Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия,

демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый

интерес в наше время.

Следует заметить, что, хотя термин "деспотизм" и происходит от

древнегреческого слова "деспотес" - хозяин, глава дома, руко­водящий семейным

хозяйством и распределяющий обязанности, - дес­потия как форма организации

государственной власти была распрост­ранена в Египте, государствах

Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена

восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти

обязательное при­сутствие в таком обществе политики принуждения и даже

террора; парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с

без­граничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или

незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную

структуру; абсолютное господство государственного бю­рократического аппарата;

обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции

партий, идей или талантов; су­ществование на низовом уровне экономически

независимых и самоуп­равляющихся объединений религиозно-производственного

характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.).

Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества

лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая

специфическая политическая структу­ра, как «полис»-город - государство.

Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда

вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы («симмахии»), но

обычно - независимых и самодоста­точных в административном, хозяйственном и

культурном отноше­нии.

Интересен процесс постепенного развития полиса: раннее о г-деление ремесла от

земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали

превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город,

т.е. средоточие не только торгово-промышленной деятельности, но и социальных

связей, основу гражданской общины. В. VI-V вв. до н.э. полис раз­вился в

особую, гораздо более прогрессивную, чем восточная дес­потия, форму

государства. Граждане полиса имели право владеть землей (а полисный коллектив

- верховный собственник и гарант зе­мельной собственности отдельных граждан);

обязаны были прини­мать участие в государственных делах, а случае войны -

участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое

мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконие. Верховным

законодательным органом в; полисе бьыо народное соб­рание; исполнительная

власть была представлена выборными (на оп­ределенный срок) органами и

должностями: «советом пятисот» или булэ (Афины), судом присяжных или гелиэей

(там же), коллегией де­сяти стратегов, архонтами (все-Афины) и др. Выше

гражданина в по­лисе никто не стоял, кроме коллектива полиса (идея

суверенитета на­рода)...

Конечно, как уже было сказано, античная демократия была ог­раниченной:

гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие

на территории того или иного по­лиса, рабы. Существовали, помимо

демократических, и олигархиче­ские полисы (наиболее яркий пример- Спарта),

где сильны были пе­режитки родового строя и власть принадлежала потомственной

ари­стократии, представленной в совете старейшин (герусии) и коллегии эфоров

(своеобразном органе, выполнявшем судебные, дипломатиче­ские, «контрольно-

ревизионные» функции). Из этой же знати выби­рались и спартанские цари"

(последние выполняли роль «верховных главнокомандующих» и отчасти - верховных

жрецов)...

Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила

идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная

организация общества стала уникаль­ным явлением, неизвестным дотоле в мире

древних цивилизаций, по­зволявшим эффективно решать экономические, военные и

политиче­ские задачи, достичь высокого уровня развития культуры...

Особым своеобразием отличается цивилизация эллинизма, воз­никшая в конце IV -

начале III вв. на землях от Балкан до Индии и Средней Азии после походов

Александра Македонского и просуще­ствовавшая три столетия. Необходимость для

пришельцев на Восток - эллинов - приспосабливать свои институты к жизненному

укладу вос­точных стран вызвала к жизни своеобразную форму социально-

политического устройства - эллинистическую монархию, сочетав­шую элементы

восточной деспотии и полисного устройства. Госу­дарство сохраняло свою

важнейшую функцию - организатора обще­ственных работ и самого крупного

собственника. Полис же с самого начала являлся здесь не свободной

республикой, а лишь городской общиной, обладавшей автономией, некоторыми

политическими и экономическими привилегиями, но находившейся под контролем

главы обширного государства и целиком зависевшей от политики центральной

власти. Вновь основанным (иногда - на базе поселений военных колонистов) или

преобразованным из старых восточных го­родских центров полисам нужна была

сильная военно-монархическая власть - для удержания внешних рынков и торговых

путей (резкий рост производства продуктов питания, торговли ими и

ремесленными изделиями, расширение торговых путей и денежного обращения

от­носятся к основным экономическим характеристикам данной цивили­зации), а

также для повышения жизненного уровня населения полиса за счет "варварской"

периферии. Интересно, что в эллинистических государствах полисы оказались

противопоставлены остальной территории страны - так называемой "хоре", в

которую входили сельские поселения и города, не имевшие полисного устройства.

Привилеги­рованное положение полиса давало возможность его гражданам

при­нимать участие в эксплуатации населения хоры - в качестве владель­цев

приписанной к полису царской земли, с помощью неэквивалент­ного обмена,

ростовщических и иных операций. Даже термин «эллин» постепенно утратил на

Востоке свой этнический смысл и стал применяться для обозначения

представителей всех привилегирован­ных слоев общества!..

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей,

отличной не только от сложившихся на Восто­ке, но и в Древней Греции.

Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая

богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей

ценности. Кроме того, недостой­ными для римскою гражданина делами считались

не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой,

живопи­сью, игрой на сцене, драматургией), даже педагогикой (!)..

Своеоб­разие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о самых

разных формах социально-политического устройства, извест­ных в древности: от

раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных римских царей,

скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к ранней республике,

затем развитой рес­публике (с п ос те пенным развитием олигархического,

полисного уст­ройства) и, наконец, к возникновению огромного и достаточно

стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, от­личавшийся

от давно известной восточной деспотии), поглотившей почти все другие

цивилизации древности.

Одной из наиболее сложных проблем при изучении древних цивилизаций остается

проблема их правильного понимания. У древних цивилизаций принципиально иной

уровень отличия от нашей, чем, например, у цивилизаций Средневековья. Тот

способ жить отделяет от более поз днях не жестокость (что такое принесение в

жертву 3-х знатных персидских юношей перед началом Саламинской битвы или

обязательный .допрос раба под пыткой по сравнению с жертвами Варфоломеевской

ночи, не говоря уже о войнах нашего века?!), не "свобода отношения полов"

(можно сравнить обычай храмовой про­ституции и "сексуальную революцию" 60-

начала 70-х годов 20 столе­тия), а мера власти "Неизбежного", т.е.

предопределения, в жизни людей. Кроме того, древние цивилизации были основаны

на исклю­чении чужака и презрении к неполноправному, не смягчаемому ника­кими

"отговорками" (социальными, национальными, религиозными, партийными и т.д.).

Именно в этом их коренное отличие от цивили­заций Средневековья и Нового

времени.

Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих принципа -

всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности, нашедшие

отражение во многих событиях экономической, социальной, политической,

духовной жизни древних циви­лизаций. Так, крупные сдвиги в социальной сфере,

образование вели­ких империй, укрепление научного знания встречаются в разных

странах (что соответствует первому принципу); но рождение миро­вых религий я

оформление философских систем; открытие власти и силы идеи, истины, а также

принципа критики связаны не только с первым, но и со вторым принципом, любое

религиозное или фило­софское учение уже апеллируют не к ролу, а к личности;

начинается борьба между религиозной верой и ее рационалистической критикой;

выдвигается идеал верности истине, которая сильнее, чем страх: перед

насилием.

Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духов­ными ценностями между

Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях древности -

учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской проповеди. Важно

отметить и то, что в этом обмене восточные и западные цивилизации сыграли

рав­ную роль, даже в течение длительного времени Запад был "прини­мающей"

стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес и рожь), достижения

металлургии и науки (особенно астроно­мии и геометрии).

Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и своеобразному

этапу развития культуры - синтезу культур (приме­ры: греко-бактрийское и

гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов; александрийская наука;

позднее - фаюмские портреты, образ­ный мир раннехристианской литературы). В

этом синтезе закладыва­лись основы канонов византийского и западно-

европейского средне­вековья. В развитие самых известных цивилизаций древности

внесли значительный вклад и так называемые "варвары", освоившие новые земли и

нередко создававшие культуру, приспособленную к жизни в экстремальных

условиях (скифы). Кроме того, "варварский" мир - по­стоянный источник

сырьевых ресурсов для государств; и самое глав­ное - "поставщик" рабов, труд

которых - фундамент всех цивилиза­ций древности. Известно, что рабами были и

выдающиеся афинские художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп;

вы­дающийся философ Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций...

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1) самый древний период в истории человечества - время не только появления

самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и духовных

ценностей, повлиявших на дальнейшее раз­витие всех сторон жизни человека и

общества;

2) вследствие разных природно-климатических, социально-эко­номических и

исторических условий сложилось несколько глобаль­ных типов цивилизаций со

своей спецификой;

3) наметилась два основных типа отношений человека и обще­ства (гражданин и

подданный);

4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с

природой...

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей,

проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное

общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли

собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании

аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития

в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий

ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной

революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом

изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком

обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления

производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего

явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации.

Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых

странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым

этапом научно-технической революции, должно обес­печить и новый подход во

взаимоотношениях человека с внешней средой.

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век” было

введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием обозначался

период между падением Римской империи и их собственным временем и

характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и

безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию

всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий. Со временем

изменились и оценки средне­вековья. Они стали более объективными и

многомерными. Ученые уви­дели в нем позитивную динамику в развитии экономики,

социальной, национальной, культурной, политической и других сфер.

Несмотря на консервативный характер, именно Средневековье дало мощный толчок

для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство современных

государств, определились в основ­ном их границы, были заложены основы будущих

наций и национальных языков. Средневековье создало новый городской образ

жизни, высо­кие образод духовной и художественной культуры, в том числе

цент­ры научного познания и образования, среди которых - университеты.

В отечественной историографии существует тенденция к сбли­жению понятий

средние века и феодализм, хотя и подчеркивается, что феодализм, во-первых, не

был единственным социально-экономи­ческим укладом средневекового общества, а,

во-вторых, в отдельных странах исчерпал себя, раньше, чем к концу

средневековья, либо, напротив, пережил эту эпоху, иногда на столетия. Само

понятие феодализм, произошло от слова феод (лат.), что означает особый тип

условного наследственного земельного держания, которое сеньор предоставлял

вассалу за военную, как правило, службу. В зарубежной науке преобладает иной

взгляд на пробле­му, согласно которому феодализм был определенной системой

или явлением, существовавшим в эпоху средних веков, но им отнюдь не

исчерпывалось ее содержание.

Безусловно, средневековье - понятие более широкое, многогран­ное и

разноликое, чем феодализм.

Дискуссионной является и проблема периодизации истории средних веков. Особых

разногласий относительно времени начала евро­пейской эпохи средневековья нет.

Оно датируется концом V века и связывается с падением Западной Римской

империи и образованием на ее территории германских королевств. С V по X вв. -

это ран­нее средневековье, которое характеризуется становлением европей­ской

цивилизации средневековья. С начала XI в. до ХV в. происходит расцвет

европейской средневековой цивилизации. Этот период при­нято называть

классическим средневековьем. Сложнее ответить на вопрос, когда же завершается

история средних веков. Традиционное для отечественной историографии последних

десятилетий отнесение нижней границы средневековья к середине ХVII в,

(точнее, к 40-м годам этого столетия, к Английской революции) сегодня многими

историками, вслед за западными учеными, энергично оспаривается. Все

определеннее звучат аргументы в пользу того предположения, что открытие

Нового света, падение Константинополя и Восточной Римской империи (Византии),

начало Реформации, означали, что с рубежа ХV-ХVI вв. Европа вступила в новую

эпоху - эпоху перехода к новому времени, эпоху сложных и драматичных

процессов модерни­зации и обновления традиционного общества. Период с ХV по

ХVI вв. еще называют поздним Средневековьем.

Что касается регионов Средневековья, то это были Европа, Византия и Азия.

именно в средние века происходит становление европейской цивилизации.

Итак, в конце Х в. в эпоху Великого переселения народов па­ла Западная

Римская империя под натиском германских племен. На ее территории они

образовали так называемые варварские королевства вестготов, алеманов,

вандалов, бургунов. Немногим позже сложились государства франков и остготов.

В результате синтеза позднеантичного и, ваpварского социальныx укладов

образовалось Европейское средневековое общество.

Лучше всего изучены процессы становления средневекового об­щества в Северной

Галии, где с 496 по 843 гг. существовало франкское государство, распад

которого в 843 г. привел к возникно­вению Западно-франкского и Восточно-

франкского государств, а также государства Лотаря. Впоследствии из них

выросли средневековые Франция, Германия и Италия.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической

сфере было становление феодальных отношений, стерж­нем которых явилось

формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями.

Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела

крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. - и к

дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод -

свободно от­чуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод

ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали

концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть

класса феодалов. Второй путь складывания феодальной земельной собственности

практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами

-феодалами своим приближенным. Участок земли (бенефиций – благодеяние – лат.)

предоставлялся при условии несения военной службы. Владелец земли считался по

отношению к этим феодалам сеньором. (“старшим”), а феодалы, которые “держали

от него земли”, становились его вассалами (то есть военными слугами).

Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой

отряд воинов, участвовать в суде сеньора и помогать ему советом. Он обязан

был выкупать сеньора из плена и нести другие расходы. Сеньор защищал своих

вассалов от нападения других феодалов и восставших крестьян.

Со временем распространилась практика пожалования иммунитетов (изъятие -

лат.). Получая права иммуниста, землевла­делец становился независимым

правителем в своих землях. В раннее Средневековье начинают формироваться два

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты