Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

несмотря на враждебность мировых держав к советскому государству, уже

отмеченная противоречивость их инте­ресов препятствовала созданию действенной

антисоветской коалиции и, тем более, осуществлению военной интервенции. Хотя

меры эко­номического и дипломатического давления советскому государству

приходилось ощущать постоянно. Кроме того, уже с начала 20-х гг. советскому

руководству пришлось отказаться от надежды на скорую всемирную

социалистическую революцию и помощь мирового про­летариата. Необходимо было

искать и использовать внутренние воз­можности выхода из острого кризиса,

охватившего практически все стороны экономической и политической жизни

советского общества к началу 20-х гг. и являвшегося следствием разрухи и

дезорганиза­ции производства, возникших в результате первой мировой и

граж­данской войн, и, отчасти, определенным итогом политики "военного

коммунизма".

Было уничтожено около четверти национального богатства, большая часть

промышленности парализована. Деревня открыто вы­ражала недовольство политикой

продразверстки, всевозможными реквизициями. Недовольство крестьянских масс

проявилось в 1920-1921 гг. многочисленными антисоветскими выступлениями

(особен­но на Украине, Тамбовщине, Сибири). Экономический кризис привел к

сокращению продовольственных пайков в январе 1921 г., за кото­рыми

доследовали забастовки на ряде промышленных предприятий, в том числе в Москве

и Петрограде. 1 марта 1921 г. восставший гарнизон Кронштадта. В основе этого

выступления лежало не только недоволь­ство продразверсткой, но и в целом

политикой правящей партии. Матросы выдвигали лозунги: "Власть Советам, а не

партиям", "Да здравствуют Советы, но без коммунистов". Кризис поразил и РКП

(б). Появились течения, критиковавшие сложившуюся в партии ли­нию к

преобладанию военных, бюрократических, недемократических методов руководства.

Кризис формирующейся советской системы угрожал большеви­кам потерей власти:

он требовал коренного изменения социально-экономической политики, отказа от

"военного коммунизма", перехо­да от гражданской войны к общенациональному

согласию.

Обсуждение проблем выхода из кризиса,, перехода экономики на нормальные

условия развития началось уже в 1920 г. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.)

принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом -

первый шаг к новой экономической политике (НЭП). Как социально-экономическое

явление, НЭП пред­ставлял собой комплекс мер, направленных на демократизацию

эко­номической политики партии и проявившихся в изменении отноше­ния к

деревне, в поощрении торговли и обмена, в стабилизации фи­нансово-денежной

системы, в восстановлении производства, в при­дании ему большего динамизма и

эффективности.

Как реальный хозяйственный курс, НЭП обрел форму во второй половине 1921 г.

Были изданы декреты, которые стимулировали раз­витие кустарной и мелкой

промышленности. Происходила частичная денационализация мелкой промышленности.

Экономически реформа заключалась также в попытке изменения отношения к

управлению национализированной промышленностью на принципах хозяйствен­ного и

коммерческого расчета, расширения самостоятельности и инициативы предприятий,

ослабления централизации. Чрезвычайно важным событием явилось проведение в

1922-24 гг. финансовой ре­формы и появление в стране твердой денежной единицы

(червонца). В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

В целях скорейшего восстановления сельского хозяйства было разрешено

применять наемный труд, сдавать землю в аренду. На селе стали возрождаться

различные формы кооперации.

На базе НЭПа, в целом, успешно проходило восстановление на­родного хозяйства,

производство продукции тяжелой промышленно­сти в 1925 г. достигло 50 %

довоенного уровня и в 1927г. превзошло его. В этом же году сельское хозяйство

произвело продукции больше, чем до воины. Наполнился потребительский рынок,

улучшилась жизнь людей, отступил голод. НЭП позволил стабилизировать

ситуа­цию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел пе­реход от

гражданской войны к миру.

С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политического

режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) во­оруженные силы, ослабла

система принуждения, происходило "оживление" Советов, которые в годы

гражданской войны преврати­лись в простых исполнителей партийных решений.

Однако процесс этот не был последовательным. Допустив многообразие форм

дея­тельности в экономике, правящие силы попытались компенсировать это в

общественно-политической сфере.

