Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

сохранялись и укреплялись крепостные отношения. Это нашло свое отражение в

Соборном Уложении 1649г., завершившем юридическое оформление крепостного

права в России. Она продолжала свой путь внеэкономического административного

принуждения крестьян, что уводило ее в сторону от западной цивилизации.

С середины XVII в. Политический строй России эволюционизировал к абсолютизму.

В отличие от стран Западной Европы, он формировался на базе безраздельного

господства феодально-крепостнической системы. По соборному уложению,

самодержавие становилось формально неограниченным, так как в руках царя

сосредотачивалась вся полнота верховной государственной власти-

законодательной, исполнительной, судебной. Новый царский титул подчеркивал

божественное происхождение власти "самодержавца".

Крепнувшая центральная власть все меньше нуждалась в сословно-

представительных органах. Боярская дума превращалась в высшую судебную

инстанцию, так как царь решал государственные дела и издавал законы и без

нее. Земский собор в полном составе в последний раз состоялся в 1653 г. В

ущерб представительным орга­нам власти набирали силу правительственные

учреждения. Усложне­нию социально-экономической и политической структуры

общества соответствовало усложнение структуры государственного аппарата, в

том числе приказов. Если в 1640 г. в них числилось 837 человек, то в конце

XVII в. - почти в четыре раза больше. По замечанию современ­ника, подъячих в

приказах стало так много, что "сидеть негде, стоя пишут".

Переход к абсолютизму ярко проявился в сокрушительном уда­ре светской власти

по притязаниям церковной править на равных. Речь идет о патриархе Никоне,

который провел при поддержке Алек­сея Михайловича церковную реформу,

положившую начало расколу русской церкви и появлению старообрядчества. Но

Никон пошел дальше: посягая на светскую власть, он присвоил себе титул

"велико­го государя", принимал самостоятельные решения по государствен­ным

вопросам и доказывал верховенство духовной власти. Алексей Михайлович созвал

Собор с участием вселенских патриархов. Тот подтвердил независимость духовной

власти от светской. Позднее Ни­кон был лишен звания патриарха и простым

монахом отправлен в за­точение, длившееся 15 лет. Таким образом Алексей

Михайлович пре­одолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти.

Укреплению самодержавия способствовало сплочение всех сло­ев феодального

общества вокруг царя во время социальных взры­вов., которыми XVII в.

наполнен, как никакой другой в истории Рус­ского централизованного

государства. Смута в начале века, город­ские восстания в середине века, в том

числе "медный бунт" в Москве в 1662 г., крестьянская война под

предводительством Степана Разина в 1670-1671 гг. свидетельствовали о глубоких

социально-экономических противоречиях, назревших в российском обществе. В то

время, как в мировой истории XVII век получил название "века рационализма", в

отечественной его прозвали "бунташным".

На Западе снижение социальной напряженности отчасти дости­галось крестовыми

походами, морскими экспедициями для открытия новых колоний, ссылкой

недовольных в эти регионы. В России проводилась другая политика - политика

сдерживания оттока населения на окраины расширявшейся страны в целях

концентрации людских и экономических ресурсов. Этой цели соответствовало

создание слу­жилой системы, сердцевиной которой стала поместная система.

Ве­ликий князь предоставлял землю с крестьянами в условное владение за

службу, в основном, военную. Поместье не было ни наследствен­ным, ни

пожизненным, а зависело лишь от несения службы государ­ству. Такая система

зародилась в XIV в. История сохранила имя первого московского помещика,

Бориса Воркова, которого в 1323 г. наделил землей Иван Калита.

Как система, поместное землевладение сложилось к концу XV в., а к середине

следующего столетия получила широкое распростра­нение. В XVII в. она являлась

важным контрольным и хозяйственным институтом, опорой правительства в сборе

налогов, организации вой­ска, ведения учета, суда и т.д. Начиная с XVII в.

дворянство добива­лось превращения условного землевладения в безусловное,

наслед­ственное, вотчинное и, этот факт был окончательно узаконен Петром I в

1714 г.

Представляет интерес история формирования дворянства в России. Оно возникло

на Руси в XII-XIII вв. Как низшая часть военно-служивого сословия,

составлявшего двор князя или крупного боярина. С XIV в. «испомещавшиеся»

дворяне стали получать за выполнение государственной службы землю в

пользование (поместье). С конца XIV в. термин «дворяне» исчезает и вновь

появляется в 30-х годах XVI столетия. Но теперь дворяне- уже не рядовые

феодалы, а верхушка служилых людей- аристократов. Из их числа выходят видные

военачальники и администраторы, хотя они не свободны уже по своему названию:

это- люди двора.

Княжеско-подданнические отношения на северо-востоке Руси пустили глубокие

корни еще до монгольского нашествия. Хотя лишь два с лишним века спустя, при

Иване III появляется стандартное об­ращение феодалов к своему сюзерену: "Яз

холоп твой". Отношения подданства удивляли иностранцев в России больше всего,

так как они были воспитаны в другой системе отношений, получившей в Европе

название вассалитета.

В Московском государстве такая система действовала лишь в очень ограниченных

рамках - в отношениях княжеских династий. Удельные князья обращались к

великому князю как к "брату ста­рейшему"; ниже на иерархической лестнице

находились служилые князья /"слуги"/, появившиеся в результате присоединения

западно­русских земель в конце XV в.. От удельных князей "слуги" отличались

тем, что владели вотчинами, а не уделами, и не имели ника­ких прав на

великокняжеский престол. Естественный ход историче­ского развития привел к

полной ликвидации удельной системы в конце XVI в. А большинство служилых

князей сознательно перешло на положение бояр, понизив тем самым свой

социальный статус, так как им выгоднее было занять место в Боярской думе,

куда служилые князья из-за высокого статуса не входили, и управлять страной,

полу­чая за это пожалования.

Одновременно с консолидацией и усилением дворянства в Рус­ском

централизованном государстве происходило закрепощение другого сословия -

крестьян. Крестьяне занимали земли князей, бояр, вотчинников, церковных

учреждений, помещиков и имели право по закону и обычаю переходить к другому

владельцу. Однако в конце XVI в. началось юридическое оформление системы

крепостного пра­ва, когда появился первый общерусский Судебник / 1497 г./.

Его 57-статья впервые вводила ограничение перехода крестьян двумя неде­лями

"около Юрьева дня Осеннего" /26 ноября по старому стилю/. Крестьянин должен

был платить "пожилое". Судебник 1550 г. существенно не изменил этот порядок,

увеличив лишь сумму "пожи­лого". Затем переход был отменен полностью и

государство увеличило срок сыска беглых крестьян.

Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю

в трех ее формах: поместья , вотчинная и государственная. По своему

социальному положению крестьяне тоже делились на три группы: владельческие

крестьяне, принадлежавшие различным светским и церковным феодалам; дворцовые

крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства московских великих

князей (позже царей); черносошные (позже государственные) крестьяне, жившие

волостными общинами на землях; черносошные крестьяне принадлежали какому-

нибудь владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу

государства.

Завершение юридического оформление системы крепостного права связано с

Соборным Уложением 1649 г., которое стало важнейшим законодательным кодексом

допетровской России. По уложению крестьяне прикреплялись к земле; посадские

люди- к выполнению городских повинностей; служилые люди- к несению военной и

других государственных служб. Таким образом, все основные сословия имели

строго определенные обязанности по отношению к государству. И только

дворянство и духовенство являлись привилегированными сословиями.

Итак, механизм функционирования сословного строя и России, имевший некоторое

сходство и существенные отличия от стран За­падной Европы, являлся одним из

постоянно действующих в нашей истории. Как и на Западе, сословный строй в

России складывался под влиянием экономических условий и с вмешательством

государства. Особенностью России являлась более активная роль государства в

формировании сословного строя, что было связано со следующими причинами:

необходимостью скорейшей мобилизации экономиче­ских и людских ресурсов в

условиях хозяйственной разобщенности русских земель; низким уровнем развития

товарно-денежных отношений; фактическим отсутствием третьего сословия;

постоянной борьбой с внешней опасностью, прежде всего, с ордынским игом,

длившемся почти 2,5 века.

Централизацию власти обусловливали не только внутренние, но и

внешнеполитические задачи. Со времени объединения русских зе­мель (конец XV

в.) и до конца XVII в. основными направлениями внешней политики являлись:

укрепление безопасности страны; рас­ширение государственной территории за

счет присоединения новых земель, восстановления утраченных в результате войн-

русских земель на западе и; северо-западе, колонизационной политики на

востоке.

Геополитический фактор является еще одним из постоянно дей­ствующих в

отечественной истории. Вплоть до XVII в. просматрива­ется устойчивая

тенденция к освоению новых территорий, в част­ности, Дикого поля - богатых

пахотных земель Черноземного центра, достигшая своей кульминации во второй

половине XVII в.

Расширение политических границ государства в связи с присое­динением

Казанского и Астраханского ханств в XVI в., продвижени­ем русских:

землепроходцев в Сибирь и к берегам Тихого океана не­сло в себе новые

возможности для земледелия. Отсутствие перенасе­ленности, земельной тесноты в

отличие от стран Западной Европы, формировало и специфические, достаточно

прочные стереотипы эко­номического и социально-психологического характера. В

России, на­пример, не действовали стимулы для перехода от традиционных

экс­тенсивных форм ведения хозяйства к новым, интенсивным, более эффективным,

так как постоянная колонизация новых территорий не­сла в себе новые

возможности для земледелия.

Еще одним направлением внешней политики России стало на­лаживание

международных связей, прерванных - или в значительной мере ослабленных в

период монгольского ига, а также развитие ди­пломатических отношений с

соседними странами. Внешняя изоля­ция Руси начала преодолеваться при Иване

III, когда установились дипломатические отношения с Италией, Германией,

Венгрией, Дани­ей, Турцией. В конце XV - начале XVI в. поток приезжавших в

Рос­сию превышал число желавших покинуть страну: Европа открывала для себя

новую Русь.

В целях укрепления государственных границ были сооружены во второй половине

XVI в. Тульская и Белгородская, а во второй по­ловине XVII в. - Изюмская

оборонительные черты. Среди возведен­ных крепостей были Воронеж, Ливны, Елец,

Курск, Белгород, Оскол, Кромы, Валуйки, положившие начало освоению Дикого

поля - земель нынешнего Центрального Черноземья, в годы ордынского ига

пре­вратившихся в безжизненное пространство. В XVI в. России не уда­лось

возвратить земли, присоединенные ранее Великим княжеством Литовским. А распад

Ливонского ордена и переход его земель под власть Польши, Швеции и Дании

привел к тому, что Россия получила вместо одного постоянного неприятеля

несколько, и сильных. Поло­жение осложнилось созданием в 1569 г. Речи

Посполитой - единого государства на основе заключенной между Литовским

княжеством и Польским королевством государственной унии. Поражение России в

25-летней Ливонской войне в период правления Ивана Грозного ос­лабило позиции

страны в Прибалтике. Ряд городов на побережье Финскохго залива удалось

вернуть лишь благодаря успешной войне со Швецией в 1530-1595 гг.

После Смуты остались две внешние войны. Столбовский мир со Швецией в 1617 г.

привел к утрате всего побережья Финского залива и выхода к Балтийскому морю.

Перемирие с Польшей 1618 г. означа­ло потерю Смоленска и северских городов.

В то же время потенциал России делал её притягательным цент­ром для многих

народов. Попасть под её покровительство стреми­лись правители православных

Грузии и Молдавии, желая избавиться от, турецких разорении. С настойчивой

просьбой принять Украину "под высокую царскую руку" обратился к Алексею

Михайловичу Бо­гдан Хмельницкий, возглавивший сопротивление запорожских

каза­ков католичеству и шляхетскому угнетению. Москва дала положи­тельный

ответ не сразу, понимая, что это приведет к войне с Поль­шей, которая и

началась в 1654 г. после воссоединения Украины с Россией. Истощив силы,

Россия и Польша в 1667 г. заключили пере­мирие, по которому к России отошли

Смоленск, Киев и вся Левобе­режная Украина, получившая в составе единого

государства автоно­мию в виде гетманства, а также налоговые льготы.

Положительные результаты приносила ориентация Москвы на расширение внешней

торговли. Из века в век с переменным успехом развивалась торговля с Англией,

Голландией, Швецией, Польшей, Персией, Бухарой. Из России вывозились изделия

русских промы­слов, меха, деготь, смола, лес, пенька, кожи, щетина, холст,

сало, мя­со, икра, хлеб, а ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага,

ап­текарские товары, оружие, фарфор, драгоценности.

Становлению и развитию единого Русского государства была подчинена и

культура. Ей приходилось преодолевать тяжелые по­следствия ордынского ига,

затормозившего естественный ход русской культуры и оторвавшего ее от

европейских стран. Одновремен­но с созданием Московского государства

складывался общерусский архитектурный стиль. Его эталонами стали Московский

кремль и По­кровский собор на Красной площади. Период расцвета переживала

иконопись., ' общепризнанными корифеями которой являются А. Рублев., Ф. Грек,

Дионисий. К XVI в. относится начало книгопеча­тания в России, заложившее

основы нового этапа в развитии нацио­нальной культуры.

Перевод книгопечатания с дорогого пергамента на более дос­тупную бумагу

способствовал росту грамотности населения в сле­дующем, XVII веке, когда

печатались буквари, азбуки, грамматики и другие учебники. Невиданным для

тогдашней Европы тиражом было издано "Соборное Уложение". Шло накопление

естественно-научных знаний, выпускались по­собия по математике, химии,

медицине, астрономии, географии, сель­скому хозяйству. Усилился интерес к

истории: появились многочис­ленные повести, материал которых служил

извлечению уроков из ис­торического прошлого. В 1667 г. был издан первый

печатный исто­рический труд - "Синопсис" ("Обозрение"), в котором излагалась

ис­тория Руси с древнейших времен. Новым явлением в литературе ста­ло

стихосложение. Усилились процессы оформления общего велико­русского языка и

стирания в нём диалектных различий.

Отличительной чертой русской культуры второй половины XVII в. явилось

противоборство светского и религиозного начал. Ес­ли раньше искусство

развивалось преимущественно в церковных рамках, то теперь оно постепенно

подвергалось "обмирщению". К концу XVII в. завершился период истории

древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались

элементы культуры нового времени. Царский двор уже при Алексее Михайло­виче

все более становился центром, вокруг которого собирались про­светители

страны. Среди них - Афанасий Ордын-Нащокин, Артамон Матвеев, Василий Голицын,

Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич. О противоречивости этого времени Ключевский

писал так: "Царь ... од­ной ногой еще крепко упирался в родную православную

старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом

нереши­тельном переходном положении".

Наследник Алексея Михайловича - Федор - придерживался польско-киевского

направления культуры, собрал богатую библиоте­ку, поддерживал распространение

просвещения в придворном обще­стве. Об уровне просвещения свидетельствуют

прежде всего общеобразовательного процесса.

Образовательные учебные заведения, которые встраивались в монасты­рях.

Событием стало открытие в 1687 г. первого высшего учебного заведения для

людей "всякого чина, сана и возраста" - Славяно-греко-латинской академии. К

коту XVII в. в России сложились политические, экономичес­кие, социальные и

культурные предпосылки и четко обозначи­лась необходимость коренных

преобразований, связанных с именем Петра I.

5.ВЕК ПРОСВЯЩЕНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.

Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является

тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья

и последствий английской революции XVII в., показавшей другим странам путь к

обновлению. В Европе по-прежнему господствовало общество средневекового типа.

Харак­терным было преобладание крестьянского населения, социальное

не­равенство, наличие высоких, подчас разорительных для экономики, налогов.

Сельское хозяйство оставалось основой экономики. Средст­ва сообщения были

развиты плохо. Источников объективной инфор­мации не хватало, отсюда

господство в общественном мнений слухов и домыслов. Наконец, неотъемлемым

свойством "старого порядка" было господство на континенте абсолютных монархий

(за исключе­нием Англии, Голландии и нескольких малых государств),

претер­певших некоторую эволюцию, но не утративших тех качеств, кото­рые

определяли их сущность.

С другой стороны, в недрах "старого порядка" шли процессы,

свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. Быстрый рост

населения предъявлял высокие требования к аграрному производству,

удовлетворявшиеся, в том числе, за счет агротехни­ческих новшеств. Довольно

быстрыми темпами развивалась город­ская промышленность. Росли объемы

внутренней торговли, но не­сравненно большее значение имело развитие

европейского и мирово­го рынков: Важнейшим фактором европейского

промышленного и торгового развития была в этот период политика меркантилизма,

проводившаяся практически всеми правительствами Европы и харак­теризовавшаяся

высокими таможенными тарифами, жесткими прави­лами импорта и экспорта

изделий, защитой интересов собственных купцов и поддержкой мануфактуристов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты