Клиническая психология как специальность – предмет, задачи, сферы приложения

Диагностика - первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач.

Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики.

Топическая психологическая диагностика - нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.

Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).

1. Диагностика.(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность -  выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.)

1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больными, но этих больных сначала было трудно расклассифицировать, систематизировать. Потом стали выделять симптомы - общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но симптом - единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов - закономерных сочетаний симптомов. Сейчас описаны даже стереотипы развития и движения синдромов, динамика.

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского (рядоположного набора), это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях - латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

2) топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

3) индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

4) функциональная -  в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи - ВТЭК, судебная и т.п.

5) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

6) диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).


3. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами.

Роль психологического исследования при врачебно-трудовой экспертизе. Учёт нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности, соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психологическими требованиями той или иной профессии.

Задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы.

Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической, психолого-психиатрической и психологической экспертизы.

Психолого-педагогическая экспертиза с целью прогноза развития ребёнка и рекомендации форм обучения и коррекции психики.

Общие принципы и специфика участия клинических психологов в решении разных экспертных задач.

Экспертиза.

Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;

- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.

Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.

2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.

Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.

3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:

основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).

Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:

- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат)

- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)

- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания)

- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)

4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.


17. Масштабность прикладного значения клинической психологии.

23. Проблема объекта клинической психологии. Определение. Взаимосвязь социальной адаптации человека и его здоровья.

Практическая ориентация клинической психологии.

Клиническая психология является сегодня одной из наиболее внедренных в практику среди других областей психологии, внедренной методологически, методически, организационно и кадрово. Изначально деятельность клинических психологов была необходимо связана с ока­занием практической помощи конкретным больным людям.

Объект клинической психологии. В центре внимания клинической психологии находится человек с душевными “болями” и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Связи эти носят двусторонний характер: особенности психики обуславливают трудности адаптации человека, приводящие к повышению риска возникновения болезненных состояний (психосоматическая патология, неврозы и др.); болезни и их последствия могут влиять на изменения психологического склада человека, что приводит к дезадаптации, требуя психологической помощи в преодолении болезней и восстановления адаптационных способностей.


Предупреждение возможностей возникновения заболеваний, рациональные пути научного распознания заболеваний и различения их форм, научно обоснованные пути их лечения и восстановления нарушенных функций, возвращающих  заболевшего человека к жизни и труду, — во всех этих задачах участвует клиническая психология. Именно эта область знаний должна обеспечить научное решение поставленных вопросов. Клинические психологи направляют свои научные исследования для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.

Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов.

Прикладная, практическая ориентация — исходная внутренняя сущность клинической психологии. Развитие теории клинической психоло­гии в нашей стране осуществлялось на основе включенности клинических психологов в решение прикладных задач здравоохранения.

Такая "заземленность", активное прикладное развитие обусловлены:

-                   личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков,

-                   тем, что "Клиническая психология" (в отличие от ряда других об­ластей психологии) не может носить только популяционный характер, она требует индивидуализации, ориентации и психоло­гов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельно­го человека. Это гарантирует ей постоянную связь с практикой, с реальными больными людьми.

Клиническая практика — критерий оценки психологических теорий. "Не навреди!" — заповедь медицины и клинической психологии. Необходимы научно-обоснованные принципы и методы практической работы клинических психологов.

В США первые программы подготовки "клинических психологов" были созданы в 1945 г. За рубежом это дисциплина, направленная на решение большого круга практических задач, не имеющая общей теоретической концепции и разделения на направления.

В нашей стране до 44-45 гг психологов не готовили. До революции психологические знания распространялись в медицинских учебных заведениях, а также на философских факультетах университетов. Курсы психологии читали медики, преподаватели философии, а в гимназиях - преподаватели логики, русского языка.

В 1944-1945 гг на философских факультетах МГУ и ЛГУ были открыты отделения психологии.

Что касается клинической психологии, то в 1984 году в системе практического здравоохранения страны работало около 1000 психологов. Эта цифра для нашей страны невелика, но мы можем констатировать существование формирующейся медико-психологической службы в стране.

Кафедры клинической психологии в ВУЗах, ведущие научную работу и осуществляющие подготовку кадров для практической деятель­ности,

-                   существование оригинальных экспериментально-психологических методик для нейро- и патопсихологической работы,

-                   многочисленные публикации,

-                   лаборатории

-                   ряд законода­тельных актов, документов, вводящих в штатное расписание лечебных учреждений страны разного про­филя должности психологов,

обеспечивают на сегодня признанное существование в системе научной психологии и в системе нашего здравоохранения клинического психолога.

Объем госу­дарственно сформулированной потенциальной потребности в медицин­ских психологах на сегодняшний день весьма велик и составляет не­сколько тысяч человек.



18. Сферы приложения клинической психологии (в рамках медицины и вне медицинских учреждений).

Сфера здравоохранения; Участие в работе лечебных и профилактических учреждений (от онкологии до стоматологии).       

Система народного образования и задачи клинических психологов. Работа в дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной педагогики и т.п.

Клинические психологи в службах социальной защиты населения: центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и производственных катастроф, службы кризисных состояний и многое другое.

Разнообразие сфер деятельности клинических психологов и их постоянное умножение.

Формы связи психологии и медицины имеют разнообразный характер: они касаются диагностических, коррекционных, экспертных профилактических областей. Психологические знания прочно внедрены в неврологическую и психиатрическую клинику, используются в соматической и клинических пограничных состояниях. Психологи начинают применять свои знания в области профилактики заболеваний, в решении проблем социальной и трудовой реабилитации больных, в области психофармакологии.

Речь идет обо всех психиатрических и нарко­логических стационарах страны, о восстановительных стационарах об­щесоматического профиля, о восстановительных отделениях городских поликлиник общего профиля. Готовятся приказы о должностях психоло­гов в психиатрических диспансерах и в логотерапевтической службе.

Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях.

Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях - диагностический, коррекционный и профилактический. Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.



20. Факторы, способствовавшие возрастанию роли клинических психологов и становлению новой специальности.

Потребности людей в клинических психологах возрастают. Главная задача клинического психолога – повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в современном обществе, в условиях болезни и в кризисных ситуациях.

        Роль клинического психолога возрастает в связи с особенностями развития человечества. В современном мире количество причин (патогенных влияний) увеличивается прогрессивно.  Наиболее яркие из них:

1. Экологическое загрязнение окружающей среды

Токсические факторы оказывают влияние на функционирование I блока мозга; радиация снижает соматическую устойчивость организма.

2. Накопление негативных эффектов технического прогресса.

        Техногенные катастрофы, например, на Чернобыльской АЭС. У людей возникают страхи, тревоги, паника, неудовлетворенность местом бытия в целом.

3. Социально-экономическая нестабильность.

        Терроризм, безработица, локальные войны.

4. Ускорение темпа жизни.

5. Новые потребностные состояния.

        Новые технологии удовлетворения потребностей и появление новых форм зависимостей.

6. Новые информационные технологии.

        Чрезмерное расширение информационного поля может привести к патосу.

7. «Изменение социальной анатомии здоровья»

Многие цивилизационные приобретения приводят к страданиям. За счет достижений медицины в обществе остаются жить люди с ограниченными возможностями (инвалиды в широком смысле слова).

Увеличивается продолжительность жизни.

Отклонения в детском развитии. Вопросы воспитания и обучения детей, родившихся в маленьком весе.

Гипокинезия современного ребенка – чрезмерное увлечение виртуальным пространством – затрудняет изучение математики и чтения.

8. Возникновение социально-психологического стресса, связанного с миграционными процессами.

        Вследствие контактов представителей разных этносов возникают культурные смешения и изменения. Появляются феномены в виде культурного шока, которые приводят к социальной изоляции, тревогам, депрессии.

ВЫВОД: все перечисленное создает дополнительные и очень большие нагрузки на нервно-психическую жизнь (деятельность) человека. Это требует участия специалиста в оказании помощи, направленной на поддержание личностной целостности индивида и его адекватного функционирования.



26. Аномалии психического развития. Их виды и возможности психологической коррекции.

27. Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции.

 Проблема дизонтогенеза и аномалий развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты