Государственный экзамен по психологии

Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превра­щали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимулы — реактивные отношения.

поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игру в теннис. Основа же всего - законы научения.

Психоанализ. Наряду с бихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные пласты неосозна­ваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Мнение о том, что область психического простирается за преде­лами тех испытываемых субъектом явлений, о которых он спосо­бен дать отчет, высказывалось и до того, как психология приобре­ла статус опытной науки. Но в предмет этой науки ее превратил психоанализ.

Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856—1939). Как и многие другие классики современной психологии он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.

Французская психология. Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и окружающий его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общест­венной средой утвердилось во французской психологии. Лич­ность ее действия и функции объяснялись созидающим их соци­альным контекстом, взаимодействия людей. В этом тигле выплав­ляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное.

Гештальтпсихология. При всех преоб­разованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись только взгляды на его отношение к поведению, к неосознаваемым пси­хическим явлениям, к социальным влияниям. Но новые представ­ления о том, как само это сознание организовано, впервые сло­жилось с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о «гештальте» (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее от­дельные компоненты. «Восприятие - это не сумма ощущений, свойства фигуры не описывается через свойства ее частей»... «Каждый момент нашего представления выделяет форму из целостного гештальта (фигуры)».

31.  Основные этапы и стадии развития человека как субъекта деятельности.

Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматрива­ется как критерий периодизации психического развития, как показатель пси­хического возраста ребёнка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникает и  дифференцируются другие виды деятельности, перестраи­ваются основные психические процессы и происходят изменения психологи­ческих особенностей личности на  данной стадии её развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в  которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-истори­ческих условиях, когда во  многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии человека как субъекта деятельности становятся следующие виды деятельности, согласно этапам развития:

1-эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми

2-орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста,

3-сюжетно ролевая игра дошкольника,

4-учебная деятельность в младшем школьном возрасте,

5-интимно-личностное общение подростков,

6-профессионально-учебная деятельность в ранней юности

32.  Основные этапы истории отечественной и зарубежной психологии.


1.  Донаучный до VII-VI вв.до н.э.

2. Философский, VII-VIв.в.  до н.э.            конец  XVIII начало XIXв.

3. Ассоцианистическая психология, конец XVIII-начало XIXв.- середина 19 века.

4. Эксперментальная психология, середина 19 начало 20 века.

5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-е годы 20 вв.

6. Дальнейшее развитие психологических школ,40-60-е годы 20 века.

7.Современная психология,60-е годы- конец 20века.


33.  Основные этапы психического развития детей и подростков.


Развитие, прежде всего, характеризуется не количественны­ми, а качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчлене­ниеранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторо­нами объекта (например, изменение на протяжении детства систем­ного и смыслового строения сознания).


34.  Основные этапы психологического пола личности.

Формирование половой зрелости в период взросления включает:

— биологический процесс ее становления;

— психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

Оба процесса идут не синхронно, а более или менее разделены во времени. Это связано с тем, что на Запале взрослеющий человек, даже достигнув биологической половозрелости, еще не в состоянии выполнять связанные с ней общественные функции самостоятельной профессиональной деятельности, отцовства, материнства, независимого от родителей существования.

В сексуальном развитии подростка наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Биологическая и социальная половые роли могут развиваться в сторону;

1) идентификации, приводящей к гетеросексуальности;

2) отклонения, чреватого гомосексуальностью, бисексуально­стью, транссексуальностью или сексуальными преступлениями;

3) амбивалентности, которая также может вести к бисексу­альности или различным нарушениям полового поведения.

Для последующего сексуального развития определенное значение имеют первые сексуальные опыты. Сексуальное поведение включает не только “инстинктивные желания”, но и ограничивающие их социальные рамки. Неудачный или трав­мирующий первый сексуальный опыт, который может отно­ситься еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.

Полоролевое поведение, отношение к сексуальности и про­текание первых сексуальных контактов — важные факторы развития гармоничного гетеросексуального поведения. На успех или неуспех сексуальной адаптации влияет следующее.

— Половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно здесь могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуаль­ности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоот­ношениям со сверстниками другого пола.

— Личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение (пубертатная аскеза), слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей.

-- Неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.

Оральная стадия. Эта стадия продолжается в течение 1-го года жизни. Основной эрогенной зоной в этот период является оральная, а основным предметом катексиса — функция сосания или кусания.

Анальная стадия охватывает период со 2-го по 3—4-й год жизни. Эрогенными зонами являются органы выделения, а предметом катексиса—функция выделения или удержания стула и мочи. Ре­бенок испытывает удовлетворение при мочеиспускании и дефека­ции, а также удержании кала и мочи.

Фаллическая стадия продолжается с 3—4-го по 6—7-й год жиз­ни. Эрогенной зоной являются половые органы, а предметом ка-тексиса — мастурбация. Эту стадию называют фаллической на том основании, что в этот период ребенок либо замечает у себя пенис, либо осознает, что таковой у него отсутствует.

Латентная фаза по времени охватывает период от 6—7 лет до периода полового созревания. В этот период сексуальные желания ребенка не привлекают внимания «Я» и успешно подавляются «сверх-Я», ослабляются привязанности детей к родителям, их ин­тересы обращаются к взаимоотношениям со сверстниками, к учебе, спорту и др. Рассматриваемая фаза также характеризуется умень­шением интенсивности сексуальных стремлении.

Генитальная фаза начинается с периода полового созревания. Эрогенной зоной, так же как и в фаллической стадии, являются половые органы, но изменяется предмет катексиса. Им становятся чужое тело и половой акт с лицом противоположного пола.


35.  Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных образов.


Ощущение — это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

 В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не со­ставное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характерис­тиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму пе­чень. Бытовое выражение «ощущение радости» считается понятий­но некорректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, пережи­вании, но не об ощущении. Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой» работы только ощущений. На них всегда «наложены» другие психические процессы.

Восприятие - это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Во-первых, «местом» отражения образа восприятия названа пси­хика, а не мозг и не сознание. А.Р. Лурии (1902—1977) говорил, что в мозгу отражается кир­пич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно явля­ется осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объектив­ное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в чело­веческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.

Во-вторых, особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдель­ных свойств. Причина подобной предметной целостности восприя­тия состоит не только в «суммировании» образов различных ощу­щений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыта человека.

Наконец, третий момент, выделенный в определении восприятия, отличает его, например, от воображения, памяти, при которых субъек­тивный образ существует в момент объективного отсутствия отра­жаемого предмета.

Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.

1. Основное свойство восприятия — это его предметность, ко­торая сочетается со свойством целостности, а зачастую — осмыс­ленности. Отразить предмет — значит увидеть (или услышать) нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное, имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дис­кретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не вос­принятым, не понятым, не нашедшим «применения», хотя оно, быть может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в из­вестные ему предметы.

2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности, (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предмет­ности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к опре­деленному разряду. Предмет обобщается с другими одноименны­ми. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны су­щественные индивидуальные различия.

3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величи­ны (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции.


36.  Педагогическое воздействие учителя на класс.


Педагогическое воздействие - особый  вид деятельности педагога, цель которой –достижение  позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).

Существуют три парадигмы воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия.

Первая стратегия - стратегия императивного воз­действия; ее основные функции: функция контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нуж­ное русло, функция принуждения по отношению к объекту воз­действия. Стратегия менее всего пригодна в педагогической практике, так как воздействие, осуществляемое без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условий межличностных коммуникаций, приводит чаще всего к обрат­ным и даже отрицательным последствиям.

Вторая стратегия - манипулятивная - основывает­ся на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия. Эту стратегию приме­няют для формирования общественного мнения, например в рекламе, а иногда и в педагогической практике.

Третья стратегия - развивающая. Психологическое условие реализации такой стратегии - диалог. Принципы, на которых она основывается, - эмоциональная и личностная от­крытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доверительность и искрен­ность выражения чувств и состояний

37.  Половозрастные различия познавательных процессов.

В дошкольном возрасте ребенок входит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Развитие восприятия.

В дошкольном возрасте происходит усвоение эталонов и соответствие определенных предметов этим эталонам. Этому обстоятельству в отечественной психологии придается большое значение, ибо эталоны – это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Развитие мышления.

Усвоение общественно выработанных эталонов или мер меняет, по словам Л.Ф. Обуховой, характер детского мышления. В развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарному научному восприятию действительности.

Развитие памяти.

В поле внимания исследователей становление произвольного и опосредованного запоминания.

И только в младшем школьном возрасте эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного Дошкольный возраст весьма благоприятен для развития памяти. Память ребенка становится преобладающей функцией и проходит большой путь в своем развитии. Если в начале этого периода у детей в основном была непроизвольная память, когда они не ставили перед собой особой цели что – то запомнить или вспомнить и не владели специальными способами запоминания, то теперь у них развивается произвольная память. Они уже сами определяют, что запомнить, что вспомнить. Они быстро запоминают стихотворения, а сказки и некоторые рассказы могут правильно и почти дословно пересказать.

Развитие речи.

Обобщая имеющиеся в литературе данные по этому вопросу, здесь можно выделить несколько линий развития. Так, можно говорить о развитии форм и функций речи; о развитии словаря и грамматического строя речи; о развитии звуковой стороны речи.

Расширение жизненных отношений  ребенка – дошкольника, усложнение его деятельности и общения со взрослыми приводит к постепенному росту словарного  состава его речи. При правильных условиях воспитания к началу дошкольного возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Однако нередки случаи, когда у детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения, свидетельствующие о том, что усвоение звуковой стороны языка еще не закончено, отмечает Д. Б. Эльконин


Младший школьный возраст.

Для большинства детей среднее детство – период от 6 до 12 лет – это индивидуальное развитие человека вызывается взаимодействием физических, когнитивных и психологических факторов, время, когда они  радикально меняют образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности, и более полно развивают ранее сложившиеся формы поведения. Это период приобретения новых и совершенствования старых навыков – от чтения и письма до игры в баскетбол, танцев или катания на роликовой доске. Центром средоточия усилий становится испытание себя, принятие и разрешение сложных задач, встающих перед ребенком как в результате вызова самому себе, так и вследствие вызова со стороны его окружения. Те, кому удается справиться с этими задачами, вероятно, становятся еще более умелыми и уверенными в себе а у тех, чьи попытки заканчиваются неудачей, вполне вероятно чувства неполноценности или более слабого чувства Я. Эриксон, стремясь передать дух этого этапа жизни, назвал среднее детство периодом трудолюбия.

Физическое и моторное развитие. Среднее детство – это то время, когда дети совершенствуют свои деятельные способности и становятся более независимыми. При благоприятных возможностях или специальном обучении дети способны научиться ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, играть в баскетбол, танцевать, писать и играть на музыкальных инструментах. Впервые такие групповые виды спорта, как футбол  и баскетбол, приобретают особое значение благодаря улучшению координации и физической ловкости.

Тонкая моторика позволяющая детям выполнять руками все сложные и точные движения. Ребенок овладевает навыками письма, возможность рисовать карандашами, красками, вырезать из бумаги лепить из глины, пластилина различные фигурки. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и позволяет оценить себя по достоинству. Что безусловно важно для психического здоровья.

Память.  В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма.  Можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания, сколько их обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты