Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

житель Мекки Мухаммед стал проповедовать но­вую религию. Он утверждал, что

Бог послал его, как пророка, для обращения мира в новую веру. Все арабы

приняли его религию и ста­ли повиноваться. Ученики Мухаммеда записывали его

проповеди и на основе этих записей была составлена священная книга-Коран. Эта

религия называется ислам, а исповедующие ее мусульманами.

Мухаммед умер в 632 г. Наследовавшие его религиозно-полити­ческую власть

вожди назывались халифами, а государство арабов-халифатом. Они хотели

обратить в свою веру все другие народы, но посылали для этого не миссионеров,

а армии наездников. При этом арабы были убеждены, что исполняют поведение

Бога и поэтому такие войны назывались священными. Мусульмане были уверены,

что все павшие в священной войне попадают прямо в рай и поэтому не боялись

смерти и сражались как герои. К началу VIII в. они завое­вали территории,

ранее принадлежавшие Византии, Персидское цар­ство, Среднюю Азию, Северную

Индию. В 711 г. они завоевали Ис­панию и вторглись во Францию. До этого ни

одно государство в ис­тории не обладало такой большой территорией. В 732 г.

франкский король Карл Мартелл остановил арабское нашествие на Европу,

по­бедив их в битве при Пуатье; Карл Великий изгнал их из южной Франции.,

несколько потеснил их в Испании. Однако лишь в XV в. Испания была освобождена

полностью. Развитие феодальных отно­шений в Х в. привело к политическому

распаду Арабского халифата на несколько государств и за халифами оставалась

только высшая ре­лигиозная власть. В 1250 г. монголы разрушили Багдад и

поставили последнюю точку в истории халифата.

Арабы были не только прекрасными воинами, они сумели очень быстро перенять

достижения покоренных ими древнейших центров культуры и на основе синтеза

этого богатейшего культурного насле­дия создали свою цивилизацию. Они

сохранили учебные заведения, имевшиеся у греков и персов, а также основали

новые в Багдаде, Да­маске, Кордове. Школа в Салерно была древнейшей

медицинской школой в Европе. Они сооружали достойные удивления дворцы и

мечети. Арабы быстро переняли агрокультуру покоренных народов и из кочевников

превратились в искусных земледельцев: поля их были хорошо орошены и

возделаны. Арабо-мусульманская цивилизация в то время превосходила по уровню

развития христианские народы Ев­ропы за исключением, быть может, Византии.

Многие последующие достижения западно-европейской культуры были

позаимствованы в ходе крестовых походов на Иерусалим и отвоевывания Испании,

а также мирной торговли с арабами.

По-другому развивались события в Центральной и Восточной Европе, где славяне

не получили столь богатого как у германцев и арабов, античного наследия. Кто

такие славяне и откуда они пришли, чем занимались? Откуда вообще взялся столь

мощный по духу, интеллекту и нравственности суперэтнос-славянский. Вопрос о

времени появления славян, издавна обитавших на Балканах, в Прикарпатье, в

Центральной и Восточной Европе, остается до сих пор дискуссионным Кратко суть

споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным

населением Восточной Европы, ведущими свое происхождение с самых ранних

этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в

результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не

имеют какого-либо корня. Очевидно было бы слишком смело утверждать, что

славяне не -имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны,

наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском

этно-гнезде.

Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий

нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян. Историческая наука

сегодня, кроме византийских источников, располагает также данными археологии

и лингвистики, что является очень ценным для обнаружения самых первых следов

обитания славян. В результате полученных данных ученые пришли к выводу, что

"индоевропейская языковая общность" существовала у племен Юго-Восточной

Европы до эпохи бронзы. Затем она распадается и племена говорящие на

индоевропейских языках -прогерманском, прибалтийском, прославянском -

распространяются по Европе. К началу н.э. древние славяне занимали уже

широкую полосу в Средней Европе. На Висле и Одере проживали венеды, которые

по словам Иордана, готского историка (VI в.), "происходят от одного корня и

ныне известны под тремя именами: венедов, актов, склавинов".

С первых веков н.э. начинается эпоха Великого переселения народов. Кочевые

племена гуннов, аланов, аваров двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в

Причерноморье проникают германские племена готов. Славяне не остались в

стороне этого мощного миграционного процесса. Они расселяются на Запад (в

район Одера) и на восток (а район реки Волхов, правобережья Днепра и

Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные области

Балкан и Пелопоннеса, поднимаются к северу и к побережью Балтики. Большинство

специалистов полагают, что о делении славян на три большие группы можно

говорить лишь с VII-VШ вв. По-видимому, в этот период происходит обособление

восточных славян от западных и южных. С этого времени они именуются актами.

Согласно Иордану, склавины жили по среднему течению Дуная и реки Савы до

Днестра и верховьев Вислы, а на востоке - от Днестра до Днепра - находились

анты. От венедов и отчасти склавинов произошли современные западные

славянские народы, а непосредственными предками восточных славян были, по-

видимому, анты. В VI-VII вв. анты и склавины заселяют Балканы, положив тем

самым начало южнославянским народам. Таким образом, в VI-VШ вв. славянские

племена занимали обширные территории Западной и Восточной Европы.

Постоянно вторгаясь на территорию Византии, славяне успешно осваивали новые

районы. Население Византии, боровшееся против гнета правящих классов,

сочувственно встречало пришельцев. По словам Прокопия Кесарийского.

византийского историка и писателя (VI в.), "народ большими толпами убегал к

варварам, чтобы скрыться от родной земли. Каждый из них охотно менял ее на

любую чужую землю, как будто бы их родина была захвачена врагами'.

Славяне так же как и германцы, своими вторжениями способствовали падению

рабовладельческого общества и не его развалинах строили новое - феодальное.

Захватив значительную часть территории Византии, славяне создали на Балканах

раннефеодальные государства - Болгарское. Сербское и Хорватское. У западных

славян образуется Чешское и княжество Само. К этому периоду относится

возникновение и первых восточнославянских государственных объединений

(Куявия, Славия, Артания). Их создание было обусловлено напряженной борьбой с

внешним врагом. Распад родовых отношений у славян происходил очень медленно,

а следовательно, медленно складывались и предпосылки для образования

государств.

Восточные славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства

современного центра России. Плотность населения здесь была очень мала и

пришельцы не вступали в конфликт с местными жителями. Высокая земледельческая

культура славян воспринималась коренным населением с удовольствием. Мирное

сотрудничество угро-финского и балтийского населения с новыми соседями

приводило к медленному ославяниванию значительной его части. Вот почему

антропологи утверждают, что предки современных русских, украинцев и белорусов

" не только славяне, но и древние угрофинны и балты. Восточные славяне были

исконным населением Восточной Европы или пришельцами, но в VII-VIII вв. они

уже составляли большую часть населения этой территории.

Славяне эпохи Великого переселения народов, по сообщениям Прокопия

Кесарийского, императора Византии Маврикия Стратега (582-602 гг.),

византийского писателя и ученого Феофилакта Симокатта (VIIв.), и др. были

земледельцами и имели много общего в хозяйстве, быту, культуре, политических

отношениях. Занимаясь земледелием, они возделывали рожь, пшеницу, просо,

гречиху. Почти повсюду земледелие носило пашенный характер, а в более

северных районах - подсечный. Земля обрабатывалась сохой и деревянным плугом

с железным наконечником. В плуг впрягали быков, а в VIII в. уже и лошадь.

Хлеб убирали серпами и косами, хранили зерно в ямах. Большую роль в хозяйстве

играло скотоводство. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу. В

качестве подсобных промыслов славяне занимались охотой, рыбной ловлей и

бортничеством.

Важным изменением а жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от

сельского хозяйства. Раньше всего обособляется от земледелия обработка

металла и гончарное производство. Из железа ремесленники изготовляли орудия

труда и оружие- топоры, серпы, косы, ножи наконечники стрел, мечи, рыболовные

крючки и др. Ремесленники владели техническими приемами филиграни, зерни,

эмали. Они создавали прекрасные украшения и эти веши очень ценили (в момент

опасности закапывали их). Славяне были прекрасными умельцами в обработке

кости, по изготовлению лодок-долбленок, на которых ходили в далекие морские

путешествия. При осаде городов они использовали сложные осадные машины.

Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и

обмена товаров, вырастали города, которые становились политико-

административными, военными и культурными центрами. Местом их расположения

часто становятся старые племенные оборонительные сооружения, древние

святилища. Так возникли города Киев и Переяславль, Ладога и Ростов, Суздаль и

Псков, Белоозеро и Новгород. Полоцк и Чернигов, Любеч и Смоленск. Вот почему

иностранцы называли Русь "Страной городов".

В окрестные города на торг собиралось многочисленное население, приезжали не

только русские, ко и иностранные купцы. Торговали в основном хлебом, солью,

мехами, скотом, медом, воском и рабами. Основными путями сообщения и торговли

были реки. В качестве средства обращения на Руси использовались меховые

деньги (куны, резаны, векши, ногаты и др.), а также восточные, византийские и

западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить

свою золотую и серебряную монеты, которые затем уступили место серебряным

слиткам, гривнам.

Селения славян, расположенные обычно по берегам рек и озер, укреплялись

валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.) наземного и полуземляного

типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.

Таким образом, уже в VI-VIIIвв. древние славяне достигли значительного уровня

развития производительных сил. Они шли в своем развитии в ногу с другими

народами Европы.

Общественный строй славян характеризуется как "военная демократия". У славян

шло классовое расслоение - племенная знать уже накапливала значительные

материальные ценности, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами клады.

Найденный в Полтавской губернии клад драгоценного оружия, посуды, украшений

содержал более 20 кг. одного лишь золота. Такое сокровище могло принадлежать

только очень богатому человеку Существовало у славян и патриархальное

рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать

в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленные или отпускались на

волю или оставались среди славян на положении свободных.

"Повесть временных лет" монаха Нестора (ХIIв.) утверждает, что у славян в

УII-VШ вв. наряду c интенсивным распадом родоплеменных отношений идет и

создание крупных восточнославянских племенных групп - полян, живших на Днепре

возле Киева; древлян, живших между Припятью и Западной Двиной; кривичей,

полочан, северян, радимичей; вятичей, заселивших в начале VШ в. окрестности

современного Воронежа; хорват и уличей. Их поселения объединялись в группы,

называемые племенем (от 3 до 15 поселений). Затем отдельные племена

соединялись, образуя племенные союзы. 'Эти племена, славяне и анты, - писал

Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в

народоправстве, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом

общим". Очевидно здесь речь идет о народном собрании (вече) как о высшем

органе власти, решавшем важные вопросы.

Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое "княжение". Это

были не случайные конгломераты разнородных племен, а довольно стабильные

политические объединения и сложные этнические общности, с некоторыми

особенностями в языке и культуре. Источники донесли до нас сведения, что

процесс разложения первобытного строя в VIII-Х вв. привел к появлению у

славян феодальной собственности на землю. К сожалению, письменные источники о

феодальном землевладении той поры очень скудны. Мы знаем, что такие города

как Белгород. Изяслав, Вышгород принадлежали князьям. Им принадлежали также и

расположенные вокруг них села. Князья часто захватывали земли у свободных

общинников, экономическими методами, а иногда и силой ставили их в

зависимость.

Другая часть князей осваивала свободные земли, на которые они сажали

пленников, челядь и холопов (рабов), превращая их, по сути дела, в

крепостных. Одновременно с княжеским развивалось и земледелие бояр,

дружинников, что вызвало сильное социальное неравенство в славянском

обществе. Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы.

Главным богом был, по-видимому, Род- бог неба и земли. Важную роль играли

также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для

земледелия: Ярило - бог солнца и Перун бог грома и молнии. Известны также

"скотий бог" Волос и др. Славяне поклонялись колодцам, камням и озерам, рощам

и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб, а священными животными

считались кабан, конь, медведь, козел, змея, кукушка и ворон. К концу 1

тыс.н.э. славянское язычество представляло собой уже смесь примитивных,

архаичных и относительно развитых верований. Богам приносили жертвы, иногда

даже человеческие. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые

жрецы - волхвы и кудесники. Таким образом, на грани VШ-IХ вв. у восточных

славян завершается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему

феодализму, происходит деление общества на классы - сословия феодального

общества. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на рубеже

государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя

станет центром восточнославянского мира и начнет подчинять других. Был

возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло

возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных

славян.

Каковы причины создания своего государства у восточных славян?

В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начинается

процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с

помощью военной силы. Как известно, государство возникает в результате

развития общественного труда, появления частной собственности и образования

классов. Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны

соседей -кочевников, а также выгодность для феодализирующейся верхушки

широкомасштабных военно-торговых экспедиций, создавало к началу IX в.

объективную основу объединительного процесса.

Начало Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании

на княжение в Новгород 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора,

либо определять его временем киевского похода легендарного князя Олега в 882

г., когда произошло слияние Киевской и Новгородской Руси. Этими событиями и

завершается образование Древнерусского государства. Столицей нового

государства стал Киев, потому что он был древнейшим политическим и культурным

центром восточных славян, занимал выгодное военно-стратегическое положение

Для того чтобы объединить всех восточных славян в единое государство,

потребовалось более ста лет и немало кровопролитных битв за утверждение над

ними власти Киевского князя.

Образование первого восточнославянского государства - проблема не менее

дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном

об интерпретации летописного сказания о призвании варягов, согласно которому

ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на

княжение трех братьев -варягов, которые и «поделили» между собою землю. От

них и пошли династии русских князей. Данная версия в конечном итоге и

породила несколько подходов к этой проблеме.

Одна часть исследователей, вслед за работавшими в России в XVIII в. немецкими

учеными Э. Байером и Г. Миллером, буквально понимают текст летописи Нестора

"Повесть временных лет" о призвании новгородцами в 862 г. варяга Рюрика для

устройства государственных дел, который будто бы привел вое свое племя

«Русь», давшее позднее название государству и нации. Сторонники этой так

называемой норманнской теории делали и делают далеко идущие политические

выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому

развитию и образованию государства. Нельзя не видеть в такой трактовке явный

расистский подтекст. С ее резкой критикой уже в XVII в. выступал

М.В.Ломоносов. Несостоятельность этой концепции была в том, что государство -

это продукт сложного социально-экономического процесса, перехода от

первобытнообщинного к классовому обществу и не может быть создано на

неподготовленной почве несколькими сотнями чужеземцев. Вполне объяснимо

неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков, которая привела к

другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли

скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться

объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может

возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не

приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над

восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно

одинаковым Но не дает повода сомневаться в значительной роли других народов в

формировании русского государства.

Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны кочевников,

а также выгодность для феодализирующейся верхушки широкомасштабных военно-

торговых экспедиций создала к началу IX в объективную основу объединительного

процесса, центром которого стало племенное княжение поляк с его столицей в

Киеве. Именно здесь был достигнут наивысший уровень развития производительных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты