Билеты: Экзаменационные билеты

тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и

законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г.

военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7

раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза

больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные

взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны";

военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического

лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:

- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);

- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100

баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной

напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964-

1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. -

Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось.

Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-

х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.

Социальная и духовная жизнь в СССР

в 1965 - 1985-х гг.

Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий класс

и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная

бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная

точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и

конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное

здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления.

Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост

продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.

Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным

обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии,

нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость

мелких хищений.

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг. характеризуется:

Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.

Идеологизацией науки и культуры.

3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом,

жесткой официальной линией.

4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов,

комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием инакомыслящих.

6. Ограничением на знакомство с западной культурой.

7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми сферами

общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.

Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция) -

развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с режимом и открыто

выступавшие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа

самоценности человеческой личности.

1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с

коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу

разрушения СССР).

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация

демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и

групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту

прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и

т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники,

писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу. В письме речь

шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения

неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали

демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в

Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу

содействия выполнению хельсинских соглашений.

3. Классификация движения:

а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский,

Сахаров и др.);

б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;

в) религиозная оппозиция;

г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье);

д) молодежная оппозиция.

4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и

«враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов: ссылка

(Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и др.),

психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства (Вишневская,

Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский, Неизвестный, Солженицын,

Ростропович и др.). Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры,

науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или

иначе проявлявших свои взгляды.

5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в

расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».

Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки

Советского общества в 1985 - 1991 гг.

Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя разбалансированность

советского хозяйства по основным пропорциям (группам "А" и "Б"), между

потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в

конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране. До

середины 80-х годов этой разбалансированности не придавалось должного

экономического значения, поскольку командно-административная система

«амортизировала» ее отрицательные последствия путем поддержания низкой

заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами,

проведением денежных реформ, реализацией практически замороженных займов,

распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к

созданию условий снижения темпов социально-экономического развития советского

государства. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности

производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в

производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться.

Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в

развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным

за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и

сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не на

модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания. Застойные

явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего

на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные

ценности.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена

высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.),

К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие

посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС

стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к

переменам.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК

КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял

вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Считалось,

что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов снижение

экономических развития и усовершенствования структуры управления народным

хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под лозунгами

«ускорение»,«перестройка», «гласность».

Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста (не

ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и

т.д.).

Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и машиностроения;

решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и

систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;

Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми

доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не была

подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные капитальные

вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия

стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.

Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех сферах

общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику,

государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и

духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.

1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале

(1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются

реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.

2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция, бюджетный

дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и

товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и

др.).

3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к

рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении),

представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987

г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое - май 1987 г. -

советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата

управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право

выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты

законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В

1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном

секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность.

Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план,

определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не

работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми,

снабженческими, психологическими трудностями.

Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от

сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным

хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм

хозяйствования).

Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были

недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные проблемы (цены,

кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и

сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и значительной части

населения.

Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной

экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая - сочетание

плана и рынка (Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в постановлении ВС СССР О

концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990 г.). Вторая -

альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала создание основы рынка,

поэтапной приватизации производства, формирования частной собственности,

сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин); Третья - попытка объединить

программы (Горбачев).

На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об

основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в

СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики становилось

все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%,

то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась,

нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался

«черный рынок».

Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В

декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым подает в отставку.

Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку оживить финансовую

систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. В

1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова

оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то

время, как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н.Ельцин

выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во

благо советских граждан.

Политическое развитие.

В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое развитие

страны удерживает политическая система. Одной из основных предпосылок

широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение новой

редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986 г.).

Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться

идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и

свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея

перестройки политической системы советского общества впервые была

обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции.

конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель

«гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось

создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных

депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.

Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и

переход к правовому государству (1990-1991 гг.).

Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных

депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был

избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками и

старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин.

Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-

реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути

выхода страны из кризиса

Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел этапы

экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-германским

договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о вводе войск в

Афганистан и др.

Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось

создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности.

В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР М.С.Горбачев был

избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР

означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.

3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о

руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум

ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-

ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс распада

КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989-1990 гг.

- из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана

компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС, на

котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский

(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в

руководстве компартии.

В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С.Горбачевым курса по

реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации народ

безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством голосов за

сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных республик подписали

"Антикризисную программу совместных действий". Однако у политических

лидеров республик имелись свои планы. Б.Н.Ельцин добивался полной

независимости и суверенитета России. Л.М.Кравчук (Украина), С.Н.Шушкевич

(Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и

курс на суверенитет вели скрытно. Н.Назарбаев (Казахстан), И.Каримов

(Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за

обновленную федерацию. Таким образом, действия экономических и политических

лидеров союзных республик были разнонаправлены.

Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г.

трагическими событиями в Москве, так называемым «делом ГКЧП». После провала

августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991

г. деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в

ноябре и вовсе запрещена.

Межнациональные отношения в СССР в 1985 - 1991 гг.

По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать

национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения

зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных

лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных

проблем.

С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся

за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных

силах. Так, годовщина подписания советско-германского пакта 1939 г. (впервые

за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для

массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских

республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее

провозглашением независимости этих республик.

Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех

республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания

государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в

Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а,

в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в

других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты