сохранялись и укреплялись крепостные отношения. Это нашло свое отражение в
Соборном Уложении 1649г., завершившем юридическое оформление крепостного
права в России. Она продолжала свой путь внеэкономического административного
принуждения крестьян, что уводило ее в сторону от западной цивилизации.
С середины XVII в. Политический строй России эволюционизировал к абсолютизму.
В отличие от стран Западной Европы, он формировался на базе безраздельного
господства феодально-крепостнической системы. По соборному уложению,
самодержавие становилось формально неограниченным, так как в руках царя
сосредотачивалась вся полнота верховной государственной власти-
законодательной, исполнительной, судебной. Новый царский титул подчеркивал
божественное происхождение власти "самодержавца".
Крепнувшая центральная власть все меньше нуждалась в сословно-
представительных органах. Боярская дума превращалась в высшую судебную
инстанцию, так как царь решал государственные дела и издавал законы и без
нее. Земский собор в полном составе в последний раз состоялся в 1653 г. В
ущерб представительным органам власти набирали силу правительственные
учреждения. Усложнению социально-экономической и политической структуры
общества соответствовало усложнение структуры государственного аппарата, в
том числе приказов. Если в 1640 г. в них числилось 837 человек, то в конце
XVII в. - почти в четыре раза больше. По замечанию современника, подъячих в
приказах стало так много, что "сидеть негде, стоя пишут".
Переход к абсолютизму ярко проявился в сокрушительном ударе светской власти
по притязаниям церковной править на равных. Речь идет о патриархе Никоне,
который провел при поддержке Алексея Михайловича церковную реформу,
положившую начало расколу русской церкви и появлению старообрядчества. Но
Никон пошел дальше: посягая на светскую власть, он присвоил себе титул
"великого государя", принимал самостоятельные решения по государственным
вопросам и доказывал верховенство духовной власти. Алексей Михайлович созвал
Собор с участием вселенских патриархов. Тот подтвердил независимость духовной
власти от светской. Позднее Никон был лишен звания патриарха и простым
монахом отправлен в заточение, длившееся 15 лет. Таким образом Алексей
Михайлович преодолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти.
Укреплению самодержавия способствовало сплочение всех слоев феодального
общества вокруг царя во время социальных взрывов., которыми XVII в.
наполнен, как никакой другой в истории Русского централизованного
государства. Смута в начале века, городские восстания в середине века, в том
числе "медный бунт" в Москве в 1662 г., крестьянская война под
предводительством Степана Разина в 1670-1671 гг. свидетельствовали о глубоких
социально-экономических противоречиях, назревших в российском обществе. В то
время, как в мировой истории XVII век получил название "века рационализма", в
отечественной его прозвали "бунташным".
На Западе снижение социальной напряженности отчасти достигалось крестовыми
походами, морскими экспедициями для открытия новых колоний, ссылкой
недовольных в эти регионы. В России проводилась другая политика - политика
сдерживания оттока населения на окраины расширявшейся страны в целях
концентрации людских и экономических ресурсов. Этой цели соответствовало
создание служилой системы, сердцевиной которой стала поместная система.
Великий князь предоставлял землю с крестьянами в условное владение за
службу, в основном, военную. Поместье не было ни наследственным, ни
пожизненным, а зависело лишь от несения службы государству. Такая система
зародилась в XIV в. История сохранила имя первого московского помещика,
Бориса Воркова, которого в 1323 г. наделил землей Иван Калита.
Как система, поместное землевладение сложилось к концу XV в., а к середине
следующего столетия получила широкое распространение. В XVII в. она являлась
важным контрольным и хозяйственным институтом, опорой правительства в сборе
налогов, организации войска, ведения учета, суда и т.д. Начиная с XVII в.
дворянство добивалось превращения условного землевладения в безусловное,
наследственное, вотчинное и, этот факт был окончательно узаконен Петром I в
1714 г.
Представляет интерес история формирования дворянства в России. Оно возникло
на Руси в XII-XIII вв. Как низшая часть военно-служивого сословия,
составлявшего двор князя или крупного боярина. С XIV в. «испомещавшиеся»
дворяне стали получать за выполнение государственной службы землю в
пользование (поместье). С конца XIV в. термин «дворяне» исчезает и вновь
появляется в 30-х годах XVI столетия. Но теперь дворяне- уже не рядовые
феодалы, а верхушка служилых людей- аристократов. Из их числа выходят видные
военачальники и администраторы, хотя они не свободны уже по своему названию:
это- люди двора.
Княжеско-подданнические отношения на северо-востоке Руси пустили глубокие
корни еще до монгольского нашествия. Хотя лишь два с лишним века спустя, при
Иване III появляется стандартное обращение феодалов к своему сюзерену: "Яз
холоп твой". Отношения подданства удивляли иностранцев в России больше всего,
так как они были воспитаны в другой системе отношений, получившей в Европе
название вассалитета.
В Московском государстве такая система действовала лишь в очень ограниченных
рамках - в отношениях княжеских династий. Удельные князья обращались к
великому князю как к "брату старейшему"; ниже на иерархической лестнице
находились служилые князья /"слуги"/, появившиеся в результате присоединения
западнорусских земель в конце XV в.. От удельных князей "слуги" отличались
тем, что владели вотчинами, а не уделами, и не имели никаких прав на
великокняжеский престол. Естественный ход исторического развития привел к
полной ликвидации удельной системы в конце XVI в. А большинство служилых
князей сознательно перешло на положение бояр, понизив тем самым свой
социальный статус, так как им выгоднее было занять место в Боярской думе,
куда служилые князья из-за высокого статуса не входили, и управлять страной,
получая за это пожалования.
Одновременно с консолидацией и усилением дворянства в Русском
централизованном государстве происходило закрепощение другого сословия -
крестьян. Крестьяне занимали земли князей, бояр, вотчинников, церковных
учреждений, помещиков и имели право по закону и обычаю переходить к другому
владельцу. Однако в конце XVI в. началось юридическое оформление системы
крепостного права, когда появился первый общерусский Судебник / 1497 г./.
Его 57-статья впервые вводила ограничение перехода крестьян двумя неделями
"около Юрьева дня Осеннего" /26 ноября по старому стилю/. Крестьянин должен
был платить "пожилое". Судебник 1550 г. существенно не изменил этот порядок,
увеличив лишь сумму "пожилого". Затем переход был отменен полностью и
государство увеличило срок сыска беглых крестьян.
Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю
в трех ее формах: поместья , вотчинная и государственная. По своему
социальному положению крестьяне тоже делились на три группы: владельческие
крестьяне, принадлежавшие различным светским и церковным феодалам; дворцовые
крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства московских великих
князей (позже царей); черносошные (позже государственные) крестьяне, жившие
волостными общинами на землях; черносошные крестьяне принадлежали какому-
нибудь владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу
государства.
Завершение юридического оформление системы крепостного права связано с
Соборным Уложением 1649 г., которое стало важнейшим законодательным кодексом
допетровской России. По уложению крестьяне прикреплялись к земле; посадские
люди- к выполнению городских повинностей; служилые люди- к несению военной и
других государственных служб. Таким образом, все основные сословия имели
строго определенные обязанности по отношению к государству. И только
дворянство и духовенство являлись привилегированными сословиями.
Итак, механизм функционирования сословного строя и России, имевший некоторое
сходство и существенные отличия от стран Западной Европы, являлся одним из
постоянно действующих в нашей истории. Как и на Западе, сословный строй в
России складывался под влиянием экономических условий и с вмешательством
государства. Особенностью России являлась более активная роль государства в
формировании сословного строя, что было связано со следующими причинами:
необходимостью скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов в
условиях хозяйственной разобщенности русских земель; низким уровнем развития
товарно-денежных отношений; фактическим отсутствием третьего сословия;
постоянной борьбой с внешней опасностью, прежде всего, с ордынским игом,
длившемся почти 2,5 века.
Централизацию власти обусловливали не только внутренние, но и
внешнеполитические задачи. Со времени объединения русских земель (конец XV
в.) и до конца XVII в. основными направлениями внешней политики являлись:
укрепление безопасности страны; расширение государственной территории за
счет присоединения новых земель, восстановления утраченных в результате войн-
русских земель на западе и; северо-западе, колонизационной политики на
востоке.
Геополитический фактор является еще одним из постоянно действующих в
отечественной истории. Вплоть до XVII в. просматривается устойчивая
тенденция к освоению новых территорий, в частности, Дикого поля - богатых
пахотных земель Черноземного центра, достигшая своей кульминации во второй
половине XVII в.
Расширение политических границ государства в связи с присоединением
Казанского и Астраханского ханств в XVI в., продвижением русских:
землепроходцев в Сибирь и к берегам Тихого океана несло в себе новые
возможности для земледелия. Отсутствие перенаселенности, земельной тесноты в
отличие от стран Западной Европы, формировало и специфические, достаточно
прочные стереотипы экономического и социально-психологического характера. В
России, например, не действовали стимулы для перехода от традиционных
экстенсивных форм ведения хозяйства к новым, интенсивным, более эффективным,
так как постоянная колонизация новых территорий несла в себе новые
возможности для земледелия.
Еще одним направлением внешней политики России стало налаживание
международных связей, прерванных - или в значительной мере ослабленных в
период монгольского ига, а также развитие дипломатических отношений с
соседними странами. Внешняя изоляция Руси начала преодолеваться при Иване
III, когда установились дипломатические отношения с Италией, Германией,
Венгрией, Данией, Турцией. В конце XV - начале XVI в. поток приезжавших в
Россию превышал число желавших покинуть страну: Европа открывала для себя
новую Русь.
В целях укрепления государственных границ были сооружены во второй половине
XVI в. Тульская и Белгородская, а во второй половине XVII в. - Изюмская
оборонительные черты. Среди возведенных крепостей были Воронеж, Ливны, Елец,
Курск, Белгород, Оскол, Кромы, Валуйки, положившие начало освоению Дикого
поля - земель нынешнего Центрального Черноземья, в годы ордынского ига
превратившихся в безжизненное пространство. В XVI в. России не удалось
возвратить земли, присоединенные ранее Великим княжеством Литовским. А распад
Ливонского ордена и переход его земель под власть Польши, Швеции и Дании
привел к тому, что Россия получила вместо одного постоянного неприятеля
несколько, и сильных. Положение осложнилось созданием в 1569 г. Речи
Посполитой - единого государства на основе заключенной между Литовским
княжеством и Польским королевством государственной унии. Поражение России в
25-летней Ливонской войне в период правления Ивана Грозного ослабило позиции
страны в Прибалтике. Ряд городов на побережье Финскохго залива удалось
вернуть лишь благодаря успешной войне со Швецией в 1530-1595 гг.
После Смуты остались две внешние войны. Столбовский мир со Швецией в 1617 г.
привел к утрате всего побережья Финского залива и выхода к Балтийскому морю.
Перемирие с Польшей 1618 г. означало потерю Смоленска и северских городов.
В то же время потенциал России делал её притягательным центром для многих
народов. Попасть под её покровительство стремились правители православных
Грузии и Молдавии, желая избавиться от, турецких разорении. С настойчивой
просьбой принять Украину "под высокую царскую руку" обратился к Алексею
Михайловичу Богдан Хмельницкий, возглавивший сопротивление запорожских
казаков католичеству и шляхетскому угнетению. Москва дала положительный
ответ не сразу, понимая, что это приведет к войне с Польшей, которая и
началась в 1654 г. после воссоединения Украины с Россией. Истощив силы,
Россия и Польша в 1667 г. заключили перемирие, по которому к России отошли
Смоленск, Киев и вся Левобережная Украина, получившая в составе единого
государства автономию в виде гетманства, а также налоговые льготы.
Положительные результаты приносила ориентация Москвы на расширение внешней
торговли. Из века в век с переменным успехом развивалась торговля с Англией,
Голландией, Швецией, Польшей, Персией, Бухарой. Из России вывозились изделия
русских промыслов, меха, деготь, смола, лес, пенька, кожи, щетина, холст,
сало, мясо, икра, хлеб, а ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага,
аптекарские товары, оружие, фарфор, драгоценности.
Становлению и развитию единого Русского государства была подчинена и
культура. Ей приходилось преодолевать тяжелые последствия ордынского ига,
затормозившего естественный ход русской культуры и оторвавшего ее от
европейских стран. Одновременно с созданием Московского государства
складывался общерусский архитектурный стиль. Его эталонами стали Московский
кремль и Покровский собор на Красной площади. Период расцвета переживала
иконопись., ' общепризнанными корифеями которой являются А. Рублев., Ф. Грек,
Дионисий. К XVI в. относится начало книгопечатания в России, заложившее
основы нового этапа в развитии национальной культуры.
Перевод книгопечатания с дорогого пергамента на более доступную бумагу
способствовал росту грамотности населения в следующем, XVII веке, когда
печатались буквари, азбуки, грамматики и другие учебники. Невиданным для
тогдашней Европы тиражом было издано "Соборное Уложение". Шло накопление
естественно-научных знаний, выпускались пособия по математике, химии,
медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству. Усилился интерес к
истории: появились многочисленные повести, материал которых служил
извлечению уроков из исторического прошлого. В 1667 г. был издан первый
печатный исторический труд - "Синопсис" ("Обозрение"), в котором излагалась
история Руси с древнейших времен. Новым явлением в литературе стало
стихосложение. Усилились процессы оформления общего великорусского языка и
стирания в нём диалектных различий.
Отличительной чертой русской культуры второй половины XVII в. явилось
противоборство светского и религиозного начал. Если раньше искусство
развивалось преимущественно в церковных рамках, то теперь оно постепенно
подвергалось "обмирщению". К концу XVII в. завершился период истории
древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались
элементы культуры нового времени. Царский двор уже при Алексее Михайловиче
все более становился центром, вокруг которого собирались просветители
страны. Среди них - Афанасий Ордын-Нащокин, Артамон Матвеев, Василий Голицын,
Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич. О противоречивости этого времени Ключевский
писал так: "Царь ... одной ногой еще крепко упирался в родную православную
старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом
нерешительном переходном положении".
Наследник Алексея Михайловича - Федор - придерживался польско-киевского
направления культуры, собрал богатую библиотеку, поддерживал распространение
просвещения в придворном обществе. Об уровне просвещения свидетельствуют
прежде всего общеобразовательного процесса.
Образовательные учебные заведения, которые встраивались в монастырях.
Событием стало открытие в 1687 г. первого высшего учебного заведения для
людей "всякого чина, сана и возраста" - Славяно-греко-латинской академии. К
коту XVII в. в России сложились политические, экономические, социальные и
культурные предпосылки и четко обозначилась необходимость коренных
преобразований, связанных с именем Петра I.
5.ВЕК ПРОСВЯЩЕНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.
Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является
тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья
и последствий английской революции XVII в., показавшей другим странам путь к
обновлению. В Европе по-прежнему господствовало общество средневекового типа.
Характерным было преобладание крестьянского населения, социальное
неравенство, наличие высоких, подчас разорительных для экономики, налогов.
Сельское хозяйство оставалось основой экономики. Средства сообщения были
развиты плохо. Источников объективной информации не хватало, отсюда
господство в общественном мнений слухов и домыслов. Наконец, неотъемлемым
свойством "старого порядка" было господство на континенте абсолютных монархий
(за исключением Англии, Голландии и нескольких малых государств),
претерпевших некоторую эволюцию, но не утративших тех качеств, которые
определяли их сущность.
С другой стороны, в недрах "старого порядка" шли процессы,
свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. Быстрый рост
населения предъявлял высокие требования к аграрному производству,
удовлетворявшиеся, в том числе, за счет агротехнических новшеств. Довольно
быстрыми темпами развивалась городская промышленность. Росли объемы
внутренней торговли, но несравненно большее значение имело развитие
европейского и мирового рынков: Важнейшим фактором европейского
промышленного и торгового развития была в этот период политика меркантилизма,
проводившаяся практически всеми правительствами Европы и характеризовавшаяся
высокими таможенными тарифами, жесткими правилами импорта и экспорта
изделий, защитой интересов собственных купцов и поддержкой мануфактуристов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24