и др. руководителей арестовали л отправили в ссылку. Кални- тевский просидел
в кайсянп;^ яме на Соловках 25 лет и умер в 1.80'? году в возрасте 113 лет.
В нпрском манифесте указывалось: «Сечь За порожская вконец уже разрушена с
истреблением на будущее время и самого названия'запорожских казаков...».
Ликвидация Запорожски?! Сечи — одно из звеньев репрессивно!'?' политики,
царизма, "направленной на аннулирование самоуправления в этничных pafioisax
страны и подавления антифеодального движения. •
СУДЬБЫ КАЗАЧЕСТВА
• • .
.
-" • -ч^
Часть из них была отнесена к разряду государственных военных . поселенцев.
Казацкая беднота попала в зависимость от новых землевла дельцев. Но 6o;iee 5
тыс. запорожцев ушли в Турцию и основали та» Задунайскую Сечь (1775—1828
гг.). Из оставшихся казаков в 1788 г. 'царсрое правительство образовало
Черноморское казачье войско, которое- в Ь792^г. было переведено на Кубань, (в
конце XYTO в. около 25 тыс казаков). В ходе русско^урецкой войны
1828—1&29 гг. задунайсккс запорожцы во главе с кошевым 0. Гладким
перешли на сторону Росспи и были присоединены к споим побратимам на Кубань,
В 1860 г. Чер номорское войско было слито с Кавказским линейным и стало
называть ся Кубанским казачьим воцском, которое просуществовало до 1921 г.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ
Возникшая в XVI в. как военно-политическая, организация запорожских
казаков, Сечь сделалась со временем центром антифеодальной и
61
начиинально-освободитсльноГ; борьбы украинского народа, сыграла клю- чьв^ю
роль в борьбе против турецко-татарских захватчиков, защите на- •ш-.итя
Украины от усиливающегося феодального и религиозного гнета. Выработанные в
Сечи основы автономного самоуправления, военного ус тройства и боевого
искусства помогли народу Украины в XVII в. вос- гоздйть свою
государственность. Своей беззаветной борьбой и героизмом запорожские казаки
завоевали любовь и уважение украинского народа, которые он выразил в
бесчисленных песнях, думах., легендах и переска- а&х. «Казацкому роду нет
переводу».
РАЗДАЧА ЦАРИЗМОМ ЗАПОРОЖСКИХ ЗЕМЕЛЬ
После ликвидации Запорожской Сечи наступил раздел ее земельных богатств,
огромные участки были розданы царским фаворитам, вельможам, генералам.
Генерал-прокурор сената князь Вяземский получил 200 тыс десятин, князь
Потемкин — 150 тыс. десятин, гетман Разумовский — И 5 тыс., граф
Каменский — 20 тыс. и т- д. В связи со слабой заселен ностью новых
земель правительство предоставляло каждому дворянину 1,5 тыс. десятин с
условием переселения не менее 1,3—25 крестьянских дворов. За 9 лет до 1784
г. роздано помещикам около 4,5 млн. десятин . земли. Кроме того, к
колонизации были привлечены иностранцы. Сначала появились сербы, потом
болгары, тиолдаване, немцы и др. В 1789 г. поя вилась первая колония
немцев — 330 семей. 'К середине XIX в. их уже было около 100 тыс.
человек.
КОНЕЦ ГЕТМАНЩИНЫ, ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА
Последним украинским гетманом был Кирилл Разумовский (1750— 1764 гг.).
Несмотря на его попытки укрепить автономию Гетманщины', » 1754 г.
правительство, поставило под свой контроль бюджет, а затем .ликвидировало
таможенные границы между Россией и Украиной. В 4763 г. Разумовский
собрал старшину на совет в Глухов. В Глу- ховекой петиции старшина просила
.Екатерину .II вернуть утраченные вольности и создать -на Левобережье
шляхетский парламент по типу. польского сейма. Сам Разумовский просил
императрицу сделать додж^ «есть гетмана наследственной в его семье. Но
украинская знать просчи талась. Екатерина Великая, будучи сторонницей
централизации и руси фикации, считала необходимый ликвидировать особый
статус окраинных земель. Разумовский был вызван в столицу и 10 ноября
1764 г. ли шён гетманства. На Левобережье был назначен генерал-
губернатор. Им стал выдающийся полководец и политик граф П. Румянцев. При
нем дей-"--ствовала Малороссийская коллегия (4 русских и 4 украинских
советника). В 1781 г. ликвидировано административное деление на 10
полков, в 1763 г. — ликвидировано казацкое войско. А взамен создано 10
регу-
62
ляриых украинских полков; в тем же году на Левобережье и Слобожан- щине
распространено крепостное право, в 1796 — на юге Украины. Украинская
знать от этих изменений выиграла. Крестьяне теперь целиком попали в
крепостную зависимость от них. В 1785 г. по «Жа лованной грамоте
дворянству» старшина получила все права россий ского дворянства и поэтому
спокойно отнеслась к ликвидации Гетман щины.^" В истерии украинского
народа Гетманщина сыграла большую роль. На протяжении столетия она была
центром политической жизни Украи ны, украинцам принадлежали ключевые
позиции в управлении, суде, финансах, армии. Самоуправление способствовало
становлению украинской шляхетской жизни. Сама Гетманщина была для
политических деятелей Украины в начале XX в. прецедентом украинского
самоуправления. Именно стремление к восстановлению утраченной
государственности привело предводителя дворянства Киевщины, члена
Российской -акаде мии наук В. В. Капниста в приемную канцлера Пруссии Е. Ф.
Герцберга. При встрече с ним в апреле 1791 г. посланец украинской шляхты
заявил ' о " невозможности терпеть далее тиранию вельмож ' Российской
империи и просил протекции Пруссии па случай восстания против ца ризма.
S
18. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ^ XVII—XVIII ВЕКОВ
Это время было^ парадоксальным^ в истории украинской культуры. С <даой
стороны, стремительное развитие украинского искусства и литературы, а с
другой стороны — украинская культура лишилась своих самобытных черт и
вынуждена была адаптироваться к российским им-лерскнм взглядам.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
На левобережной Украине, где еще сбереглись остатки автономии, для
просвещения складывалась наиболее благоприятная ситуация. По данным,
собранным в семи полках из 10, в 1748 г. работало 866. начальных школ,
где на основе 3-годичпогО курса преподавались ос новы чтения и "письма. На
Слобожанщине — в 4-х полках действовало 124 школы. Школы основывались
самим населением на собственные средства: сельская громада сама приглашала
учителя, заключала с ним соглашение и давала деньги на содержание его самого
и школьного здания. Среднее образование" давали коллегии: Черниговская,
Харьковская •я Нереясяавская. В них учились сотни студентов: например, в
Черниговской в-1728 г. — 257; в Переяславской в 1774 г. — 232; в Харьков-
•ской коллегии число студентов достигало 500. Кроме отечественных язы-
63
ков, там изучали французский, немецкий, итальянский, и также исте рию,
географию, HCK)IC(BU н т. д.
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Стала настоящим центром просвещения, науки, культуры, общест венной мысли
тоги времени. Получила статус академии с 1701 г. Срсдв ее преподавателей были
такие светила, как Иосиф Кроковский, Степан Яшфскии, Фр.фаЬ Прикипович,
Гавриил Вуягинский — всё они занима ли епископские кафедры и являлись
учеными-теологами, писателями и ироноведннка/.ж. Во i;;i[";i:;'a Мазепы в
академии училось до 2-х'тыс. студентов. После полтавской катастрофы число
студентов уменьшилось д» 1 СО, но уже в 1715—1717 гг. их стало 1000.
В 1764 г. & ней (i6y"a.'iiiCh 1160 студентов, она была широко открыта
для детей всех сословий: в ней учились рядом с детьми гетманов и старшины дети
про стых казахов, мещан и крестьян. Среди студентов были десятки сербов,-'
черногорцев, греков, молдаван. Среди выпускников Академии в XVIII в.
прославились на ниве просвещения и культуры Григорий Сковорода, Ва- снлгп
Григорович-Барский, Григории Полетика, Николай Гпнтыш-Камсн- г кнн, Александр
Безбородько, Василий Рубан, М. Березовский, Д, Тро- щинскип, А. Всдель, II.
Гулак-Артсмовский и др.
РЕАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА. РУСИФИКАЦИЯ
Во второй половине XVIII в. усиливается реакционная политик» царизма на
Украине. Это проявилось в запрещении издавать украин ским языком кнчг".
вести на нем делопроизводство н особенно препо давать. В 1783 г.. Кисво-
Могилянскую академию перевели на препода вание на русском языке. Она
преобразуется в основную школу для выс шего образования духовенства, а в
1810 г. формально переименовыва ется в «Духовную академию». Вместо
рассадника высшего образования- для всех сословий украинского общества -
Кисво-Могилянская академия преобразовывается в духовную школу, которая
имела специальное за дание быть твердыней обрусения Украины. Не только
профессора, но и значительная часть студентов набирается из «москалей». С
конца XVIII в. устанавливается такая практика, чтобы ни один украинец не
попал на митрополичью кафедру в Киеве, а по возможности на епископ ские
кафедры на Украине.
КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО
Важными Ky.ibTypiii'iMii центрами были типографии. Особенно Киевская,
Черниговская, Львовская. Вокруг них группировались ученые, литераторы,
переводчики, граверы и художники. Только Киевская типография до конца
XVIII в. выпустила в свет около 100 наименований книг, среди них «Синоптис»,
тезисы академических диспутов, вфило^
64
\ • софию», календари. Издания украинских типографии распространялись на
"Украине, в России, Белоруссии, но они не могли удовлетворить по требность
общества. Поэтому появляется много рукописной литературы различных жанров.
Популярными были летописи Самовидца, Грабянки и Величко, сборники стихов
Е. Зиновьева, списки из «Записок» В. Гри- горовича-Барского.
ОТТОК УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЮ
Российские правители охотно вербовали украинских преподавателей и выпускников,
предлагая им высокие церковные и государственные должности в Российской
империи. В частности, Петр I предлагал рабо тать с ним 'Феофану Прокоповичу,
С. Яворскому, Симеону Полоцкому. В период с 1700 по 1762 гг. свыше 70
украинцев и белорусов заняли выс шие церковные должности в империи, тогда как
русские — 47. Огромный вклад в, живопись внесли украинские художники Д.
Ле вицкий и В. Боровиковский, в скульптуру — М. Козловский и И. Мар- тос; в
музыку — М. Березовский, А. Ведель, Д. Бортнянский — они положили начало
украинским и российским традициям хоровой музыки. В 1760—1780 гг.
сформировалась первая школа украинской архи тектуры, основателями которой
являлись А. Квасов, Ф. Савич, М. Мощипа- нов. В 1746 г. в гетманской резиденции
Глухове создана школа для пев цов и музыкантов, готовившая кадры для хоров и
оркестров не только Украины, но и России. Среди профессоров
Славяно-греко-латинской \ академии — первого высшего учебного
заведения России — 1шло 95 профессоров из Киев ской академии, а из 21
ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были могилянцами. Во второй
воловине XVIII в. в состав "демократической российской интеллигенции входили
выпускники Киевской академии Я. Еозельский, Л. Сичкарев, И. Полетика, С.
Гамалия, В. Рубан и др. Среди них были та лантливые пропагандисты идей
равноправия, республиканского государ ственного строя, популяризаторов знаний,
переводчиков трудов. известных гуманистов и пр-осветителей Европы. Общими
усилиями украинских и российских деятелей культуры формировалась идеология
просвещения в России. /
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: 1722 - 1795 гг.
Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпохи был
Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступает в
Киевскую академию. Владел латинским,, греческим, польским, немецким и
церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами
преподает этику в Переяславской и Харьковском коллегиунах. Из-за
враждебности церковной верхушки к его неорто-
65
доксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден ос тавить
преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего
философа. Именно в этот период он написал свои основ ные философские труды —
«Диалог», «Нарцисс. Разговор о том; i;ak уз нать себя». Идеи Сковороды
основаны на критике социального неравенства, Воз величивании трудящегося
человека, отождествления бога с природой; от стаивая вечность материи,
Сковорода создал концепцию трех миров: бег- конечного мира — макрокосмоса,-
микрокосмоса, которым является чело век; «символичного» мира библии. Он
осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко
пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы
Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках «Сад
божественных песен» и «Басни харьковские» он рассматривает важнейшие
проблемы своего вре мени, "утверждает высокие моральные качества человека.
Многие его вы сказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что.
Сковоро да написал такую автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не noibian».
Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в
развитии общественно-политической мысли XVIII в.
КАЗАЦКИЕ ЛЕТОПИСИ
В конце XVII—начале XVIII вв. появились рукописи, написанные выпускниками
Киевской академии С.' Величко и Г; Грабянка. Это был шаг вперед в
историографии — переход от летописания к собственно исторической науке, от
хронологического перечисления сообщений к их. осмыслению и прагматичному
толкованию. Грабянка ставит своей задачей показать, что «украинцы есть
равные с другими», поддерживает претензии старшины на гениально-
экономическое господство на Украине.
ЛИТЕРАТУРА .^".'^Г
В развитии украинской литературы в XVIII в. наблюдаются общий процесс
освобождения от церковногсгвлияния и усиление светского направления.
Широкой известностью пользовались «История руссов гли-Малой России»
неизвестного автора, где главное внимс-ишр, было сосредоточено на освещении
событий освободительной войны 1648 — 1654 гг. Живой образной речью
В. Григорович-Барский описывал в .своем «Путешествии» впечатления от
посещения Венгрии п Австг.нл, Италии и
Греции, Египта и Сирии. В стихотворениях и баснях Г. Сковороды широко
использовались" народные пословицы/и поговорки. В его творчестве часто
встречались народные сказки, песни, притчи. Творчество Сковороды
оказало заметное влияние на Ивана. Котля-ревского (1769 — 1838 гг.) —
родоначальника новой украинской лиге»
66
i»
ратуры. Его знаменитая поэма «Энеида», три части которой были напе чатаны в
1798 г. в Петербурге, отражала реальные картины жизни об щества Joro
времени. Однако современниками это произведение было воспринято исклю
чительно как бурлеск, малороссийское чудачество. Между тем автор в
аллегорической форме высказывал искреннюю боль за трагедию родвой земли,
надолго лишенной государственности и национальной--самобытно сти.
Развитие культуры и ее отход от средневековых канонов, расшире ние идей
гуманизма и просветительства способствовало формированию чувства
национальной гордости п духовности, человеколюбия. Имена дея телей
украинской науки, просвещения, искусства того времени были ши роко известны
всей Европе. Однако с середины XVII ст. на Левобережье, а с конца XVIII
— и на Правобережье, наблюдается деградация такого жанра, как полемическая
литература, исчезает летописание, школьная драматургия, а церковные
проповеди перестают быть литературными произведениями. Из развиваю щихся
литературных жанров остается только поэзия.
19. УПАДОК ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ
• , . -_______XIX ВЕКА
Процесс разложения феодальпо-крепостпической системы в .первой половине XIX
в. принимал более интенсивные формы, чем раньше. Развивающиеся
производительные силы входили в конфликт с отсталыми производственными
отношениями. Основное противоречие — противоборство двух социальных систем
— отживающей крепостнической, которая базировалась на натуральном ведении
хозяйства, прикреплении крестьянина к земле и его личной зависимости от
помещика и новой — капиталистической, которая вызревала под .спудом
господства феодализма и базировалась на товарном производстве,
использовании вольнонаемного труда п машинной техники, сосредоточении
средств-производства в руках капиталистов.
КРИЗИС КРЕПОСТНИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
На Украине к середине XIX в. проживало около 13,5 млн. че.товек, в том чиглр
л„3 ?[.та. частнособственнических (крепостных) кресчъян и более 5,2 млн.
государственных крестьян.
В этот период в общественно-экономической жизни продолжали господствовать
крепостнические отношения. Помещикам принадлежало около 70% всей земли и 60%
вт общей численности крестьян.
67
Государственные крестьяне составляли на Левобережье — 50% на селения, на
Правобережье — 13%, в Южной Украине -^- 37% сельско го населения этих
районов. Основанное на феодально-крепостнической системе сельское хозяйст
во было малопродуктивным. Господствовала в земледелии отсталая трех польная
система севооборота, часто .с неправильной очередностью ози мых, яровых и
пара. Рутинная техника, нехватка у крестьян тягла, сти хийные бедствия и
другие причины обуславливали низкую урожайность. В результате основными
поставщиками хлеба на рынок оставались по-' мещичьи хозяйства, которые
давали до 60%, а крестьянские хозяйств.1 давали около 40% хлебных
поступлений па рынок. Степень товарнза- ции была наиболее высокой в крупных
помещичьих хозяйствах, а мелки»1'' крестьянские хозяйства
фактически имели натуральный характер.
УСИЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН. МЕСЯЧИНА
Повышение товарности помещичьих имений достигалось путем уси ления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21