основных класса феодального общества: феодалы - духовные и светские, которые
были собственниками земли, и крестьяне - держатели земли. В среде крестьян
было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному
статусу. Лично-свободные крестьяне и лично-зависимые. К концу раннего
Средневековья все крестьяне имели хозяина.
В период становления средневекового общества темпы экономического развития
были медленными. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок
сельскохозяйственная продукция не производилась. Ремесло также существовало в
виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.
К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность.
Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Феодальная
раздробленность была обусловлена формированием частного землевладения,
предоставлением феодалам широких привилегий, ростом городов, существовавшим
натуральным хозяйством. Усиление власти и могущества феодалов привело к
междоусобным войнам.
Важнейшим фактором формирования Средневековой Европы было христианство,
которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь
государственной религией. Христианство определяло культурную жизнь ранне-
средневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и
воспитания. А это в свою очередь сказывалось на уровне экономического
развития.
На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования
феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают наиболее
полного расцвета. Все ценности и нормы, которыми обычно наделяют европейское
средневековье, были представлены в отдельных регионах Европы по-разному,
где-то просто отсутствовали. Классическая средневековая цивилизация - это, в
сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая дольше и исследованная
лучше других. И тем не менее, ее основные черты прослеживаются у всех
западноевропейских народов.
Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское
хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали
собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу ее
собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк,
барщина). Зависимость крестьян могла быть поземельной, а могла быть и личной.
Но и лично зависимый крестьянин не был прикреплен к земле и ее владельцу.
Крепостного права западноевропейское средневековье не знало. Попытка его
ввести не увенчалась успехом, так как натолкнулась на жесткое сопротивление.
Последовала волна мощных крестьянских выступлений.
Более того, уже с XII-XIII вв. начался процесс освобождения крестьян, которые
выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Европейский
крестьянин уже в ХIV-ХV вв. стал свободным, хотя и не добился юридического
признания своих прав на землю. Процесс замены натуральных повинностей на
денежные, затем освобождение крестьян от личной зависимости способствовали
прогрессу в сельском хозяйстве, развитию товарно - денежных отношений.
Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий (в
Англии их называли манорами, в России - вотчинами).
Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая
административной, полицейской и судебной властью в отношении населения
сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство
(домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в.
домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая
сеньория.
Наряду с сеньорией, редко совпадая с нею, существовала крестьянская община.
Она регулировала порядок пользования угодьями, разбирала мелкие
правонарушения, организовывала совместные работы, крестьянские праздники.
Для средневекового общества была характерна вассально-сеньориальная иерархия.
Главой ее считался король, от которого зависели непосредственные вассалы -
графы, герцоги. Ниже стояли бароны, а затем рыцари, не имевшие своих
вассалов. Один и тот же человек мог быть вассалом многих сеньоров. Крестьяне
не входили в феодальную лестницу, Каждое сословие было корпоративным.
Отношения между сословиями носили напряженный характер. Враждебность иногда
выплескивалась наружу. Х1У-ХУ вв. являли собой картину бесконечной череды
мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия, восстание Уота Тайлера в
Англии, восстание Дольчино в Италии, гуситские войны в Чехии, выступления
ременсов в Испании, знамя “Башмака”, поднятое в Германии, - таков неполный
перечень крестьянских восстаний этого периода. Глухое напряжение прорывалось
и в действиях, подобных тем, что известны из баллад о Робин Гуде, и в актах
социальной борьбы, шедшей в городах.
Несмотря на то, что средневековое общество было аграрным, наряду с сельским
хозяйством успешно развивалось ремесло, росли города. Города в основном были
небольшие, хотя был и стотысячный Париж, цветущие итальянские города-
государства Венеция, Генуя, Милан. В городах сформировалось особое городское
сословие - бюргерство. Важным, все время увеличивающимся слоем городского
населения, были ремесленники. Особенным почтением пользовались люди
строительных специальностей - каменщики, плотники, штукатуры. Ремесленники
объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны
самостоятельно работавших ремесленников, как городских, так и сельских. К
числу городского населения принадлежали также купцы,. Игравшие главную роль
во внутренней и внешней торговле. Из Западной Европы они вывозили сукна,
вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С востока на
запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу,
драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры.
В период классического Средневековья начинается процесс централизации
государств. Однако границы государств постоянно изменялись: они то сливались
в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие.
Процесс централизации государств в Западной Европе, последовавший за
феодальной раздробленностью был обусловлен прежде всего экономическими и
социальными предпосылками: возникновением и развитием товарно-денежных
отношений, усилением рыночных связей, ростом городов, мобильностью населения.
Классическим примером являются Франция, отчасти Англия и Шотландия, которые к
концу XIII в. уже представляли собой более или менее централизованные
государства.
Иной вариант развития- сохранение полицентризма- дают итальянские
государства, автономия которых была немаловажным фактором их экономического
процветания, и германские территориальные княжества, сохранившие
разобщенность.
Процесс централизации государств сопровождался появлением новой формы
феодального государства- сословно-представительной монархии. Именно в этот
период начинается практическое осуществления принципа разделения властей и
возникают первые сословно-представительные органы, значительно ограничивающие
власть короля. В конце XII – начале XIII вв. появились кортесы в Испании. В
1265г. оформился парламент в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в
большинстве стран Западной Европы. Генеральные штаты во Франции, рейхстаг и
ландтаги в германских княжествах, сеймы в Польше и Чехии. В них избирались
представители крупной знати, духовенства, рыцарства, иногда - свободного
крестьянства. Первоначально парламенты могли выступать и как совещательный,
и как законодательный, и как судебный орган. Но постепенно за ними
закрепляются только лишь законодательные функции и намечается определенное
противостояние парламента и короля.
Парламенты были не единственным политическим новшеством классического
Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали
политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в
Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестоко
противостояли друг другу, однако их противоборство не носило принципиального
характера.
Исключительное положение в Средневековом европейском обществе занимала
христианская церковь. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одного
крупного события. До середины XI в. христианская церковь считалась единой.
Но в Западной Европе главой церкви был римский папа, а в Византии -
константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. От Византии
христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского
полуострова. Но Римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей
власти. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и
константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 г. произошло
окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех
пор западная церковь стала называться католической (что значит “всемирной”),
а восточная -православной (то есть “правильно славящей Бога”).
О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе свидетельствует
тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое положение,
получив знаки королевской власти из рук папы. Католическая церковь обладала
колоссальными богатствами. Ей принадлежало значительное количество земли, у
нее были большие финансовые средства. В течение длительного периода
католическая церковь вела борьбу со светскими государями за политическую
власть. Кроме того, церковь занимала исключительное положение в сфере
образования и науки.
Свое особое положение в средневековом обществе церковь хорошо сознавала и
всячески поддерживала. Не раз выступала она с призывами и идеями,
овладевавшими широкими слоями населения, захватывавшими воображение и
могущественных государей, и простых людей. Идея крестовых походов,
освобождения Гроба Господня и христианских святынь - наиболее яркий тому
пример. И хотя крестоносцы одновременно руководствовались материальными
соображениями, практическими расчетами, их религиозный энтузиазм не был
поддельным.
В 8-ми крестовых походах (1096-1270 гг.) на Ближний Восток - в Сирию,
Палестину, Северную Африку, совершаемых под религиозными лозунгами, западно-
европейские крестьяне увидели возможность уйти от своих господ, феодалы
надеялись пограбить богатые города и создать новые владения на Востоке,
рыцари мечтали разбогатеть на грабеже и приобрести земли, духовенство
рассчитывало расширить свои владения за счет новых владений на Востоке. В
крестовых походах участвовало не только взрослое население, но и дети.
Известны даже детские крестовые походы. Имея первоначальный успех,
крестоносцы все же не сумели его завершить и окончательно завоевать страны
Востока.
Крестовыми походами называют также походы немецких феодалов в XII – XIII вв.
против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны (
крестовые походы северо-французских рыцарей на Юге Франции, предпринятые по
инициативе панства, против альбигойцев- участников ерестического движения).
Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе
способствовали подъему культуры. Главной ее особенностью являлся синтез
самобытной культуры, античного наследия и христианства. При этом особое
значение имела христианизация средневекового общества, что обусловило новые
веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В горном деле и
ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения произошли в
плавке и обработке металлов. Получили развитие мореплавание и
кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе
было изобретено книгопечатание.
В период классического Средневековья в Западной Еропе появились университеты,
где обычно было три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В Париже,
Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.
В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля-
романский и готический. Сами эти термины – условны. Термин “романский” возник
в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII столетий.
Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки этого времени
были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века
такие сооружения считались романскими ( построенные по римскому способу), в
отличии от деревянных построек. Дух воинственности и постоянной потребности
самозащита пронизывает романское искусство. Все это особенно проявилось в
зодчестве: замок-крепость, храм- крепость. На капителях и подножьях колон, на
окнах, на рельефах стен и дверей романский соборов гнездятся и кентавры, и
львы, и полуящрецы- полуптицы, и всякого рода химеры. Это свидетельство того
что в средневековом искусстве сохранились элементы народного создания
свободных “варваров”: фольклорные мотивы, языческая фантазия, животный эпос,
любовь к яркой узорности.
Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского
зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце.
На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущем направлением в
искусстве с середины XIIв. до XVIв. Сам термин готический произошел от
названия германского племени готов.
Главный признак готики- высотность. Готические соборы не только высоки, но
очень протяженны. Готический собор часто асимметричен и даже неоднороден в
своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами, перекидные арки,
громадные окна. Собор и внутри, и снаружи сопровождается массой скульптур.
Классический пример готического зодчества- Собор Парижской Богоматери.
Поворот к готике начался с архитектуре и уже потом данный стиль
распространился на скульптуру и живопись. В живописи большим достижением
явилась миниатюра. В иллюстрациях к книгам обратились все стороны жизни
людей.
Средневековая литература была представлена эпическими поэмами (героические
народные сказания), рыцарской поэзией, городской литературой, а также
крестьянской литературой (песни, сказки, баллады. Например, баллада о Робин
Гуде).
Период классического Средневековья сменяется поздним Средневековьем. Образно
его называют “осенью” Средневековья. В это время начинает формироваться новое
капиталистическое общество. Более подробно о позднем Средневековье будет
изложено в следующем разделе.
В разных странах в развитии феодализма имелись значительные особенности,
которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и
естественно-географической средой. По-разному складывался феодальный строй у
народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым
климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях
разложения рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В связи с
этими причинами весьма заметно различался феодализм в европейских и
азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее
значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация
крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной
ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже
в классическое Средневековье широко была распространена государственная
собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись
государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период
сложившегося феодализма господствовала раздробленность, в то время как на
Востоке существовала более или менее централизованная система управления в
форме деспотической монархии. Эти же причины определили разновременность
начала и конца эпохи феодализма в разных странах. В Китае и Индии переход к
феодализму начался во II-III вв., а закончился феодализм здесь лишь в XIX в.
В связи с тем, что последовательное течение процесса общественного развития
в Западной Европе было искажено варварскими завоеваниями, большой интерес
представляет изучение трансформации рабовладельческого общества Восточной
Римской империи в феодальное. Восточную Римскую империю принято называть
Византией, хотя сами ее подданные именовали империю Ромейской (Римской).
Грекам здесь принадлежало главенствующее положение, и греческий язык был
наиболее распространенным.
Уже в IV в. роль рабского труда в сельском хозяйстве Византии была
значительно меньше, чем на Западе. Главными производителями являлись
прикрепленные к земле колонны и свободные общинники. Большая часть земли
традиционно принадлежала государству, а не частным лицам. Многочисленнее и
богаче, чем на Западе, были города. Хотя уже в VII в. территория Византии под
натиском арабов сократилась вдвое, она выстояла и государственная
преемственность здесь не была нарушена варварами. Однако и здесь, как и на
Западе, в результате сложных социальных процессов и острых классовых
конфликтов в VI-VII вв. складывается феодальное общество. При этом, в
отличие от стран западной Европы, и при феодализме основная часть земли в
Византии сохранилась в руках государства, которому крестьяне платили налоги.
Государственная власть сосредотачивалась в руках императора, опиравшегося на
разветвленный бюрократический аппарат и приближалась по своей форме к
восточной деспотии. Города, ремесла и торговля развивались под особым
контролем государства в рамках корпоративно-цехового устройства.
В VI-VII вв. Византия была самым развитым государством Европы, ибо здесь не
прерывалась античная государственная и культурная традиция. Сохранившиеся до
наших дней византийские культовые, гражданские и военные сооружения поражают
своим архитектурным совершенством. Ярким памятником этой эпохи является
ныне приспособленное под мечеть здание собора св. Софии в Константинополе.
Византия оказала большое влияние на развитие государственности, материальной
и духовной культуры многих народов Европы, Азии. Примером этому могут
служить южные и восточные славяне. В VII "XIII вв. важную роль в европейских
событиях играли контакты с арабской исламской цивилизацией. Арабы были
кочевниками на Аравийском полуострове и никогда не были подвластны Римской
империи. Они не приняли христианства. Каждое арабское племя имело свое
божество, но все они почитали черный камень, сохраняемый в г.Мекка. В 610 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24