Билеты: Экзаменационные билеты

Петербурге и памятник И.А.Крылову.

Александр II и отмена крепостного права в России

Инициатива преобразований после поражения России в Крымской войне исходила

от правительства. Проигранная кампания обнажила негибкость экономической и

социальной системы страны. Она выявила слабую мобильность России по

сравнению с быстро развивающимися западными демократиями. России, чтобы

сохранить себя великой державой, предстояло избрать иную историческую

дорогу. Курс государственного корабля изменил император Александр II

(1856-1881 гг.).

На рубеже 50-60 гг. в России создалась революционная ситуация. Отмена

крепостного права становится условием сохранения общественной стабильности.

Кризис, вызванный Крымской войной, усилением крепостнической эксплуатации,

крестьянским движением, общей отсталостью страны, делал крестьянскую реформу

не только необходимой, но и неизбежной. В отношении к ней общество

раскололось на несколько лагерей.

Курс Александра II и его единомышленников на либеральные реформы постоянно

наталкивался на противодействие консервативных сил высшей бюрократии,

сохранившей значительное политическое влияние при дворе. Разногласия

существовали и среди либерально настроенных дворян, понимавших неизбежность

крупных уступок. Сильнее всего они были между помещиками черноземных

губерний, которые вели барщинное хозяйство на плодородной земле и дорожили

ею, и помещиками нечерноземья, для которых важнейший источник доходов

составляли оброчные платежи. Вторые были склонны отдать крестьянам больше

земли, чтобы получить крупные выкупы.

Последовательных реформаторских взглядов придерживались Н.Милютин, сыгравший

видную роль в разработке проекта крестьянской реформы, генерал Ростовцев

(председатель Редакционных комиссий, в которых шла выработка закона о

реформе), министр внутренних дел Ланской. А убежденные консерваторы

Долгоруков и Муравьев стремились повлиять на Александра II так, чтобы

сделать реформу как можно менее либеральной. Эта борьба в правительстве

велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы.

В конце 1857 г. по указанию царя по губерниям были учреждены дворянские

комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа

определилась к концу 1858 г., но продолжала обсуждаться в

правительственных кругах еще свыше двух лет. Окончательный вид проект принял

к началу 1861 г.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Положения" и "Манифест" об отмене

крепостного права. Обнародовали их 5 марта. Главным итогом реформы стало

личное освобождение крестьянина, помещики лишились права распоряжаться им.

Согласно Манифесту юридическим документом, формулировавшим условия выхода

крестьян из крепостной зависимости становилась уставная грамота. Она

подписывалась помещиком и крестьянскими поверенными ( от имени общины).

Крестьяне обрели права юридического лица и статус свободных сельских

обывателей, наделенных землей. Они получили возможность владеть имуществом,

заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия,

вести судебные дела.

Размер крестьянского надела должен был производиться по соглашению помещика с

крестьянами. Там, где соглашения не достигалось, устанавливались

государственные нормы. Помещики имели право сохранить не менее 1/3 земли в

нечерноземных губерниях, в черноземных - не меньше 1/2. Поэтому в

черноземье крестьянские наделы были значительно меньше. Если до реформы у

крестьян оказывалось больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля,

то излишек - "отрезки" - отдавали помещикам. В черноземных губерниях у

крестьян отрезали до 30-40% земли. Более того, их наделяли землей худшего

качества, неудобно расположенной. Чтобы стать ее собственниками, крестьяне

должны были заплатить выкуп, значительно превышающий рыночную стоимость

земли. Поскольку крестьяне не располагали средствами, в роли посредника

выступило государство. Оно выдавало помещикам до 80% выкупной суммы, и этот

долг с процентами крестьяне обязывались выплачивать в течение 49 лет.

"Выкупные платежи" отменили лишь после революции 1905-1907 гг. За это время

крестьяне заплатили казне и помещикам около 2 млрд. руб., в то время как

рыночная цена земли, оставшейся за крестьянами, накануне 1861 г. составляла

около полумиллиарда руб. Однако и 20% выкупной суммы оказались многим

крестьянам не по силам. Такие считались временнообязанными и за

пользование наделами должны были отбывать прежние повинности - барщину или

оброк. Правда, размеры повинностей были теперь строго определены, и помещик

не мог требовать дополнительных услуг со стороны крестьянина.

Временнообязанное состояние было ликвидировано в 1881 г., когда все

временнообязанные крестьяне должны были выкупить свой надел. Вслед за

русскими губерниями крепостное право отменили в Литве, Белоруссии, на

Украине, в Закавказье и на Северном Кавказе.

Историческое значение крестьянской реформы огромно. Она расчистила путь для

утверждения в России капиталистических отношений. Однако реформа

сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное

развитие деревни. Крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян

делали злободневным аграрный вопрос на протяжении всего дальнейшего

существования русской монархии. В то же время снятие с деревни крепостных

оков подразумевало изменение общественных отношений. Освобождение

крестьян сдвинуло лавину преобразований, двигавших Россию к правовому

государству. Неизбежно следовало изменить административное управление

деревней, характер судебных учреждений, комплектование армии, порядок

образования. Государственные институты, основанные на крепостном праве,

уходили в прошлое.

Реформы Александра II в 60 – 70-х гг. XIX века

Земская и городская реформы. Выдающуюся роль в подготовке реформы

местного управления сыграл Н.А.Милютин. Проект возглавляемой им комиссии

предусматривал, чтобы органы местного управления не выходили за рамки

хозяйственных вопросов. Основными принципами земской реформы стали выборность

и бессословность. И хотя Н.А.Милютина и министра внутренных дел С.СЛанского,

как "либералов", уволили в отставку, новый председатель комиссии П.А.Валуев

изменил лишь систему выборов в земские учреждения. Окончательный проект был

утвержден Александром II 1-го января 1864 г.

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их

исполнительные органы - земские управы. Сфера компетенции земств: местное

хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное

образование. Они не имели политического значения и находились под

административным контролем губернаторов.

Земства были выборными всесословными органами. Однако избирательное право на

основе высокого имущественного ценза выборщиков обеспечивало преобладание в

них дворян и буржуазии.

В 1870 г., по образцу земств, учреждается городское самоуправление. Сроком

на 4 года избираются городские думы, которые подчинялись непосредственно

Сенату. Однако губернаторы осуществляли надзор за их деятельностью.

Депутаты думы назывались городскими гласными. Они в свою очередь избирали

городскую управу и городского голову. Думы имели статус общественной, а не

государственной организации. Они занимались водоснабжением, уличным

освещением, транспортом, озеленением, градостроительством, пожарной охраной

и др. Фактическая власть в городах принадлежала не городскому

самоуправлению, а градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа. Дореформенный суд в России был сословным, негласным,

полностью зависимым от администрации. В ходе проведения судебной реформы 1864

г. принимаются новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и

судоустройства. Судья назначался правительством, но мог быть отстранен только

по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не

подчиненные полиции. Появился новый бессословный, гласный суд, независимый от

администрации, введены адвокатура, состязательный процесс.

Структура суда приняла следующий вид. Мировые судьи рассматривали уголовные

дела, за совершение которых предусматривалось наказание: выговор,

замечание, штраф до 300 руб., арест до 3-х месяцев, тюремное заключение до

1 года. По гражданским делам они могли принимать к рассмотрению лишь те, по

каким иски не превышали 500 руб. Окружной суд принимал более существенные

уголовные и гражданские дела. При рассмотрении уголовных дел привлекались

присяжные заседатели, определявшие виновен ли обвиняемый, или нет. В

случае вынесения обвинительного вердикта, меру наказания устанавливали

коронные судьи, исходя из уголовных законов.

Перемены мало коснулись судопроизводства по политическим делам, где большие

права оставались у жандармерии и специальных судебных комиссий. В целом

судебная реформа стала наиболее последовательной из буржуазных реформ того

времени. Ведущую роль в ее осуществлении сыграл известный юрист Зарудный.

Реформы в области просвещения и печати. Демократические преобразования

коснулись и народного образования. Огромная заслуга в этой реформе

принадлежала министру народного просвещения Головину. "Положение о начальных

народных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и

церковно-приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также

земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Новый

устав гимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., вводил равенство в среднем

образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на

классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В 1862 г. стали

учреждаться женские гимназии. Плата в гимназиях была довольно высокой. В 1865

г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600.

В 1863 г. был принят исключительно либеральный университетский устав. Он

давал университетам широкую автономию, предусматривал выборность ректора,

проректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их министром

просвещения. К концу XIX в. число университетов в России достигло 10. В

70-х годов положено начало женскому высшему образованию: во многих городах

открылись высшие женские курсы. Особую известность получили Бестужевские

курсы в Петербурге.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе

грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. К концу XIX в. в России

действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.

Изменилась политика правительства и в области печати. Старый цензурный устав

отменен, а новый принят не был. В 1865 г. введены "Временные правила" о

цензуре, действовавшие с некоторыми изменениями 40 лет. Они существенно

смягчали "цензурный гнет", особенно предварительную цензуру.

Правительственные и научные издания от цензуры освобождались.

Военная реформа. Поражение России в Крымской войне обусловило

необходимость скорейшего проведения военной реформы.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних

чинов сократился с 25 до 10 лет. Серию военных реформ в 60-70 гг. провел

военный министр Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления.

Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное

министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г. - численность

армии снизилась с 1132 тыс.человек до 742 тыс., при сохранении военного

потенциала. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на

началах судебной реформы.

В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги

к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожный

войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции

старых и создания новых предприятий. В России впервые начали производить

орудийные стволы из литой стали. Оружие покупали и за рубежом. В течение

70-х гг. перевооружение в основном завершилось.

Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А.Милютин, Г.А.Леер внесли качественные

изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие

главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы

военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища. В них

принимались лица всех сословий.

После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской

повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность

мужского населения по достижении 21 года.

Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе,

матросы соответственно 7 лет и 3 года. Лица с высшим образованием могли

поступать на службу вольноопределяющимися на срок в 6 месяцев.

В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со

значительным обученным резервом на случай войны.

Социально-экономическое развитие пореформенной

России

Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях пореформенной России

являлось развитие капитализма. Капиталистические отношения складывались уже

в эпоху дореформенной, крепостной России. Однако интенсивное развитие

капитализма и утверждение его, как господствующей экономической и социальной

системы, происходит в пореформенное время. Буржуазные реформы 1860 - 1870

гг., и в первую очередь крестьянская 1861 г., служили важнейшим политическим

фактором в данном процессе. Здесь проявилась огромная роль политического

фактора, его влияние на социально-экономические, базисные процессы.

Однако, в разных областях экономики развитие шло неравномерно.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве происходило очень медленно, в

борьбе с крепостническими пережитками. Наблюдался постепенный переход

помещичьего хозяйства от барщинной системы к капиталистической.

Отмена крепостного права, создание сети железных дорог, система учреждений

капиталистического кредита увеличили возможности сбыта хлеба и других

продуктов сельского хозяйства, повысили товарность земледелия и

животноводства. Во всех районах страны стала возрастать продажа хлеба

крестьянами. Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба, ее

сельское хозяйство все теснее связывалось с мировым рынком.

Сельскохозяйственное производство росло вследствие его специализации (по

районам) за счет распашки новых земель на южных и восточных окраинах. В

помещичьих и крупных кулацких хозяйствам стали применяться улучшенные

сельскохозяйственные орудия и машины на конной тяге. После реформы помещики

больше продавали земли, чем покупали, и больше земли сдавали в аренду, чем

использовали в своем хозяйстве. За аренду помещичьей земли крестьяне

платили деньгами или отработкой. Отработочная система хозяйства стала

переходной от барщинной к капиталистической. Другой разновидностью

отработочной системы являлась издольщина - крестьяне за аренду земли

отдавали помещику часть урожая. К 1870 г. капиталистическая система хозяйства

начала вытеснять все другие.

Важнейшим показателем капиталистического развития русской деревни стали

изменения в социальном укладе. Развитие денежных отношений, необходимость

внесения в срок выкупных платежей и податей создавали базу для

ростовщичества, а это способствовало еще большему обезземеливанию большинства

крестьянства, расслоению на сельский пролетариат и деревенских богатеев -

"кулаков". Лишившиеся земли крестьяне работали по найму в деревне или уходили

в город, пополняя рынок наемной рабочей силы. "Кулаки" расширяли

хозяйства не только за счет крестьянских земель, но и приобретая земли тех

помещиков, которые не сумели перестроиться на капиталистический лад и

постепенно разорялись.

Мировой аграрный кризис 1880-1890 гг. приведший к снижению цен на хлеб,

болезненно сказался на сельском хозяйстве России. Правительство вновь

попыталось законсервировать крепостнические пережитки в деревне. Однако

количество посевных площадей продолжало увеличиваться. Увеличивалась и

продукция сельского хозяйства. Главный центр производства зерна в Черноземье

передвинулся из Среднего Поволжья на южные и восточные окраины европейской

России, сделавшиеся основным поставщиком хлеба для внешнего и внутреннего

рынка.

Развитие капитализма в промышленности шло гораздо быстрее. Ее росту

способствовало втягивание деревни в рыночные отношения и создание рынка

рабочей силы. Если в начале 60-х гг. в промышленности наблюдался некоторый

спад, то в 70-90 гг. последовал бурный рост. Начавшийся еще в 30-40 гг.

промышленный переворот завершился в основном в 80-х гг., когда в решающих

отраслях фабрика восторжествовала над мелким производством и мануфактурой.

Ведущей оставалась легкая промышленность, прежде всего текстильная и

пищевая. Стремительное развитие получили каменноугольная и металлургическая

промышленность - главным образом на Украине и Донбассе, где началось активное

освоение залежей.

Началось широкое железнодорожное строительство. До крестьянской реформы в

России было 1,5 тыс.км. железных дорог, а за первое пореформенное

двадцатилетие железнодорожная сеть выросла в 15 раз. Давшие толчок развитию

промышленности железные дороги еще и втягивали новые районы в единый

всероссийский рынок.

Одновременно возникли новые отрасли, связанные с пароходостроением,

сельхозмашиностроением, производством оборудования для угольной и нефтяной

промышленности , бурно развивающейся в Баку.

Резко увеличивается приток иностранных капиталов и концентрация

производства. В 1880-е гг. появляются первые монополистические организации

в промышленности. Политика правительства характеризуется непосредственным

государственным вмешательством в экономику страны, протекционистским курсом

(комплексом мер по стимулированию национальной промышленности).

Несмотря на быстрый рост крупной промышленности оставалась значительной

роль мелкой, полукрестьянской. В целом Россия по масштабам промышленного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты