Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

Французская буржуазная революция. Стало окончательно ясно, что незадолго до

своей смерти, Екатерина II окончательно прощается с идеями Просвещения. В

1790 г. за проникнутую революционным духом книгу "Путешествие из Петербурга в

Москву" А.Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной затем

ссылкой на 10 лет в Сибирь., В Шлиссельбургскую крепость были заключены

сто­ронник республики Ф. Кречетов и просветитель Н.И. Новиков.

Центральными вопросами внешней политики России во второй половине ХУШ в.

являлись: обеспечение выхода к Черному морю; воссоединение с украинскими и

белорусскими землями, ещё оста­вавшимися под властью Речи Посполитой.

Первая задана была решена в результате двух успешных войн с Османской

империей (1768-1772, 1787-1791). Россия получала новые земли в Северном

Причерноморье (от Днепра до Днестра), а также часть приазовских земель. В

апреле 1783 г. к России был при­соединен Крым, где вскоре была основана

главная база Черноморс­кого флота - Севастополь.

Воссоединение же с Россией украинских и белорусских земель, некогда

составлявших с остальной Русью единое целое, произошло в результате трех

разделов Польши (1772, 1793,1795) между Россией, Пруссией, и Австрией. К

России отошли не только собственно укра­инские (за исключением Галиции) и

белорусские земли, но и земли, никогда в состав Руси не входившие (Литва и

Курляндия).

Во второй половине ХVIII в. определенные изменения происхо­дят и в области

культуры. В 1782-86 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая

систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными

планами и общей методи­кой. Это были так называемые "народные училища" -

главные (четы­рехклассные) в губернских городах и малые (двухклассные) в

уездах. Сеть народных училищ быстро росла: в конце ХVIII в. их насчитыва­лось

288, в них обучались 22 тыс. человек.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 г. к

ней, как уже говорилось, прибавился Московский университет, в 1773 г. -

Горное училище в Петербурге, в 1783 г. -Российская академия, занимавшаяся

изучением русского языка и грамматики.

В литературе господствует классицизм (А. П. Сумароков), затем его сменяет

романтизм ("Бедная Лиза" Н. М. Карамзина). В отличие от классицистов,

прославлявших государственную. власть и человеческий разум, сентименталисты

преимущественно обращались к внутреннему миру человека, его психологии и

переживаниям.

В новый этап своего развития вступило изобразительное искус­ство. Так, его

самостоятельным жанром стал пейзаж: (С.Ф. Щедрин, Ф.Я Алексеев). Официально

признанным ведущим жанром являлась историческая живопись (А П. Лосенке, Б.И.

Угрюмов). Наивысший взлет переживает портретное искусство (Ф.С. Рокотов, Д.Г.

Левиц­кий).

Скульптура развивалась под преобладающим влиянием класси­цизма, направлявшего

ваятелей на поиск образцов высокого искусст­ва в произведениях античности.

(Э. М. Фальконе - конная статуя Пет­ра 1, Ф. И. Шубин - портретные бюсты П.

А. Румянцева, М. В. Ломо­носова).

В архитектуре второй половины XVIII в. также господствует классицизм,

использовавший античное наследие. Величайшим масте­ром русского классицизма

был В.И. Баженов (Пашков дом в Москве). Наиболее ярким выразителем московской

шкоты зодчества был М.Ф Казаков (Кремлевский Сенат, старый Московский

университет).

Ярославский купец Ф. Волков стал создателем первого русского публичного

профессионального театра (Ярославль, 1756 г.).

В целом, результаты правления Екатерины II достаточно весо­мы. С 19 до 36

млн. человек увеличилось население. Сумма государ­ственных доходов возросла

более чем вчетверо. Число фабрик и ма­нуфактур выросло с 600 до 1200. Резко

возросли: международный ав­торитет и влияние России. Безбородко, виднейший

дипломат России времен Екатерины, говорил в конце своей карьеры, молодым

колле­гам: "Не знаю: как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без

позволения нашего выпалить не смела".

Екатерину сменил Павел I (1796-1801). Деспотическое правле­ние Павла, его

внутренняя и внешняя политика вызывали острое не­довольство и даже ненависть

различных кругов дворянства. Павел отменил некоторые положения "Жалованной

грамоты дворянству", вновь ввел телесные наказания для дворян. В то же время

несколько смягчил положение крестьянства, издав указ о запрещении барщин­ных

работ по воскресеньям и о трехдневной барщине. Разрыв с Анг­лией тяжело

отразился на русском помещике - англичане были традиционными покупателями

сельскохозяйственной продукции. Офи­церство, чиновники не были уверены в

завтрашнем дне, в любой мо­мент могла последовать опала. В результате уже с

1797 г. формирует­ся антипавловский заговор. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел

I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков. XIX век в исто­рии

России начался новым и последним дворцовым переворотом.

Таким образом, в ХVIII в. Россия превращается в передовую ев­ропейскую

державу, экономический и военный потенциал которой не уступал самым развитым

странам. Вместе с тем, по мере перехода Европы на капиталистические рельсы,

долго сохранять это равенство крепостническая Россия уже не сможет.

6.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВСЕМИРНОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В XIX в.

В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной рево­люции, которая

коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила

ускорение его социально-экономического прогресса Европа, совершившая эту

революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все

континенты. В качестве экономического и политического центра она оставалась

вплоть до середины XX в., когда произошла современная научно-техническая

революция.

Промышленная революция на Западе породила и свою идеоло­гию. Ею были

различные теории политического и экономического либерализма, в основе которых

лежало равенство всех людей перед законом; абсолютная ценность человеческой

личности; собствен­ность и свобода действий в рамках закона; защищенность

частной жизни от вмешательства государства и др. Экономическое учение

ли­берализма зиждилось на идеологии свободной конкуренции и нако­пительства.

Промышленная революция в европейских странах соверша­лась в разное время. Она

предусматривала переход от экономической системы, основанной на аграрном

производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для

которой характерно преоб­ладание городской промышленности (вытеснение ручного

труда ма­шинным, достижение более высокого уровня разделения труда,

фаб­ричное производство вместо мануфактурного).

Фабричная система принесла с собой интенсификацию труда, увеличение рабочего

дня, снижение заработной платы из-за широкого вовлечения в производство

женщин и детей, полное бесправие рабо­чих. Отсюда - их тяга к утопическим

идеям и сектантской идеологии. Под влиянием возникшего противоречия между

наемным трудом и капиталом в 40-е гг. предпринимается первая попытка

соединить рас­тущее рабочее движение с научной теорией - марксизмом.

XIX век можно определить как эпоху безусловной победы капи­тализма в развитых

странах. Уже в первой половине века отчетливо проявились заложенные в

капитализме возможности экономиче­ского развития, что позволило К. Марксу и

Ф. Энгельсу написать в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 г.):

"Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более

мно­гочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все

предшествовавшие поколения, вместе взятые". В XIX в. появляются пароход и

железная дорога, автомобиль и самолет, радио и телефон, телеграф, а научные

открытия последней трети века привели к созда­нию новых отраслей

промышленности - электротехники, химической промышленности, машиностроения,

нефтедобычи и нефтепере­работки. Таким образом, технический прогресс,

опирающийся на на­учные открытия, впервые стал непосредственные фактором

эконо­мического развития. В то же время, все более четко проявлялись

внутренние противоречия капиталистического способа производства. Частичные

кризисы перепроизводства в отдельных отраслях сменя­лись циклическими,

охватывающими всю промышленность, торгов­лю и финансовую сферу. Первый такой

кризис разразился в Англии в 1825 г., открыв историю регулярно повторяющихся

кризисов.

С точки зрения современной теории модернизации, разработан­ной западными

учеными в условиях НТР, XIX век следует назвать веком модернизации, то есть

временем перехода общества от тради­ционного аграрного состояния к

современному индустриальному. Понятием политической модернизации принято

называть процесс становления представительной демократической системы и

правово­го государства, под которым в XIX в. понималось государство,

при­знававшее "совокупность свобод, присущих парламентскому строю" и "при

ограниченном допуске низших классов к участию в выборах законодателей".

Процесс политической модернизации в Европе в XIX в. шел сложно, зависел он от

многих факторов и имел в разных странах различные результаты. В таких

государствах, как Англия, США, отчасти Франция, Бельгия и Швеция в XIX в.

утвердились элементы граждан­ского общества и представительной демократии,

хотя политическая модернизация решающих побед еще но одержала. А в таких

странах, как Германия, Австро-Венгрия, Россия, она только начиналась. Этот

процесс является всемирно-историческим, так как рано или поздно в него

включаются все страны. Исходя из хронологии, интенсивности и результативности

индустриализации, их делят на три эшелона разви­тия капитализма. К первому

эшелону относят западные страны, ко второму - страны среднего развития (к

ним, в частности, относят Рос­сию), к третьему - страны так называемого

третьего мира.

Россия вступила в XIX век первой державой Европы по числен­ности населения.

По данным переписи 1795 г., на территории в 17,4 млн. кв. км проживало 37,4

млн., человек, принадлежавших к разным национальным и религиозным группам.

Бок о бок с самым мно­гочисленным русским народом жили украинцы, белорусы,

тюрко-язычные и финно-угорские народы. Россия была аграрной страной с

архаичной системой хозяйства и феодально-крепостническими отно­шениями. Около

90 % всего населения составляли крестьяне, пример­но 2 % - дворяне.

Российская экономика носила экстенсивный харак­тер. Тормозом на пути

социально-экономического развития страны была не только крепостническая

система, но и объективные факторы: природно-климатические, географические и

демографические. Коло­низация все новых территорий, низкая плотность

населения, непри­годность многих земель для сельскохозяйственного

производства за­медляли и затрудняли те процессы, которые шли на Западе в

более благоприятных условиях.

Тем не менее, первая половина XIX в. принесла России немалые перемены. С

началом столетия она вступила в новый этап своего раз­вития. Впервые перед

верховной властью и обществом реально вста­ли вопросы о модернизации страны,

так как углублявшееся от­ставание от индустриальных государств все более

усложняло реше­ние многих внутренних и международных проблем.

В Европе либеральные ценности и идеалы совпадали с интере­сами буржуазии,

экономически и политически окрепшей в результате Великой Французской

революции и Наполеоновских войн конца ХУШ - начала XIX в. Либерализм же в

России не имел широкой со­циальной базы и проявлялся непоследовательно и

противоречиво в конкретной политике. Так, правительство (Александра I)

предприняло некоторые шаги по изменению бедственного положения крепост­ных

крестьян: 1) была запрещена раздача или продажа государствен­ных крестьян в

частные руки, чем был приостановлен рост числа крепостных. Однако в 1810-1817

гг. в частные руки было продано 10 тыс. душ мужского пола, а 350 тыс.

передано в аренду; 2) запрещено продавать крестьян без семьи и земли и

публиковать объявления о ярмарочных продажах крестьян в газетах; 3) в 1803 г.

издан указ "О вольных хлебопашцах", предусматривавший право помещиков

от­пускать крепостных на волю с наделом земли за выкуп. Указ носил

рекомендательный характер. Из-за кабальных условий выкупа к 1825 г. им смогли

воспользоваться только 0,5 % крепостных крестьян; 4) в 1804-1806 гг.- было

ограничено, а в 1816-1819 гг. - отменено крепо­стное право в Эстляндии,

Лифляндии и Курляндии, где крестьяне по­лучили личную свободу, но без земли.

В целом, крепостничество стояло на пути общественного прог­ресса,

препятствовало образованию в России сколько-нибудь замет­ного слоя мелких и

средних собственников, который на Западе носил название "третьего сословия" и

являлся социальной базой коренных социально-экономических и политических

преобразований.

Более последовательными были меры Александра I в области просвещения.

Проведенная реформа привела к образованию в Рос­сии системы народного

образования, куда входили начальные школы и уездные училища, губернские

гимназии и университеты. В учеб­ные заведения принимались представители всех

сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным. Своеобразными

цен­трами больших учебных округов стали учрежденные в Санкт-Петербурге,

Харькове и Казани - университеты. С открытием в 1804 г. Московского

коммерческого училища началось специальное эко­номическое образование в

России.

Определенную роль в первых либеральных преобразованиях Александра I сыграл

Негласный комитет, который консервативно на­строенная аристократия окрестила

"якобинской шайкой". В этот "кружок молодых друзей императора" вошли граф

П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, польский патриот князь

А.Д. Чарторыйский. Они активно поддерживали стремление Александра I обновить

систему государственного управления страной, приблизить ее структуру к

европейскому образцу. В 1802 г. вместо коллегий бы­ли созданы министерства.

Высшим административным учреждением стал Комитет министров. Правда, в новых

бюрократических органах поселились старые пороки, но централизация управления

с разделе­нием функций была положительной мерой.

Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М. М. Сперанского,

талантливого политика, сделавшего головокружитель­ную карьеру. Приблизив его

к себе, Александр I поручил Сперанско­му разработать реформу, которая могла в

значительной степени из­менить государственный строй. Проект реформы,

представленный в 1809 г., император признал "удовлетворительным и полезным",

но дело свелось лишь к учреждению в 1810 г. Государственного совета -

законосовещательного органа при императоре - и принятию в 1811 г. "Общего

учреждения министерств", завершившего начатую в 1802 г. реформу высшей

исполнительной власти. Радикальная же часть про­граммы Сперанского

реализована не была, ее удалось осуществить лишь через 60-100 лет.

Принципиально новым подходом Сперанского было стремление поставить действия

властей под контроль общественного мнения. Из­бирательными правами должны

были пользоваться все граждане Рос­сии, владевшие землей или капиталами.

Мастеровые, домашняя при­слуга и крестьяне избирательных прав не получали, но

должны были пользоваться важнейшими гражданскими правами. Высшая

законо­дательная власть оставалась в руках императора, но предлагался принцип

разделения властей, каждая из которых должна была дейст­вовать в рамках

закона. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в

Государственной думе.

Консервативные круги русского общества во главе с А.А. Аракчеевым,

объединившись против этого проекта” привели к аресту Спе­ранского в марте

1812 г. и высылке его в Нижний Новгород. Удале­ние реформатора не означало

полного отказа Александра I от либе­рального курса, который был прерван

Отечественной войной 1812 г. Наполеоновское нашествие явилось огромным

несчастьем для Рос­сии. Общая беда сблизила людей, веками разделенных на

замкнутые сословия. От мала до велика поднялся наш народ на защиту своей

Ро­дины. В экстремальных условиях ускоренно шел процесс консолида­ции

общества, заставивший потесниться растерявшуюся впасть и взявшего дело защиты

Отечества в свои руки. В борьбе с иностран­ными захватчиками Россия отстояла

свою государственность и тер­риториальную целостность, а успешный заграничный

поход русской армии укрепил международный авторитет страны. Судьбу

послево­енного устройства Европы решил Венский конгресс 1814-1815 гг., куда

съехались представители всех европейских государств, за исключением Турции.

Главную роль здесь играли Россия, Англия и Ав­стрия.

Победа народов Европы над тиранией Наполеона, установивше­го контроль

практически над всей Европой, была использована пра­вителями для

восстановления прежних монархий. Но крепостное право, сметенное в ряде стран

в ходе наполеоновских войн, восстано­вить было уже невозможно. Реакционной

Европе, оплотом который являлась Австрийская империя, не удалось вытеснить

буржуазию с экономических позиций, хотя она и была полностью лишена

государ­ственной власти, что впоследствии породило три революционные волны: в

20-е, 30-е гг., а затем общеевропейскую революцию 1848-1849 гг. На этом фоне

Россия в первой половине XIX в. была лишь слабой тенью Европы. После

Отечественной войны 1812 г. остро встала проблема преодоления отсталости

страны. Над проблемами будущего политического и общественного устройства

государства активно работали лучшие умы, разрабатывая проекты Конституции и

программы отмены крепостного права.

На европейской арене Александр I настаивал на обнародовании Конституции во

Франции, что и сделали Бурбоны в 1814 г. Сам рос­сийский император даровал

Конституцию Польше, которая действо­вала до польского восстания 1830-1831 гг.

Выступая в польской сей­ме, царь намекнул на возможное распространение

конституционных основ и на русских подданных. Однако, подготовленный в 1820

г. графом Н. Н. Новосильцевым проект такого документа не был обна­родован. В

1818г. Александр I поручил 12 сановникам подготовить проекты отмены

крепостного права для русских губерний. Один из них подготовил Аракчеев,

положив в основу реформы выкуп поме­щичьих крестьян в казну. Современные

исследователи подсчитали, что при существовавших в то время темпах разорения

помещичьих хозяйств и возможностях казны такой путь привел бы к освобожде­нию

крепостных к 2018 г. Другой проект подготовил специальный крестьянский

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты