Государственный экзамен по психологии

Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.

8.      Волевые процессы и структура волевого акта.

 

Воля – есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы.

1- Волевой акт (действие) всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Такая способность зависит от степени развитости, определённости и устойчивости мотивационной сферы человека.

Волевое действие (С..Л. Рубинштейн) - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого, человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своими замыслами.

Признаками волевого действия являются: усиленное внимание к такому действию, отсутствие непосредственного эмоционального удовольствия, присутствие морального удовлетворения в результате его выполнения.

2- Волевая деятельность - это деятельность согласно заранее намеченного, продуманного плана её осуществления.

Характеристика волевых качеств личности

Воля проявляется в следующих свойствах и качествах:

1-    группа: сила воли; энергичность; настойчивость, выдержка;

2-    группа: свобода воли, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе (развивается позже);

3-    группа: ответственность; дисциплинированность, принципиальность, обязательность, настойчивость, целеустремлённость, независимость, инициативность (связана с морально-ценностными ориентациями и развивается к подростковому возрасту).

Сила воли определяется силой мотивов, побуждающих субъекта к действию, и устойчивостью их иерархии, при которой наиболее значимые мотивы доминируют над случайными, ситуативными побуждениями.

Свобода воли  предполагает независимость действий субъект or случайных обстоятельств и давления со стороны других, т.о. аутодетерминацию деятельности.

Слабая воля, напротив, характеризуется слабостью и неустойчивостью мотивационной сферы, отсутствием сильных желаний и значимы целей, что порождает неуверенность, мучительную борьбу мотивов, нерешительность, неустойчивость поведения, зависимость от ситуации и от других людей, пассивность и пр.

Развитие воли в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ребенка, устойчивости и осознанности его желании и стремлении. Основой развития воли является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни мотивы становятся более значимыми и доминируют над другими.

Воспитание воли заключается в формировании социально значимой нравственной мотивации, моральной и познавательной, которая приобретает для ребёнка побуждающий и смыслообразующий характер.

Развитие воли опирается на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые результаты "нужного" действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия.

Волевые усилия как раз и заключаются в преодолении ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. Воля ребёнка воспитывается только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирать способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки воля ребёнка остаётся в зачаточном состоянии.

В  волевой  деятельности  проявляются  и  формируются  соответствующие  волевые  качества  личности,  которые  характеризуют  волевую  деятельность  с  положительной  и  отрицательной  сторон.  Когда  способы  осуществления  волевых  актов  приобретают  в  поведении  человека  определённость  и  устойчивость,  они  превращаются  в  волевые  качества  самой  личности.  Наиболее  существенные  из  них:  самостоятельность,  решительность,  настойчивость,  самообладание,  сила  воли.

Самостоятельность  -  сущность  этого  волевого  качества  заключается  в  том,  что  человек  определяет  свои  поступки,  исходя  из  своих  убеждений,  знаний  и  представлений  о  том,  как  надо  поступать  в  соответствующих  ситуациях.  Самостоятельность  в  решении  возникших  задач  характеризует  свойство  развития  воли.  Её  противоположностью  будет  внушаемость  -  человек  легко  подвергается  чужим  влияниям,  и  мотивы  его  действий  возникают  как  результат  сторонних  влияний.

Решительность  -  выражается  в  способности  человека  своевременно,  без  лишних  колебаний  принимать  достаточно  обоснованные  решения,  а  затем  обдуманно  проводить  их  в  жизнь.  Противоположное  качество  -  нерешительность.  Человек  колеблется,  сомневается  в  том,  как  надо  ему  поступить,  борьба  мотивов  становится  нескончаемой.

Настойчивость  -  обеспечивает  успешность  проведения  задуманных  решений,  человек  способен  к  длительному  и  не  слабому  напряжению  энергии,  трудности  его  не  отпугивают,  он  неуклонно  движется  к  намеченной  цели.  Противоположное  качество  -  упрямство, выражается  в  неумении  реально  взглянуть  на  обстоятельства,  не  смотря  на  различные  основания  отказаться  от  намеченного  плана. 

Самообладание  -  способность  заставить  себя  выполнить  принятое  обоснованное  решение,  преодолевая  лень,  страх.

Воля  -  выражается  в  умении  сдерживать  раздражение,  аффекты  страха,  гнева,  ярости  и  т.д.

На  образование  ценных  волевых  качеств  положительно  влияет  наличие  ряда  отчётливо  выраженных  свойств  личности,  в  первую  очередь  таких,  как  развитое  чувство  долга,  ясность  жизненных  целей,  страстное  желание  достичь  цели.



9.      Восприятие и формирование художественных образов.

Восприятие и формирование художественных образов возможно благодаря  восприятию и воображению.

Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.

В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, различают следующие виды восприятия:

В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют:

восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Диагностика особенностей восприятия сводится к изучению объёма восприятия и таких свойств, как:

n     предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру;

n     целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия;

n     структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры);

n     константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.);

n     осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет - означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове);

n     избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.

Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную действительность, на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение — особая форма психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Основой воображения являются знания и впечатления.

Воображение характерно только для человеческой психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно вызываемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в нем есть элементы фантазии, вымысла.. Если воображение рисует сознанию картины, которые мало соответствуют действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме: того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: - отражает мыслительный отход  за пределы непосредственно воспринимаемого; -способствует предвосхищению будущего;  -“оживляет” то, что было ранее.

Формы воображения:

1.        Агглютинация - склеивание различных в повседневной жизни несоединимых частей, качеств.

2.        Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей

3.        Схематизация – отдельные представления склеиваются, различия  сглаживаются Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

4.        Заострение – подчёркивание каких-либо отдельных признаков.

Виды воображения:

1. Активное (произвольное) воображение - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2. Пассивное (непроизвольное) воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

4. Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так например, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. С продуктивным воображением в искусстве мы сталкиваемся, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает этот образ в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом и других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия, как разновидность воображения, играет положительную роль.

5. Сновидения - можно отнести к разряду непроизвольных и пассивных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека не установлена. Однако известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин, не могут быть удовлетворены в реальной жизни.

6. Галлюцинации - это образ внешнего раздражителя и качественно схожий с реальным объектом. Одним словом, это фантастические видения. Обычно они - результат .иных нарушений психики или работы организма (сопровождают многие болезненные состояния).

7. Грезы - в отличие от галлюцинаций, это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием чаще всего с будущим, которое несколько идеализируется (очень часто такое состояние бывает у влюбленных).

8. Мечты - образ желаемого будущего, от грезы отличается тем, что она гораздо более реалистична и связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Особенности мечты: яркий, живой, конкретный характер; слабая выраженность путей к осуществлению; эмоциональная насыщенность образов; иррационально чувство уверенности в осуществлении мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.



10.  Вюрцбургская школа.

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изуче­ние мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе |1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта; |юд его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, ос­нованной на эксперименте» (1893). В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично со­вершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников рыло сконцентрировано уже не на результатах деятельности (ско­рости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив пе­ред испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику.

 Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуе­мый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосоз­нанность этих актов в момент их совершения требует внести кор­рективы в метод интроспекции.

Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической эксперимен­тальной интроспекции». Решая интеллектуальную задачу (напри­мер, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуе­мый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях созна­ния, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на вре­менные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качест­венно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как опери­рующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводи­лись новые феномены - умственные образы.

В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвеши­вании предметов Сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неиз­вестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как считал Вундт.

В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реа­гирования словом. На основе полученных результатов он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход дея­тельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего ре­зультата.

В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались ло­гические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является глав­ным фактором, определяющим процесс мышления, т. е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, Еремя протекания и результат. Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.

Прежде всего к ним относится понятие установки, которая оп­ределяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естест­венно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразу­мевало бессознательную направленность на решение задачи, кото­рая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степе­ни рассматривалась и как аналог современной мотивации), испыту­емые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуа­ции в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко - как значение умст­венного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Из многих учеников Кюльпе необходимо упомянуть и о М.Вертгеймере - одном из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджелле - одном из лидеров американской функциональной психологии.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной пси­хологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установ­ки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно по­казали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты