организационно-хозяйственному укреплению колхозом и строгому соблюдению
Устава сельхозартели. 19 сентября 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б)
приняли Постановление "О мерах по ликвидации нарушений Устава
сельскохозяйственной артели в колхозах". В нем осуждались факты неправильного
расходования трудодней, расхищения общественных земель колхозов,
разбазаривания колхозной собственности и нарушения демократических основ
управления делами сельхозартели.
В действительности это постановление было направлено на то, чтобы очередной
раз урезать личные приусадебные участки крестьян и отобрать у них "лишний"
скот. Был сокращен административно-управленческий персонал в колхозах, многие
из управленцев перешли на работу в производство Сельскохозяйственная
политика носила, по крайней мере, странный характер: ущемляя личные
крестьянские хозяйства, укреплять общественные.
Одно из важнейших условий восстановления довоенного уровня
сельскохозяйственного производства, укрепления колхозов, МТС и совхозов
государство видело в росте их технической вооруженности. Восстанавливались
Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, "Ростсельмаш" и многие
другие предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Правительство
признало необходимым сохранить погектарный принцип исчисления обязательных
поставок продуктов земледелия и животноводства как наиболее стимулирующий
развитие сельскохозяйственного производства.
С другой стороны, правительство прибегло в отношении- колхозников к мерам
принуждения, которые напоминали о худших временах первой пятилетки. В
принятых двух указах 4 июня 1947 г. предусматривалось от пяти до 20 лет
лагерей за всякое "посягательство на государственную или колхозную
собственность". Колхозникам настоятельно рекомендовалось продать государству
мелкий скот, который разрешалось иметь колхозным уставом. Были сильно
повышены сборы и налоги с доходом от продаж на свободном рынке. К тому же
торговать на рынке можно было только при наличии специального разрешения,
подтверждающего, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои
обязательства перед государством.
В то же время размер обязательных поставок каждый год возрастал, а
государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию вплоть до
1952 г. оставались ниже уровня 1940 г. и возмещали, например, в случае
производства зерновых, только одну седьмую себестоимости.
Важным этапом в колхозном строительстве явилось начатое в 1950 г. укрупнение
колхозов. Специальным постановлением ЦК ВКП(б) обязал провести укрупнение
колхозов на строго добровольных началах:, подобрать необходимые кадры
председателей и специалистов для укрупненных колхозов. В целях закрепления
кадров председателей на ближайшие три года для них был установлен
гарантированный минимум зарплаты, отпускался государственный кредит для
строительства жилых домов.
Меры по укрупнению колхозов сопровождались новым и значительным уменьшением
индивидуальных наделов крестьян. Власти сократили также натуральную оплату,
которая составляла значительную часть "колхозного" заработка и давала
крестьянам возможность продавать излишки на рынке высоким ценам.
После укрупнения число колхозов сократилось до 93 тыс. Как показал опыт,
укрупнение колхозов, было своевременной и нужной мерой. В крупных
многоотраслевых колхозах создавались условия для непрерывного роста доходов,
в них значительно возрастали неделимые фонды, сокращались административно-
управленческие расходы; Укрупнение колхозов открывало широкую перспективу
для подъема колхозного производства, создало большие возможности для широкого
использования новейшей техники, внедрения в сельское хозяйство достижений
науки и передового опыта.
В 4-й пятилетке была в основном завершена коллективизация сельского хозяйства
в республиках Прибалтики, западных областях Украины, Белоруссии и- большей
части Молдавии. В результате мероприятий правительства в области сельского
хозяйства были достигнуты определенные успехи в выполнении заданий
пятилетки. Однако в последующие годы темпы развития этой отрасли экономики
замедлились. Сельское хозяйство все больше и больше отставало от растущих
потребностей страны.
Большие трудности переживала страна и в решении социальных проблем. Не
хватало людям жилья, а государственное строительство велось очень медленными
темпами, ибо основные средства направлялись на восстановление
промышленности.
Из-за недостатка товаров народного потребления в обращении возникла огромная
денежная масса. В целях её поглощения в 1947 г. была проведена жесткая
денежная реформа, которая состояла в обмене банковских билетов. В 1948 г.
была отменена карточная система на продовольственны товары. Но проведенные
денежная реформа и отмена карточной системы не могли решить острые социальные
проблемы в обществе. Новые цены более чем в три раза превосходили довоенный
уровень, тогда как заработная плата увеличилась всего наполовину. В целях
снижения социальной напряженности в начале 50-х гг. ежегодно снижались цены
на 8-20 %. Эта мера пользовалась популярностью у народа и с ней связано одно
из приятных воспоминаний старшего поколения.
В послевоенные годы остро стоял национальный вопрос. Особенно это
проявлялось на территории Западной Украины и Прибалтики, которые были
присоединены к СССР накануне войны. Нежелание определенной части населения
этих районов находиться в составе Советского Союза, проявилось в создании
националистических военных и политических организаций, действовавших против
советской власти и ее сторонников. Это, в свою очередь, вызывало не менее
жесткое противодействие со стороны государственных органов и Советской
Армии и привело к депортации народов. К 1 января 1953 г. численность спец
поселенцев составила 2 752 356 человек. В 1948 г. проявилась борьба с
космополитизмом, получившая преимущественно антиеврейский характер.
Победа в Великой Отечественной войне оказала огромное влияние на
политическое положение внутри страны, на духовную жизнь советского общества.
Окрыленные великой Победой, советские люди были полны чувств гордости за
Родину, желания и решимости быстрейшего восстановления разрушенного
хозяйства, уверенности в лучшую будущую жизнь. Повсюду ощущался эмоциональный
подъем народа. Одновременно с этими чувствами солдат-победитель, повидавший
мир, испытывал, и неудовлетворенность советской действительностью, выражая
стремления и действия улучшить её. Но вера в социализм в то время была велика
в народе и с ним он связывал свое будущее.
На фоне высокого развития экономики, образования, науки, литературы и
искусства все более усиливалось партийное и идеологическое влияние на все
сферы жизни общества. Партия выступала как законодатель в истории и
языкознании, экономике, философии, математике и других науках, осуждая
некоторые из них как буржуазные. Такая участь постигла волновую механику,
кибернетику, генетику, психоанализ и ряд других. Партийные решения были
обязательными для всех хозяйственных, государственных, научных и культурно-
просветительных органов и работников. Все большее распространение получали
административно-командные методы руководства.
Попытка противостоять всеобщему партийному и идеологическому диктату,
административно-командным методам руководства и управления вызывала отпор со
стороны партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Были приняты
ряд постановлений ЦК КПСС по науке, литературе и культуре, подвергающие
резкой критике те или другие издания, произведения: отдельных деятелей с
последующими политическими и организационными выводами (А. Ахматову, М.
Зощенко, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др.). В стране вновь началась волна
репрессий: "ленинградское дело" и "дело врачей", процессы по делам молодежных
групп, в том числе и "Коммунистической партии молодежи" нелегальной
организации в г. Воронеже и ряд других.
И, несмотря на то, что в Советском Союзе послевоенного периода была очевидна
необходимость радикальных перемен в сторону. демократического обновления
общества, осуществление их в те годы не удалось. Смерть И.В Сталина 5 марта
1953 г. приблизила время реформ.
10.МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВО ВОТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХв.
В послевоенные годы в мире развернулась научно-техническая революция (НТР),
которая не имела аналогии в истории общества в глубине и силе своего
воздействия на все стороны человеческой деятельности. Началась она, как
известно, в физике и математике, породила затем теоретическую и техническую
кибернетику, цикл космоведческих и других наук, охватила химию и биологию и
таким об разом приобрела всеобщий характер. Она открывала перед человечеством
широкие возможности создания принципиально новых; высокопроизводительных
орудий труда, прогрессивных материалов, вызывала к жизни новые отрасли,
обеспечивала невиданные ранее возможности повышения эффективности
производства.
Научно технический прогресс (НТП) стал решающим фактором подъема любой
страны, повышения жизненного уровня населения. В широкое смысле слова,
научно-технический прогресс -многогранный комплексный процесс., который
охватывает буквально все стороны жизни общества - производство, культуру,
быт, но, прежде всего - это процесс качественного изменения в системе машин,
предметах труда и технологии производства. Под влиянием НТП сферы
материального производства и науки более тесно переплетаются друг с другом. В
итоге резко сокращаются сроки освоения и практической реализации научных
открытий. Если в прошлом веке все они охватывали несколько десятилетий
(телефон - 56, а радио - 35 лет), то к середине нашего столетия сроки
реализации научных открытий сократились до нескольких лет (транзисторы - 5,
лазер - 5 лет). Научно-технический прогресс в 50-е годы позволил уже
говорить не о простой эволюции орудий труда, а о революционном перевороте в
технологическом способе производства, о механизации и автоматизации не
только физической, но и умственной деятельности человека, что позволило
решать сложный комплекс экономических и социальных задач, стоящих перед
обществом. Практическое осознание странами Запада чрезвычайной важности и
необходимости в специальном содействии государства развитию научно-
технического прогресса, в формировании им научно-технической политики
относится к октябрю 1957 г., когда в СССР был запущен первый искусственный
спутник Земли. Причиной серьезного внимания к данной проблеме послу жило так
же и межимпериалистическое соперничество. В итоге все индустриальные страны
Запада начали в спешном порядке создавать разветвленную систему
государственного! регулирования развития науки и техники, вводить новые
должности, создавать различные комитеты, управления, министерства по науке и
технике, разрабатывать формы реализации этой проблемы. Это были тесно
интегрированные системы правительственных учреждений, через которые
государство осуществляло прогнозирование, финансирование научных исследований
и внедрение их в производство.
В определении научно-технической политики стран Европы и Америки наблюдаются
как общие черты, так и целый ряд национальных особенностей. Так, научно-
технические программы в США - это программы создания водородной бомбы, боевых
атомных кораблей, кассетных ядерных боеголовок к баллистическим ракетам. Для
Японии и других стран приоритетным были гражданские ядерные исследования,
горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Для Англии, Франции и
Швеции, например - оборонные исследования. Каждая страна, таким образом,
выбирала себе приоритетное направление в научно-технической политике и
регулярно увеличивала объем государственного финансирования научных
разработок.
Если до конца 60-х гг. Западная Европа придавала наибольшее значение
исследованиям, обещающим прямые экономические выгоды, то с начала 70-х гг.
она обратила особое внимание на решение "социальных задач", повышения
"качества жизни". Во многих развитых странах были приняты законы о
здравоохранении, пенсионном обеспечении, совершенствовании профессиональной
подготовки, об охране окружающей среды. Правящие круги рассматривали эти акты
в- социальной сфере как основу для укрепления стабильности своего строя.
На рубеже 80-х гг. акценты в научно-технической политике западных стран
стекаются в сторону создания ресурсе- и энергосберегающих технологий,
радиоэлектроники, химии, робототехники, биотехнологий. Вот почему, пытаясь
приспособиться к изменившимся условиям, эти государства постоянно
маневрировали, связывая стимулирование научно-технической политики с
реализацией не только общенациональных программ, но и международных, в рамках
ЕЭС.
Как же решались данные проблемы в Советском Союзе?
Для СССР 50-е гг. характеризуются противоречивыми тенденциями в социально-
экономическом развитии, в общественно-политической жизни и во внешней
политике. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. расстановка политических сил в
высшем эшелоне власти кардинально изменилась. Решающее положение в
политическом руководстве заняли: Г.М. Маленков - Председатель Совета
Министров, Л.П. Берия - возглавил МВД и МТБ, Н.С. Хрущев - возглавил
руководство Секретариата ЦК КПСС.
Пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР "достался" Л.Е,
Ворошилову, а Председателя ВЦСПС - Н.М. Швернику Между этими лицами началась
открытая борьба за власть, которая происходила в обстановке наметившегося во
внутренней и внешней политике СССР курса демократизации. Причины начавшейся
демократизации в стране были противоречивы и разноплановы. Они усиливали
критические выступления "снизу" недостатков в организации производства и
злоупотреблений властью.
После устранения Берии окрепли позиция парт аппарата, и лично Н.С. Хрущева,
который на Пленуме ЦК в сентябре 1953 г. был избран Первым секретарем ЦК
КПСС. Под строгий контроль партии перешли и органы безопасности, выведенные
из состава МВД. Но самое важное, что по инициативе Хрущева и под его личным
контролем был ликвидирован ГУЛАГ. Многие безвинно репрессированные люди
вернулись домой. Популярность секретаря ЦК партии .Если до конца 60-х гг.
Западная Европа придавала наибольшее значение исследованиям, обещающим прямые
экономические выгоды, то с начала 70-х гг. она обратила особое внимание на
решение "социальных задач", повышения "качества жизни". Во многих развитых
странах были приняты законы о здравоохранении, пенсионном обеспечении,
совершенствовании профессиональной подготовки, об охране окружающей среды.
Правящие круги рассматривали эти акты в- социальной сфере как основу для
укрепления стабильности своего строя. На рубеже 80-х гг. акценты в научно-
технической политике западных стран стекаются в сторону создания ресурсе- и
энергосберегающих технологий, радиоэлектроники, химии, робототехники,
биотехнологий. Вот почему, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям,
эти государства постоянно маневрировали, связывая стимулирование научно-
технической политики с реализацией не только общенациональных программ, но и
международных, в рамках ЕЭС. Как же решались данные проблемы в Советском
Союзе? Для СССР 50-е гг. характеризуются противоречивыми тенденциями в
социально -экономическом развитии, в общественно-политической жизни и во
внешней политике. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. расстановка
политических сил в высшем эшелоне власти кардинально изменилась. Решающее
положение в политическом руководстве заняли: Г.М. Маленков - Председатель
Совета Министров, Л.П. Берия - возглавил МВД и МТБ, Н.С. Хрущев - возглавил
руководство Секретариата ЦК КПСС. Пост Председателя Президиума Верховного
Совета СССР "достался" Л.Е, Ворошилову, а Председателя ВЦСПС - Н.М.
Швернику. Между этими лицами началась открытая борьба за власть, которая
происходила в обстановке наметившегося во внутренней и внешней политике СССР
курса демократизации. Причины начавшейся демократизации в стране были
противоречивы и разноплановы. Они усиливали критические выступления "снизу"
недостатков в организации производства и злоупотреблений властью. После
устранения Берии окрепли позиция парт аппарата, и лично Н.С. Хрущева, который
на Пленуме ЦК в сентябре 1953 г. был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Под
строгий контроль партии перешли и органы безопасности, выведенные из состава
МВД. Но самое важное, что по инициативе Хрущева и под его личным контролем
был ликвидирован ГУЛАГ. Многие безвинно репрессированные люди вернулись
домой. Популярность секретаря ЦК партии экономическая ситуация, которая во
многом определялась НТР. В стране начинался поиск форм слияния достижений НТР
с особенностями развития страны.
Многочисленные реформаторские эксперименты Н. С. Хрущева в эти годы сводились
в основном к государственным программам и реорганизации управленческих
структур. Политику децентрализации венчала реформа 1957 г. Она носила
административный характер , ограничиваясь перемещением функций оперативного
руководства на уровне совнархозов. Эффективность ее оказалась спорной. Однако
опыт показал, что без существенного реформирования хозяйственного механизма
обеспечить качественные сдвиги в экономике невозможно. Предпринятая попытка
реорганизации системы управления промышленностью и строительством позволили
расширить хозяйственную самостоятельность республик, экономических регионов,
создать научный центр на Востоке, в Дубне объединенный институт ядерных
исследований. Не подкрепленные радикальными мерами экономического
стимулирования, реорганизация управления вскоре обнаружила свои минусы.
Нарушалось руководство отрасли как единым целым. Стала теряться перспектива
научных разработок, технического перевооружения всего народного хозяйства.
Хотя экономические преобразования этих лет и не дали ожидаемых результатов,
но определенные положительные сдвиги наблюдались в развитии экономики
страны. Динамично развивалось машиностроение, рывок совершила химическая
промышленность и другие основные отрасли, что позволило к концу 60-х гг.
осуществить важные социальные преобразования.
Венцом субъективных импровизаций Н. С. Хрущева явилась перестройка партийных
организаций по так называемому производственному принципу, которая привела к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24