Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мир и Россия:
тенденции мировой истории
Учебное пособие
Воронеж 1999
ББК 60.5 +63.3(2 Рос)Я7
Очерки всеобщей и отечественной истории: Учебн. Пособие. /Под ред. Н. А.
Душковой, Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. ???c.
В учебном пособии показаны основные тенденции всеобщей истории. Подавляющая
часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в
контекст мировой. Учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов
технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы
экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены:
предыстория промышленного производства, промышленный переворот, победа
индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы
современной научно-технической революции.
Данное издание подготовлено преподавателями кафедры истории Воронежского
государственного технического университета: 1 тема – д-р ист. наук Н. А.
Душкова; 2 – тема – И. В. Негреско; 3 тема – канд. ист. наук И. Н. Богачев; 4
тема – канд. ист. Наук Л. А. Губарь; 5 тема – И. В. Негреско, канд. ист. Наук
А. В. Струков; 6 тема – Л. А. Губарь; 7 тема – Н. А. Душкова, д-р ист. наук
Н. Ф. Гончаров, А. В. Струков; 8 тема – А. В. Струков, Л. А. Губарь; 9 тема –
И. Н. Богачев; 10 тема – И. Н. Богачев, Н. А. Душкова.
Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов.
Библиогр.: 20 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского
государственного технического университета
Рецензенты: кафедра истории и политологии Воронежской государственной
лесотехнической академии; канд. ист. наук, доцент Г. А. Кулагин.
ã Коллектив авторов, 1999
ã Оформление. Издательство
Воронежского государственного
технического университета
ВВЕДЕНИЕ
История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный
интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью знать историю
развития цивилизации и места в ней России. Осмысление многотрудного пути
исторического развития, пройденного народами мира, в том числе народов
России, позволяет также правильно ориентироваться в непростых событиях дня
сегодняшнего.
В последние годы в вузах происходит перестройка преподавания исторических
дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глубоко переосмысливаются многие
исторические события не только современной истории, но и далекого прошлого
стран мира и нашего Отечества.
Настоящее учебное пособие написано в соответствии с Государственными
требованиями к изучению истории в вузе . Оно охватывает огромный период - со
времен появления человека на Земле и до наших дней . В условиях сравнительно
небольшого объема печатного материала невозможно подробно осветить все
многообразие всемирной истории . Поэтому авторы постарались показать лишь
основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом они не претендуют
не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно
правильное их толкование - они высказывают свою точку зрения.
Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая
вписана в контекст мировой. Исторический путь России, бесспорно, своеобразен
и самобытен. Однако его особенности не исключают Россию из мирового
сообщества. В связи с этим историю нашего Отечества нельзя правильно понять
вне связи с развитием других стран и народов. Поэтому авторы рассматривают
историю России во взаимодействии с мировыми общественными процессами.
При написании учебного пособия авторы исследовали самые разнообразные
вопросы, которые связаны с формированием государств, становлением и
совершенствованием социальной структуры общества различных стран,
территориальными изменениями, взаимоотношением власти и общества,
формированием общественных движений и партий, деятельностью различных
политических сил, общими тенденциями развития культуры, науки и техники, их
влиянием на социально-экономическую и политическую жизнь стран, причинами и
характером войн и революций, уроками истории для современности . Тем не
менее, учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов технических
вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития
стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория промышленного
производства , промышленный переворот , победа индустриальной цивилизации,
развитие науки и техники, основные этапы современной научно-технической
революции.
Учебное пособие базируется на плодотворных трудах обновляющейся
отечественной историографии. Вместе с тем, авторы стремились быть преемниками
всего лучшего, критически осмысливая то, что было сделано нашими и
зарубежными историками предшествующих поколений.
В основу исследований учебных тем положен проблемно-хронологический принцип,
который помогает уяснить сложную логику исторического процесса .
Представленное учебное пособие несет познавательную, интеллектуально -
развивающую и воспитывающую функции . По мнению авторов, оно должно
способствовать нравственному развитию личности, формированию
гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих
ценностных ориентации , помогать развитию самостоятельного творческого
мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества.
Публикация новых исторических исследований позволяет продолжить работу над
учебным курсом, выработать более полные и аргументированные оценки многих
событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по истории в
технических вузах, несомненно, поможет и дальнейшему отбору учебного
материала.
1.СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В условиях современной научно-технической революции усложнение техники,
появление принципиально новых “прогрессивных технологий, протекающих в
экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных
объектах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки
специалистов, развития их творческих способностей и таланта еще на
студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени,
взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки,
работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют
воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского
мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов
может привести в результате их деятельности к тяжелым последствиям,
катастрофам для человечества, окружающей среды . Современно звучит
предупреждение, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: "Природа
дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может
пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без
нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.".
Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только
определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей
культурой. Поэтому образование в первую очередь призвано сформировать
личность, а не какие-то узкопрофессиональные качества, которые будут
использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-
государственного механизма.
Общая культура формируется главным образом , гуманитарными науками . Важное
место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает
историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее
коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом формируется
историческое сознание, которое является элементом общественного сознания,
его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается
совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его
социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего
человечества . Историческое сознание - это результат познавательной
деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.
Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных
потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального
самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к
самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего
народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить
только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к
техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно .
Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого
социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир . Последний в
новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с
многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью.
Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью
социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить
мудрую мысль о том, что история учит даже тех , кто у нее не хочет учиться,
она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и
антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие
специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить
настоящее.
Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного
образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда
человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять
исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне,
гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И именно
историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути
предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы
истории.
Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом
развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и
одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия
впитывала на протяжении веков все лучшее , что было создано в мире, и сама
обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов
причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить “историю
людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования нового
мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то
же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью
Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,' испытывает гордость за
свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это
важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины,
подверглись девальвации.
Необходимость обращения человека к истории - прошлому своего рода, племени,
народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах,
сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись
традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как
нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим
народам.
В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни,
дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа,
формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с
прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения,
самопознания и развития личности.
Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к
исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы
народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории.
Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому
у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот
интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека
элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры
мышления всесторонне развитой личности.
Культура мышления предполагает прежде всего большой объем и глубину знания.
История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее намять, тем
духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение
современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный
предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его
деятельность.
Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности,
формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих
ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого
мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя
о практической значимости исторических знаний, исторического мышления,
выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: "Определяя задачи и
направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного
историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".
Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая
другая наука, свой предмет исследования . Изучение деятельности людей,
процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе,
характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической
науки . История - не просто наука о прошлом. Это наука о поступательном
движении человеческого общества, как единого, разностороннего и
противоречивого процесса.
Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них:
всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и
права, военная история , история науки, техники, культуры , искусства, языка,
археология , этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь,
опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин ,
разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических
исследований . Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения
исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы),
сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика
(изучение названий географических пунктов) и др.
Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция зависят от
методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах
научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о
способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом.
Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить,
руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности,
используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический,
сравнительно-исторический, синхронный и т.д.
При этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегося в наши дни
подхода к историческому прошлому . В течение многих десятилетий развитие
человеческого общества рассматривалось нами как исторически последовательная
смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-
экономических формаций: первобытно- общинной- рабовладельческой- феодальной-
капиталистической- коммунистической. Современные знания свидетельствуют, что
формационный подход , который , бесспорно, позволяет понять важнейшие
закономерности развития общества, не может дать исчерпывающих знаний об
обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и
взаимосвязей с предшествующими этапами развития . Так, теоретически
рабовладельческий строй представляет собой следующую ступень после
родового, а в реальной же истории он с этим строем сосуществовал вплоть до
своей гибели, которую и принесли ему народы и племена, находившиеся на более
примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную недостаточность
формационной концепции российский пример. Не только советский период, но и
все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с большими
допусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно
характеризовать все страны мира . Более того, наряду с усилением интегральных
процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной
действительности.
Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к
рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно простую общую схему исторического
развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс
формирования основного субъекта истории - человека.
В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к использованию в
исторических исследованиях так называемого "циви-лизационного" подхода. Он
дополняет изучение движения социальных слоев и классов выяснением развития
человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение,
его общечеловеческих потребностей и интересов и их движущей силы в
историческом процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея
уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными
народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены
целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах
планеты и одновременно существующих в настоящее время. Главное же, что дает
этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида
в массе, познание человека в истории.
Итак, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24