Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории

весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж

для пере­возки войск. Именно с их помощью Россия овладела в июле 1696 г.

турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море. В годы Северной войны

основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г.

был спущен первый 28-пушечный фре­гат на Балтике, а через 20 лет российский

флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов,

85 галер и других судов.

В результате военных реформ уже при жизни царя российская армия

зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а оте­чественный флот стал

господствовать на Балтике. Россия превраща­ется в европейскую державу, без

участия которой отныне не может решаться ни один важный вопрос международной

жизни.

Преобразования, охватившие все стороны жизни России в Пет­ровскую эпоху, не

могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, прежде

всего господствующего класса. Активно вводится светское образование,

появляются медицинские, инженерные, горные, военные, ремесленные и другие

школы. В 1725 г. в Петербурге создана была Академия наук, бывшая не только

об­щенациональным научным центром, но и базой для подготовки научных кадров.

При ней был открыт университет и гимназия. Осуществ­лен переход от

церковнославянского на гражданский шрифт. Развер­нуто издание светских книг,

прежде всего учебных. В жизнь общест­ва входят светская живопись, театр,

архитектура. Преодолевалась на­циональная замкнутость русской культуры.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о

бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке вводит

бритье бород, европейскую одежду, обя­зательное ношение мундиров для военных

и гражданских чиновни­ков. Поведение молодых дворян в обществе

регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в книге "Юности

чест­ное зерцало".

Петровские преобразования в сфере культуры, быта носили яр­ко выраженный

политический характер, вводились зачастую насиль­ственными методами. Учеников

в школы набирали с трудом. Про­свещение и культура светского характера во

времена Петра охваты­вали очень узкий круг людей - 0,5 % населения.

Подавляющее боль­шинство продолжало жить в традициях старины.

Таким образом, за чрезвычайно короткий срок в результате ре­форм Петра I

Россия модернизируется, превращается в европейскую державу, которая по своей

промышленной и военной силе не уступа­ла самым развитым странам того времени.

Однако, оценка в целом деятельности Петра I, результатов и цены его

преобразований уже с XVIII в. служит предметом острых дискуссий в обществе и

историче­ской науке. Взгляд на реформы Петра как на глубокий поворот в жиз­ни

общества, обновивший русское общество сверху до низу, придер­живается

большинство ученых и общественных деятелей. Только од­ни из них (западники)

считают этот переворот, "воссоединивший" Россию с Европой, великой заслугой

Петра. А другие (русофилы, славянофилы или почвенники) утверждают обратное.

По их мнению, Петр I изменил национальному началу в истории России и нанес

вред естественному ходу развития страны. Даже среди тех, кто признает

прогрессивность петровских реформ, многие считают, что она не стоила тягот и

страданий, перенесенных Россией. Так, историк и один из лидеров кадетской

партии П. Н. Милюков писал, что "ценой разорения Россия возведена была в ранг

европейской державы". Эта неоднозначность оценок сохраняется и до сих пор.

В январе 1725 г. Петр I умирает. Ещё в 1722 г. он издал указ, по которому

престол наследовал человек, названный в завещании им­ператора. Однако назвать

своего наследника он не успел. С этого момента престол становится объектом

борьбы различных придворных группировок. В результате история России с 1725

по 1762 год. харак­теризуется полосой дворцовых переворотов, в которых

огромную роль играла гвардия. В условиях частых дворцовых переворотов и смены

лиц, стояв­ших во главе государственного правления, конечно, не могло идти

речи о продолжении и развитии крупных реформ, осуществленных в царствование.

Петра I. Правительства, сменявшие друг друга, огра­ничивали свою деятельность

мероприятиями частного характера. Так, дворянство добилось смягчения жестких

петровских рамок пожиз­ненной государственной службы (до 25 лет), им

разрешалось заво­дить свои мануфактуры, винокурение было объявлено дворянской

монополией. Важные преобразования в сфере образования произош­ли в

царствование дочери Петра 1 - Елизаветы. В 1741 г. в Академии наук появились

национальные кадры. В 1755 г. при непосредствен­ном участии первого русского

академика М.В. Ломоносова был от­крыт Московский университет с тремя

факультетами - медицинским, юридическим и философским.

Как бы по инерции продолжалось развитие и русской экономи­ки. Это не значит

что в хозяйстве России наблюдался застой. В это время феодально-

крепостнический строй вступил в стадию разложе­ния, в его недрах начал

складываться капиталистический уклад. Ут­рачивалась такая характерная черта

феодального хозяйства как нату­ральная замкнутость. Крестьянское и помещичье

хозяйство уста­навливают более или менее прочные связи с рынком. Развивается

дворянское и купеческое предпринимательство в области промыш­ленности.

Определенным критерием приспособления крестьянского хозяйства к товарно-

денежным отношениям является развитие про­мыслов и уход крестьян на

неземледельческие заработки. И, наконец, важнейшим показателем формирования

капиталистического уклада считается появление капиталистической мануфактуры

(особенно в легкой промышленности) с преобладанием вольнонаемного труда.

Но свидетельств таких существенных преобразований в эконо­мической и

социально-политической жизни, которые были характер­ны для правления Петра I,

практически не было. Непрерывная борьба за власть, внутриполитическая

нестабильность снижали также эффек­тивность и внешней политики.

28 июля 1762 г. на русский престол в результате очередного дворцового

переворота взошла Екатерина П, правившая 34 года. Это была

высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная

правительница. Уже первые годы царствования Ека­терины свидетельствовали о

том, что она желает править самовлас­тно, но в то же время учитывать

общественное мнение в стране и за рубежом. В 1763 г. Екатерина лишает Сенат

законодательных прав, превращая его в чисто административный орган. В

следующем году ликвидируется гетманство на Украине. 26 февраля 1764 г. был

принят указ о секуляризации духовных владений и переводе монастырских

крестьян в категорию государственных.

Около 2 млн. крестьян были переданы в управление коллегии экономии и обложены

подушной податью.

Вместе с тем Екатерина, не желая существенно ограничивать свою власть,

чувствовала потребность страны в преобразованиях ли­берального направления.

Попытки либеральных реформ были осуще­ствлены на принципах "Просвещения" -

идейного течения, возникше­го в Европе в ХVII в. Историческая и философская

наука характери­зовали Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий

ра­зум, в возможность перестроить общество на разумных основаниях. На основе

идей Просвещения во второй половине ХVIII в. рядом ев­ропейских стран

проводится политика просвещенного абсолютизма. Как явление, просвещенный

абсолютизм характерен для стран со сравнительно медленным развитием

капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права

и экономические привилегии. Сущность политики просвещенного абсолютизма

за­ключалось в стремлении укрепить неограниченную власть монарха, сохранить

самодержавный строй, права и привилегии дворянства. А, с другой стороны -

облегчить приспособление дворянства к новым буржуазным отношениям, поиск

новых форм взаимоотношений гос­подствующего класса с государственной

организацией.

Своеобразной идеологической основой просвещенного абсолю­тизма являлись идеи

французских (Монтескье, Дидро, Руссо, Воль­тер) и других просветителей, в

основе которых лежали принципы "естественного права", признававшего равенство

и свободу всех лю­дей от рождения и, следовательно, их одинаковые права.

Нынешнее же человеческое общество, неразумное и несправедливое должно быть

уничтожено; Существует оно только потому, что непросвещен­ный народ не

понимает всей его несправедливости. Следовательно, требуется просвещение

народа, а преобразования в обществе на разумных основаниях осуществит

просвещенный монарх.

В практическом плане идеи просвещенного абсолютизма наи­более четко

проявились в правовой области: в отделении суда от администрации и более

правильном устройстве судебных органов; в признании принципа "презумпции

невиновности"; в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и

общесословных органи­заций; в оформлении позитивного государственного права

как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и

компетенции высших органов управления.

Просветительские идеи широко распространялись в Европе, и некоторые государи

претендовали на роль "философа на троне". В их числе была и Екатерина II ,

объявившая себя последовательницей идей французских философов.

Политика просвещенного абсолютизма была достаточно проду­манной и гибкой. На

либеральных идеях, по словам историка В. О. Ключевского, строилась

проектированная система законодательства, они проводились как принципы в

отдельных узаконениях, вводились в ежедневный оборот мнений, допускались как

украшения правитель­ственного делопроизводства, проводились в частных беседах

импе­ратрицы, в великосветских гостиных, в литературе и даже в школе как

образовательное средство. К удивлению Европы, некоторые пе­чатные издания

осмеливались даже критиковать императрицу. Вслед за веком, веря во всемогущие

законы, Екатерина в каждый год своего царствования издавала их в среднем по

12 в месяц.

Одним из первых примеров либеральных начинаний Екатерины II стало учреждение

в 1765 г. Вольного Экономического общества, призванного популяризировать

передовые экономические знания и содействовать помещичьим нововведениям.

Но наиболее ярким воплощением принципов и пожеланий про­свещенного”

абсолютизма стал "Наказ" Екатерины II Уложенной ко­миссии, написанный в 1765-

1767 гг. Созыв комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов,

так как действовавшее Со­борное Уложение 1649 г. устарело. А неоднократно

предпринимав­шиеся попытки составления нового Уложения в первой половине

ХVIII в. не были завершены.

В "Наказе" императрица высказывала мысли, навеянные идеями просветителей: об

искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, о распространении

просвещения, об умножении народного благо­состояния. В то же время в "Наказе"

обосновывалась "естествен­ность" неограниченного самодержавия в России и

общественного не­равенства. Как и Петр I, Екатерина считала, что главное

орудие пре­образования - власть, государство. Ставила Екатерина и проблему

крепостничества. Но в окончательной редакции "Наказа" какие-либо конкретные

подходы к решению крестьянского вопроса от­сутствовали.

Уложенная комиссия начала свою работу летом 1767 г. В ней было представлено

564 депутата от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в

наказах и выступлениях депутатов воп­росы, как правило, не выходили за рамки

сословных нужд. Дворян­ство требовало ограничения вмешательства государства в

дела соб­ственников, отмены "Табели о рангах", утверждения своего

исключи­тельного права на владение землей и крестьянами. Купечество

доби­валось монополии на торгово-промышленную деятельность и раз­решения на

использование крепостного труда в промышленности.

Наказы, которые шли от горожан, сельских обществ, были го­раздо

прогрессивнее. В них звучали такие требования: учреждения академий,

университетов, гимназий, городских и сельских школ; обеспечения

веротерпимости; всесословного участия в местном са­моуправлении; ликвидации

сословных различий.

Вопросом, вызвавшим оживленные прения, был крестьянский. Раздавались голоса о

передаче помещичьих крестьян в управление особой коллегии, которая бы взимала

с них подати и оброк в пользу помещиков, об установлении фиксированной

законом феодальной ренты, предоставлением крепостным крестьянам права

собственнос­ти на землю. Характер обсуждения вопроса о положении крестьян был

неожиданным для правительства, встревожил его.

В декабре 1768 г., под предлогом войны с Османской империей, Уложенная

комиссия, начавшая тяготить Екатерину, была распущена. Новый свод законов так

и не был создан, хотя отдельные идеи, вы­сказывавшиеся в комиссии,

использовались в правительственной практике 70-80 годов.

В контексте рассматриваемой проблемы отметим, что идеи уме­ренных

просветителей разделяла в России не только императрица.

Либерализм второй половины ХVIII в., представленный такими именами, как А. П.

Сумароков, Н. И. Панин, М. М. Херасков, А. Р. Воронцов и др., стремился

усовершенствовать монархическое прав­ление путем реорганизации центральных

государственных учрежде­ний, смягчения отношений между дворянством и

крестьянством. Сторонниками радикальных преобразований европейского типа в

России выступали А. Н. Радищев, Н. Н. Новиков. Вдохновленные идеями

просветителей и Французской революции, они призывали к коренной ломке

российского общества.

Таким образом, в общественно-политической мысли России второй половины XVIII

в. были высказаны различные предположе­ния по вопросам дальнейшего развития

государства. Консерваторы твердо стояли на позициях сохранения самодержавия и

крепостниче­ства. К ним примыкали либерально настроенные дворяне,

предла­гавшие, правда, меры смягчения абсолютной власти монарха и

при­способления существующего строя к новым, развивавшимся в недрах

феодализма капиталистическим отношениям. Наиболее последова­тельные

просветители выступали с предположениями, реализация ко­торых должна была, по

их мнению, положить конец крепостному праву, создать государство, основанное

на действии твердых и не­преложных законов, обеспечивающих благоденствие

граждан.

Но пойти по этому пути Россия не могла. Екатерина П, хотя и объявила себя

последовательницей идей просветителей, на деле оста­валась самодержавной

царицей крепостнической страны. В годы её царствования помещики ссылали своих

крестьян в Сибирь, отправ­ляли на каторгу за дерзость. По указу 1767 г.

крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков. Крепостные крестьяне по-

прежнему не являлись гражданами и не имели гражданских прав. Помещики

при­сваивали себе даже права выдавать замуж и женить своих крестьян.

Усиление крепостнического гнёта обусловило обострение соци­альных

противоречий в стране. Крестьяне, доведенные до отчаяния, бунтовали; убивали

своих господ. Очень часты были в середине XVIII в. побеги крепостных. Своего

апогея социальный кризис достигает в крестьянской войне 1773 -1775 гг. под

предводительст­вом Е. Пугачева. Это была последняя и самая крупная

крестьянская война в российской истории. И хотя она заметно отличалась от

дви­жений Болотникова, Разина, Булавина, однако не утратила черт, при­сущих

крестьянским войнам: стихийности, локальности, отсутствия четких

представлений о будущем устройстве общества.

Восстание Е. Пугачева потрясло Екатерину II, способствовало изживанию у нее

либеральных иллюзий. В последней четверти XVIII в. она укрепляла

государственный аппарат, усиливала единоличие на всех ступенях

государственного управления. Большое значение при­обрел Совет при высочайшем

дворе, превратившийся в высший сове­щательный и распорядительный орган. Сенат

был отодвинут на вто­рой план.

В 1775 г. особым "Учреждениям для управления губерний Рос­сийской империи"

была проведена губернская реформа. Губернии были разукрупнены. К концу

правление Екатерины их было 50. Гу­бернии делились на уезды. Промежуточная

административная едини­ца -провинция, была ликвидирована. Во всех губернских

и уездных учреждениях закреплялось привилегированное положение дворян-

чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими со­словными

организациями или назначаемых свыше. Данная реформа имела значение и в

экономическом плане. Губернские учреждения стали обладать столь обширными

функциями, что отпала необходи­мость в ряде коллегий, и все они, кроме

Военной, Морской, Ино­странной и Коммерц-коллегии, были упразднены.

Важной стороной губернской реформы стали судебные вопросы. Суд был отделен от

администрации и полиция получила самостоя­тельное значение. Создана

разветвленная система судов: граждан­ских, уголовных, сословных и т.д.

Одновременно с проведением областной реформы правительст­во осуществило ряд

мер в пользу купечества. В 1775 г. был издан ма­нифест о свободе

предпринимательства, разрешавший крестьянам за­ниматься предпринимательской

деятельностью. С этого времени можно говорить о наличии устойчивого рынка

свободной рабочей силы.

21 апреля 1785 г. была опубликована "Жалованная грамота бла­городному

дворянству". В ней были сведены воедино и закреплены важнейшие привилегии

дворянства: полное право распоряжаться соб­ственностью, заводить фабрики,

заводы, право на торговлю, свобода от обязательной государственной службы, от

податей, телесных нака­заний, подсудность только дворянскому суду, право

беспрепят­ственного выезда за границу. Можно сделать вывод, что российское

дворянство получало многие гражданские права, давно закрепленные в западном

обществе для собственников. В грамоте сказывалась и ха­рактерная для России

корпоративность: регулярно, раз в 3 года про­водить дворянское собрание в

уезде и губернии, избирать губернских и уездных предводителей дворянства. В

каждой губернии велся учет дворянства - этой цели служили "родословные

книги".

Одновременно с “Жалованной грамотой' благородному дворян­ству”, в тот же день

была издана "Грамота на права и выгоды городам Российской империи". Этот

документ разделил городское население на 6 разрядов, определил права и

обязанности каждого из них, а так­же вводил довольно сложную систему

городского самоуправления. В целом., грамота подчеркивала значение города как

центра торговли, ремесла, и промышленности, усилившееся значение купцов и

пред­принимателей. Большое влияние на правительственный курс оказала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты