая толпа представляет собой вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы. Для остальных разновидностей действующей толпы этот признак менее характерен;

- агрессивная толпа (активная) - линчеватели, погромщики, участники расистских выступлений;

- спасающаяся толпа (люди, подвергнувшиеся панике в стихийном бедствии, катастрофе, в результате применения оружия полицией);

- стяжательная толпа (вкладчики обанкротившегося банка, требующие возвращения своих вкладов, грабители винных складов);

- экстатическая толпа, доводящая себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных действиях, как это происходит в ходе мусульманских праздников типа шахсей-вахсей или сектантских бдений. В экстатическую толпу превращались молодежные аудитории, собиравшиеся на гастрольные выступления заокеанских "королей" рок-н-ролла в Париже, Мюнхене, Ганновере в начале 60-х годов.

Часто поведение толпы облегчается наличием лидера, который становится им иногда в результате стихийного выбора, а иногда и в результате само на­значения. Такой самостийный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства группы и сравнительно легко может побудить участников толпы к поведению определенного типа. Он рассчитывает обычно на дешевый успех, которого добивается высказываниями и выходками, "бьющими по нервам".

Формирование поведения толпы

Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и пробуждает в них интерес. Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к группе (собравшихся, уже готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся к проявлению более или менее одинаковых эмоций и к удовлетворению новых эмоциональных потребностей через психическое взаимодействие. Циркулярная реакция составляет первый этап формирования толпы.

Второй этап начинается вместе с началом процесса кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются, и возникает состояние готовности к реагированию на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к движению и разговору друг с другом. В процессе кружения на основе продолжающейся и интенсифицирующейся циркулярной реакции возбуждение нарастает. Люди оказываются предрасположенным не только к совместным, но и немедленным действиям.

Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования действующей толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собрав­шее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ является продуктом группового творчества; он разделяется всеми, дает инди­видам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Последний этап в формировании действующей толпы составляет активизация индивидов через дополнительное стимулирование путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому объекту. Такое - на основе внушения - стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера и побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.

Теоретический анализ механизмов формирования и действий толпы указывает на некоторые возможности контроля за ее поведением.

Для того чтобы предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу, необходимо переориентировать внимание индивидов, ее составляющих. Сосредоточение внимания на одном объекте должно быть прекращено и перенесено на несколько других. Как только внимание индивидов в толпе оказывается разделенным между несколькими объектами, они сразу же образуют отдельные группы, и толпа, только что объединенная единым "образом", состоянием симпатии и готовностью к совместным действиям, тут же распадается. При этом подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают и начинают регулировать их поведение. Толпа перестает быть действующей или распадается совсем.

Анализ многочисленных случаев дает основание считать, что в поведе­нии толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых осуществляется подготовка к определенным действиям, так и изменения в пси­хических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний идеологических и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальном поведении групп людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются идеологически окрашенными. Обстановка массовой истерии, вспышек националистических и шовинистических настроений, антикоммунистической "охоты за ведьмами" неиз­менно становится фоном, на котором развертываются подчас самые трагические действия.

63.  Психология общения. Вербальные и невербальные формы коммуникаций.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения - информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации).

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать).

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую  речь. Под речью понимается естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности коммуникаторов.

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные около речевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.п.).

2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).

3) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Это контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения:

а) Организация совместной деятельности;

б) Управление поведением и деятельностью;

с) Контроль.

2. Психологические функции общения:

а) Функция обеспечения психологического комфорта личности;

б) Удовлетворение потребности в общении;

с) Функция самоутверждения.

64.  Психология учебной деятельности.

Одним из наиболее известных вариантов целенаправленной раз­работки деятельности учения служит модель учебной деятельно­сти, предложенная В.В. Давыдовым. Согласно авторской концеп­ции, данная деятельность направлена на усвоение теоретических понятий и общих способов умственных действий. Учебная деятель­ность включает четыре компонента.

•Учебная ситуация (учебная задача), в которую входят мотив усвоения знаний, наличие проблемы и принятие ее учащимися, а также усвоение ими общего способа решения задач данного клас­са. Это не традиционные частные школьные задачи, а их обобщен­ный вариант по типу класса задач, например, построенных на усво­ении формулы вычисления величины расстояния как произведения времени на скорость движения.

• Учебное действие, которое может быть внешним или внутрен­ним, но обязательно соответствующим учебной задаче, для чего оно специально формируется, обобщается в опоре на четкую систему указаний, анализ предметного материала и действий с ним.

• Контроль как соотнесение действия и его результата с заданными образцами. Как и все предшествующие компоненты учебной деятельности, контроль вначале осуществляется учителем, т.е. яв­ляется внешним. Но по мере формирования деятельности контроль становится внутренним, исполняется самим учащимся.

•Оценка, или фиксация результата, которая несет в себе не столько количественную, сколько качественную нагрузку, содействуя формированию внутренней мотивации учения.

Согласно другим представлениям о структуре учебной деятельности в ее состав включают все известные познавательные процессы и личностные свойства и образования.

Таким образом, эффективность процесса обучения обусловлена не только качеством преподавания, но и качеством деятельности уче­ния, точнее говоря, оптимальным взаимодействием этих двух состав­ляющих процесса обучения. Проблема заключается в том, что вести процесс «преподавания» (в узком смысле слова) намного проще, чем грамотно организовать, активизировать, сформировать «встречную» деятельность учения. Последнее означает, по существу, научить че­ловека учиться, т.е. реализовать самую перспективную цель всего школьного обучения. Некоторые завершенные модели целенаправ­ленной организации полноценного учения описаны в данном разде­ле. Учение и учебная деятельность содержат в себе высокий разви­вающий психологический потенциал. Но для его практической реа­лизации в массовом образовательном процессе необходимы особые и отнюдь не простые психолого-педагогические разработки. Не каж­дое обучение автоматически является развивающим. Не каждое уче­ние плодотворно воздействует на психику.

65.  Психопрофилактика и ее основные принципы.

Психогигиенические комитеты и советы были созданы в начале века не только в США, но и в Канаде, Англии, Франции, Бельгии, в ряде других стран, а чуть позже и в Гер­мании. Вопросы, решаемые этими общественно-прави­тельственными организациями, были широки и неод­нородны (улучшение психического здоровья общества благодаря улучшению социальных условий, промыш­ленности, среды, воспитания; изучение причин психи­ческих заболеваний с точки зрения их профилактики; объединение профилактической деятельности психиатров представителей общей медицины и т. д.).

В нашей стране в первой половине XX века нача­ли интенсивно развиваться два основных в тот пери­од психогигиенических направления. Во-первых, предупредительное диспансерное психиатрическое обследо­вание, включающее “социальное психогигиеническое, психопатологическое изучение личности при самом всестороннем обследовании всего организма” [Розенштейн Л. М., 1929]. Именно на базе этого направле­ния сформировались в последующем психиатрические диспансеры (достаточно скоро они потеряли интерес к вопросам психогигиены и сосредоточили свою дея­тельность на амбулаторном лечении и наблюдении за психически больными). Во-вторых, профилактическая практика, ставившая своей задачей изучение и устра­нение многообразных факторов, влияющих на психи­ческое здоровье (психосанитария, психосоциальные, психофизические, производственные и другие факто­ры). Это направление в последние годы в значитель­ной мере получило в нашей стране “второе рождение”, о чем свидетельствуют многочисленные данные, обсуж­давшиеся на съездах российских психиатров и на ряде крупных совещаний, состоявшихся в 1992—1996 гг. В результате в последнее время во многих регионах сло­жилась достаточно четкая система профилактической психогигиенической работы.

Психогигиена это область психопрофилактики с наибольшим акцентом на психологической просвещение и пропаганду здорового образа жизни.

66.  Психосоматические симптомы и синдромы.

Психосоматика – направление в медицине, изучающее функциональную и органическую патологию внутренних органов, в этиологии и патогенезе которой основная роль принадлежит психогенным, в первую очередь стрессовым воздействиям.

К психососатическим расстройствам относят:

1. Расстройства желудочно-кишечного тракта.

-          Язва желудка и двенадцатиперстной кишки;

-          Язвенный колит;

-          Болезнь Крона;

-          Функциональные абдоминальные нарушения: «раздражение желудка», «раздражение толстого кишечника».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты