Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.
8. Волевые процессы и структура волевого акта.
Воля – есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Волевые процессы.
1- Волевой акт (действие) всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Такая способность зависит от степени развитости, определённости и устойчивости мотивационной сферы человека.
Волевое действие (С..Л. Рубинштейн) - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого, человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своими замыслами.
Признаками волевого действия являются: усиленное внимание к такому действию, отсутствие непосредственного эмоционального удовольствия, присутствие морального удовлетворения в результате его выполнения.
2- Волевая деятельность - это деятельность согласно заранее намеченного, продуманного плана её осуществления.
Характеристика волевых качеств личности
Воля проявляется в следующих свойствах и качествах:
1- группа: сила воли; энергичность; настойчивость, выдержка;
2- группа: свобода воли, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе (развивается позже);
3- группа: ответственность; дисциплинированность, принципиальность, обязательность, настойчивость, целеустремлённость, независимость, инициативность (связана с морально-ценностными ориентациями и развивается к подростковому возрасту).
Сила воли определяется силой мотивов, побуждающих субъекта к действию, и устойчивостью их иерархии, при которой наиболее значимые мотивы доминируют над случайными, ситуативными побуждениями.
Свобода воли предполагает независимость действий субъект or случайных обстоятельств и давления со стороны других, т.о. аутодетерминацию деятельности.
Слабая воля, напротив, характеризуется слабостью и неустойчивостью мотивационной сферы, отсутствием сильных желаний и значимы целей, что порождает неуверенность, мучительную борьбу мотивов, нерешительность, неустойчивость поведения, зависимость от ситуации и от других людей, пассивность и пр.
Развитие воли в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ребенка, устойчивости и осознанности его желании и стремлении. Основой развития воли является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни мотивы становятся более значимыми и доминируют над другими.
Воспитание воли заключается в формировании социально значимой нравственной мотивации, моральной и познавательной, которая приобретает для ребёнка побуждающий и смыслообразующий характер.
Развитие воли опирается на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые результаты "нужного" действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия.
Волевые усилия как раз и заключаются в преодолении ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. Воля ребёнка воспитывается только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирать способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки воля ребёнка остаётся в зачаточном состоянии.
В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности, которые характеризуют волевую деятельность с положительной и отрицательной сторон. Когда способы осуществления волевых актов приобретают в поведении человека определённость и устойчивость, они превращаются в волевые качества самой личности. Наиболее существенные из них: самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, сила воли.
Самостоятельность - сущность этого волевого качества заключается в том, что человек определяет свои поступки, исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующих ситуациях. Самостоятельность в решении возникших задач характеризует свойство развития воли. Её противоположностью будет внушаемость - человек легко подвергается чужим влияниям, и мотивы его действий возникают как результат сторонних влияний.
Решительность - выражается в способности человека своевременно, без лишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения, а затем обдуманно проводить их в жизнь. Противоположное качество - нерешительность. Человек колеблется, сомневается в том, как надо ему поступить, борьба мотивов становится нескончаемой.
Настойчивость - обеспечивает успешность проведения задуманных решений, человек способен к длительному и не слабому напряжению энергии, трудности его не отпугивают, он неуклонно движется к намеченной цели. Противоположное качество - упрямство, выражается в неумении реально взглянуть на обстоятельства, не смотря на различные основания отказаться от намеченного плана.
Самообладание - способность заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая лень, страх.
Воля - выражается в умении сдерживать раздражение, аффекты страха, гнева, ярости и т.д.
На образование ценных волевых качеств положительно влияет наличие ряда отчётливо выраженных свойств личности, в первую очередь таких, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание достичь цели.
9. Восприятие и формирование художественных образов.
Восприятие и формирование художественных образов возможно благодаря восприятию и воображению.
Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.
В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, различают следующие виды восприятия:
В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют:
восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Диагностика особенностей восприятия сводится к изучению объёма восприятия и таких свойств, как:
n предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру;
n целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия;
n структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры);
n константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.);
n осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет - означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове);
n избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.
Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную действительность, на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение — особая форма психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Основой воображения являются знания и впечатления.
Воображение характерно только для человеческой психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно вызываемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в нем есть элементы фантазии, вымысла.. Если воображение рисует сознанию картины, которые мало соответствуют действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме: того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: - отражает мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; -способствует предвосхищению будущего; -“оживляет” то, что было ранее.
Формы воображения:
1. Агглютинация - склеивание различных в повседневной жизни несоединимых частей, качеств.
2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей
3. Схематизация – отдельные представления склеиваются, различия сглаживаются Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
4. Заострение – подчёркивание каких-либо отдельных признаков.
Виды воображения:
1. Активное (произвольное) воображение - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
2. Пассивное (непроизвольное) воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
4. Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так например, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. С продуктивным воображением в искусстве мы сталкиваемся, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает этот образ в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом и других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия, как разновидность воображения, играет положительную роль.
5. Сновидения - можно отнести к разряду непроизвольных и пассивных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека не установлена. Однако известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин, не могут быть удовлетворены в реальной жизни.
6. Галлюцинации - это образ внешнего раздражителя и качественно схожий с реальным объектом. Одним словом, это фантастические видения. Обычно они - результат .иных нарушений психики или работы организма (сопровождают многие болезненные состояния).
7. Грезы - в отличие от галлюцинаций, это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием чаще всего с будущим, которое несколько идеализируется (очень часто такое состояние бывает у влюбленных).
8. Мечты - образ желаемого будущего, от грезы отличается тем, что она гораздо более реалистична и связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Особенности мечты: яркий, живой, конкретный характер; слабая выраженность путей к осуществлению; эмоциональная насыщенность образов; иррационально чувство уверенности в осуществлении мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
10. Вюрцбургская школа.
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе |1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта; |юд его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично совершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников рыло сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику.
Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.
Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на временные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качественно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы.
В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов Сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как считал Вундт.
В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реагирования словом. На основе полученных результатов он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата.
В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались логические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления, т. е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, Еремя протекания и результат. Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.
Прежде всего к ним относится понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естественно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразумевало бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степени рассматривалась и как аналог современной мотивации), испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуации в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко - как значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.
Из многих учеников Кюльпе необходимо упомянуть и о М.Вертгеймере - одном из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджелле - одном из лидеров американской функциональной психологии.
Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23