Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Мир и Россия:

тенденции мировой истории

Учебное пособие

Воронеж 1999

ББК 60.5 +63.3(2 Рос)Я7

Очерки всеобщей и отечественной истории: Учебн. Пособие. /Под ред. Н. А.

Душковой, Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. ???c.

В учебном пособии показаны основные тенденции всеобщей истории. Подавляющая

часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в

контекст мировой. Учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов

технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы

экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены:

предыстория промышленного производства, промышленный переворот, победа

индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы

современной научно-технической революции.

Данное издание подготовлено преподавателями кафедры истории Воронежского

государственного технического университета: 1 тема – д-р ист. наук Н. А.

Душкова; 2 – тема – И. В. Негреско; 3 тема – канд. ист. наук И. Н. Богачев; 4

тема – канд. ист. Наук Л. А. Губарь; 5 тема – И. В. Негреско, канд. ист. Наук

А. В. Струков; 6 тема – Л. А. Губарь; 7 тема – Н. А. Душкова, д-р ист. наук

Н. Ф. Гончаров, А. В. Струков; 8 тема – А. В. Струков, Л. А. Губарь; 9 тема –

И. Н. Богачев; 10 тема – И. Н. Богачев, Н. А. Душкова.

Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов.

Библиогр.: 20 назв.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского

государственного технического университета

Рецензенты: кафедра истории и политологии Воронежской государственной

лесотехнической академии; канд. ист. наук, доцент Г. А. Кулагин.

ã Коллектив авторов, 1999

ã Оформление. Издательство

Воронежского государственного

технического университета

ВВЕДЕНИЕ

История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный

интерес. Этот интерес объясняется естественной по­требностью знать историю

развития цивилизации и места в ней Рос­сии. Осмысление многотрудного пути

исторического развития, прой­денного народами мира, в том числе народов

России, позволяет также правильно ориентироваться в непростых событиях дня

сегодняшнего.

В последние годы в вузах происходит перестройка преподава­ния исторических

дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глу­боко переосмысливаются многие

исторические события не только со­временной истории, но и далекого прошлого

стран мира и нашего Отечества.

Настоящее учебное пособие написано в соответствии с Государ­ственными

требованиями к изучению истории в вузе . Оно охватыва­ет огромный период - со

времен появления человека на Земле и до на­ших дней . В условиях сравнительно

небольшого объема печатного материала невозможно подробно осветить все

многообразие всемир­ной истории . Поэтому авторы постарались показать лишь

основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом они не претен­дуют

не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на един­ственно

правильное их толкование - они высказывают свою точку зрения.

Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая

вписана в контекст мировой. Исторический путь России, бесспорно, своеобразен

и самобытен. Однако его особеннос­ти не исключают Россию из мирового

сообщества. В связи с этим ис­торию нашего Отечества нельзя правильно понять

вне связи с раз­витием других стран и народов. Поэтому авторы рассматривают

ис­торию России во взаимодействии с мировыми общественными про­цессами.

При написании учебного пособия авторы исследовали самые разнообразные

вопросы, которые связаны с формированием госу­дарств, становлением и

совершенствованием социальной структуры общества различных стран,

территориальными изменениями, взаи­моотношением власти и общества,

формированием общественных движений и партий, деятельностью различных

политических сил, общими тенденциями развития культуры, науки и техники, их

влиянием на социально-экономическую и политическую жизнь стран, причинами и

характером войн и революций, уроками истории для со­временности . Тем не

менее, учитывая, что учебное пособие готови­лось для студентов технических

вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития

стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория промышленного

произ­водства , промышленный переворот , победа индустриальной циви­лизации,

развитие науки и техники, основные этапы современной на­учно-технической

революции.

Учебное пособие базируется на плодотворных трудах обнов­ляющейся

отечественной историографии. Вместе с тем, авторы стремились быть преемниками

всего лучшего, критически осмысли­вая то, что было сделано нашими и

зарубежными историками пред­шествующих поколений.

В основу исследований учебных тем положен проблемно-хронологический принцип,

который помогает уяснить сложную ло­гику исторического процесса .

Представленное учебное пособие несет познавательную, интел­лектуально -

развивающую и воспитывающую функции . По мнению авторов, оно должно

способствовать нравственному развитию лично­сти, формированию

гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих

ценностных ориентации , помогать развитию самостоятельного творческого

мышления, мотивов, навы­ков и умений действовать на благо общества.

Публикация новых исторических исследований позволяет про­должить работу над

учебным курсом, выработать более полные и ар­гументированные оценки многих

событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по истории в

технических вузах, несомнен­но, поможет и дальнейшему отбору учебного

материала.

1.СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В условиях современной научно-технической революции ус­ложнение техники,

появление принципиально новых “прогрессивных технологий, протекающих в

экстремальных обстоятельствах, концен­трация колоссальных энергий в различных

объектах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки

специали­стов, развития их творческих способностей и таланта еще на

студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего вре­мени,

взаимозависимость процессов, порождающих огромные ин­формационные потоки,

работа операторов на пределе психофизиоло­гических возможностей требуют

воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского

мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов

может привести в ре­зультате их деятельности к тяжелым последствиям,

катастрофам для человечества, окружающей среды . Современно звучит

предупрежде­ние, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: "При­рода

дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может

пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без

нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.".

Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только

определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей

культурой. Поэтому образование в первую оче­редь призвано сформировать

личность, а не какие-то узкопрофессио­нальные качества, которые будут

использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-

государственного механиз­ма.

Общая культура формируется главным образом , гуманитарны­ми науками . Важное

место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает

историзм мышления, создаются ус­ловия для воспитания живой историей с ее

коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом формируется

историческое созна­ние, которое является элементом общественного сознания,

его со­ставной частью. Под историческим сознанием в науке понимается

совокупность представлений, присущих обществу в целом и состав­ляющим его

социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего

человечества . Историческое сознание - это результат познавательной

деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных

потребностей. В первую очередь оно приводит к фор­мированию социального

самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к

самостоятельной социальной деятель­ности. Лишенные исторического опыта своего

народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить

только се­годняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к

техни­ческому и социальному прогрессу. Им это не нужно .

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого

социального поведения, дает своеобразный соци­альный ориентир . Последний в

новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с

многообразием подхо­дов, становится приоритетной жизненной потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью

социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить

мудрую мысль о том, что история учит даже тех , кто у нее не хочет учиться,

она их наказывает за не­вежество. Не поняв корней взаимных симпатий и

антипатий, взаимо­переплетения интересов народов и государств, будущие

специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить

на­стоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного

образованного человека усиливается еще одним факто­ром. В условиях, когда

человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять

исторический процесс так, что­бы исключить самоуничтожение людей в войне,

гибель в экологиче­ском аду, избежать культурного вырождения. И именно

историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути

предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы

истории.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом

развития цивилизации, всеми ценностями общечелове­ческой культуры и

одновременно ощутить самобытность своей Роди­ны, проследить, как Россия

впитывала на протяжении веков все луч­шее , что было создано в мире, и сама

обогащала человечество свои­ми достижениями. Это порождает у студентов

причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить “историю

людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования нового

мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то

же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью

Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,' испытывает гордость за

свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это

важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины,

подверглись де­вальвации.

Необходимость обращения человека к истории - прошлому сво­его рода, племени,

народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах,

сказаниях, героическом эпосе утвер­ждался культ предков, закреплялись

традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как

нормам отношения к тру­ду, природе, вещам, к людям своей среды и другим

народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как на­ставница жизни,

дающая образцы для социального воспитания че­ловека, как память народа,

формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с

прошлым виделся способ по­знания мира человека, средство просвещения,

самопознания и раз­вития личности.

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеиз­вестно обращение к

исторической памяти в суровые и сложные пе­риоды, когда решались судьбы

народов: в переходные эпохи, во вре­мя войн, на крутых поворотах истории.

Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому

у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот

интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека

элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры

мышления всесто­ронне развитой личности.

Культура мышления предполагает прежде всего большой объем и глубину знания.

История - это социальная память живущего поко­ления. Чем обширнее намять, тем

духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение

современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный

предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его

деятельность.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности,

формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих

ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого

мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя

о практиче­ской значимости исторических знаний, исторического мышления,

выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: "Определяя задачи и

направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного

историком, чтобы стать сознательно и добросове­стно действующим гражданином".

Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая

другая наука, свой предмет исследования . Изучение дея­тельности людей,

процесса развития человечества, накопления зна­ний о человеческом обществе,

характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической

науки . История - не про­сто наука о прошлом. Это наука о поступательном

движении челове­ческого общества, как единого, разностороннего и

противоречивого процесса.

Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них:

всеобщая история и история отдельных стран и на­родов, история государства и

права, военная история , история науки, техники, культуры , искусства, языка,

археология , этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь,

опираются на данные це­лого ряда вспомогательных исторических дисциплин ,

разрабаты­вающих частные и общие вопросы методики и техники исторических

исследований . Среди них: источниковедение (общие приемы и мето­ды изучения

исторических источников), палеография (история пись­ма), геральдика (гербы),

сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика

(изучение названий географических пунктов) и др.

Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконст­рукция зависят от

методологии исследования. Под методологией по­нимается учение о методах

научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о

способах построения и обосно­вания системы знаний об историческом прошлом.

Безусловно, что достоверные исторические знания можно полу­чить,

руководствуясь принципами историзма, объективности, альтер­нативности,

используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический,

сравнительно-исторический, син­хронный и т.д.

При этом важно учесть и еще одну характерную черту форми­рующегося в наши дни

подхода к историческому прошлому . В тече­ние многих десятилетий развитие

человеческого общества рассмат­ривалось нами как исторически последовательная

смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-

экономических формаций: первобытно- общинной- рабовладельче­ской- феодальной-

капиталистической- коммунистической. Совре­менные знания свидетельствуют, что

формационный подход , кото­рый , бесспорно, позволяет понять важнейшие

закономерности разви­тия общества, не может дать исчерпывающих знаний об

обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и

взаимо­связей с предшествующими этапами развития . Так, теоретически

ра­бовладельческий строй представляет собой следующую ступень по­сле

родового, а в реальной же истории он с этим строем сосущество­вал вплоть до

своей гибели, которую и принесли ему народы и пле­мена, находившиеся на более

примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную недостаточность

формационной концепции российский пример. Не только советский период, но и

все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с большими

до­пусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно

характеризовать все страны мира . Более того, наряду с усилением интегральных

процессов, нарастает и многообразие, мозаичность со­циальной

действительности.

Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к

рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно про­стую общую схему исторического

развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс

формирования основного субъекта истории - человека.

В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к ис­пользованию в

исторических исследованиях так называемого "циви-лизационного" подхода. Он

дополняет изучение движения социаль­ных слоев и классов выяснением развития

человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение,

его общечело­веческих потребностей и интересов и их движущей силы в

историчес­ком процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея

уни­кальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного от­дельными

народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены

целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах

планеты и одновременно сущест­вующих в настоящее время. Главное же, что дает

этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида

в массе, познание человека в истории.

Итак, цивилизационный подход к историческому процессу пред­полагает учет и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты