характер. Победив на демократических выборах в условиях недовольства
общества, Гитлер стал осуществлять огосударствление всех сторон общественной
жизни, сверхцентрализацию в управлении страной. "Новый порядок" Гитлера, в
отличие от "нового курса" Рузвельта, ориентировался на милитаризацию
экономики, поддержку монополий, жесткое социальное нормирование и протекал
на фоне ярого шовинизма, расизма, в рамках однопартийной системы.
В течение 1933-1934 гг. в Германии шел процесс консолидации нацистской
системы. Правительство было выведено из-под контроля парламента (рейхстага).
Оно получило право издавать законы, в том числе изменяющие конституцию. Были
распущены или само ликвидировались все нефашистские организации и
политические партии, унифицирована и поставлена под контроль пресса. Местные
органы власти превратились в послушный инструмент фашистской диктатуры.
Завершающим актом в реорганизации политической, юридической и
административной структуры страны стало сосредоточение после смерти
Гинденбурга 2 августа 1934 г. функций президента в руках Гитлера.
Эти процессы облегчили централизацию экономической мощи в руках государства и
верхушки монополистического капитала. В принудительном порядке объединялись
предприятия различных отраслей, делившиеся на 7 главных имперских групп:
промышленности, энергетики, ремесла, торговли, транспорта, банковского и
страхового дела. Имперские группы, как и окружные экономические палаты,
назначались министром экономики из числа крупнейших промышленников и
банкиров. Новые органы управления создавали и распускали промышленные
объединения, регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, объемы
производства и уровень цен. Причем, 80 % всех инвестиций направлялось в
военные отрасли. Огромные средства государство направляло на исследования в
области синтетического горючего, каучука, алюминия в целях создания
собственной базы сырья.
В милитаризации экономики фашистский режим видел не только основу для
реванша итогов первой мировой войны, но и важнейший фактор своей
стабилизации. Как и другие фашистские страны, Германия избежала второго
мирового экономического кризиса в 30-е гг. Директивное планирование,
сверхцентрализованное управление дали результаты: к 1935 г. тяжелая
промышленность Германии достигла до кризисного уровня, а в 1939 г. превзошла
его почти в 1,5 раза. Военные расходы возросли в 10 раз и составляли 58 %
бюджета. В 1936 г. был объявлен "четырехлетний план" подготовки экономики и
армии к войне. Его генеральный уполномоченный Г. Геринг получил диктаторские
права: его распоряжения имели силу закона.
В то же время, производство предметов потребления не достигло уровня 1928
г., так как предприятия, не попавшие в число "решающих" и "важных",
переживали серьезные трудности. Хозяйственная структура страны была
деформирована. В то время, как США и другие западные страны насыщали с
середины 30-х гг. потребительский рынок приемниками, автомобилями,
мотоциклами, первыми холодильниками и стиральными машинами. Германия первой
наладила производство металлического урана, продвинулась далеко вперед на
пути открытия ядерной цепной реакции.
Важные сдвиги произошли в структуре германского общества. Значительная часть
буржуазии, не связанная с военными наказами, стала играть второстепенную роль
в жизни страны. Не осуществились обещания нацистов "оздоровить среднее
сословие". Подавляющая масса трудящихся лишилась завоеванных многолетней
борьбой демократических прав и свобод. Сложилась система внеэкономического
принуждения, лишавшая квалифицированных рабочих свободы передвижения и
трудоустройства, увеличившая накануне войны рабочий день до 10-14 часов. Для
юношей и девушек 18-25 лет была введена трудовая повинность. Общим итогом 30-
х гг. для Германии явился механизм тоталитарной диктатуры, подготовившей
общество к агрессивной войне в целях мирового господства.
При всем различии политических курсов Франклина Рузвельта и Адольфа Гитлера
их объединяют два направления - антисоветизм и антикоммунизм, активно
внедрявшиеся в идеологические конструкции не только этих, но и других
западных стран. Этому способствовали нашумевшие в мире политические
процессы, проходившие в СССР.
В 30-е гг. наша страна много строила, готовила кадры, вкладывала средства в
развитие фундаментальной науки. Благодаря таланту ученых, инженеров, рабочих
были быстро спроектированы и построены такие гиганты, как Магнитогорский и
Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты. Запорожский "Азовсталь",
Московский метрополитен, признанный лучшим в мире. В 1932 г. в СССР началось
крупномасштабное производство синтетического каучука - на 6 лет раньше, чем в
Германии, опережавшей в этом направлении другие страны. Был налажен массовый
выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов.
В период довоенных пятилеток (1929-1941) СССР совершил такой рывок в
создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного
уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому
оснащению, возможностям производства всех видов продукции. СССР обеспечил
свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в
экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы второй мировой
войны.
В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного
производства второе место в мире, уступая лишь США. Значительно сократилось
отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции на
душу населения. Более однородной стала социальная структура общества, в 1928-
1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира
реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы
НЭПа. В то же время, не получили должного развития легкая и пищевая отрасли.
Индустриализация достигалась высокой ценой - уровень жизни населения
оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и несколько вырос к
концу 30-х гг.
В 30-е гг. решались многие вопросы не только хозяйственного, но и культурного
строительства, образования и здравоохранения, ликвидации безработицы,
поощрялся добросовестный, самоотверженный труд, распространялся передовой
опыт. В середине десятилетия активно разрабатывались различные формы
морального и материального стимулирования передовиков. Это совпало с отменой
карточной системы и появлением товаров в магазинах.
Однако достижения во всех сферах жизни советского общества могли быть
значительно выше, если бы не режим личной власти Сталина, который
формировался на протяжении предшествующего десятилетия. Будучи Генсеком РКП
(б) с 1922 г:, Сталин занимался кадровыми вопросами и получил возможность
опираться на средний слой партийных работников - секретарей обкомов и
крайкомов партии. Помогли создать культ личности Сталина непосредственные
исполнители его воли - Молотов, Мехлис, Микоян, Хрущев, Ворошилов, Ежов и
др. Большую роль в восхождении Сталина на вершину пирамиды власти сыграла
пропаганда его образа как непогрешимого вождя, сопровождавшая советских людей
с детских лет до старости.
Обеспечивая себе место вождя в советской стране, Сталин настойчиво
эксплуатировал социалистическую идею и авторитет Ленина. Он присвоил право
популяризировать ленинские идеи, искажая и упрощая их до уровня катехизисных
догматов. С помощью Зиновьева, Каменева и других, Сталин "замолчал"
отрицательные характеристики Ленина в свой адрес и его предложение
переместить Генсека на другой, менее значимый пост. После смерти Ленина в
результате массовых призывов изменился количественный и качественный состав
партии, так как её размывали изнутри случайные, карьеристки настроенные люди.
Немаловажную роль в формировании режима личной власти Сталина сыграли
карательные органы советского государства, юридические основы для работы
которых были созданы в конце 20-х гг. Введение в действие первой главы 58
статьи Уголовного кодекса РСФСР "Преступления государственные" в 1927 г.
позволило организовать политические процессы. Первым стал шахтинский в 1928
г. Он вписался в начавшуюся работу по свертыванию НЭПа. Затем последовала
серия процессов - над Промпартией в 1930 г., над меньшевиками в 1931 г., над
специалистами фирмы "Метрополитен -Виккерс" в 1933 г. Общими чертами
политических процессов являлись: отсутствие доказательств вины подсудимых,
ссылки на их собственное признание; инициирование процессов органами ОГПУ;
обвинение, в основном, технической и научной интеллигенции. Эти черты
проявились и при проведении московских процессов "в 1935-1938 гг.,
направленных против большевистского руководства, военных кадров,
руководителей народного хозяйства, общественных организаций и т.д.
Рискуя не только свободой, но и жизнью, часть членов партии критиковала и
осуждала Сталина за насильственные методы коллективизации и завышенные темпы
индустриализации, за ничем не оправданные человеческие жертвы. Недоверие
Генсеку выразили 270 делегатов XVII съезда партии при голосовании за список
Центрального Комитета. Были и отдельные группы недовольных партийцев,
например "союз марксистов-ленинцев" под руководством М.Н. Рютина, открыто
призывавший к свержению Сталина; группа советских и партийных работников во
главе с С.И. Сырцовым и В.В. Ломинадзе; группа наркомов - А.А. Смирнова, Г.В.
Толмачева, Н.В. Эйсмонта. На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) член ЦК
И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каменский потребовали
прекращения репрессий и смещения Сталина. К мировому общественному мнению
взывали дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин, не вернувшиеся на Родину.
Большое мужество проявили отечественные ученые, выступавшие с объективными
оценками экономики страны. В 30-е гг. в ЦСУ СССР велась работа по сравнению
достижений США и СССР, которая выявила отставание СССР в 4,5 раза. Лишь к
началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное производство на уровень
1928 года. Тяжелое состояние отрасли объясняется тем, что в годы второй
пятилетки завершилась сплошная коллективизация, подорвавшая устойчивость
сельского хозяйства. Другая причина кризиса связана с форсированной
индустриализацией, которая, как и при С.Ю. Витте в конце XIX - начале XX в.,
в значительной мере осуществлялась за счет деревни.
Кульминация репрессий пришлась на 1937-й год, когда уже была принята
Конституция СССР, содержавшая положения о построении социалистического
общества и полной ликвидации эксплуататорских классов. Об отсутствии
организованной оппозиции в партии и стране Сталин заявлял и раньше, на XVII
съезде РКП (б). Однако сразу после съезда и особенно после убийства С.М.
Кирова 1 декабря 1934 г. начались массовые расстрелы коммунистов и
беспартийных.
Многие советские люди стремились сделать для своей страны как можно больше
полезного, искренне веря в чистоту моральных устоев нового общества и стойко
преодолевая трудности в построении социализма. Сталин использовал это
настроение общества для реализации своего тезиса об обострении классовой
борьбы в условиях строительства социализма. Расправляясь с инакомыслящими, он
опирался на широкую поддержку масс, убежденных в виновности "врагов
народа".
Масштабы политических репрессий точно не установлены. Официальные цифры
колеблются от 3,8 млн. до 4,2 млн. человек. Исследования статистических
данных тюрем и лагерей показывают, что число арестованных в СССР доходило до
1 % населения в год и за все годы Советской власти через лагеря прошли 12
млн. человек. Альтернативные подсчеты расходятся в очень большом диапазоне.
Называют от 6-8 до 80 млн. - последняя цифра вошла в книгу Гиннесса. Она
стала результатом анализа всей демографической ситуации в стране и учитывает
не только прямые потери населения в мирное время, но и недорождаемость в
результате войн, эпидемий, стихийных бедствий. В любом случае нельзя умалить
ужаса репрессий, унесших жизни людей разных сословий и политических взглядов
- служащих, интеллигентов, рабочих, крестьян; коммунистов, эсеров,
меньшевиков, кадетов и др.
Все процессы в советском обществе протекали противоречиво. Одновременно с
репрессиями против старых кадров проявлялась забота о подготовке ученых,
инженеров, педагогов, творческой интеллигенции. Шло приобщение народа к
отечественной и мировой культуре. Открывались музеи, библиотеки, кинотеатры.
Страна боролась с неграмотностью - в 1934 г. было введено всеобщее начальное
образование. Партийные организации воспитывали в каждом коллективе
энтузиазм, интерес к общественным делам, высокие нравственные черты, чувство
патриотизма. В то же время, двойная мораль разлагала партийное и
государственное руководство.
Конституция 1936 г. являлась по оценкам юристов, самой демократической
конституцией того времени. Однако она носила во многом декларативный
характер. Социализм, который должен был раскрепостить личность, в сталинском
варианте государственного социализма привел к её де индивидуализации. В 30-е
гг. произошло попятное движение в сравнении с 20-ми гг. в государственном
строительстве: заметно ослабла роль Советов; усилились бюрократические
методы в государственном руководстве; партия окончательно превратилась в
государственную структуру. Тормозом в развитии страны явился отказ от
демократических элементов общественной жизни -оппозиции, дискуссии,
многопартийности. В конечном итоге социализм оказался сродни тоталитаризму,
при котором государство осуществляет полный контроль над всеми областями
жизни общества.
Внешнюю политику советское руководство строило исходя из общих тенденций
международного развития, сложившихся в начале 30-х гг. обострения
международной обстановки, нарастания сил реваншизма и войны, движения мира к
новой войне. В этих условиях СССР проводил активную деятельность,
направленную на борьбу с фашистской агрессией и создание системы коллективной
безопасности в Европе. Практическими шагами на этом пути явилось
установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений с США, Испанией,
Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией,
Люксембургом и Колумбией. Все это свидетельствовало об укреплении
международного авторитета СССР и создавало благоприятные условия для
активизации его внешнеполитической деятельности.
В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, а в следующем году были подписаны
советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. В
1936 г. был заключён договор с Монгольской Народной Республикой, а в 1937 г.
- договор о ненападении между СССР и Китаем.
Серьёзным фактором, осложнившим положение СССР, явилось складывание блока
агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписание
Мюнхенского соглашения. Ещё раньше при попустительстве стран Запада стали
возможны ремилитаризация Рейнской области, война в Испании и победа в ней
фашистского режима, аншлюс Австрии и оккупация Германией территории
Чехословакии. В этих условиях, не продвинувшись в переговорах со странами
западной демократии, СССР подписал 23 августа 1939 г. пакт с Германией о
ненападении. "При всем различии оценок, сложившихся по поводу этого
договора, очевидно, что он предотвратил возможность создания единого
антисоветского фронта. СССР удалось отодвинуть границы от своих жизненно
важных центров. В 1939-1940 гг., уже в ходе второй мировой войны, в его
состав вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Латвия, Литва
и Эстония.
На Дальнем Востоке СССР пришлось военным путем, в сражениях на озере Хасан и
в районе Халхин-Гола предотвратить японскую агрессию, имевшую антисоветскую
направленность.
Закончилась победой и советско-финская война, длившаяся 105 дней, с 30 ноября
1939 г. по 12 марта 1940 г. Она позволила усилить стратегические позиции СССР
на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда. Однако, эта война нанесла
нашей стране политический и моральный ущерб, подорвала её авторитет на
международной арене: по требованию ряда стран 14 декабря 1939 г. СССР был
исключен из Лиги Наций.
Итак, внешнеполитическая деятельность СССР в 20-30-е гг. носила
противоречивый характер. Методы её осуществления находились в прямой
зависимости от изменений международной обстановки и стремления советского
руководства любой ценой оттянуть войну. На этом пути Советскому Союзу удалось
достичь ряда крупных успехов: выйти из дипломатической изоляции, установить
партнерские и дружественные отношения с пограничными государствами,
заключить двусторонние договоры о торговле, ненападении, нейтралитете или
взаимопомощи со многими странами мира. Однако многие задачи, связанные с
обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.
И для мира в целом, второе и третье десятилетия оказались неспокойным
временем. Определенная стабилизация, достигнутая в 20-е гг. после первой
мировой войны, осталась позади уже в конце десятилетия. Во весь рост встали
вопросы, которые приобрели долговременный характер. Начался поиск
оптимального решения социальных проблем, эффективных хозяйственных
механизмов, формирования национальных, идей, адекватных изменяющимся условиям
и т.д. Каждая страна выбирала свой путь, ориентируясь на достигнутый
уровень развития, специфику и традиции, а также на требования общества. В
то же время в 30-е гг. в мире действовала общая тенденция усиления роли
государства во всех сферах жизни общества. В капиталистических странах это
была реакция на экономические кризисы в СССР, на сложность задач построения
нового общества.
9.ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА.
ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА.
Нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. началась вторая - вероятно,
последняя - мировая война, стоившая человечеству более пятидесяти миллионов
жизней. После попыток уговорить Гитлера кончить дело "миром" путем
территориальных уступок в его пользу не дали результатов, Англия и Франция 3
сентября объявляют войну Германии. Но это была "странная война". "Если мы не
потерпели поражение в 1939 г., - скажет на Нюрнбергском процессе начальник
штаба оперативного руководства вермахта А. Йодль, - то только потому, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24