Билеты: Экзаменационные билеты

главе с Е.М. Примаковым. Благодаря жесткому финансовому регулированию к маю

1999 г. удалось добиться снижения инфляции в стране до 2, 5 %.

Несмотря на достигнутые успехи Б.Н. Ельцин отправил Е.М.Примакова в отставку.

Начался этап частых кадровых перестановок в высшем руководстве государства. В

мае 1999 г. председателем Правительства стал С.В. Степашин, который на этой

должности находился всего три месяца. За короткий период его правления

экономическая ситуация в стране не улучшилась. Новым председателем

правительства с августа 1999 г. стал В.В. Путин. В связи с избранием его

Президентом РФ руководство кабинетом министров в мае 2000 г. было поручено

М.В. Касьянову.

В настоящее время Правительство РФ предпринимает меры по ужесточению

бюджетной дисциплины, созданию делового климата для инвестиций в экономику

страны. Идет подготовка к проведению административной реформы, структурной

реорганизации правительства, министерств и ведомств.

Внешнеполитическая деятельность российского руководства

в 1991-2000 гг.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические

и экономические связи с внешним миром. Приоритетными задачами

внешнеполитической концепции Российской Федерации являлись: сохранение

территориальной целостности и независимости; обеспечение благоприятных

условий для развития рыночной экономики и включение в мировое сообщество.

Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего

Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса

реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными

странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств

преодоления экономического кризиса в стране.

Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и Всемирный

банк. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке

платежей за долги бывшего СССР. В январе 1996 г. РФ вступила в Совет Европы,

в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты

окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России,

направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.

Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР,

распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) вызвали переориентацию

внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен

режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными

экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской

Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии

России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и

Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические

предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по

территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Основу

импорта в Россию составляли в основном медикаменты, продовольственные и

химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской

торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.

Отношение с государствами СНГ. В деятельности правительства РФ проблема

взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимала важное место.

В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.

Первоначально центральное место в отношениях между ними занимали переговоры

по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались

границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны

договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории

за рубеж. Деятельность российского правительства внутри страны и на

международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в

отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия

были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода

от прежней, советской модели развития к новой общественно-политической

системе, к формированию демократического правового государства.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками,

что привело к значительному снижению товарооборота с государствами СНГ.

Основу поставок России в эти страны составляли топливно-энергетические

ресурсы. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного

потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых

отношений с Россией являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая

задолженность ей государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер

превышал 6 млрд. долларов.

Правительство РФ стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими

республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный

комитет стран Содружества. Между шестью государствами был заключен договор о

коллективной безопасности (май 1992 г.), разработан и утвержден устав СНГ

(январь 1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой

оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались

непросто. Велись острые споры с Украиной по проблемам раздела Черноморского

флота, статуса Крымского полуострова и Севастополя. Конфликты с государствами

Прибалтики были вызваны дискриминацией проживающего там русскоязычного

населения и территориальными спорами. Экономические и стратегические

интересы России в Таджикистане и Молдове явились причиной ее участия в

нормализации вооруженных конфликтов в этих регионах. В настоящее время имеет

большое значение деятельность российской пограничной службы по охране границ

Содружества, особенно таджико-афганского участка.

Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской

Федерацией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об

образовании Сообщества Белоруссии и России, а ровно через год оно было

преобразовано в Союз Белоруссии и России. 23 мая 1997 г. был одобрен устав

Союза. В настоящее время процесс интеграции двух государств развивается более

динамично и продуктивно.

В целях укрепления интеграционных связей в октябре 1996 г. на очередном

заседании лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного

экономического комитета и формировании Таможенного союза государств –

участников Содружества. Укрепились межгосударственные отношения с Украиной.

31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом

партнерстве между Россией и Украиной. Однако на современном этапе развития

Содружества имеется много нерешенных проблем. С середины 1999 г. Азербайджан,

Грузия и Узбекистан фактически вышли из состава участников Договора о

коллективной безопасности и предпочитают решать проблемы своей безопасности

путем сотрудничества со странами НАТО.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.

началось дипломатическое признание России. Страны Европейского Сообщества

заявили о признании суверенности России, переходе к ней прав и обязанностей

бывшего СССР. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве

между государствами ЕС и Российской Федерацией. После распада Организации

Варшавского Договора Россия начала вывод своих войск из стран Восточной

Европы и государств Прибалтики, этот длительный процесс завершился 31 августа

1994 г. В июне 1994 г. Россия присоединилась к натовской программе

партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об особом партнерстве

России с НАТО.

Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося

миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г.

Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО.

После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего

межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения

собственной безопасности Россия активизировала свою политику на международной

арене. Она активно выступила против военной операции стран НАТО в Косово

(март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного мирового порядка.

За последние годы Россия предприняла активные шаги по укреплению

межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией, Монголией,

Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии др.

Военная политика России на современном этапе

После распада СССР руководство России следовало договоренностям с другими

республиками Содружествами Независимых Государств о том, что Вооруженные

Силы будут едины. Однако Украина первой начала создавать собственные

Вооруженные Силы. К военному строительству приступили Армения, Азербайджан и

другие республики. В этих условиях 7 мая 1992 г. Указом Президента России

Б.Н.Ельцина было объявлено о создании Российских Вооруженных Сил.

Предусматривалось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации

осуществлять в соответствии с принципами подконтрольности военных структур

высшим органам государственной власти; соответствия организационной

структуры, боевого состава и численности войск(сил) Концепции безопасности

России; многонациональной, кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания

военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия;

постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций,

норм международного права, мирового опыта военного строительства.

Российская армия и флот создавались не на пустом месте. Хотя раздел

Вооруженных Сил бывшего Союза был произведен, в основном, по

"географическому" признаку, Россия все же унаследовала значительную часть

военного потенциала бывшего СССР. А это значит, что не все пришлось

создавать заново.

Нужна ли России сильная армия сегодня? С 1990 по 1998 гг. преобладали

популистские, а порой и безответственные заявления о ее радикальном

сокращении, так как угрозы безопасности стране якобы больше не существует,

что не соответствовало реальной действительности

Угроза безопасности России на современном этапе:

Во внешнеполитической сфере: Проблемы сохранения целостности РФ;

территориальные претензии к РФ; свертывание интеграционных процессов в СНГ;

ослабление связей РФ с другими государствами в районах традиционного

сотрудничества; неустойчивость государственных структур власти в определенных

странах; вооруженные конфликты в сопредельных странах и спровоцированные ими

миграционные процессы и т.д.

В экономической сфере: ослабление экономической самостоятельности России;

снижение ее технического и промышленного потенциала; закрепление топливно-

сырьевой специализации в мировой экономике; ограничение присутствия России на

ряде зарубежных рынков; блокирование доступа России к передовым технологиям;

неконтролируемый вывоз капитала и отдельных стратегически важных сырьевых

товаров за пределы России и т.д.

В военной сфере: существующие очаги локальных войн и вооруженных конфликтов;

неурегулированность управления и контроля за стратегическими силами

бывшего СССР; распространение оружия массового уничтожения, средств его

доставки и новейших технологий военного производства; нарушение целостности

системы обороны, неопределенность государственной границы России с

прибалтийскими государствами; неурегулированность вопросов правового статуса

пребывания российских войск на территории стран ближнего зарубежья;

сохранение угрозы мирового терроризма.

Во внутриполитической сфере: угрозы, связанные с формированием качественно

нового уровня взаимоотношений центра с регионами; угрозы, связанные с

напряженностью в социально-экономической сфере; организованная преступность и

коррупция; угрозы на национальной почве. В сфере экологии: прежде всего

угрозы техногенного характера в сопредельных государствах.

Таким образом, Российской Федерации жизненно необходимо иметь Вооруженные

Силы, достойные великой державы.

Реформирование Российских Вооруженных Сил происходило в сложной обстановке:

1. Кризис в стране и на всем постсоветском пространстве.

2. Первый стратегический эшелон обороны в Восточной Европе оказался полностью

разрушен.

3. Оказался разрушен и второй стратегический эшелон обороны - бывшее

приграничье СССР.

4. Проблемы взаимоотношений России с Украиной.

5. Необходимость в создания новых группировок войск и военной инфраструктуры.

6. Российские войсковые части выполняют задачи в странах ближнего зарубежья

в " правовом вакууме".

Суть реформирования армии и флота заключается в создании относительно

немногочисленных, мобильных, оснащенных высокоэффективным оружием,

укомплектованных профессиональными военнослужащими Вооруженными Силами.

Реформирование Российских Вооруженных Сил осуществлялось по этапам.

На первом этапе, в течение 1992-1993 гг. были созданы новые центральные и

местные органы военного управления и заложены правовые основы для создания и

функционирования армии, социальной защиты военнослужащих. Проделан большой

объем работы по правовому обеспечению строительства ВС.

Принят ряд законодательных актов, регулирующих их служебно-боевую

деятельность. Разработаны и утверждены «Основные положения военной доктрины

Российской Федерации» (ноябрь 1993 г.). Это документ переходного периода -

периода становления российской государственности, осуществления

демократических реформ, формирования новой системы международных отношений.

Его характерные черты: оборонительный характер; Россия в отличие от СССР не

исключает возможность применения ядерного оружия первой; отсутствие

определения главного противника; намерение участвовать в международных

операциях по поддержанию мира; участие ВС, в случае необходимости, в

ликвидации внутренних вооруженных конфликтов; контроль за расходованием сил и

средств на оборону. Приняты "военный пакет" законов "Об обороне", "О воинской

обязанности и военной службе" и др.

На втором этапе, в течение 1993-1994 гг. - вывод войск из стран ближнего и

дальнего зарубежья, сокращение и реорганизация частей, создание группировок,

переход к смешанной системе комплектования армии и флота. Разработана и

введена в действие новая система боевой готовности ВС.

Генеральным штабом осуществлен комплекс мер по планированию мобилизации и

применению войск в новых геополитических и геостратегических условиях.

Уточнены проекты концепции Программы вооружения, военно-правовой реформы,

военного образования и т.д.

На третьем этапе, в 1995-1999 гг., реорганизация видов Российских ВС, системы

подготовки военных кадров, совершенствование системы комплектования армии.

Медленные темпы реформы ВС обусловлены экономическими проблемами государства.

Главная из них - финансовая. При существующей системе и объемах

финансирования реформирование и техническое переоснащение Вооруженных Сил

осуществляется на низком уровне. Вследствие недостатка финансирования

обостряются вопросы практической реализации нормативных "военных законов".

Сложной проблемой является работа по оформлению и обустройству

государственной границы России, особенно со странами СНГ:

- принципы добрососедства и сотрудничества, полноценность режима границ со

странами Балтии;

- прозрачная граница с Белоруссией, Казахстаном, Украиной;

- Северный Кавказ - два рубежа: государственная граница России и внешние

границы Грузии и Армении.

Имеются и другие проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе реформ.

Например, требуют адекватной реакции, наносящие ущерб безопасности страны,

действия НАТО по расширению блока за счет стран, ранее входивших в

Организацию Варшавского Договора; интенсивные провокационные полеты боевой

авиации и боевое патрулирование подводных лодок иностранных государств в

приграничье и т.д. Попытки США создать однополярный мировой порядок требуют

внесения изменений в состав и размещение группировок войск.

Реформирование Российских Вооруженных Сил является сложной и наиболее

важной государственной задачей. Успешное ее проведение позволит России иметь

Вооруженные Силы, соответствующие ее статусу великой державы. В настоящее

время Министерство Обороны во главе с С.Ивановым предпринимает действенные

меры по повышению эффективности и боеспособности Вооруженных сил Российской

Федерации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты