Билеты: Экзаменационные билеты

собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума

преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г.

Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97,

беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57%

аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где

шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той

части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической

отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того,

отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля

переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут

наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия

признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой

отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в

расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в

упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству

недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно

перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за

вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей

политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем

избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин

подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в

Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г.

и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика,

37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался

центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию

свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин,

использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55

социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к

выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь

подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона.

Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско-кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты,

мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская

группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о

страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации

закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в

ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании

избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно

6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться

независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с

финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской

повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в

буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям:

землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения

(женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума

распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное

собрание.

Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия

П.А Столыпин (1862-1911). В 1906-1911 гг. Столыпин - председатель совета

министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и

реформы, - «Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира, и вы не

узнаете нынешней России», «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая

Россия». Делал ставку на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни

двор. В 1911 г. он был убит на спектакле в киевской опере, где был государь

(убийца - Багров: сын юриста, землевладельца; был связан с социал-

демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был

повешен).

Реформа 1861 года - первый этап перехода к индивидуализации землевладения и

землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу

частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к

насаждению общинных структур в деревне, что противоречило, в

будущем, свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности

могли реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция предлагала путь

развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы

хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными.

Составные элементы его программы - переход к хуторам,

использование кооперации, развитие мелиорации, введение

трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого

кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которая

реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной,

развития частной собственности на селе и достижения, на этой основе,

экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства

фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений

купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение

помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся

премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств,

объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по

размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти

интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян. Однако он не

требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и

землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически

жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ

пользования землей, который наиболее его устраивает".

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и

связанных между собой мероприятий.

Крестьянский банк.

С размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их

крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению

крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и

значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим

обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за

счет субсидий из бюджета.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,

приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге,

если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские

коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Разрушение общины и развитие частной собственности.

Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая

система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной

экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта

единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне

могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из

общины, не считаясь с ее волей.

Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых

крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и

концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался

предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа

земли не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой

крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита: ипотечного,

мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало

интенсификации рыночных отношений в деревне.

В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а

действительно выделилось 20% - 2008,4 тысяч домохозяев. Широкое

распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На

1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14

июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь

формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около

одной трети от всех общинных дворов.

Переселение крестьян в Сибирь.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено

всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые

средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их

медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-

1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Масштабы данного

мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении. Количество крестьян,

не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться,

составило 12% от общего числа переселенцев.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период

был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии

Сибири. Население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%.

Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то

за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в

европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь

также обгоняла европейскую часть России.

Кооперативное движение.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос

крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила

кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На

первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений

мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого

кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на

первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы,

правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе

сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал,

развивались самостоятельно.

В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского

кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших

денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких

учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных,

потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах

создавали артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и

т.д.

Агрокультурные мероприятия.

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса

деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность

подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему

обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная

агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные

службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по

скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению

прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания

уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного

образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных

курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на

сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч

человек.

Результаты реформ.

Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства,

увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта

сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал

все более активный характер. В результате удалось не только вывести

сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту

экономического развития России.

Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от

общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости

продукции, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с

1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту

товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного

индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот

сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы

экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим

производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства.

Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего

мирового экспорта.

Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию следует представлять

"крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного

перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической

и культурной отсталости. По расчетам И.Д. Кондратьева в США, в среднем на

ферму, приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в

европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства

едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу

сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а

в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были

сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55

пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в

Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе

интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного

крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы

социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных

преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий

технологически прогрессивный сектор экономики.

Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали

столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний

потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано

немало.

Россия в Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.)

Россия накануне войны.

1. Рост вооружений и военных расходов, но для большой войны их не хватает .

2. России не грозит дипломатическая изоляция.

3. Крайнее обострение противоречий с Германией и Австро-Венгрией.

Международные отношения накануне войны.

1) Борьба старых (Англия, Франция, Россия, Австро-Венгрия) и новых великих

держав за мировое господство, сферы влияния, колонии. Основное противоречие

между Англией и Германией (экспансия Германии на восток; Германия угрожала

целостности Английской империи; франко-германские противоречия).

2) Локальные империалистические войны.

3) Главные военно-политические союзы:

1. Тройственный: создан в 1882 г., возобновлен в 1892 г., просуществовал до

1915 г., в 1915 г. вышла Италия, но вступили Болгария и Турция.

2. Антанта: складывался в 1891-1903 гг. (франко-русский союз); 1899 г. -

обмен ратификационными грамотами; англо-французское соглашение 1904-1906 гг.

(Англия - Египет - Франция - Марокко); англо-русское соглашение 1907 г.

(раздел сфер влияния в Иране, Афганистане, Тибете); 1915 г. англо - франко -

русское соглашение о черноморских проливах; в ходе войны к Антанте

присоединились Бельгия, Бразилия, Греция, Италия, Китай, США; 26.10.1917 г. -

Россия вышла из Антанты по Декрету о мире.

Причины войны: крайнее обострение противоречий между двумя военно-

политическими блоками и невозможность их разрешения мирными средствами.

Повод: 28.07.1914 г. сербский террорист Г.Принцип убил наследника австро-

венгерского престола эрцгерцога Фердинанда.

Цели сторон: Германия: ослабление позиции Англии на море, захват колоний,

аннексия французских и русских территорий. Австро-Венгрия: захват Сербии,

утверждение господства на Балканах, захват российских территорий. Турция:

восстановление своих позиций на Балканах, захват Закавказья. Англия:

сохранение колоний и господство на море, претензии на Месопотамию и часть

Аравийского полуострова. Франция: присоединение левого берега Рейна, захват

Рурского угольного бассейна. Россия: сохранение влияния на Балканах,

присоединение Галиции. Япония: захват японских территорий в Китае. Общая

цель: расширение своих территорий, обеспечение новых рынков сбыта, стремление

ослабить классовую борьбу пролетариата и национально-освободительных движений

в колониях. Условия реализации принципов: пропаганда оборонительного

характера войны, игра на патриотических чувствах.

Масштаб и характер войны:

1)Масштаб: мировая; приняло участие 38 государств; охватила Европу, Азию,

Африку; огромные разрушения; бесчисленные жертвы.

2)Характер: захватнический, несправедливый, империалистический со всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты