Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

Таким образом, капиталистическим странам удалось совершен­ствовать механизм

хозяйствования, отвечающий требованиям НТР и в то же время, не меняя, по

существу, производственных отношений. Характерной особенностью явилось

усиление роли государства в экономике. В основе механизма государственного

регулирования -минимум прямого вмешательства в ход экономических процессов,

акцент преимущественно на средства косвенного воздействия (фи­нансовую и

кредитно-денежную политику, налоги, субсидии, внеш­неэкономические

мероприятия, принятие определенных законода­тельных мер в сфере экономики).

Главная цель - недопущение чрез­мерного давления либо монопольных, либо

конкурирующих сил. Вмешательство государства в экономическое и техническое

развитие в большинстве индустриальных капиталистических стран достигло

довольно высокого уровня (по этим странам через руки государства

распределяется и перераспределяется до 35-45 % их национального дохода).

Именно на этом пути в эпоху НТР удалось продемонстрировать миру

"экономические чудеса" и ряду развивающихся стран. Ярким примером тому может

служить Южная Корея. 80-е годы положили начало новому .этапу НТР -

электронной ав­томатизации производства, конечной целью которой стало

создание гибких производственных систем, а затем и компьютерно-

интегрированных предприятий, работающих по "безлюдной" техно­логии и

объединяющих в единой системе производство, управление, финансы, снабжение и

сбыт.

Большое значение приобретает развитие биотехнологии и ис­пользование её

результатов для решения различных задач производ­ственного, хозяйственного и

иного характера. Наиболее революци­онным направлением в биотехнологии

является развитие генной ин­женерии. Процесс создания нового технического

базиса в странах мира протекает с большими сложностями и противоречиями. При

общности направлений реконструкции производственного аппарата восприимчивость

хозяйства к новым технологиям сильно различает­ся даже в группе

высокоразвитых стран. США и Япония уже опередили своих конкурентов в этом

деле, создав тем самим предпосылки для очередного "технологического отрыва".

Для России, государств СНГ, равно как и для всех бывших соци­алистических

стран, все моменты нового этапа НТР - дело далекого будущего. Ведь

техническое перевооружение материального произ­водства и сферы услуг на

основе электронной техники и ресурсосберегающей технологии, по сути, означает

новый тип экономического роста путем коренного преобразования технического

базиса произ­водства и отраслевой структуры хозяйства. Пока же насущная

про­блема состоит в преодолении экономического кризиса. Пожалуй, в самом

лучшем положении из всех стран, ранее входивших в социали­стическое

содружество, находится Китай. КНР в процессе преодоле­ния кризиса экономики

сумела определить -рациональные пути по­вышения эффективности народного

хозяйства, при этом не отказыва­ясь от социалистической ориентации, но

впитывая все самые передо­вые достижения человечества.

В нашей стране, приступая в середине 80-х годов к преобразо­ваниям социально-

экономического и политического характера, речь также шла лишь об обновлении

общества при безусловном сохране­нии сложившейся системы общественно-

экономических отношений.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стано­вится М.С. Горбачев. А

уже в апреле этого же года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели

нового советского руководства и общества в целом был провозглашен курс на

ускорение социально-экономического развития страны. Главным его движителем

виделся научно-технический прогресс, техническое перевооружение

машино­строения и активизация "человеческого фактора". Делать это

пред­ставлялось абсолютно необходимым еще и потому, что "не заметив"

технологической революции на Западе в последнюю четверть века, наша страна

фактически не приняла в ней участия. Угрожающе на­растало отставание в

научных разработках по многим направлениям. Все хуже стали обстоять дела с

внедрением результатов этих разра­боток в производство.

На первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за

последние десятилетия общества и выправление от­дельных деформаций. Термина

"перестройка" еще не было в полити­ческом лексиконе. Комплекс намеченных

преобразований касался, прежде всего, сферы экономики. Решению этой

первоочередной за­дачи были подчинены меры по наведению порядка, укреплению

тру­довой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров,

подтягивание отстающих участков и др. -Одним словом, глав­ное было в том,

чтобы прибавить в работе. Предпринятые шаги не могли не дать определенной

отдачи.

В связи с этим, на 'ускорение социально-экономического разви­тия страны были

нацелены и решения XXVII съезда КПСС, состояв­шегося в 1986 году и принявшего

"Новую редакцию" Программы партии (из нее были изъяты провалившиеся задания

до построению основ коммунизма к 1980 году и провозглашен курс на

совершенст­вование социализма).

После съезда народное хозяйство продолжало работать по ста­рой схеме, активно

используя методы приказного нажима, политиче­ских кампаний, штурмовщины,

корректировки планов, "пробивания" дополнительных ресурсов. Стало очевидно,

что нельзя достичь серь­езного ускорения, да и в целом оздоровления общества,

ничего кар­динально в нем не меняя. Нельзя добиться крупных изменений и в

экономике, уповая по-прежнему на силу призыва или- приказа. Для ускоренного

обновления: нужен, как минимум, слом механизма тор­можения и создание

механизма ускорения, крупные структурные пе­ремены в производительных силах,

производственных отношениях и в надстройке.

Начало практической перестройке политических и экономиче­ских отношений

положили решения январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. В ноябре

1987 года в связи с празднованием 70-летия Октября была предпринята попытка

по-новому оценить весь пройденный путь, не отказываясь от своей истории,

отчетливо раз­личая в ней как светлые, так и трагические страницы. В июле

1988 г. впервые за последние почти полвека, состоялась XIX Всесоюзная

конференция КПСС, на которой все эти идеи получили обобщение и дальнейшее

развитие.

Однако очень скоро стало ясно что и этот радикализм не при­носит должного

эффекта. Выявились и некоторые иллюзии пере­стройки, например, выборность

руководителей предприятий.

Кроме того, после XIX Всесоюзной партийной конференции в соответствии с ее

решениями начался процесс передачи власти от КПСС к Советам. Однако, не

учтена была особая роль партии в со­ветском обществе. КПСС в течение многих

десятилетий являлась своего рода стержнем, вокруг которого формировалась

общественно-политическая и экономическая жизнь. Государственные органы

управления в действовавшей системе были во многом несовершенны. Поэтому

скоропалительное отстранение КПСС от руководства без

В попытках избавиться от дискредитированного центра в де­кабре 1991 года в

Беловежской пуще встретились лидеры России, Украины и Белоруссии и заявили о

прекращении действия Союзного Договора 1922 года и о намерении создать

Содружество Независи­мых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных

респуб­лик (без Грузии и государств Прибалтики). В декабре 1991 года

Пре­зидент СССР Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое суще­ствование.

В начале 1992 г. руководство России во главе с Президентом Б.Н. Ельциным

пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной эконо­мике:

либерализовало цены, начало приватизацию. Более того, теперь уже открыто было

заявлено, что переход к рыночной экономике тре­бует перехода к повой модели

общественного развития.

Таким образом , социалистическое реформаторство в нашей стране не состоялось.

Не сумев на социалистической основе создать мощные стимулы экономического,

научно-технического и социаль­ного прогресса, в нашем обществе был

осуществлен поворот к корен­ным изменениям во всей системе экономических и

общественных от­ношений. При этом упор сделан на использование всех форм

собственности, и особенно частной, предпринимательство и конкуренцию.

Для реализации поставленных задач была принята в декабре 1993 года новая

Конституция. В соответствии с ней, сформированы . новые представительные

органы власти как в центре, так и на местах, оставив в прошлом Советы

народных депутатов. В стране начал свою работу парламент Российской Федерации

- Федеральное Собрание, состоящее: из двух палат - Совета Федерации и

Государственной Ду­мы. Внушительную победу на выборах одержали ЛДПР, блок

"Ком­мунисты России", Аграрная партия, блок "Женщины России" и др. Отдав

предпочтение оппозиции, народ продемонстрировал растущее недовольство теми

средствами, которыми проводятся реформы.

Ситуация повторилась в ходе новых выборов в Государствен­ную Думу в декабре

1995 г. Внушительное число мест получили представители КПРФ и ЛДПР.

И тем не менее, на очередных президентских выборах 16 июня 1996 г. вновь

победил Б.Н. Ельцин, с которым по-прежнему связаны .надежды на лучшие

перемены.

Несмотря на предпринятые меры, замыслы пока остаются толь­ко замыслами.

Экономическая ситуация России еще более усугуби­лась. Официально признано,

что либерализация цен положительного эффекта не дала в плане приближения к

рыночной экономике. "Шоковая терапия" не состоялась. Вызывает определенные

сомнения и проводимая приватизация.

Затянувшийся переходный период, который принес лишь тяго­ты и лишения, вряд

ли можно объяснить только усилением сопротив­ления со стороны оправившихся от

растерянности социалистических и национал патриотических сил, а также

коммунистических, органи­заций. Нельзя отнести их также за счет

противодействия с/о стороны Верховного Совета, который блокировал некоторые

намерения ис­полнительной власти и оказал в октябре 1995 г. вооруженное

сопро­тивление в ходе насильственного свертывания работы органов Совет­ской

власти.

Страна оказалась в сложнейшем положении. Продолжают на­растать темпы

сокращения производства. Быстрыми темпами идет расслоение на бедных и

богатых. Продолжает расти безработица в стране. Идет процесс уменьшения

населения страны. По-прежнему сохраняется напряженная криминогенная

обстановка. Увеличилось число умышленных убийств, тяжких телесных

повреждений, грабе­жей и разбоев.

И без того, сложная социально-экономическая ситуация усу­губляется

отвлечением больших финансовых средств сначала на ве­дение военных действий в

Чечне, а теперь после их окончания на восстановительные работы.

В условиях обострения экономического кризиса не раз предпри­нимались меры по

корректировке правительственной программы реформ. Их смысл заключался в

активном использовании государст­венных рычагов управления переходным

процессом к рыночной эко­номике, в придании реформе большей социальной

направленности. . Однако все эти меры так и остались нереализованными на

практике.

Определенные надежды на улучшение вселяют заявления нового главы

правительства Е.М. Примакова. Исходя из того, что по существу кризис,

который сейчас переживает страна, это кризис управления, он намерен все же

добиться усиления роли государства в экономической сфере. При этом

Е.М.Примаков считает целесообразным использование ожесточенных

административных методов регулирования и даже чрезвычайных мер, которые

должны привести к усилению централизации власти. Только на таком пути, по

мнению главы правительства, можно будет добиться социальной переориентации

проводимых реформ и обеспечить им поддержку со стороны населения.

Внешняя политика любого государства во многом является продолжением его

внутренней политики. Изменения, начавшиеся весной 1985 года во

внутриполитической жизни страны, не могли: не затро­нуть сферу

внешнеполитической деятельности Советского государ­ства.» В результате нового

внешнеполитического курса советские войска были выведены из Афганистана,

нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении

ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических воору­жений

означали начало принципиально новой тенденции к сокраще­нию ядерного оружия.

Общее оздоровление международной обстановки создавало благоприятные условия

для урегулирования региональных конфликтов: на Ближнем Востоке, в Центральной

Америке, на юге Африки, в Юго-Восточной Азии. Начался переговорный процесс

между араб­скими государствами и Израилем, подписаны соглашения между ЮАР,

Анголой и Кубой об урегулировании конфликта :на юге Афри­ки, народ Камбоджии

получил возможность самостоятельно решать внутренние проблемы, прекращена

гражданская война в Никарагуа, длившаяся 8 лет.

Советская внешняя политика обретала динамизм, которого она лишилась в годы

застоя. Начался энергичный диалог между СССР и рядом стран Азии: Индией,

Японией, Южной Кореей.

Сферой повышенного внимания советской внешней -политики оставался европейский

континент. Советский Союз выдвинул кон­цепцию создания "общеевропейского

дома", в поддержку которой в 1990 г. состоялась общеевропейская встреча в

верхах. На ней была принята Хартия для новой Европы, документ, открывший

новую страницу в истории континента. Он провозгласил окончание эры

конфронтации и раскола Европы, подтвердил стремление европей­ских государств

строить свои отношения на основе твердой привер­женности демократии,

базирующейся на принципах свободы и прав человека, процветание через

экономическую свободу и социальную справедливость, равной безопасности для

всех стран.

Все это создало условия для объединения Германии, для ради­кального

обновления общественных отношений в восточно­европейских странах. Хотя

названные события не всегда проистекали безболезненно. Произошло

кровопролитие в Румынии, началась гра­жданская война в Югославии, произошел

раздел Чехословакии.

На коренное оздоровление международных отношений были направлены в такие шаги

со стороны Советского Союза, как вывод войск из Чехословакии, Венгрии,

Монголии. Страна не стала произ­водить химическое оружие. Началось сокращение

оборонного ком­плекса и перевод его потенциала на мирные нужды. После распада

СССР во внешней политике России нашли про­должение тенденции, направленные на

расширение международного сотрудничества. Появилось и новое направление - это

взаимоотно­шение со странами СНГ.

Однако возникающие новые проблемы осложняют процесс наметившегося

взаимопонимания между странами. Это связано, 1 прежде всего»с продвижением

НАТО на восток» агрессией сила­ми НАТО в Югославии. Сохраняется актуальной

проблема поиска более эффективных путей защиты наших интересов в .ближайшем

зарубежье. Речь идет о положении .русских в странах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятая попытка проанализировать наше прошлое на фо­не развития мировой

цивилизации еще раз убедила в том, что обще­ство успешно познает себя и свою

историю только в сравнении с дру­гими странами. В то же время подобный подход

позволяет выделить специфику российской истории, выяснить степень и характер

влия­ния на нашу страну окружающего мира.

Однако, стремясь к объемному, многоцветному изображению исторических событий

и процессов, важно не забывать, что в исто­рии, как и в любой другой науке,

невозможно достижение какой-то окончательной истины. Каждое новое поколение

задает истории свои вопросы, всматривается в прошлое, ища ответы на

сегодняшние про­блемы. Поэтому историки и общество в целом будут и в будущем

дискутировать по многим историческим проблемам.

Итак: прошлое не уходит бесследно. В каждом из нас оно оста­вляет следы. У

прошлого нет границ, его нельзя отменить. Его забве­ние - несчастье, трагедия

для последующих поколений. Оно ведет к духовному плебейству и обнищанию.

Нельзя жить на земле, не зная о трудах, славе и искренних заблуждениях,

ошибках наших предков, не помня по именам самых знаменитых из них, и

праведных, чьими мыслями и достижениями мы пользуемся как само собой

разу­меющимся, извечно существующим. Человек должен иметь духовное наследие,

в противном случае, не зная своего рода и племени, он пре­вращается в жалкое

существо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежско­го края. Воронеж,

1992.

2.Всемирная история в 10т. М., 1956-1965.

3.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982.

4.Загоровский В.П. Воронеж: истерическая хроника. Воронеж, 1989.

5.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX - середина

XVIII вв. М., 1992.

6.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала

XX вв. М., 1991.

7.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского

государства. М., 1991

8.История России. Россия в мировой цивилизации: Курс лек­ций/Под ред., А .А.

Радугина.М., 1997.

9.История России с древнейших времен до 1861 г.: Учеб. посо­бие/Под ред. Н.А.

Душковой. Воронеж, 1994.

10.История России со второй половины XIX в. до начала вто­рой мировой войны:

Учеб. пособие /Под ред. Н.А. Душковой. Воро­неж 1995.

11.История России с конца 30-х годов XX в. до наших дней. Учеб. пособие / Под

ред. Н.А. Душковой. Воронеж, 1995.

12.Карамзин Н.М. История государства Российского. (Любое издание).

13.Основы современной цивилизации / Под ред. Л.Н. Бого­любова и А.Ю.

Лазебниковой. М., 1992.

14.Основы современной цивилизации /Под ред. Л.М. Матвеенко и др. Воронеж, 1993.

15.Платонов С.Ф. Лекции по русской историй. М.. 1993.

16.Политическая история России: Учеб. пособие/Под ред. Е.И. Федоринова.

Воронеж, 1992.

17.Пушкарев С. Г. Обзор русской истории М., 1991.

18.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. (Любое издание).

19.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие

для вузов. М., 1994.

20.Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1995.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1.Сущность, формы, функции исторического сознания.

2.Истоки и характерные черты древних цивилизаций.

3.Всемирная история в эпоху раннего и классического средневековья.

4.Генезис обществ и государств в период позднего Средневековья. Европа в

начале нового времени.

5.Век просвещения в Европе и России.

6.Основные тенденции всемирной и российской истории в XIX веке.

7.Мировое сообщество и Россия в начале XX века.

8.Альтернативные пути развития стран мира в 20-30 -е годы XX века.

9.Вторая мировая и Великая Отечественная Война советского народа.

Послевоенное устройство мира.

10.Мировая цивилизация во второй половине XX века.

Заключение.

Список литературы.

МИР И РОССИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИИ

Редактор:

ЛР №020419 от 12.02.92. Подписано в печать

Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. Печ. л10, 1. Уч. изд. Л. 9,8. Тираж

Заказ № «С» 44

Издательство

Воронежского Государственного

Технического Университета

394026 Воронеж, Московский проспект, 14

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты