Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в

истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до

крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в

развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так,

русский ис­торик Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной

исто­рии, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивиду­альный

замкнутый характер.

Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в про­странстве на

изолированные и противопоставляемые друг другу куль­турные общности. Она

выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось

взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически

ограниченной. Вряд ли она в доста­точной мере отражает и реальности прошлых

этапов развития.

Учитывая, что ни формационный, ни цивилизацией ный подходы не являются

идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетания.

В целом же, современная методология истории должна осно­вываться на

достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали

мыслители прошлого и настоящего всех на­правлений и школ.

Изучение истории предполагает анализ определенного круга ис­точников:

письменных, вещественных (от памятников археологии до современных машин и

предметов бытового обихода), этногра­фических, лингвистических, устных,

кинофонофотоматериалов. Все эти источники подчас содержат противоречивую

информацию. В свя­зи с этим возрастает необходимость квалифицированной

научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной

ин­формации, позволяющей воспроизводить правду об исторических со­бытиях.

2. ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

В последние десятилетия все большее число людей осознает, что оценка

настоящего и даже "открытие" будущего невозможны без учета исторического

прошлого человечества, без знакомства с ше­деврами мировой цивилизации.

Однако тому, что привычно называется "цивилизацией", пред­шествовал путь

длиною в несколько миллионов лет - эпоха господ­ства первобытно- общинного

строя. Еще сравнительно недавно пер­вобытное общество называлось

"доисторическим", но после дости­жения значительных результатов в изучении

этого периода от ста­рого названия пришлось отказаться. Практически история

начина­ется и выступает в многообразных локальных формах с появлением

древнейших предков человека.

Известно несколько периодизаций первобытной истории. Но наи­более

распространена археологическая периодизация, основным принципом которой

является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом,

различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный

век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век.

Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Как же соотносятся эти археологические эпохи с различными стадиями

антропогенеза (формирования человека) и социогенеза (формирования общества)?

Вопрос о ближайших предках человека и даже прародине человечества остается в

науке дискуссионным.

Многочисленные археологические находки позволяют разным ис­следователям

считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область

Средиземноморья (Северо - Восточную Африку и Южную Европу) либо Центральную

Азию (Монголию). Важно лишь от­метить, что все предполагаемые области

появления древнейших предков человека находятся в тропической и

субтропической зо­нах и что из возможных областей: прародины исключаются

Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых

животных, а также север Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие

обезьяны.

Смена стадий антропогенеза была связана с наиболее значи­тельными

качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, его

морфологии и сознании, структуре социальной орга­низации.

Первой фазе антропогенеза предшествовал интенсивная эволюция высших обезьян,

живших 25-30 (по мнению некоторых ученых 40) миллионов лет назад и постепенно

переходивших к передвиже­нию на двух ногах и употреблению природных предметов

в качест­ве орудий.

К таким приматам, представляющим уже первую стадию антропо­генеза, относятся

австралопитеки ("южные обезьянь!"). Двуногое передвижение, довольно крупный

мозг, некоторые особенности внешнего облика и прежде всего - занятия

австралопитеков (охо­та с применением орудий), - все это позволяет

большинству со­временных ученых отнесли австралопитеков к гоминидам, а

поэто­му датировать появление первых людей 4-5 млн. лет назад.

Возможно, к австралопитекам был близок и так называемый "Человек Умелый",

живший в Восточной Африке около 2,5 млн. -1 млн. 750 тыс. лет назад.

Дальнейшее совершенствование человека и отделение его от мира животных

происходит в эпоху раннего палеолита (3-2 млн. -лет около 100 тыс. лет

назад). Люди этого периода- пи­текантроп ("обезьяночеловек")., синантроп

("китайский человек") и другие- сохраняли в своем облике много обезьяньих

черт, но бы­ли уже вполне двуногими; изготовляли каменные орудия, при помо­щи

которых собирали съедобные растения и охотились; жили "пер­вобытными

человеческими стадами"; обладали зачатками речи и умели пользоваться огнем

(хотя и не умели его добывать).

Палеоантропы или древние люди (неан­дертальцы) сформировались к началу

среднего палеолита (100 - 40 тыс. лет до н. э.). У них больше черт сходства с

современным человеком; речь их была уже более четкой и совершенной,

разде­лялась на отдельные слова. Резкое похолодание в этот период приводит к

появлению искусственных жилит и одежды, усовершен­ствованию техники, развитию

охоты (значение собирательства в это время резко падает), изобретению

способов искусственного добывания огня. Необходимость объединения людей для

борьбы за свое существование вела к укреплению социальных связей к появ­лению

новой формы общественной организации - материнской родо­вой общины; а также к

прогрессивным изменениям в сознании и мышлении неандертальца - появлению

зачатков религиозных пред­ставлений, погребальных отрядов. В этот период

человек продол­жил освоение тропиков и субтропиков, расселился по всей Африке

и Евразии.

Период позднего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) ознамено­вался появлением

человека современного типа - кроманьонца (от названия грота Кро-Маньон во

Франции). Несколько ускорился тех­нический прогресс, что способствовало росту

производительности хозяйства. Однако хозяйство продолжало оставаться

присваиваю­щим - главным источником существования продолжали быть охота и

собирательство, к которым добавлялось рыболовство. Происходило дальнейшее

укрепление родовой общины; расширение обитаемого пространства (люди заселили

Австралию и Америку), способство­вавшее развитию зачатков по положительных

знаний (накопление ин­формации о новых видах животных и растений,

необходимость ис­пользования в повседневной жизни астрономических ориентиров

и своеобразного календаря). Несомненно существование в позднем палеолите

религии в форме магии и тотемизма; а также появление искусства, в котором

человек закреплял результаты своего трудо­вого опыта, тем самым обогащая свой

духовный мир и все более возвышаясь над природой. Появляются зачатки

искусства танца, песни и музыки, архитектуры, скульптуры, живописи (около 30

тыс. лет до н.э.).

В мезолите (10-6 тыс. до н.э.) прогрессировала техника обра­ботки камня,

кости, рога; совершенствовались приемы и орудия охоты и рыболовства

(появились лук и стрелы, бумеранг; были изо­бретены лодка, сеть, крючок с

бородкой); очевидно, произошло одомашнивание собаки; появились зачатки

скотоводства и земледе­лия; дальше развивались религиозные представления и

искусство.

Неолит (8-6 тыс. до н.э. для Ближнего Востока, 8-3 тыс. до н.э. для

большинства степных и лесостепных районов Европы и Азии характеризуется:

близостью климатических условий, флоры и фауны к современным; усилившейся

неравномерностью исторического разви­тия отдельных территорий; более высокой

техникой обработки камня. началом производства керамики и ткачества;

переходом во многих районах к оседлому скотоводству и земледелию.

Многие ученые считают отдельным историческим периодом энео­лит, или

меднокаменный век (4-3 тыс. до н.э.) - время появления орудий из меди. В

некоторых районах (долина Нила, Двуречье) это явилось причиной такого роста

производительности труда и накоп­ления избыточного продукта, который создавал

возможности для возникновения классового общества и древнейших государств.

Боль­шинство же племен Европы и Азии еще продолжало жить в условиях

первобытнообщинного строя.

Бронзовый век (5-2 тыс. до н.э.) - время первого крупно­го общественного

разделения труда (отделения земледелия от скотоводства), дальнейшего

совершенствования орудий труда, усиления роли мужчины в обществе (перехода к

отцовской родо­вой общине).

Железный век (1 тысячелетие до н.э.) связан о усилением трудовой

специализации (происходит второе разделение труда -отделение ремесла от

земледелия), резким повышением производи­тельности труда; превращением общины

в систему все более обо­собляющихся домохозяйств; превращением парной семьи в

моногам­ную.

Кроме того, переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал

развитию новых тенденций в искусстве, совершенст­вованию скульптуры и

зодчества.

Таким образом, первобытный период человеческой истории был временем

"накапливания" материальных и духовных ценностей, фун­даментом всех мировых

цивилизаций.

Особую роль в продвижении человечества по пути прогресса сыграл переход от

присваивающего хозяйства к производящему -событие, не зря названное

английским ученым Гордоном Чайлдом "неолитической революцией".

Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший

рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных

традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для

занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни,

появление воз­можности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе

производства.

Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный ру­беж в истории

человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества

земледельцев-скотоводов (раннеземле­дельческие общества или культуры),

явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации.

Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках

земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих

культур и в созданных ими куль­турных комплексах. (Раннеземледельческие

культуры в 9-3 тыс. до н.э. появились во многих регионах Старого и Нового

Света: Передней, Юго-Восточной и Южной Азии; на юге Европы; на терри­тории

современного Китая; современной Юго-Западной Украины и Молдавии, Закавказья,

южных районов Туркмении; в Центральной и Южной Америке). Однако многообразие

форм и путей движения че­ловечества по пути прогресса не заслоняет общих

закономерностей раннеземледельческих культур. Это: 1)создание сложных

хозяйст­венна систем, обеспечивающих достаточно высокие темпы развития и

значительную продуктивность земледелия (прежде всего - созда­ние поливного

земледелия); 2) постепенная специализация деятель­ности, появление крупных

населенных пунктов, превращающихся в го­рода Иерихон, Джармо, Мохенджо-Даро и

требующих все большего раз­витие управленческих функций; 3) постепенное

усложнение социаль­ной структуры общины и накопление богатств, ведущие к

появлению социального неравенства (появление эксплуатации, развитие рабст­ва

и различных форм кабальной зависимости; все большее расслое­ние свободного

населения на массу рядовых общинников и рядовую аристократию; появление

наследственных правителей и жрецов; 4) неравенство общественно-политическое;

5) закрепление этого неравенства идеологическими и насильственными

средствами.

Словом, примитивное равенство раннеземледельческих общин постепенно сменяется

неравноправием - как в повседневной жизни, так и в погребальных обрядах.

Начинается становление классового общества и государства.

Раннеклассовое общество отличает от варварства, на уровне ко­торого находится

даже самое развитое первобытное общество, именно ускорение прогресса во всех

областях человеческой жизни. Это по­зволяет нам называть уже самое первое

классовое общество "цивили­зацией" (от латинского "civitis" - "гражданская

община", "го­род").

Науке известно множество (около ста) определений понятия "ци­вилизация". Под

цивилизацией большинством исследователей понимает­ся качественная специфика

(своеобразие материальной, духовной, со­циальной жизни) той или иной группы

стран, народов на определенное этапе развития. Любая цивилизация

характеризуется не только специ­фической общественно-производственной

технологией, но и соответст­вующей культурой.

Цивилизации, в том числе древние, отличаются друг от друга, так как основаны

на несовместимых системах социальных ценностей Им присущ специфический образ

жизни, а также специфическое отно­шение народа данной цивилизации к самому

себе, обеспечивающее его единство на протяжении всей его истории...

Что же объединяет все древние цивилизации и отличает их от предыдущих

состоянии общества и культуры?

Во-первых, при сохранении зависимости людей от природы (сти­хийные бедствий

могли послужить даже причиной гибели целых циви­лизаций - например,

раннеклассовой цивилизации на О.Крит и дру­гих островах Эгейского моря),

изменяются формы этой зависимости (ирригация на Востоке, мореплавание и

морская торговля в Древней Греции). Этому способствовало прежде всего начало

организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии

об­щества получил название аграрной революции. И хотя на всем протя­жении

древности общество осознавало себя частью природы, тем не менее, человек уже

начал играть роль творца и созидателя.

Во-вторых, при переходе от первобытности к цивилизации рожда­ется новый тип

общественных отношений, вызванных ростом городов и сосредоточением в них

значительной части населения и экономиче­ской деятельности.

Вопрос о сущности этих отношений и о наличии единого или нес­кольких

вариантов социально-экономического развития всех древних цивилизаций

продолжает оставаться дискуссионным. Несомненно лишь, что в социально-

экономическом развитии основных цивилизаций древ­ности немалую роль сыграли

рабы и другие категории зависимого на­селения, а государство, несмотря на

различия внешних форм власти (монархия к республика, аристократия и

демократия) было аппара­том классового господства не только над рабами, но и

над мало­имущими свободными производителями.

В-третьих, появляются новые сферы деятельности, особенно в сфере управления и

обучения.

В-четвертых, изменяются способы хранения и получения инфор­мации (новые

возможности для этого дала письменность). Именно чтение и изучение древних

письменных источников позволяет пред­ставить целостную картину мира древних

цивилизаций.

Мир древних цивилизаций включает как общеизвестные и лучше изученные, так и

менее известные цивилизации. К первым относят­ся: 1) цивилизация Древнего

Египта, 2) цивилизации Месопотамии, 3) Древний Китай, 4) цивилизация Древней

Индии, 5) древнегрече­ская цивилизация, 6) цивилизация эллинизма, 7) Древний

Рим, 8) цивилизации Средней Азии, 9) цивилизации Закавказья. 10) ци­вилизация

скифов. Ко вторым можно отнести: 1) цивилизации Аф­рики южнее Сахары и Южной

Аравии, 2) цивилизации Древней Малой Азии, 5) цивилизации Древнего Ирана, 4)

цивилизацию Древнего Аф­ганистана, 5) древние цивилизации Юго-Восточной Азии,

6) древне-японскую цивилизацию, 7) цивилизации Нового Света.

Невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Попытаемся лишь

разобраться в сущности сложившихся уже в древно­сти двух типов мировых

цивилизаций - восточного и западного. К первому типу относятся почти все

цивилизации древности; ко вто­рому - цивилизации Древней Греции,

эллинистических государств и Древнего Рима. Следует отметить, что особенности

конкретного ти­па цивилизации зависят от особенностей природных, в том числе

и климатических условий; от системы ведения хозяйства, духовных основ жизни

общества, особенностей его социальной и политической организации. Поэтому,

сравнивая развитие основных цивилизаций древности по всем этим параметрам,

можно проследить своеобраз­ное их "противостояние". Основные черты развития

западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:

1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из

наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение

человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе,

государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих

право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод

на Западе.

2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медлен­ный темп изменений

(новые культуры не разрушают старые, а вписы­ваются и растворяются в них);

воспроизводство и сохранение биоло­гических и социальных устоев жизни,

верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют

"традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в

цивилизации западной;

3) общественная собственность в восточном государстве на сред­ства

производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца;

отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятель­ности частных лиц,

бюрократический контроль - преобладание в ан­тичном государстве

частнособственнических интересов, ранняя ориен­тация на рынок;

4) абсолютное преобладание государства над обществом, регули­рование всего

многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное

вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);

5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в

обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в

рамках которых действуют ремесло и торговля;

6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты