Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

основных класса феодального общества: феодалы - духовные и светские, ко­торые

были собственниками земли, и крестьяне - держатели земли. В среде крестьян

было две группы, различающиеся по своему эконо­мическому и социальному

статусу. Лично-свободные крестьяне и лично-зависимые. К концу раннего

Средневековья все крестьяне имели хозяина.

В период становления средневекового общества темпы экономиче­ского развития

были медленными. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок

сельскохозяйственная продукция не производилась. Ремесло также существовало в

виде работы на заказ. Внутрен­ний рынок, таким образом, был очень ограничен.

К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздроб­ленность.

Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Феодальная

раздробленность была обусловлена формирова­нием частного землевладения,

предоставлением феодалам широких привилегий, ростом городов, существовавшим

натуральным хозяйством. Усиление власти и могущества феодалов привело к

междоусобным вой­нам.

Важнейшим фактором формирования Средневековой Европы было христианство,

которое постепенно распространялось во всех европей­ских странах, становясь

государственной религией. Христианство определяло культурную жизнь ранне-

средневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и

воспитания. А это в свою очередь сказывалось на уровне экономического

развития.

На втором этапе развития феодализма завершается процесс фор­мирования

феодальных отношений и все структуры феодального общест­ва достигают наиболее

полного расцвета. Все ценности и нормы, ко­торыми обычно наделяют европейское

средневековье, были представле­ны в отдельных регионах Европы по-разному,

где-то просто отсутст­вовали. Классическая средневековая цивилизация - это, в

сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая дольше и исследованная

лучше других. И тем не менее, ее основные черты прослеживаются у всех

западноевропейских народов.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское

хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали

собственностью на землю, а лишь пользо­вались ею, выполняя в пользу ее

собственника определенные повин­ности (денежная рента, натуральный оброк,

барщина). Зависимость крестьян могла быть поземельной, а могла быть и личной.

Но и лично зависимый крестьянин не был прикреплен к земле и ее владельцу.

Крепостного права западноевропейское средневековье не знало. Попытка его

ввести не увенчалась успехом, так как натолкнулась на жесткое сопротивление.

Последовала волна мощных крестьянских выступлений.

Более того, уже с XII-XIII вв. начался процесс освобождения крестьян, которые

выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Европейский

крестьянин уже в ХIV-ХV вв. стал свободным, хотя и не добился юридического

признания своих прав на землю. Процесс замены натуральных повинностей на

денежные, затем освобождение крестьян от личной зависимости способствовали

прогрессу в сель­ском хозяйстве, развитию товарно - денежных отношений.

Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий (в

Англии их называли манорами, в России - вотчинами).

Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая

административной, полицейской и судебной властью в отношении населения

сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство

(домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в.

домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая

сеньория.

Наряду с сеньорией, редко совпадая с нею, существовала крестьян­ская община.

Она регулировала порядок пользования угодьями, разбирала мелкие

правонарушения, организовывала совместные работы, крестьян­ские праздники.

Для средневекового общества была характерна вассально-сеньориальная иерархия.

Главой ее считался король, от которого зависе­ли непосредственные вассалы -

графы, герцоги. Ниже стояли бароны, а затем рыцари, не имевшие своих

вассалов. Один и тот же человек мог быть вассалом многих сеньоров. Крестьяне

не входили в феодальную лестницу, Каждое сословие было корпоративным.

Отношения между сословиями носили напряженный характер. Враждеб­ность иногда

выплескивалась наружу. Х1У-ХУ вв. являли собой кар­тину бесконечной череды

мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия, восстание Уота Тайлера в

Англии, восстание Дольчино в Италии, гуситские войны в Чехии, выступления

ременсов в Испании, знамя “Башмака”, поднятое в Германии, - таков неполный

перечень крестьянских восстаний этого периода. Глухое напряжение прорывалось

и в действиях, подобных тем, что известны из баллад о Робин Гуде, и в актах

социальной борьбы, шедшей в городах.

Несмотря на то, что средневековое общество было аграрным, наря­ду с сельским

хозяйством успешно развивалось ремесло, росли города. Города в основном были

небольшие, хотя был и стотысячный Париж, цветущие итальянские города-

государства Венеция, Генуя, Милан. В городах сформировалось особое городское

сословие - бюргерство. Важным, все время увеличивающимся слоем городского

населения, были ремесленники. Особенным почтением пользовались люди

строительных специальностей - каменщики, плотники, штукатуры. Ремесленники

объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны

самостоятельно работавших ремесленников, как городских, так и сельских. К

числу городского населения принадлежали также купцы,. Игравшие главную роль

во внутренней и внешней торговле. Из Западной Европы они вывозили сукна,

вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С востока на

запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу,

драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры.

В период классического Средневековья начинается процесс централизации

государств. Однако границы государств постоянно изменялись: они то сливались

в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие.

Процесс централизации государств в Западной Европе, последовавший за

феодальной раздробленностью был обусловлен прежде всего экономическими и

социальными предпосылками: возникновением и развитием товарно-денежных

отношений, усилением рыночных связей, ростом городов, мобильностью населения.

Классическим примером являются Франция, отчасти Англия и Шотландия, которые к

концу XIII в. уже представляли собой более или менее централизованные

государства.

Иной вариант развития- сохранение полицентризма- дают итальянские

государства, автономия которых была немаловажным фактором их экономического

процветания, и германские территориальные княжества, сохранившие

разобщенность.

Процесс централизации государств сопровождался появлением новой формы

феодального государства- сословно-представительной монархии. Именно в этот

период начинается практическое осуществления принципа разделения властей и

возникают первые сословно-представительные органы, значительно ограничивающие

власть короля. В конце XII – начале XIII вв. появились кортесы в Испании. В

1265г. оформился парламент в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в

большинстве стран Западной Европы. Генеральные штаты во Франции, рейхстаг и

ландтаги в германских княжествах, сеймы в Польше и Чехии. В них избирались

представители крупной знати, духовенства, рыцарства, иногда - свободного

крестьянства. Первоначально пар­ламенты могли выступать и как совещательный,

и как законодательный, и как судебный орган. Но постепенно за ними

закрепляются только лишь законодательные функции и намечается определенное

противо­стояние парламента и короля.

Парламенты были не единственным политическим новшеством клас­сического

Средневековья. Еще одной важной новой составляющей об­щественной жизни стали

политические партии, которые впервые на­чинают формироваться в XIII в. в

Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестоко

противостояли друг другу, однако их противоборство не носило принципиального

характера.

Исключительное положение в Средневековом европейском обществе занимала

христианская церковь. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одного

крупного события. До середины XI в. христи­анская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церк­ви был римский папа, а в Византии -

константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. От Византии

христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского

полуострова. Но Римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей

власти. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и

константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 г. произошло

окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех

пор западная церковь стала называться католической (что значит “всемирной”),

а восточная -православной (то есть “правильно славящей Бога”).

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе свидетельствует

тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое положение,

получив знаки королевской власти из рук папы. Католическая церковь обладала

колоссальными богатствами. Ей принадлежало значительное количество земли, у

нее были большие финансовые средства. В течение длительного периода

католическая церковь вела борьбу со светскими государями за политическую

власть. Кроме того, церковь занимала исключительное положение в сфере

образования и науки.

Свое особое положение в средневековом обществе церковь хорошо сознавала и

всячески поддерживала. Не раз выступала она с призы­вами и идеями,

овладевавшими широкими слоями населения, захватывав­шими воображение и

могущественных государей, и простых людей. Идея крестовых походов,

освобождения Гроба Господня и христианских святынь - наиболее яркий тому

пример. И хотя крестоносцы одновре­менно руководствовались материальными

соображениями, практическими расчетами, их религиозный энтузиазм не был

поддельным.

В 8-ми крестовых походах (1096-1270 гг.) на Ближний Восток - в Сирию,

Палестину, Северную Африку, совершаемых под религиозными лозунгами, западно-

европейские крестьяне увидели возможность уйти от своих господ, феодалы

надеялись пограбить богатые города и создать новые владения на Востоке,

рыцари мечтали разбогатеть на грабеже и приобрести земли, духовенство

рассчитывало расширить свои владения за счет новых владений на Востоке. В

крестовых походах участвовало не только взрослое население, но и дети.

Известны даже детские крестовые походы. Имея первоначальный успех,

крестоносцы все же не сумели его завершить и окончательно завоевать страны

Востока.

Крестовыми походами называют также походы немецких феодалов в XII – XIII вв.

против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны (

крестовые походы северо-французских рыцарей на Юге Франции, предпринятые по

инициативе панства, против альбигойцев- участников ерестического движения).

Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе

способствовали подъему культуры. Главной ее осо­бенностью являлся синтез

самобытной культуры, ан­тичного наследия и христианства. При этом особое

значение имела христианизация средневекового общества, что обусловило новые

веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В горном деле и

ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения произошли в

плавке и обработке металлов. Получили развитие море­плавание и

кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе

было изобретено книгопечатание.

В период классического Средневековья в Западной Еропе появились университеты,

где обычно было три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В Париже,

Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля-

романский и готический. Сами эти термины – условны. Термин “романский” возник

в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII столетий.

Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки этого времени

были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века

такие сооружения считались романскими ( построенные по римскому способу), в

отличии от деревянных построек. Дух воинственности и постоянной потребности

самозащита пронизывает романское искусство. Все это особенно проявилось в

зодчестве: замок-крепость, храм- крепость. На капителях и подножьях колон, на

окнах, на рельефах стен и дверей романский соборов гнездятся и кентавры, и

львы, и полуящрецы- полуптицы, и всякого рода химеры. Это свидетельство того

что в средневековом искусстве сохранились элементы народного создания

свободных “варваров”: фольклорные мотивы, языческая фантазия, животный эпос,

любовь к яркой узорности.

Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского

зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце.

На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущем направлением в

искусстве с середины XIIв. до XVIв. Сам термин готический произошел от

названия германского племени готов.

Главный признак готики- высотность. Готические соборы не только высоки, но

очень протяженны. Готический собор часто асимметричен и даже неоднороден в

своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами, перекидные арки,

громадные окна. Собор и внутри, и снаружи сопровождается массой скульптур.

Классический пример готического зодчества- Собор Парижской Богоматери.

Поворот к готике начался с архитектуре и уже потом данный стиль

распространился на скульптуру и живопись. В живописи большим достижением

явилась миниатюра. В иллюстрациях к книгам обратились все стороны жизни

людей.

Средневековая литература была представлена эпическими поэмами (героические

народные сказания), рыцарской поэзией, городской ли­тературой, а также

крестьянской литературой (песни, сказки, балла­ды. Например, баллада о Робин

Гуде).

Период классического Средневековья сменяется поздним Сред­невековьем. Образно

его называют “осенью” Средневековья. В это время начинает формироваться новое

капиталистическое общество. Более подробно о позднем Средневековье будет

изложено в следующем разделе.

В разных странах в развитии феодализма имелись значительные особенности,

которые определялись конкретными историческими ус­ловиями жизни народов и

естественно-географической средой. По-разному складывался феодальный строй у

народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым

климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях

разложе­ния рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В связи с

этими причинами весьма заметно различался феодализм в европей­ских и

азиатских странах. Если в Европе во все периоды средне­вековья преобладающее

значение имела частная феодальная собствен­ность на землю и эксплуатация

крестьянства осуществлялась боль­шей частью в форме взимания феодальной

ренты, то в азиатских стра­нах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже

в классическое Средневековье широко была распространена государственная

собст­венность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян явля­лись

государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период

сложившегося феодализма господствовала раздроб­ленность, в то время как на

Востоке существовала более или менее централизованная система управления в

форме деспотической монар­хии. Эти же причины определили разновременность

начала и конца эпохи феодализма в разных странах. В Китае и Индии переход к

фе­одализму начался во II-III вв., а закончился феодализм здесь лишь в XIX в.

В связи с тем, что последовательное течение процесса общест­венного развития

в Западной Европе было искажено варварскими за­воеваниями, большой интерес

представляет изучение трансформации рабовладельческого общества Восточной

Римской империи в фео­дальное. Восточную Римскую империю принято называть

Византи­ей, хотя сами ее подданные именовали империю Ромейской (Рим­ской).

Грекам здесь принадлежало главенствующее положение, и греческий язык был

наиболее распространенным.

Уже в IV в. роль рабского труда в сельском хозяйстве Византии была

значительно меньше, чем на Западе. Главными производителя­ми являлись

прикрепленные к земле колонны и свободные общинни­ки. Большая часть земли

традиционно принадлежала государству, а не частным лицам. Многочисленнее и

богаче, чем на Западе, были города. Хотя уже в VII в. территория Византии под

натиском арабов сократилась вдвое, она выстояла и государственная

преемственность здесь не была нарушена варварами. Однако и здесь, как и на

Западе, в результате сложных социальных процессов и острых классовых

кон­фликтов в VI-VII вв. складывается феодальное общество. При этом, в

отличие от стран западной Европы, и при феодализме основная часть земли в

Византии сохранилась в руках государства, которому кресть­яне платили налоги.

Государственная власть сосредотачивалась в ру­ках императора, опиравшегося на

разветвленный бюрократический аппарат и приближалась по своей форме к

восточной деспотии. Горо­да, ремесла и торговля развивались под особым

контролем госу­дарства в рамках корпоративно-цехового устройства.

В VI-VII вв. Византия была самым развитым государством Ев­ропы, ибо здесь не

прерывалась античная государственная и культурная традиция. Сохранившиеся до

наших дней византийские культо­вые, гражданские и военные сооружения поражают

своим архитек­турным совершенством. Ярким памятником этой эпохи является

ны­не приспособленное под мечеть здание собора св. Софии в Констан­тинополе.

Византия оказала большое влияние на развитие государст­венности, материальной

и духовной культуры многих народов Евро­пы, Азии. Примером этому могут

служить южные и восточные сла­вяне. В VII "XIII вв. важную роль в европейских

событиях играли кон­такты с арабской исламской цивилизацией. Арабы были

кочевниками на Аравийском полуострове и никогда не были подвластны Римской

империи. Они не приняли христианства. Каждое арабское племя име­ло свое

божество, но все они почитали черный камень, сохраняемый в г.Мекка. В 610 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты