житель Мекки Мухаммед стал проповедовать новую религию. Он утверждал, что
Бог послал его, как пророка, для обращения мира в новую веру. Все арабы
приняли его религию и стали повиноваться. Ученики Мухаммеда записывали его
проповеди и на основе этих записей была составлена священная книга-Коран. Эта
религия называется ислам, а исповедующие ее мусульманами.
Мухаммед умер в 632 г. Наследовавшие его религиозно-политическую власть
вожди назывались халифами, а государство арабов-халифатом. Они хотели
обратить в свою веру все другие народы, но посылали для этого не миссионеров,
а армии наездников. При этом арабы были убеждены, что исполняют поведение
Бога и поэтому такие войны назывались священными. Мусульмане были уверены,
что все павшие в священной войне попадают прямо в рай и поэтому не боялись
смерти и сражались как герои. К началу VIII в. они завоевали территории,
ранее принадлежавшие Византии, Персидское царство, Среднюю Азию, Северную
Индию. В 711 г. они завоевали Испанию и вторглись во Францию. До этого ни
одно государство в истории не обладало такой большой территорией. В 732 г.
франкский король Карл Мартелл остановил арабское нашествие на Европу,
победив их в битве при Пуатье; Карл Великий изгнал их из южной Франции.,
несколько потеснил их в Испании. Однако лишь в XV в. Испания была освобождена
полностью. Развитие феодальных отношений в Х в. привело к политическому
распаду Арабского халифата на несколько государств и за халифами оставалась
только высшая религиозная власть. В 1250 г. монголы разрушили Багдад и
поставили последнюю точку в истории халифата.
Арабы были не только прекрасными воинами, они сумели очень быстро перенять
достижения покоренных ими древнейших центров культуры и на основе синтеза
этого богатейшего культурного наследия создали свою цивилизацию. Они
сохранили учебные заведения, имевшиеся у греков и персов, а также основали
новые в Багдаде, Дамаске, Кордове. Школа в Салерно была древнейшей
медицинской школой в Европе. Они сооружали достойные удивления дворцы и
мечети. Арабы быстро переняли агрокультуру покоренных народов и из кочевников
превратились в искусных земледельцев: поля их были хорошо орошены и
возделаны. Арабо-мусульманская цивилизация в то время превосходила по уровню
развития христианские народы Европы за исключением, быть может, Византии.
Многие последующие достижения западно-европейской культуры были
позаимствованы в ходе крестовых походов на Иерусалим и отвоевывания Испании,
а также мирной торговли с арабами.
По-другому развивались события в Центральной и Восточной Европе, где славяне
не получили столь богатого как у германцев и арабов, античного наследия. Кто
такие славяне и откуда они пришли, чем занимались? Откуда вообще взялся столь
мощный по духу, интеллекту и нравственности суперэтнос-славянский. Вопрос о
времени появления славян, издавна обитавших на Балканах, в Прикарпатье, в
Центральной и Восточной Европе, остается до сих пор дискуссионным Кратко суть
споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным
населением Восточной Европы, ведущими свое происхождение с самых ранних
этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в
результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не
имеют какого-либо корня. Очевидно было бы слишком смело утверждать, что
славяне не -имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны,
наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском
этно-гнезде.
Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий
нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян. Историческая наука
сегодня, кроме византийских источников, располагает также данными археологии
и лингвистики, что является очень ценным для обнаружения самых первых следов
обитания славян. В результате полученных данных ученые пришли к выводу, что
"индоевропейская языковая общность" существовала у племен Юго-Восточной
Европы до эпохи бронзы. Затем она распадается и племена говорящие на
индоевропейских языках -прогерманском, прибалтийском, прославянском -
распространяются по Европе. К началу н.э. древние славяне занимали уже
широкую полосу в Средней Европе. На Висле и Одере проживали венеды, которые
по словам Иордана, готского историка (VI в.), "происходят от одного корня и
ныне известны под тремя именами: венедов, актов, склавинов".
С первых веков н.э. начинается эпоха Великого переселения народов. Кочевые
племена гуннов, аланов, аваров двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в
Причерноморье проникают германские племена готов. Славяне не остались в
стороне этого мощного миграционного процесса. Они расселяются на Запад (в
район Одера) и на восток (а район реки Волхов, правобережья Днепра и
Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные области
Балкан и Пелопоннеса, поднимаются к северу и к побережью Балтики. Большинство
специалистов полагают, что о делении славян на три большие группы можно
говорить лишь с VII-VШ вв. По-видимому, в этот период происходит обособление
восточных славян от западных и южных. С этого времени они именуются актами.
Согласно Иордану, склавины жили по среднему течению Дуная и реки Савы до
Днестра и верховьев Вислы, а на востоке - от Днестра до Днепра - находились
анты. От венедов и отчасти склавинов произошли современные западные
славянские народы, а непосредственными предками восточных славян были, по-
видимому, анты. В VI-VII вв. анты и склавины заселяют Балканы, положив тем
самым начало южнославянским народам. Таким образом, в VI-VШ вв. славянские
племена занимали обширные территории Западной и Восточной Европы.
Постоянно вторгаясь на территорию Византии, славяне успешно осваивали новые
районы. Население Византии, боровшееся против гнета правящих классов,
сочувственно встречало пришельцев. По словам Прокопия Кесарийского.
византийского историка и писателя (VI в.), "народ большими толпами убегал к
варварам, чтобы скрыться от родной земли. Каждый из них охотно менял ее на
любую чужую землю, как будто бы их родина была захвачена врагами'.
Славяне так же как и германцы, своими вторжениями способствовали падению
рабовладельческого общества и не его развалинах строили новое - феодальное.
Захватив значительную часть территории Византии, славяне создали на Балканах
раннефеодальные государства - Болгарское. Сербское и Хорватское. У западных
славян образуется Чешское и княжество Само. К этому периоду относится
возникновение и первых восточнославянских государственных объединений
(Куявия, Славия, Артания). Их создание было обусловлено напряженной борьбой с
внешним врагом. Распад родовых отношений у славян происходил очень медленно,
а следовательно, медленно складывались и предпосылки для образования
государств.
Восточные славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства
современного центра России. Плотность населения здесь была очень мала и
пришельцы не вступали в конфликт с местными жителями. Высокая земледельческая
культура славян воспринималась коренным населением с удовольствием. Мирное
сотрудничество угро-финского и балтийского населения с новыми соседями
приводило к медленному ославяниванию значительной его части. Вот почему
антропологи утверждают, что предки современных русских, украинцев и белорусов
" не только славяне, но и древние угрофинны и балты. Восточные славяне были
исконным населением Восточной Европы или пришельцами, но в VII-VIII вв. они
уже составляли большую часть населения этой территории.
Славяне эпохи Великого переселения народов, по сообщениям Прокопия
Кесарийского, императора Византии Маврикия Стратега (582-602 гг.),
византийского писателя и ученого Феофилакта Симокатта (VIIв.), и др. были
земледельцами и имели много общего в хозяйстве, быту, культуре, политических
отношениях. Занимаясь земледелием, они возделывали рожь, пшеницу, просо,
гречиху. Почти повсюду земледелие носило пашенный характер, а в более
северных районах - подсечный. Земля обрабатывалась сохой и деревянным плугом
с железным наконечником. В плуг впрягали быков, а в VIII в. уже и лошадь.
Хлеб убирали серпами и косами, хранили зерно в ямах. Большую роль в хозяйстве
играло скотоводство. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу. В
качестве подсобных промыслов славяне занимались охотой, рыбной ловлей и
бортничеством.
Важным изменением а жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от
сельского хозяйства. Раньше всего обособляется от земледелия обработка
металла и гончарное производство. Из железа ремесленники изготовляли орудия
труда и оружие- топоры, серпы, косы, ножи наконечники стрел, мечи, рыболовные
крючки и др. Ремесленники владели техническими приемами филиграни, зерни,
эмали. Они создавали прекрасные украшения и эти веши очень ценили (в момент
опасности закапывали их). Славяне были прекрасными умельцами в обработке
кости, по изготовлению лодок-долбленок, на которых ходили в далекие морские
путешествия. При осаде городов они использовали сложные осадные машины.
Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и
обмена товаров, вырастали города, которые становились политико-
административными, военными и культурными центрами. Местом их расположения
часто становятся старые племенные оборонительные сооружения, древние
святилища. Так возникли города Киев и Переяславль, Ладога и Ростов, Суздаль и
Псков, Белоозеро и Новгород. Полоцк и Чернигов, Любеч и Смоленск. Вот почему
иностранцы называли Русь "Страной городов".
В окрестные города на торг собиралось многочисленное население, приезжали не
только русские, ко и иностранные купцы. Торговали в основном хлебом, солью,
мехами, скотом, медом, воском и рабами. Основными путями сообщения и торговли
были реки. В качестве средства обращения на Руси использовались меховые
деньги (куны, резаны, векши, ногаты и др.), а также восточные, византийские и
западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить
свою золотую и серебряную монеты, которые затем уступили место серебряным
слиткам, гривнам.
Селения славян, расположенные обычно по берегам рек и озер, укреплялись
валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.) наземного и полуземляного
типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.
Таким образом, уже в VI-VIIIвв. древние славяне достигли значительного уровня
развития производительных сил. Они шли в своем развитии в ногу с другими
народами Европы.
Общественный строй славян характеризуется как "военная демократия". У славян
шло классовое расслоение - племенная знать уже накапливала значительные
материальные ценности, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами клады.
Найденный в Полтавской губернии клад драгоценного оружия, посуды, украшений
содержал более 20 кг. одного лишь золота. Такое сокровище могло принадлежать
только очень богатому человеку Существовало у славян и патриархальное
рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать
в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленные или отпускались на
волю или оставались среди славян на положении свободных.
"Повесть временных лет" монаха Нестора (ХIIв.) утверждает, что у славян в
УII-VШ вв. наряду c интенсивным распадом родоплеменных отношений идет и
создание крупных восточнославянских племенных групп - полян, живших на Днепре
возле Киева; древлян, живших между Припятью и Западной Двиной; кривичей,
полочан, северян, радимичей; вятичей, заселивших в начале VШ в. окрестности
современного Воронежа; хорват и уличей. Их поселения объединялись в группы,
называемые племенем (от 3 до 15 поселений). Затем отдельные племена
соединялись, образуя племенные союзы. 'Эти племена, славяне и анты, - писал
Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в
народоправстве, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом
общим". Очевидно здесь речь идет о народном собрании (вече) как о высшем
органе власти, решавшем важные вопросы.
Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое "княжение". Это
были не случайные конгломераты разнородных племен, а довольно стабильные
политические объединения и сложные этнические общности, с некоторыми
особенностями в языке и культуре. Источники донесли до нас сведения, что
процесс разложения первобытного строя в VIII-Х вв. привел к появлению у
славян феодальной собственности на землю. К сожалению, письменные источники о
феодальном землевладении той поры очень скудны. Мы знаем, что такие города
как Белгород. Изяслав, Вышгород принадлежали князьям. Им принадлежали также и
расположенные вокруг них села. Князья часто захватывали земли у свободных
общинников, экономическими методами, а иногда и силой ставили их в
зависимость.
Другая часть князей осваивала свободные земли, на которые они сажали
пленников, челядь и холопов (рабов), превращая их, по сути дела, в
крепостных. Одновременно с княжеским развивалось и земледелие бояр,
дружинников, что вызвало сильное социальное неравенство в славянском
обществе. Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы.
Главным богом был, по-видимому, Род- бог неба и земли. Важную роль играли
также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для
земледелия: Ярило - бог солнца и Перун бог грома и молнии. Известны также
"скотий бог" Волос и др. Славяне поклонялись колодцам, камням и озерам, рощам
и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб, а священными животными
считались кабан, конь, медведь, козел, змея, кукушка и ворон. К концу 1
тыс.н.э. славянское язычество представляло собой уже смесь примитивных,
архаичных и относительно развитых верований. Богам приносили жертвы, иногда
даже человеческие. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые
жрецы - волхвы и кудесники. Таким образом, на грани VШ-IХ вв. у восточных
славян завершается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему
феодализму, происходит деление общества на классы - сословия феодального
общества. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на рубеже
государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя
станет центром восточнославянского мира и начнет подчинять других. Был
возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло
возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных
славян.
Каковы причины создания своего государства у восточных славян?
В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начинается
процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с
помощью военной силы. Как известно, государство возникает в результате
развития общественного труда, появления частной собственности и образования
классов. Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны
соседей -кочевников, а также выгодность для феодализирующейся верхушки
широкомасштабных военно-торговых экспедиций, создавало к началу IX в.
объективную основу объединительного процесса.
Начало Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании
на княжение в Новгород 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора,
либо определять его временем киевского похода легендарного князя Олега в 882
г., когда произошло слияние Киевской и Новгородской Руси. Этими событиями и
завершается образование Древнерусского государства. Столицей нового
государства стал Киев, потому что он был древнейшим политическим и культурным
центром восточных славян, занимал выгодное военно-стратегическое положение
Для того чтобы объединить всех восточных славян в единое государство,
потребовалось более ста лет и немало кровопролитных битв за утверждение над
ними власти Киевского князя.
Образование первого восточнославянского государства - проблема не менее
дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном
об интерпретации летописного сказания о призвании варягов, согласно которому
ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на
княжение трех братьев -варягов, которые и «поделили» между собою землю. От
них и пошли династии русских князей. Данная версия в конечном итоге и
породила несколько подходов к этой проблеме.
Одна часть исследователей, вслед за работавшими в России в XVIII в. немецкими
учеными Э. Байером и Г. Миллером, буквально понимают текст летописи Нестора
"Повесть временных лет" о призвании новгородцами в 862 г. варяга Рюрика для
устройства государственных дел, который будто бы привел вое свое племя
«Русь», давшее позднее название государству и нации. Сторонники этой так
называемой норманнской теории делали и делают далеко идущие политические
выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому
развитию и образованию государства. Нельзя не видеть в такой трактовке явный
расистский подтекст. С ее резкой критикой уже в XVII в. выступал
М.В.Ломоносов. Несостоятельность этой концепции была в том, что государство -
это продукт сложного социально-экономического процесса, перехода от
первобытнообщинного к классовому обществу и не может быть создано на
неподготовленной почве несколькими сотнями чужеземцев. Вполне объяснимо
неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков, которая привела к
другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли
скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться
объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может
возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не
приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над
восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно
одинаковым Но не дает повода сомневаться в значительной роли других народов в
формировании русского государства.
Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны кочевников,
а также выгодность для феодализирующейся верхушки широкомасштабных военно-
торговых экспедиций создала к началу IX в объективную основу объединительного
процесса, центром которого стало племенное княжение поляк с его столицей в
Киеве. Именно здесь был достигнут наивысший уровень развития производительных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24