Сохранились конституционные положения о лишении полити­ческих прав, права

участия в выборах отдельных категорий граждан. Крайне негативным было

отношение руководителей страны к суще­ствованию политической оппозиций. На Х

съезде РКП (б), в самом начале НЭПа, был специально поставлен вопрос об

усилении борьбы с меньшевиками, эсерами, анархистами. Их обвиняли в

организации "эсеро-кулагдкого бандитизма", в Кронштадском мятеже и т.д. Летом

1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров,

участились случаи арестов меньшевиков. В целом, по мнению специалистов по

этой проблеме, эсеры в 1923 г. и меньшевики в 1924 г. на территории СССР

перестали существовать как организованная политическая сила. К 1928 г.

относится факт ликвидации последней группы анархистов на территории страны.

Руководство большевиков боролось не только против оппозиционных партий - оно

не хотело мириться и со свободомыслием беспартийной творческой интеллигенции,

считая её распространительницей буржуазных взглядов. Так, осенью 1922 г. за

границу эмигрировали около 200 видных представителей русской науки и

культуры.

Большое влияние на общественно-политическое развитие страны в 20-е годы

оказывала внутрипартийная борьба, которая включала в себя два

основополагающих момента: 1) личное соперничество руководства большевиков за

власть (особенно после смерти в январе 1924 г. В. И. Ленина), 2) разное

понимание ими проблем строитель­ства нового общества.

В руководстве РКП(б) (с 1925 г. - ВКП(б)) в 20-е гг. суще­ствовало три

приблизительно равных по влиянию течения. Левые, (сторонники Троцкого),

считали, что полное построение социалисти­ческого общества в СССР, отсталой в

технико-экономическом отно­шении стране, возможно лишь в результате победы

социалистиче­ской революции на Западе. После её свершения пролетариат Запада

поможет осуществить индустриализацию в России и на её основе по­строить

социализм. В социально-экономической области левые вы­ступали за усиление

централизованного планирования, за более бы­стрые темпы развития

промышленности (во многом за счет сельского хозяйства), за. ограничение

частного капитала.

Правые (лидер - Бухарин) полагали, что возможно построение социализма в одной

стране. Чтобы добиться этого необходимо было не обострять отношения с

крестьянством; более терпимо относиться к мелкому частному капиталу; плановая

политика, по их мнению, не должна быть чрезмерно жесткой; крестьян следовало

вовлекать в со­циализм через сбытовозакупочную кооперацию и не спешить с

кооперацией производственной (колхозы).

Сталин лавировал между этими двумя течениями в зависимости от ситуации в

партии и в стране. На протяжении 1921-1926 гг. Сталин поддерживал социально-

экономическую линию правых. А со второй половины 20-х гг. он начинает все

больше склоняться к левым пози­циям.

В практическом плане Сталину, опиравшемуся на партийный аппарат и

использовавшему закулисные интриги, обман, демагогию, удалось сначала при

активной помощи Каменева и Зиновьева дискре­дитировать Троцкого, затем,

опираясь на Бухарина и Рыкова, оттес­нить Каменева и Зиновьева, а к концу 20-

х гг. при помощи Орджони­кидзе, Куйбышева, Ворошилова и других победить

правых. В стране устранялись последние препятствия на пути к авторитарному

ре­жиму.

Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы

неполной без анализа проблем национально-государственного строительства и

отношений страны с внешним миром.

К концу гражданской войны и иностранной военной интервен­ции формируется

территория связанных военно-политическим сою­зом советских республик: РСФСР,

Украинская, Белорусская, Азер­байджанская, Армянская, Грузинская советские

республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В

боль­шинстве этих государственных образований у власти находились

национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В

1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объ­единение советских

государств в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и

союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система

оказалась недостаточно эффективной.

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию для подготовки

предложений по вопросу о федеративных отношениях между РСФСР и другими

советскими государствами. Комиссия под ру­ководством Сталина предложила

включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик

(план "автономизации"). Это предложение было холодно встречено руководством

большинства республик, не желавшим лишаться реальной власти. В этих условиях

Ленин отверг сталинский проект и настоял на приня­тии образования федерации

равноправных советских государств и соблюдения их суверенных прав.

В декабре 1922 г. на I съезде Советов РСФСР, Белоруссия, За­кавказская

Федерация (объединившая в марте 1922 г. Азербайджан, Армению, Грузию),

Украина, подписав Союзный договор, образовали СССР. В 1922-24 гг.

продолжалась разработка основ государствен­ного устройства СССР, которые

после многочисленных дискуссий были зафиксированы в Конституции СССР,

принятой 31 января 1924 г.

Оценивая процесс нормирования СССР, нельзя сказать, что было найдено лучшее

из всех возможных решений. Далеко не все вопро­сы национально-

государственного строительства удалось решить так, чтобы удовлетворить всех.

Немало поспешного, недостаточно взве­шенного проявилось и в вопросах о формах

государственного устрой­ства тех или иных народов, в решении территориальных

вопросов. В результате СССР стал больше походить на унитарное государство,

нежели на союз суверенных республик, как задумывалось первона­чально.

Наряду с решением внутренних задач партийно-государственное руководство

пыталось развивать отношения и с внешним миром. В течение 20-х гг. Советский

Союз сумел, в основ­ном, преодолеть дипломатическую изоляцию, добился

дипломатиче­ского признания со стороны большинства развитых индустриальных

государств. Из великих держав только США не установил в этот пе­риод

дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до

выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество. В 20-е гг.

СССР стал проводить всё более ак­тивную политику в отношении азиатских стран,

прежде всего, погра­ничных. Были подписаны договоры о дружбе, а также

различные экономические соглашения с Афганистаном, Ираном, Турцией. В мае

1923 г. устанавливаются дипломатические и консульские отношения с пекинским

(центральным) правительством Китая.

В то же время необходимо отметить, что советскую внешнюю политику в 20-е гг.

определяли два противоречивых фактора. С одной стороны, национальные интересы

требовали мирного сосуществова­ния с зарубежными государствами; с другой -

советское руководство, направляя деятельность Коминтерна, продолжало думать

(хотя и не так явно, как раньше) о мировой революции, что затрудняло

контак­ты с мировым сообществом, вызывало его недоверие (1924 г. -разрыв

дипломатических отношения с Англией; 1929 г. - советско-китайский конфликт).

Таким образом, общественно-политическое развитие советского государства в 20-

е гг. не было адекватно экономическим преобразо­ваниям. Экономическая реформа

не сопровождалась глубокой рефор­мой советской "военно-пролетарской"

политической системы, не произошло и подлинной демократизации, правящая

партия продол­жала властвовать методами командования, подавления инакомыслия.

А вхождение СССР в мировое сообщество было неполным и непроч­ным.

Завершение к концу 20-х гг. восстановительных процессов, остро поставило

вопрос о путях последующего развития, а в конечном итоге - и о дальнейшей

судьбе НЭПа. К этому времени начали ясно вырисовываться противоречия

нэповской модели общественного раз­вития. Прежде всего, из-за недостатка

капиталовложений станови­лось невозможным поддержание высоких показателей

развития про­мышленности. В результате нарастало экономическое, а

соответст­венно, и военное отставание СССР от передовых западных стран.

По­этому уже с середины 20-х гг. советское руководство пошло по пути все

большей централизации имевшихся в стране финансовых и мате­риальных ресурсов

для развития, прежде всего тяжелой промышлен­ности. С этого времени набирает

силу политика вытеснения частного капитала из промышленности и торговли при

помощи налогового пресса, повышения ставок кредитной платы, судебных

преследова­ний. В экономике боролись рыночные и командно-административные

тенденции. Естественно, что длительное лавирование между рынком и директивой

было невозможным.

Падение хлебного экспорта (3 млн. т в 1926/27 гг., 344 тыс. т в 1927/28 гг. и

почти ничего в 1929 г.) было чревато сокращением ввоза оборудования, которое

закупали за границей в основном на до­ходы от экспорта. Поскольку ставка на

индивидуальные крупно товарные хозяйства отвергались, то у власти оставалась

один путь -развертывание товарных коллективных хозяйств. В коллективизации

было и еще одно привлекательное для власти обстоятельство: десятки тысяч

колхозов было проще поставить под административный кон­троль, чем миллионы

индивидуальных крестьянских хозяйств, легче изъять "излишки" для проведения

индустриализации.

Нарастало также неприятие НЭПа со стороны многих рядовых членов партии

(особенно рабочих "от станка"), крестьянской бед­ноты, партийных и советских

функционеров.

Указанные противоречия нэповской модели в конечном итоге привели к слому-

НЭПа в конце 20-х гг. и осуществлению стратегии форсированной

индустриализации в 30-е годы.

В третье десятилетие XX в. мир вошел в условиях самого силь­ного, затяжного и

разрушительного кризиса, который начался в 1929г. и закончился в 1933 г. Его

всеобщий характер проявился в том, что он поразил все без исключения

капиталистические страны, и охватил все сферы хозяйства. Кризис отбросил

капиталистическую экономику к началу XX в. Общее сокращение промышленного

производства со­ставило 38 %, в сельском хозяйстве - 1/3, в торговле - 2/3.

Выход из кризиса затрудняли монополии, резко сократившие производство ра­ди

сохранения высоких цен на продукцию. Это вызвало уменьшение спроса на сырье и

оборудование, снижение платежного спроса насе­ления, небывало высокий уровень

безработицы. В начале 30-х гг. ра­бочий класс пережил не только

относительное, но и абсолютное об­нищание. Общее число полностью безработных

составляло 26 млн. человек, что вызвало во всех ведущих странах движение

безработ­ных. Одновременно усилилось демократическое и национально-

освободительное движение. В рядах буржуазии возросло стремление к сильной

власти. Ореол неограниченной свободы частной инициати­вы и

предпринимательства несколько померк. Определяющим на­правлением стало

усиление государственного вмешательства в эко­номику и социальные отношения,

причем конкретный вариант госу­дарственно-монополистического регулирования

определялся специ­фикой развития страны. Наиболее яркими оказались

альтернативные курсы Рузвельта и Гитлера. Франклин Рузвельт опирался на

теорию английского экономис­та Кейнса, предлагавшего поддерживать эффективный

спрос и пол­ную занятость за счет увеличения государственных расходов на

рас­ширение общественных работ, инфляционной налоговой политики,

балансирования бюджета, ограничения заработной платы рабочих, регулирования

занятости.

США начали выходить из кризиса на основе "нового курса". Рузвельт объявил

себя сторонником простых американцев и стал осуществлять политику смелого

экспериментирования и решитель­ных действий. Он запретил вывоз золота,

серебра и бумажных денег из страны; ввел мораторий на задолженность фермеров,

доведенных до отчаяния; расширил социальное страхование; ввел дешевое

граж­данское строительство; отменил сухой закон и ввел большой феде­ральный

налог на продажу алкоголя. Энергичные меры были пред­приняты для помощи,

безработным и голодающим "казна выделила для специально созданной службы ФЕРА

500 млн. долларов. "Мозго­вой трест" нового президента видел выход из кризиса

в перераспреде­лении доходов, в защите народа от верхушки общества.

Центральное место в системе реформ "нового курса" занял За­кон о

восстановлении промышленности - НИРА, нацеленный на кон­троль экономики и

трудовых отношений. Регулирование промыш­ленности во имя всеобщего блага

осуществлялось с помощью коопе­рации между предпринимателями; сотрудничества

между рабочими и работодателями; выработки норм производства и сбыта,

минималь­ной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня;

определения уровня товарных цен и условий коммерческого кредита; устранения

разрушительной конкуренции, ведущей к со­кращению инвестиций и занятости.

Беспрецедентная в истории США серия реформ оживила хозяй­ственную

деятельность. Экономика страны прошла фазу кризиса: число банкротств

промышленных кампаний в 1934 г. снизилось вдвое по сравнению с 1929 г.;

увеличилось количество рабочих мест; по сравнению с 1933 г. на 1/4 вырос

национальный доход; различные слои населения, хотя и не все одинаково,

испытали материальное облегчение, произошло ослабление монополий вследствие

создания множества мелких предприятий и банков. В обществе был создан

психологический перелом, позволивший пережить еще один кризис в 1937-1938 гг.

А усиление и расширение среднего класса обеспечило Рузвельту победу на

очередных президентских выборах, несмотря на то, что проблем в США в конце

30-х гг. не стало меньше.

Если вмешательство Рузвельта в экономику носило ограничен­ный характер, так

как основную долю американской собственности составлял частный сектор, то

вмешательство нового рейхсканцлера Германии Гитлера приобрело всепоглощающий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты