Билеты: Экзаменационные билеты

13 октября в Москву Хрущев сразу же предстал перед Президиумом, от имени

которого, с требованием отставки первого Секретаря ЦК КПСС, выступил Суслов.

Хрущев, возможно, еще надеялся восстановить свое положение через ЦК, как это

было в июне 1957 года, но ЦК уже заседал, и его решением стало отстранение

Хрущева прямо со следующего дня от всех занимаемых им должностей, которые

были немедленно переданы подготовившим его смещение людям: Брежнев занял

пост первого секретаря ЦК КПСС, а Косыгин возглавил правительство.

Отставка Хрущева завершила двухлетний период, в течение которого его

авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывались под

вопросом.

Либеральная интеллигенция никогда не скрывала своего пренебрежительного

отношения к Хрущеву. Да, она приветствовала разоблачения, сделанные на ХХ и

ХХII съездах КПСС, однако, после начавшихся весной 1963 года "заморозков"

в сфере культуры, уже не обольщалась действиями первого секретаря ЦК КПСС.

Не считая заговора ближайшего окружения Хрущева, одной из решающих причин его

отставки стала оппозиция части партийно-хозяйственных кадров, обеспокоенных

его бесконечными реформами, которые постоянно угрожали их карьере,

стабильности положения и привилегиям.

Безоглядные начинания Хрущева восстановили против него экономистов-

реформаторов, опала Жукова и сокращение армии - военных.

В своей совокупности недовольство самых разных социальных слоев общества

стало для Хрущева роковым. Не столько заговор против первого секретаря ЦК

КПСС узкого круга лиц, сколько провалы в политике, бунт аппарата на

фоне равнодушия общества и его интеллектуальной элиты привели его к

поражению.

Экономическая реформа середины 1960-х гг.

и причины ее неудач

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики

ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого

начала под воздействием административно-командного образа мышления.

Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо

нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно

увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800

республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы.

Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже

открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного

строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта,

несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей,

доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального

стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за

использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода,

введение продналога в промышленности; финансирование промышленного

строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи

кредитов; недопущение изменения планов без согласования с

предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.

Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась

выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её

осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате

которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она

фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса

демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная

причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть

партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с

присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки

самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к

формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В

начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в

предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило

организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил

оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки

улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались

уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип

директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные

перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации

производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные,

торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные

бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание

территориально-производственных комплексов и форсированное развитие

отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над

15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию

сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского

территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства

развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать

задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий

постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение

командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности.

Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели,

себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные

вливания в экономику.

Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые

коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии,

так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и

предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции

затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х

гг. было автоматизировано только 15% предприятий.

В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для

стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную

аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года.

Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства,

решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на

сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от

административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а

так же интенсивное введение хозрасчета.

Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах

городов был вполне достаточный набор продуктов.

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую

систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие

межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель

не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники

и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь

оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не

принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-

промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление

жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу

предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего

труда.

Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных деревень"

повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985

гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском

хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта

продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна

вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном

состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную

продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не

затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего

хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная

проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были

введены продовольственные карточки.

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного

сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием.

Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV

(1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие

основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его

запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и

конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление

сотрудничества со всеми государствами.

В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно-

стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление

ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества.

Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы

ядерной войны.

Разрядка: качественно новый этап развития международных отношений, который

характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия,

разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и

угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным

сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки:

улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и

странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей,

океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку).

1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне

(1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США).

2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972

г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному

использованию атомной энергии".

3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом

человечества на пути к безопасности).

- договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2

(1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки

наращивания стратегических вооружений;

- Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн)

(1974 г.);

- Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Вьетнамская война.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где

с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы.

Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.).

1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения

бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в

Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР,

Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе,

сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе

четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был

урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода,

заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в

Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали

Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие

принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство

государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ,

территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров,

невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие

народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение

обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников

СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил

Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского

государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков:

дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии

химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.

СССР и страны социализма.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и

недостатки. Несомненными успехами стали:

а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных

процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере

(газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г.

СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества,

рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985

г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80-е гг.

проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР,

Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный

Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,

существовали социалистические государства, проводившие независимый

внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения,

с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией

(политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию между

Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство

страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический

курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства

соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось

с румынской «самостоятельностью».

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки:

а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах

руководителей.

б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в

Чехословакию, для подавления «контрреволюции».

в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью

подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе

в 1969 г.

д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х -

начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со

стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней

политики.

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее

деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам

осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не

участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в

следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о

социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран;

использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере

социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал

ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.

1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие.

2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии крылатые

ракеты среднего радиуса действия.

3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса

(СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство

авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех

стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая

концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада;

б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование

является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности,

как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В

этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс.

было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию.

Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила

действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к

серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней

дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за 1965-

1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против Вьетнама,

в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило около

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты