главе с Е.М. Примаковым. Благодаря жесткому финансовому регулированию к маю
1999 г. удалось добиться снижения инфляции в стране до 2, 5 %.
Несмотря на достигнутые успехи Б.Н. Ельцин отправил Е.М.Примакова в отставку.
Начался этап частых кадровых перестановок в высшем руководстве государства. В
мае 1999 г. председателем Правительства стал С.В. Степашин, который на этой
должности находился всего три месяца. За короткий период его правления
экономическая ситуация в стране не улучшилась. Новым председателем
правительства с августа 1999 г. стал В.В. Путин. В связи с избранием его
Президентом РФ руководство кабинетом министров в мае 2000 г. было поручено
М.В. Касьянову.
В настоящее время Правительство РФ предпринимает меры по ужесточению
бюджетной дисциплины, созданию делового климата для инвестиций в экономику
страны. Идет подготовка к проведению административной реформы, структурной
реорганизации правительства, министерств и ведомств.
Внешнеполитическая деятельность российского руководства
в 1991-2000 гг.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические
и экономические связи с внешним миром. Приоритетными задачами
внешнеполитической концепции Российской Федерации являлись: сохранение
территориальной целостности и независимости; обеспечение благоприятных
условий для развития рыночной экономики и включение в мировое сообщество.
Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего
Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса
реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными
странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств
преодоления экономического кризиса в стране.
Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и Всемирный
банк. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке
платежей за долги бывшего СССР. В январе 1996 г. РФ вступила в Совет Европы,
в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты
окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России,
направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.
Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР,
распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) вызвали переориентацию
внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен
режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными
экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской
Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии
России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и
Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические
предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по
территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Основу
импорта в Россию составляли в основном медикаменты, продовольственные и
химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской
торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.
Отношение с государствами СНГ. В деятельности правительства РФ проблема
взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимала важное место.
В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.
Первоначально центральное место в отношениях между ними занимали переговоры
по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались
границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны
договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории
за рубеж. Деятельность российского правительства внутри страны и на
международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в
отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия
были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода
от прежней, советской модели развития к новой общественно-политической
системе, к формированию демократического правового государства.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками,
что привело к значительному снижению товарооборота с государствами СНГ.
Основу поставок России в эти страны составляли топливно-энергетические
ресурсы. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного
потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых
отношений с Россией являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая
задолженность ей государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер
превышал 6 млрд. долларов.
Правительство РФ стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими
республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный
комитет стран Содружества. Между шестью государствами был заключен договор о
коллективной безопасности (май 1992 г.), разработан и утвержден устав СНГ
(январь 1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой
оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались
непросто. Велись острые споры с Украиной по проблемам раздела Черноморского
флота, статуса Крымского полуострова и Севастополя. Конфликты с государствами
Прибалтики были вызваны дискриминацией проживающего там русскоязычного
населения и территориальными спорами. Экономические и стратегические
интересы России в Таджикистане и Молдове явились причиной ее участия в
нормализации вооруженных конфликтов в этих регионах. В настоящее время имеет
большое значение деятельность российской пограничной службы по охране границ
Содружества, особенно таджико-афганского участка.
Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской
Федерацией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об
образовании Сообщества Белоруссии и России, а ровно через год оно было
преобразовано в Союз Белоруссии и России. 23 мая 1997 г. был одобрен устав
Союза. В настоящее время процесс интеграции двух государств развивается более
динамично и продуктивно.
В целях укрепления интеграционных связей в октябре 1996 г. на очередном
заседании лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного
экономического комитета и формировании Таможенного союза государств –
участников Содружества. Укрепились межгосударственные отношения с Украиной.
31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом
партнерстве между Россией и Украиной. Однако на современном этапе развития
Содружества имеется много нерешенных проблем. С середины 1999 г. Азербайджан,
Грузия и Узбекистан фактически вышли из состава участников Договора о
коллективной безопасности и предпочитают решать проблемы своей безопасности
путем сотрудничества со странами НАТО.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.
началось дипломатическое признание России. Страны Европейского Сообщества
заявили о признании суверенности России, переходе к ней прав и обязанностей
бывшего СССР. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве
между государствами ЕС и Российской Федерацией. После распада Организации
Варшавского Договора Россия начала вывод своих войск из стран Восточной
Европы и государств Прибалтики, этот длительный процесс завершился 31 августа
1994 г. В июне 1994 г. Россия присоединилась к натовской программе
партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об особом партнерстве
России с НАТО.
Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося
миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г.
Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО.
После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего
межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения
собственной безопасности Россия активизировала свою политику на международной
арене. Она активно выступила против военной операции стран НАТО в Косово
(март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного мирового порядка.
За последние годы Россия предприняла активные шаги по укреплению
межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией, Монголией,
Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии др.
Военная политика России на современном этапе
После распада СССР руководство России следовало договоренностям с другими
республиками Содружествами Независимых Государств о том, что Вооруженные
Силы будут едины. Однако Украина первой начала создавать собственные
Вооруженные Силы. К военному строительству приступили Армения, Азербайджан и
другие республики. В этих условиях 7 мая 1992 г. Указом Президента России
Б.Н.Ельцина было объявлено о создании Российских Вооруженных Сил.
Предусматривалось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществлять в соответствии с принципами подконтрольности военных структур
высшим органам государственной власти; соответствия организационной
структуры, боевого состава и численности войск(сил) Концепции безопасности
России; многонациональной, кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания
военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия;
постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций,
норм международного права, мирового опыта военного строительства.
Российская армия и флот создавались не на пустом месте. Хотя раздел
Вооруженных Сил бывшего Союза был произведен, в основном, по
"географическому" признаку, Россия все же унаследовала значительную часть
военного потенциала бывшего СССР. А это значит, что не все пришлось
создавать заново.
Нужна ли России сильная армия сегодня? С 1990 по 1998 гг. преобладали
популистские, а порой и безответственные заявления о ее радикальном
сокращении, так как угрозы безопасности стране якобы больше не существует,
что не соответствовало реальной действительности
Угроза безопасности России на современном этапе:
Во внешнеполитической сфере: Проблемы сохранения целостности РФ;
территориальные претензии к РФ; свертывание интеграционных процессов в СНГ;
ослабление связей РФ с другими государствами в районах традиционного
сотрудничества; неустойчивость государственных структур власти в определенных
странах; вооруженные конфликты в сопредельных странах и спровоцированные ими
миграционные процессы и т.д.
В экономической сфере: ослабление экономической самостоятельности России;
снижение ее технического и промышленного потенциала; закрепление топливно-
сырьевой специализации в мировой экономике; ограничение присутствия России на
ряде зарубежных рынков; блокирование доступа России к передовым технологиям;
неконтролируемый вывоз капитала и отдельных стратегически важных сырьевых
товаров за пределы России и т.д.
В военной сфере: существующие очаги локальных войн и вооруженных конфликтов;
неурегулированность управления и контроля за стратегическими силами
бывшего СССР; распространение оружия массового уничтожения, средств его
доставки и новейших технологий военного производства; нарушение целостности
системы обороны, неопределенность государственной границы России с
прибалтийскими государствами; неурегулированность вопросов правового статуса
пребывания российских войск на территории стран ближнего зарубежья;
сохранение угрозы мирового терроризма.
Во внутриполитической сфере: угрозы, связанные с формированием качественно
нового уровня взаимоотношений центра с регионами; угрозы, связанные с
напряженностью в социально-экономической сфере; организованная преступность и
коррупция; угрозы на национальной почве. В сфере экологии: прежде всего
угрозы техногенного характера в сопредельных государствах.
Таким образом, Российской Федерации жизненно необходимо иметь Вооруженные
Силы, достойные великой державы.
Реформирование Российских Вооруженных Сил происходило в сложной обстановке:
1. Кризис в стране и на всем постсоветском пространстве.
2. Первый стратегический эшелон обороны в Восточной Европе оказался полностью
разрушен.
3. Оказался разрушен и второй стратегический эшелон обороны - бывшее
приграничье СССР.
4. Проблемы взаимоотношений России с Украиной.
5. Необходимость в создания новых группировок войск и военной инфраструктуры.
6. Российские войсковые части выполняют задачи в странах ближнего зарубежья
в " правовом вакууме".
Суть реформирования армии и флота заключается в создании относительно
немногочисленных, мобильных, оснащенных высокоэффективным оружием,
укомплектованных профессиональными военнослужащими Вооруженными Силами.
Реформирование Российских Вооруженных Сил осуществлялось по этапам.
На первом этапе, в течение 1992-1993 гг. были созданы новые центральные и
местные органы военного управления и заложены правовые основы для создания и
функционирования армии, социальной защиты военнослужащих. Проделан большой
объем работы по правовому обеспечению строительства ВС.
Принят ряд законодательных актов, регулирующих их служебно-боевую
деятельность. Разработаны и утверждены «Основные положения военной доктрины
Российской Федерации» (ноябрь 1993 г.). Это документ переходного периода -
периода становления российской государственности, осуществления
демократических реформ, формирования новой системы международных отношений.
Его характерные черты: оборонительный характер; Россия в отличие от СССР не
исключает возможность применения ядерного оружия первой; отсутствие
определения главного противника; намерение участвовать в международных
операциях по поддержанию мира; участие ВС, в случае необходимости, в
ликвидации внутренних вооруженных конфликтов; контроль за расходованием сил и
средств на оборону. Приняты "военный пакет" законов "Об обороне", "О воинской
обязанности и военной службе" и др.
На втором этапе, в течение 1993-1994 гг. - вывод войск из стран ближнего и
дальнего зарубежья, сокращение и реорганизация частей, создание группировок,
переход к смешанной системе комплектования армии и флота. Разработана и
введена в действие новая система боевой готовности ВС.
Генеральным штабом осуществлен комплекс мер по планированию мобилизации и
применению войск в новых геополитических и геостратегических условиях.
Уточнены проекты концепции Программы вооружения, военно-правовой реформы,
военного образования и т.д.
На третьем этапе, в 1995-1999 гг., реорганизация видов Российских ВС, системы
подготовки военных кадров, совершенствование системы комплектования армии.
Медленные темпы реформы ВС обусловлены экономическими проблемами государства.
Главная из них - финансовая. При существующей системе и объемах
финансирования реформирование и техническое переоснащение Вооруженных Сил
осуществляется на низком уровне. Вследствие недостатка финансирования
обостряются вопросы практической реализации нормативных "военных законов".
Сложной проблемой является работа по оформлению и обустройству
государственной границы России, особенно со странами СНГ:
- принципы добрососедства и сотрудничества, полноценность режима границ со
странами Балтии;
- прозрачная граница с Белоруссией, Казахстаном, Украиной;
- Северный Кавказ - два рубежа: государственная граница России и внешние
границы Грузии и Армении.
Имеются и другие проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе реформ.
Например, требуют адекватной реакции, наносящие ущерб безопасности страны,
действия НАТО по расширению блока за счет стран, ранее входивших в
Организацию Варшавского Договора; интенсивные провокационные полеты боевой
авиации и боевое патрулирование подводных лодок иностранных государств в
приграничье и т.д. Попытки США создать однополярный мировой порядок требуют
внесения изменений в состав и размещение группировок войск.
Реформирование Российских Вооруженных Сил является сложной и наиболее
важной государственной задачей. Успешное ее проведение позволит России иметь
Вооруженные Силы, соответствующие ее статусу великой державы. В настоящее
время Министерство Обороны во главе с С.Ивановым предпринимает действенные
меры по повышению эффективности и боеспособности Вооруженных сил Российской
Федерации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36