Билеты: Экзаменационные билеты

постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов

власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением,

управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой

политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней

политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира,

руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплялись

политическая многопартийность, право свободы труда и право частной

собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе

политической устойчивости.

Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г.)

Глава государства

Президент Российской Федерации

Исполнительная

Судебная власть

власть

Правительство Конституционный Верховный

Высший

Российской суд

суд Арбитражный

Федерации

суд

Законодательная власть

Федеральное Собрание -

парламент Российской Федерации

Совет Государственная

Федерации Дума

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и

национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В

течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть

которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и

конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и

фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических

зонах.

Вскоре после выборов лидер «Выбора России» Е.Т.Гайдар и либеральные министры

подали в отставку с правительственных постов. В окружении президента

Б.Н.Ельцина и в правительстве РФ усилилось влияние консервативных деятелей,

представляющих силовые структуры и военно-промышленный комплекс.

Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г. администрацией

президента был подготовлен Договор об общественном согласии – подписанный

рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального

воздействия на улучшение обстановки в стране.

17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и

правительства, роста влияния консервативной оппозиции состоялись очередные

парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные

объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и

политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ

(председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в

России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления

средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических

договоров, которые “ущемляли” интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое

движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур

власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую

задачу движения видели в формировании смешанной экономической системы на

принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была

заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего

предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть

составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие

из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа

мест в Думе получила КПРФ, 12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок

Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные

объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем

рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между

сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и

оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А.

Явлинского.

В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы

был избран коммунист Г.Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате

парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену

Политбюро Е.Строеву.

Сразу после выборов Б.Н.Ельцин произвел перестановки в правительстве, еще

более укрепившие позиции консервативных сил (отставка «последних либералов» –

главы администрации С.Филатова, первого вице-премьера А. Чубайса, министра

иностранных дел А.Козырева). Эти попытки были расценены как примирительные

жесты в отношении национал-коммунистической оппозиции перед президентскими

выборами.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность

внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в

межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов

находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии осенью 1992

г. удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные

столкновения между ингушами и осетинами.

Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло

разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие

сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и

вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с

Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной

законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо

обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались

затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце

1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о

мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение

в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г.

Однако эти меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе.

В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории

Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были

задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После

разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены

численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как

отметил в ежегодном послании (апрель 2001 г.) Федеральному Собранию Президент

РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время

на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и

ликвидации террористов и бандитов.

Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента

РФ В.В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных

представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам. В течение

2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального

законодательства в соответствие с федеральным. Из более чем трех тысяч

нормативных актов субъектов федераций, не соответствовавших Конституции РФ,

4/5 из них приведены в соответствие.

Экономика России на современном этапе

На рубеже 80-90-х гг. в России со всей остротой проявился экономический и

политический кризис. Длительное господство командно-административной системы,

затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной,

перегруженность России производством средств производства привели к резкому

падению национального дохода, инфляции, товарному и бюджетному дефициту,

росту внутреннего и внешнего долга, стремительному рост денежных доходов

населения, не обеспеченных товарами.

Руководству России предстояло определить курс на демократические

преобразования общества и создание правового государства. В числе

первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и

политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным

хозяйством.

Законодательная база: В России была создана и продолжала совершенствоваться

юридическая база экономического реформирования. «Закон о собственности» в РФ

устанавливал равенство всех форм собственности. Были приняты Законы

Российской Федерации «О конкуренции», «О предприятиях и предпринимательской

деятельности» и др.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой

конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре

1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия

для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского

парламента поддерживали курс социально-экономических реформ. В конце 1991

года Россия объявила себя правопреемником СССР и осуществила "приватизацию"

союзной собственности, расположенной на ее территории.

К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т.

Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного

хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на

рыночные методы хозяйствования (меры “шоковой терапии”).

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации

(разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать

превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и

усиление социальной помощи малоимущей части населения.

Проведенная в соответствии с программой либерализации цен (со 2 января 1992

г.) вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране

выросли в 50-100 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он

составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их

денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

14 августа 1992 г. - Указ Президента РФ о введении в действие системы

приватизационных чеков (ваучеров). Цель: компенсировать ущерб от

либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации

(сделать всех собственниками средств производства). Процесс приватизации был

во многом связан с именем А.Чубайса, ставшего 1 июня 1992 г. заместителем

председателя правительства. 31 июля 1994 г. закончился первый этап

приватизации - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап

денежной приватизации, введенной Указом Президента РФ.

Приватизация госсобственности охватила в первую очередь предприятия розничной

торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики

приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных

предприятий. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности

производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%.

К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически

разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей.

Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической

инфраструктуры.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства.

Недостаток сельхозтехники, перестройка форм хозяйствования повлекли за собой

падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в

середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов

уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

В 1993 г. продолжилось проведение широкомасштабных рыночных преобразований:

акционированием предприятий, приватизацией государственной собственности,

борьбой с инфляцией, стабилизировавшейся к декабрю на уровне 15-17% в месяц,

активным регулированием курса рубля по отношению к мировым валютам,

целенаправленным неоднократным увеличением размеров заработной платы в

бюджетной сфере, ликвидацией дефицита госбюджета.

Большое значение для укрепления российской валюты имело решение Центрального

банка России (ЦБР) об изъятии с 26 июля 1993 г. из обращения государственных

казначейских билетов банка СССР и банкнот образца 1961-1992 гг. Это решение

оказало большое влияние на финансовые отношения России с бывшими республиками

СССР, ускорив введение ими в обращение национальных валют.

11 октября 1994 г. финансовую систему страны всколыхнул «черный вторник»,

когда доллар США за один день подорожал примерно на 100%. Среди причин

резкого скачка доллара и падения рубля следует выделить: 1) искусственное

удержание курса рубля Центробанком РФ на протяжении нескольких месяцев; 2)

неустойчивость политической ситуации в стране. Политическими последствиями

«черного вторника» стали изменения в правительстве В.Черномырдина – был

смещен министр финансов С.Дубинин, усилилось влияние первого вице-премьера

А.Чубайса. Ушел в отставку и председатель ЦБР В.Геращенко. С конца 1994 г.

тяжелым грузом на госбюджет легли расходы на войну в Чечне.

Хотя в 1995 г. наметилась экономическая стабилизация, об экономическом росте

говорить, безусловно, было рано (по оценке ряда авторитетных экономистов,

спад производства, по сравнению с 1991 г. составлял 50%). Установление

таможенных барьеров между государствами СНГ разорвало отлаженные

хозяйственные связи – этот фактор стал мощным тормозом развития производства.

Одновременно ряд российских предприятий стали активно взаимодействовать с

зарубежными партнерами, работая по их заказам на импортном оборудовании.

Этому способствовала политика российского правительства, направленная на

либерализацию внешнеэкономической деятельности. Был сокращен список товаров,

подлежащих обязательному лицензированию, отменен институт спецэкспортеров

(привилегированных фирм, обладающих монопольным правом вывоза стратегического

сырья – нефти, леса, ценных металлов). Способствовать росту внешнеторгового

оборота был призван и Закон РФ «О внешнеэкономической деятельности».

Летом 1995 г. правительство России впервые за годы реформ установило

«валютный коридор», ограничив стоимость доллара США 4900 руб. (впоследствии

этот потолок постепенно поднимался). За 1995 г. снизился уровень инфляции – с

18% в январе до 4,5% в ноябре. Индекс потребительских цен на

продовольственные товары составил 103,9%, на непродовольственные товары –

104,6%, на платные услуги – 106,6%. Наибольшее подорожание потребительских

товаров и услуг было отмечено в Центральном регионе (5,5%), наименьшее в

Восточно-Сибирском (3,7%).

Падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50

процентов (причем, в машиностроении - 70%, в ВПК - 90%). По данным

Госкомстата РФ экономическое отставание России от США выросло за четыре года

реформ на 64%. Физический объем валового национального продукта (ВНП) России

по итогам 1993 г. составлял 13,6 % от ВНП США (1990 г. - 23%) . В

соответствии с программой международных сопоставлений РФ относилась к станам

среднего уровня развития и находилась, примерно, на 55 месте в мире.

Тенденции разрыва уровня развития экономики России и передовых стран

продолжали сохраняться. Увеличивался внешний долг. В начале 1992 г. он

составлял 64,3 млрд. $, а к 1996 г. увеличился до 120 млрд. $. Продолжался

процесс «бегства» капитала из России - по одним источникам было вывезено

около 100 млрд. $, по другим - 140 млрд.

Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили

производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупотреблений

и спекуляций. Поступления в госбюджет от приватизации были чрезвычайно

незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВНП. Зарубежные фирмы стремились взять под

контроль жизненно важные отрасли экономики страны. Национальный доход (НД) за

1991-1995 гг. уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 гг. НД

сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов

экономического реформирования. Не случайно Президентом России был поставил

вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ.

Социальная структура российского общества обрела признаки деградации.

Уменьшился удельный вес экономически активного населения. Увеличилась

численность безработных, бездомных, нищих. Слой богатых в стране насчитывал 3

- 5 % населения. Средне обеспеченные составляли лишь 12 -15 %. Таким образом,

в России произошла поляризация населения и обнищание его значительной части.

Социальная структура общества приобрела черты буржуазного общества раннего

капитализма. Его характерными чертами являлись аморфность классовой

структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация

общественных отношений. Численность населения в стране сократилась. К 1995

году продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет ( мужчины - до 58 лет,

женщины - до 72 лет). Общая численность безработных достигла 5,7 млн.

человек. Количество населения с доходами ниже прожиточного минимума составило

36,6 млн. чел. По уровню питания россияне перешли с 7-го места (1990 г.) на

40-е (1995 г.).

Исходя из проведенного анализа, следует говорить не об успехе реформ, а лишь

о некоторых, относительно обнадеживающих, предварительных результатах:

укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость

экономики и рост хозяйственной активности в некоторых отраслях экономики

России.

В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере экономики явилось

соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов.

Была развернута компания по проведению залоговых аукционов: продажа

государственного пакета акций крупных предприятий страны (Норильский никель,

Связьинвест и др.) во временное управление частными компаниями. В настоящее

время доля частного сектора в производстве ВВП оставляет около 80 %. Из

этого следует, что капитал в экономике современной России занимает лидирующие

позиции.

Финансовая стабилизация страны во многом достигалась жестким регулированием

конвертируемости российской национальной волюты. Однако структурный

экономический кризис 17 августа 1998 г. в одночасье разрушил все

оптимистические ожидания ведущих зарубежных и отечественных политиков и

экономистов. Реальные доходы российских граждан сократились в среднем на 25

%. Правительство С.В.Кириенко было отправлено в отставку. Немаловажную роль

в стабилизации валютно-финансовой системы страны сыграл кабинет министров во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты