республиках Средней Азии) до возвращения на историческую родину
депортированных народов.
Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению
конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных»
национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между
соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и
таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял
конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в
1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство его
населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе
Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за
двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства
Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами в
Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.
В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в
Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно
пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное
население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ,
прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по
существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая
артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в том числе и с применением
огнестрельного оружия, происходили и между различными горскими народами.
Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и
приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и
в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства
республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались частью
центрального руководства СССР и КПСС.
В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает
борьба за независимость, за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как
Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе
зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии
использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра
федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя
бы приостановить распад Советского Союза.
Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств
Предпосылки распада СССР.
1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис
привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление
"спасаться в одиночку".
2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.
3) Распад КПСС.
4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали
государственное единство, став одной из причин разрушения союзной
государственности.
5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.
Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной
государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:
а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.
б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).
в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит
Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который
предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать
референдум 17 марта и распустить СССР.
Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.
Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:
а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в
Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).
б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу
принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев.
Беспомощность союзных структур.
в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и
Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была
Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о
порядке выхода республик из СССР.
Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает
к военной силе: Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и
Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные
конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.
Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к
выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был
выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огарево.
Новоогаревский процесс:
1990-1991 гг. - обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие
полномочия республик при сохранении единого государства).
17 марта 1991 - Всесоюзный референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за
сохранение СССР.
23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с
руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре.
Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и
подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза
суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных
советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов
власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной
системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.
Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно
либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва,
Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).
Августовский путч 1991 г. и его провал.
Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было
намечено подписание нового Союзного договора.
18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести
чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны
отказ.
Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные
полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась
захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на
6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены
войска.
Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению
(ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов,
Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).
В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева - в связи с
состоянием здоровья - исполнять президентские обязанности. Было объявлено о
стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.
Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и
некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального
телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции.
Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.
Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против
него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР
(«Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять
здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.
Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддерживать
ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20
августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось
несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на
сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин.
Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу
прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.
Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное
руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были
арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.
Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс
защитить свои политические свободы.
Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991 гг.).
Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к
утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности
Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев
оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие
за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три
Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое
сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.
1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость
своей республики.
8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было
заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании
деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и
Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в
СНГ.
21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую
встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была
принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах
деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций
президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли
Азербайджан и Грузия.
15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности
стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились
Белоруссия, Киргизия и Грузия).
В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья:
Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные
конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова,
Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть
своих войск в качестве миротворческих сил.
После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения
России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между
Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об
урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997
г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества
Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг.
единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г.
Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан
Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного
государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2
января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.
За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-
правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости
границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной
политики и т.д. Руководители стран проводили регулярные встречи. Однако
интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные трудности.
Начиная с середины 1999 г., руководство Грузии, Азербайджана и Узбекистана
государственные проблемы предпочитают решать путем расширения сотрудничества
с США и странами НАТО.
Основные проблемы СНГ:
а) Проблема экономического союза: в 1993 г. распалась единая рублевая зона.
Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России около 9
млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.
б) Проблема новых границ.
в) Проблема соотечественников за рубежом.
г) Проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах
(Таджикистан, Молдова, Грузия, Украина).
д) Гуманитарные проблемы (языковые и другие).
е) Российско-Украинские отношения: проблемы Черноморского флота, Крыма,
статуса Севастополя, долгов и т.д.
ж) Проблема расширения межгосударственных экономических связей.
Перспективы СНГ:
Тенденция к существенному углублению интеграции государств-членов СНГ, Полное
уважение суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды. Расширение
межгосударственного сотрудничества в экономических, политических, военных,
научных, культурных и др. областях.
Внутриполитическое развитие России в 1991-2000 гг.
Государственный аппарат России в начале 90-х годов состоял из двухступенчатой
системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и
двухпалатного Верховного Совета. Глава исполнительной власти - избранный
всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же - Главнокомандующий
Вооруженными силами. Высшая судебная инстанция - Конституционный суд РФ.
Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты
Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В.
Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Зорькин, многие
главы администраций на местах.
Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся
экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали
неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения.
Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре
1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство
Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин, в
течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это
не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н.
Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между
законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта
между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны
на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре
1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в
“реакционную силу”.
Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени
президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ.
Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента,
откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске
представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных
депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента.
Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их
как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти.
Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого.
В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест
возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка
штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-
экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице
было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с
помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом
овладели «Белым домом», арестовав главных зачинщиков нового путча
(Хасбулатова, Руцкого и др.).
Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12
декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект
которой получил одобрение и вступил в действие. Вступившая в силу новая
Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство
из-под парламентского контроля.
Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной
власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат:
Совета Федерации и Государственной Думы. Правительственный блок «Выбор
России» выступал под лозунгами либеральных реформ в экономике и усиления
президентской власти. Несмотря на официальную, государственную поддержку, 12
декабря «Выбор России» потерпел поражение – его кандидаты в Государственную
Думу получили лишь около 15% голосов (всего в выборах приняло участие
немногим более 50% российских избирателей). Этот неожиданный результат
отразил недовольство избирателей падением уровня жизни и протест против
жестких действий властей в октябре 1993 г. Наибольшего успеха по партийным
спискам – 23% - добилась Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во
главе с В.В.Жириновским, выступавшая с позиции национал-популизма. Третье
место заняла Коммунистическая партия (КПРФ), возглавляемая Г.А.Зюгановым –
12%. Представительство в Думе получили также прокоммунистическая Аграрная
партия, оппозиционно-демократический блок «Яблоко» (лидер – либеральный
экономист Г.А.Явлинский), центристская Партия российского единства и
согласия, организация «Женщины России», перешедшая в оппозицию
Демократическая партия России. Сокрушительное поражение потерпели умеренно-
центристские силы («Гражданский союз»). Хотя благодаря независимым кандидатам
самую многочисленную фракцию составил «Выбор России», а многие внепартийные
депутаты поддерживали правительство, итоги выборов расценивались как
поражение реформаторов.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор
одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу
возглавил И.П. Рыбкин.
В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим,
федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления.
Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В
состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10
автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)
и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов
государственной власти и управления.
Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36