Билеты: Экзаменационные билеты

с недостаточной "просвещённостью" населения.

Политика "просвещённого абсолютизма", содействуя развитию торговли и

промышленности, не только не ущемляла интересов дворянства, но, напротив,

предоставляла им привилегии и расширяла их полномочия. Это неудивительно, так

как Екатерина II, не имея формальных прав на престол, всецело опиралась на

поддержку дворянства.

Период "просвещённого абсолютизма" был временем заигрывания монархов с

просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы

феодально-абсолютистского строя. Типичным манёвром в этом духе стал созыв

Екатериной в 1767 году Комиссии по составлению нового Уложения. К выборам

Уложенной комиссии были привлечены дворяне, купцы и государственные

крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоёв населения,

не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 года,

воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу

комиссии и больше её не возобновляла.

Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей "просвещённого

абсолютизма" и переход к реакции после французской революции. Реакция

Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачёва в

1773-1775 годах. В 1775 году Екатерина проводит губернскую реформу. Империя

была разделена на 50 губерний, во главе которых поставлены генерал-

губернаторы. В их руках сосредоточивалась вся полнота власти -

государственная, административная и так далее. Даже выборные должности

находились под контролем местной администрации. Под началом губернатора

действовал впервые создаваемый Приказ общественного призрения, ведавший

школами, медицинскими, благотворительными и некоторыми другими учреждениями.

Полицейские функции в уезде осуществлял избираемый дворянами нижний земский

суд во главе с земским исправником, а в уездном городе - городничий. В

губернии и уезде появилась целая система судов, формально отделённых от

администрации, но на деле зависимых от неё. Реформа создала более совершенную

систему местного управления, укрепила союз самодержавия и дворянства.

Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была

распространена и на окраины. В эти же годы ликвидирована Запорожская Сечь и

остатки автономии в Левобережной Украине.

Укреплению абсолютизма послужили и обнародованные в 1785 году жалованные

грамоты дворянству и городам. Жалованная грамота дворянству закрепила за ним

все права и привилегии, сложившиеся к концу XVIII века. Дворяне получили

право организации уездных и губернских дворянских обществ (под контролем

губернской администрации). Дворяне могли лишаться прав и имущества только по

приговору дворянского суда, утверждённому императрицей, освобождались от

телесных наказаний, от обязательной службы.

Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав

которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным цензом, право

избирать органы городского самоуправления. Но и эти органы находились под

контролем местной администрации.

Екатерина II щедро награждала своих приближённых, фаворитов, полководцев и

других деятелей послуживших ей. Широкой рекой лились из казны деньги,

драгоценности, давались высокие титулы, почётные звания, большие пенсии. Но

особенно характерной была неслыханная по размаху раздача государственных

земель с крестьянами, прежде всего, во вновь приобретённых землях.

К концу XVIII благодаря жёсткой и последовательной политике Екатерины II

абсолютная монархия в России заметно укрепилась.

Преобразования Екатерины II по-разному оцениваются историками. По мнению

одних, они имели принципиальное значение, поскольку впервые в российском

законодательстве понятие права было поставлено выше понятия обязанности.

Другие видят в них обычную социальную демагогию, стремление создать

привлекательный образ России за рубежом. Следует признать, что императрице не

удалось создать упорядоченной социальной системы, из которой могло бы

развиться гражданское общество. Ведь дворянство фактически стало единственным

полноправным сословием. Вместе с этим неравенство пробуждало оппозиционные

настроения у передовых представителей высшего сословия, закладывая

предпосылки развития либерального и революционного движения следующего

столетия.

Внешняя политика России при Екатерине II.

Екатерина II проводила весьма энергичную внешнюю политику, в итоге

оказавшуюся успешной для Российской империи. Её правительство решало

несколько главных внешнеполитических задач.

Первая сводилась к тому, чтобы выйти к берегам Чёрного моря и закрепиться

там, обезопасить южные границы государства от Турции и Крыма. Рост товарности

производства сельского хозяйства страны диктовал необходимость обладания

устьем Днепра, через которое можно было экспортировать аграрную продукцию.

Вторая задача требовала продолжать воссоединение украинских и белорусских

земель.

В 60-х годах XVIII века в Европе происходила сложная дипломатическая игра.

Степень сближения тех или иных стран зависела от силы противоречий между

ними.

Нигде интересы России не сталкивались так остро с позицией Англии и Франции,

как в турецком вопросе. В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и

Австрией, Турция объявила войну России. Попытки турецкой армии прорваться

вглубь России были парализованы войсками под командованием П.А.Румянцева.

Кампания 1768-1769 года закончилась для турок неудачей, но не принесла

особого успеха и русской армии. Перелом наступил лишь в 1770 году, когда

военные действия развернулись на нижнем Дунае. П.А.Румянцев с разницей в

несколько дней одержал две блестящие победы над численно превосходящими

силами противника при Ларге и Кагуле (летом 1770 года). На Кавказе был также

достигнут успех: турки оказались отброшены к Черноморскому побережью.

Летом 1770 года русский флот под командованием Алексея Орлова нанёс

сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В 1771 году русские

войска заняли Крым.

Попытка Екатерины II заключить в 1772 году мир не увенчалась успехом (не

устраивали условия Турции).

В 1773 году русская армия возобновила военные действия. А.В.Суворов взял

крепость Туртукай на южном берегу Дуная и в 1774 году одержал победу при

Козлудже. Румянцев переправился через Дунай и двинулся на Балканы. Турция

капитулировала. В 1774 году в Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по

которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая морское

побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено независимым. На

Чёрном море устанавливалась свобода мореплавания для русских торговых судов с

правом выхода в Средиземное море. Кабарда была присоединена к России.

Освободившаяся армия была переброшена на подавление восстания Пугачёва.

То, что мирный договор являлся лишь передышкой, понимали и в России, и в

Турции. Спорным по-прежнему оставался вопрос Крыма. Дипломатическая борьба

вокруг него не прекращалась. В ответ на происки турецкого правительства

русские войска в 1783 заняли полуостров. Турция в ультимативной форме

потребовала вернуть ей Крым, признать Грузию вассальным владением и

предоставить право осмотра русских торговых судов.

Русско-турецкая война 1787-1791 годов началась с попытки Турции высадить

десант на Кинбурнскую косу, но атака была отбита войсками под командованием

А.В.Суворова. Затем, в 1788 году он берёт мощную крепость Очаков, после чего

русская армия развернула наступление на дунайском направлении, результатом

которого были две победы, при Рымнике и Фокшанах. Взятие Суворовым в 1790

году неприступной крепости Измаил существенно приблизило заключение мира.

Одновременно русский флот под командованием одного из наиболее выдающихся

русских флотоводцев контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова нанёс несколько поражений

туркам в Керченском проливе и у островов Тендра и Калиакрия. Турецкий флот

был вынужден капитулировать.

В декабре 1791 года в Яссах был подписан мирный договор, установивший границу

между Россией и Турцией по Днестру. Россия получала Очаков и Крым, но

выводила свои войска из Грузии.

Вторая внешнеполитическая задача ­- присоединение к России украинских и

белорусских земель - решалась правительством Екатерины II путём так

называемых разделов Польши, которые совершались совместно с Пруссией и

Австрией.

В октябре 1763 года умер польский король Август III. Россия приняла активное

участие в избрании нового короля, чтобы не допустить вступления Польши в

коалицию вместе с Францией, Турцией и Швецией. Положение складывалось в

пользу России, так как Англия ожидала заключения выгодного для себя русско-

английского торгового договора, Пруссия не склонна была ссориться с Россией

после завершения Семилетней войны, Франция находилась в тяжёлом экономическом

положении. В самой Польше развернулась борьба разных группировок за престол.

После долгой борьбы, 26 августа 1764 года, на коронационном сейме польским

королём, при поддержке России, был избран С.Понятовский. Активность России

вызвала неудовольствие Пруссии и Австрии, стремившихся увеличить свои

территории за счёт Польши. Это привело к разделу Польши, начало которому

было положено оккупацией австрийцами части польской территории.

Прусский король Фридрих II, мечтавший об увеличении своих земель за счёт

соседей, обратился к Екатерине II с предложением о совместном разделе Польши

между Пруссией, Австрией и Россией. Поскольку силы России были заняты на юге

в войне против Турции, то отказаться от предложения Фридриха II значило

передать инициативу в руки Пруссии. Поэтому, в августе 1772 года в Петербурге

был подписан первый договор о разделе Польши между тремя государствами. К

России отошла часть белорусских и украинских земель, к Австрии - Галиция с

крупным торговым городом Львовом, к Пруссии - Поморье и часть Великой Польши.

Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во

Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791

году там была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была

прогрессивной, укрепила польскую государственность, что противоречило

интересам России, Пруссии и Австрии. В 1793 году Россия и Пруссия совершили

второй раздел: Россия получила центральную часть Белоруссии и Правобережную

Украину; Пруссия - коренные польские земли Гданьск, Торунь, Познань. Австрия

не получила своей доли по второму разделу. Конституция 1791 года была

отменена. Второй раздел практически поставил страну в полную зависимость от

Пруссии и России. Патриотические силы общества в марте 1794 года подняли

восстание.

Движение возглавил один из героев войны за независимость Северной Америки

Т.Костюшко. После нескольких побед, одержанных повстанцами, значительная

часть русских войск покинула пределы Польши. Т.Костюшко обещал уничтожить

крепостную зависимость, уменьшить повинности. Это привлекло в его армию

значительную часть крестьянства. Однако, чёткой программы действий не было,

энтузиазма восставших на долго не хватило.

Осенью 1794 года русские войска, предводимые А.В.Суворовым, взяли штурмом

Прагу (предместье Варшавы). В ноябре 1794 года восстание было подавлено.

Следствием этих событий стал третий раздел Польши в октябре 1795 года. К

России отошли Западная Белоруссия, Литва, Волынь и Курляндия. К Пруссии -

центральная часть с Варшавой, Австрия захватила южную часть Польши. Речь

Посполитая перестала существовать как самостоятельное государство.

Культура России в XVIII веке.

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали

реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им

европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской

культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I,

отличал и его политику в области просвещения и науки.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции

начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных,

готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких

чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в

Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа -

"гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным

языкам.

Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское

и Медицинское училища.

Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее

распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В

создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли

Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века

бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо

церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной,

научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы

новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за

годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том

числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной

книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная

библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года

стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости".

Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими

успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков,

Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных

коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для

всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое

послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского,

Военно-Морского и других.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало

создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук,

открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не

только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки

научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в

петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в

Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны со Швецией,

представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о

внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была

представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде

всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог

церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный регламент" и

важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным

деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными

религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры",

направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и

Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии.

В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное

развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися

портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров

гравюры - И.Адольский.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных

композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых

ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца

(архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной

застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном

гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого

является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры

стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец

Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и

другие.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко

выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными

методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства,

которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты

петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и

нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были

подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской

империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями

Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое

значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков

(1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его

сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали

пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль

"крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII века.

В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение

сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ"

привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518

до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования

(рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов

увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный

пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник

воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния).

Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты