Билеты: Экзаменационные билеты

стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого

раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные

границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за

власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г.

Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.

В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были

разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для

Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил

на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем

новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито

греческим флотом.

После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время

сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав,

черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий

триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело

к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых -

Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить

соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских

степях место печенегов.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное

землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после

принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий

зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов.

Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже

попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась

натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов.

Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в

жизни города играло вече, которое ведало вопросами войны и мира, созывало

ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь

возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была

самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым

строем городов.

Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и

началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава

Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата

Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть

раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя

внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю

нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том

же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в

великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече

(1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей,

признание самостоятельности феодальных центров.

Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление

великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление

Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство

Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых

князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить

опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг.

Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на

Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-

самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV

Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались,

но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.

В 1125-1132 гг. киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав

Владимирович. Это был последний период относительного политического

единства Киевской Руси. После смерти Мстислава, в правление его брата

Ярополка (1132-1138), процесс распада государства на фактически

самостоятельные княжества приобрел необратимый характер. Княжеские усобицы

окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд

феодальных государств. Наиболее крупными их них были Новгородское, Владимиро-

Суздальское и Галицко-Волынская земли.

Крещение Руси и его значение

В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси

- принятие христианства (988 г.), которое стало выдающимся актом,

политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского

государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских

отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в

общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное

государственное единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли

играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие

с новыми условиями классового общества и государства и не была способна

освящать и укреплять существующий общественный порядок.

Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции

от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого

государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость

объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве – все равны перед

богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз

с папством.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом,

устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать

общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить

общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не

могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло

страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства,

неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не

реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую

уже сформировавшемуся государству.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный,

византийский вариант христианства (православие), западноевропейский вариант

христианства (католицизм), мусульманство, господствующее в территориально

близкой к Руси Волжской Болгарии, наконец, иудаизм, бывший религией

господствующей верхушки Хазарии. Выбор был исторически предрешен в пользу

христианской Византии. Социально-политическое устройство Византии было

наиболее близким растущему древнерусскому государству. Одна из причин решения

князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка

Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына

Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала

церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская

литература.

Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с

Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского

императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ

Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну.

Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но

Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда

Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес

(Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна

была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на

византийской принцессе.

В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией.

Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян

к новой вере происходило в водах Днепра. Затем новая религия стала

распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в

результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с насильственным

насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел

вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий.

Русь далеко не сразу стала православной.

С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским

митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским

князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви

возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг

и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть

даней и оброков.

Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные

последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления

господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической

организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила

распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как

самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом,

помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство

Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую

народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и

возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились

международные связи Древнерусского государства вплоть до династических

браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо

вырос международный авторитет Руси, которая вошла в христианский мир.

Культура Древней Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной

культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно-

славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран,

в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии,

Хазарского каганата и Арабского Востока.

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху

перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских

народов, складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в записанных

много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких

былин, как "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно

плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - эпоха

Владимира Святославича. Его княжение стало "эпическим временем" русских

былин, а сам князь - обобщенным образом правителя Руси. К концу X в.

относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его

прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, бывший

наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются славянские

азбуки- кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия

братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в

западно-слявянском государстве - великой Моравии, они вскоре проникают в

Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности

является русско-византийский договор 911 года.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который

поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал

страну к византийской и славянской христианским культурам, а через

них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской

средневековой культуры. Его оригинальность и высокий уровень были во многом

обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого

становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему

населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших

католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык незнакомый

большинству населения и, вследствие этого, раннесредневековая литература

являлась преимущественно латиноязычной).

Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел и

торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала

исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов,

оказала влияние на культуру соседних народов.

В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить несколько

направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая

(переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты.

В общественно-политической литературе самую значительную роль играло

летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться

первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI - началу XII вв.

составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно

обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под

названием "Повесть временных лет" (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией

древнерусской жизни IX - XI вв., дающей представление не только об истории

Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и

т.д. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме

летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-

политического направления, как "Слово о Законе и Благодати" митрополита

Иллариона (XI в.); жития первых русских "святых” Бориса и Глеба (XI в.);

знаменитое "Поучение к детям" Владимира Мономаха (XII в.).

Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской Руси

являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, "Моление"

Даниила Заточника и "Слово о полку Игореве".

Популярна на Руси была и мировая литература - переводились богословские

сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы, византийские

хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод византийской

"Хроники Георгия Амартола".

В XI - начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством

норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан

сюжет былины "Соловей Будимирович". Ряд эпических песен возник в связи с

борьбой с половецкими набегами конца XI - начала XII в. Образ князя

Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом

Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об

Алеше Поповиче, былины "Ставр Годинович".

Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в основном при

монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан рисуют частые

находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове,

Смоленске и других городах.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники

которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове,

Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество

испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные

архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятичной церкви

в Киеве. Во Владимире в 1158 - 1161 гг. был возведен величественный и

строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на

редкость изящная церковь Покрова на Нерли. К лучшим произведениям русской

архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде,

Золотые Ворота во Владимире.

О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI

- начала XIII вв. Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала

демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой

лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохранили в своих

работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм

иконографических образов. Под византийским влиянием развивались здесь ее

основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении

таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань,

иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное

творчество - былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах.

Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла

высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой

культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.

Феодальная раздробленность Киевской Руси.

Образование самостоятельных государственных центров в XII-XIII веках

В XII в. на территории Руси начинается период политической

раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма.

Удельный период полон сложных, противоречивых процессов. С одной стороны,

- расцвет и усиление отдельных земель, например, Новгорода, Владимира, с

другой стороны, - явное ослабление общего военного потенциала, усиливавшееся

дробление княжеских владений. Если в середине XII в. на Руси было 15

государств, в начале XIII в. - около 50, то в XIV в., когда уже начался

процесс консолидации, количество государств достигло 250.

Указанный процесс был закономерен не только для истории Руси. Аналогичные

процессы имели место и в Европе, например, распад империи Каролингов.

Реальная власть киевских князей уже в середине XII в. ограничивалась

пределами самого Киева. Попытка Ярополка, ставшего киевским князем после

смерти Мстислава, самовольно распоряжаться "отчинами" других князей была

решительно пресечена. Несмотря на утрату Киевом общерусского значения,

борьба за обладание им продолжалась до монгольского нашествия. Киевский стол

переходил из рук в руки в зависимости от соотношения сил между соперничавшими

княжескими и боярскими группировками. Вскоре правители сильнейших

княжеств, ставшие в своих землях "великими", начали сажать на киевский стол

зависимых князей - "подручников". Усобицы превратили Киевскую землю в арену

частых военных действий, в результате чего города и села разорялись,

население угонялось в плен. Все это предопределило постепенный упадок Киева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты