тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и
законных правительств.
2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г.
военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7
раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза
больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные
взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны";
военную помощь другим странам.
3. Не утихающая гонка вооружений.
4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического
лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".
5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:
- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);
- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).
- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100
баз - вокруг СССР.
6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной
напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964-
1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. -
Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.
Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось.
Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-
х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.
Социальная и духовная жизнь в СССР
в 1965 - 1985-х гг.
Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий класс
и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная
бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная
точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и
конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное
здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления.
Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост
продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.
Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным
обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии,
нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость
мелких хищений.
Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг. характеризуется:
Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.
Идеологизацией науки и культуры.
3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом,
жесткой официальной линией.
4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов,
комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).
5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием инакомыслящих.
6. Ограничением на знакомство с западной культурой.
7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми сферами
общественной жизни и контролем за «умами людей».
8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.
Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция) -
развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с режимом и открыто
выступавшие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа
самоценности человеческой личности.
1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с
коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу
разрушения СССР).
2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация
демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и
групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту
прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и
т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники,
писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу. В письме речь
шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения
неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали
демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в
Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу
содействия выполнению хельсинских соглашений.
3. Классификация движения:
а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский,
Сахаров и др.);
б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;
в) религиозная оппозиция;
г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье);
д) молодежная оппозиция.
4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и
«враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов: ссылка
(Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и др.),
психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства (Вишневская,
Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский, Неизвестный, Солженицын,
Ростропович и др.). Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры,
науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или
иначе проявлявших свои взгляды.
5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в
расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.
Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».
Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки
Советского общества в 1985 - 1991 гг.
Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя разбалансированность
советского хозяйства по основным пропорциям (группам "А" и "Б"), между
потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в
конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране. До
середины 80-х годов этой разбалансированности не придавалось должного
экономического значения, поскольку командно-административная система
«амортизировала» ее отрицательные последствия путем поддержания низкой
заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами,
проведением денежных реформ, реализацией практически замороженных займов,
распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к
созданию условий снижения темпов социально-экономического развития советского
государства. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности
производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в
производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться.
Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в
развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным
за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и
сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не на
модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания. Застойные
явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего
на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные
ценности.
Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена
высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.),
К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие
посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС
стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к
переменам.
Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК
КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял
вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Считалось,
что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов снижение
экономических развития и усовершенствования структуры управления народным
хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под лозунгами
«ускорение»,«перестройка», «гласность».
Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста (не
ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и
т.д.).
Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и машиностроения;
решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и
систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;
Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми
доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не была
подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные капитальные
вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия
стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.
Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех сферах
общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику,
государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и
духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.
1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале
(1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются
реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.
2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция, бюджетный
дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и
товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и
др.).
3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к
рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении),
представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987
г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое - май 1987 г. -
советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата
управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право
выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты
законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В
1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном
секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность.
Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план,
определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не
работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми,
снабженческими, психологическими трудностями.
Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от
сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным
хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм
хозяйствования).
Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были
недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные проблемы (цены,
кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и
сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и значительной части
населения.
Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной
экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая - сочетание
плана и рынка (Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в постановлении ВС СССР О
концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990 г.). Вторая -
альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала создание основы рынка,
поэтапной приватизации производства, формирования частной собственности,
сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин); Третья - попытка объединить
программы (Горбачев).
На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об
основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в
СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики становилось
все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%,
то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась,
нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался
«черный рынок».
Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В
декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым подает в отставку.
Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку оживить финансовую
систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. В
1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова
оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то
время, как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н.Ельцин
выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во
благо советских граждан.
Политическое развитие.
В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое развитие
страны удерживает политическая система. Одной из основных предпосылок
широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение новой
редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986 г.).
Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться
идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и
свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея
перестройки политической системы советского общества впервые была
обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции.
конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель
«гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось
создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных
депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.
Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и
переход к правовому государству (1990-1991 гг.).
Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных
депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был
избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками и
старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин.
Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-
реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути
выхода страны из кризиса
Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел этапы
экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-германским
договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о вводе войск в
Афганистан и др.
Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось
создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности.
В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР М.С.Горбачев был
избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР
означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.
3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о
руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум
ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-
ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс распада
КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989-1990 гг.
- из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана
компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС, на
котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский
(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в
руководстве компартии.
В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С.Горбачевым курса по
реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации народ
безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством голосов за
сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных республик подписали
"Антикризисную программу совместных действий". Однако у политических
лидеров республик имелись свои планы. Б.Н.Ельцин добивался полной
независимости и суверенитета России. Л.М.Кравчук (Украина), С.Н.Шушкевич
(Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и
курс на суверенитет вели скрытно. Н.Назарбаев (Казахстан), И.Каримов
(Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за
обновленную федерацию. Таким образом, действия экономических и политических
лидеров союзных республик были разнонаправлены.
Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г.
трагическими событиями в Москве, так называемым «делом ГКЧП». После провала
августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991
г. деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в
ноябре и вовсе запрещена.
Межнациональные отношения в СССР в 1985 - 1991 гг.
По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать
национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения
зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных
лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных
проблем.
С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся
за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных
силах. Так, годовщина подписания советско-германского пакта 1939 г. (впервые
за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для
массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских
республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее
провозглашением независимости этих республик.
Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех
республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания
государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в
Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а,
в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в
других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36