Статья: История Украины

и др. руководителей арестовали л отправили в ссылку. Кални- тевский просидел

в кайсянп;^ яме на Соловках 25 лет и умер в 1.80'? году в возрасте 113 лет.

В нпрском манифесте указывалось: «Сечь За­ порожская вконец уже разрушена с

истреблением на будущее время и самого названия'запорожских казаков...».

Ликвидация Запорожски?! Сечи — одно из звеньев репрессивно!'?' политики,

царизма, "направленной на аннулирование самоуправления в этничных pafioisax

страны и подавления антифеодального движения. •

СУДЬБЫ КАЗАЧЕСТВА

• • .

.

-" • -ч^

Часть из них была отнесена к разряду государственных военных . поселенцев.

Казацкая беднота попала в зависимость от новых землевла­ дельцев. Но 6o;iee 5

тыс. запорожцев ушли в Турцию и основали та» Задунайскую Сечь (1775—1828

гг.). Из оставшихся казаков в 1788 г. 'царсрое правительство образовало

Черноморское казачье войско, которое- в Ь792^г. было переведено на Кубань, (в

конце XYTO в. около 25 тыс казаков). В ходе русско^урецкой войны

1828—1&29 гг. задунайсккс запорожцы во главе с кошевым 0. Гладким

перешли на сторону Росспи и были присоединены к споим побратимам на Кубань,

В 1860 г. Чер­ номорское войско было слито с Кавказским линейным и стало

называть­ ся Кубанским казачьим воцском, которое просуществовало до 1921 г.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

Возникшая в XVI в. как военно-политическая, организация запорож­ских

казаков, Сечь сделалась со временем центром антифеодальной и

61

начиинально-освободитсльноГ; борьбы украинского народа, сыграла клю- чьв^ю

роль в борьбе против турецко-татарских захватчиков, защите на- •ш-.итя

Украины от усиливающегося феодального и религиозного гнета. Выработанные в

Сечи основы автономного самоуправления, военного ус­ тройства и боевого

искусства помогли народу Украины в XVII в. вос- гоздйть свою

государственность. Своей беззаветной борьбой и героизмом запорожские казаки

завоевали любовь и уважение украинского народа, которые он выразил в

бесчисленных песнях, думах., легендах и переска- а&х. «Казацкому роду нет

переводу».

РАЗДАЧА ЦАРИЗМОМ ЗАПОРОЖСКИХ ЗЕМЕЛЬ

После ликвидации Запорожской Сечи наступил раздел ее земельных богатств,

огромные участки были розданы царским фаворитам, вельможам, генералам.

Генерал-прокурор сената князь Вяземский получил 200 тыс десятин, князь

Потемкин — 150 тыс. десятин, гетман Разумовский — И 5 тыс., граф

Каменский — 20 тыс. и т- д. В связи со слабой заселен­ ностью новых

земель правительство предоставляло каждому дворянину 1,5 тыс. десятин с

условием переселения не менее 1,3—25 крестьянских дворов. За 9 лет до 1784

г. роздано помещикам около 4,5 млн. десятин . земли. Кроме того, к

колонизации были привлечены иностранцы. Сначала появились сербы, потом

болгары, тиолдаване, немцы и др. В 1789 г. поя­ вилась первая колония

немцев — 330 семей. 'К середине XIX в. их уже было около 100 тыс.

человек.

КОНЕЦ ГЕТМАНЩИНЫ, ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА

Последним украинским гетманом был Кирилл Разумовский (1750— 1764 гг.).

Несмотря на его попытки укрепить автономию Гетманщины', » 1754 г.

правительство, поставило под свой контроль бюджет, а затем .ликвидировало

таможенные границы между Россией и Украиной. В 4763 г. Разумовский

собрал старшину на совет в Глухов. В Глу- ховекой петиции старшина просила

.Екатерину .II вернуть утраченные вольности и создать -на Левобережье

шляхетский парламент по типу. польского сейма. Сам Разумовский просил

императрицу сделать додж^ «есть гетмана наследственной в его семье. Но

украинская знать просчи­ талась. Екатерина Великая, будучи сторонницей

централизации и руси­ фикации, считала необходимый ликвидировать особый

статус окраинных земель. Разумовский был вызван в столицу и 10 ноября

1764 г. ли­ шён гетманства. На Левобережье был назначен генерал-

губернатор. Им стал выдающийся полководец и политик граф П. Румянцев. При

нем дей-"--ствовала Малороссийская коллегия (4 русских и 4 украинских

советника). В 1781 г. ликвидировано административное деление на 10

полков, в 1763 г. — ликвидировано казацкое войско. А взамен создано 10

регу-

62

ляриых украинских полков; в тем же году на Левобережье и Слобожан- щине

распространено крепостное право, в 1796 — на юге Украины. Украинская

знать от этих изменений выиграла. Крестьяне теперь целиком попали в

крепостную зависимость от них. В 1785 г. по «Жа­ лованной грамоте

дворянству» старшина получила все права россий­ ского дворянства и поэтому

спокойно отнеслась к ликвидации Гетман­ щины.^" В истерии украинского

народа Гетманщина сыграла большую роль. На протяжении столетия она была

центром политической жизни Украи­ ны, украинцам принадлежали ключевые

позиции в управлении, суде, фи­нансах, армии. Самоуправление способствовало

становлению украинской шляхетской жизни. Сама Гетманщина была для

политических деятелей Украины в начале XX в. прецедентом украинского

самоуправления. Именно стремление к восстановлению утраченной

государственности привело предводителя дворянства Киевщины, члена

Российской -акаде­ мии наук В. В. Капниста в приемную канцлера Пруссии Е. Ф.

Герцберга. При встрече с ним в апреле 1791 г. посланец украинской шляхты

заявил ' о " невозможности терпеть далее тиранию вельмож ' Российской

империи и просил протекции Пруссии па случай восстания против ца­ ризма.

S

18. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ^ XVII—XVIII ВЕКОВ

Это время было^ парадоксальным^ в истории украинской культуры. С <даой

стороны, стремительное развитие украинского искусства и лите­ратуры, а с

другой стороны — украинская культура лишилась своих самобытных черт и

вынуждена была адаптироваться к российским им-лерскнм взглядам.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

На левобережной Украине, где еще сбереглись остатки автономии, для

просвещения складывалась наиболее благоприятная ситуация. По данным,

собранным в семи полках из 10, в 1748 г. работало 866. на­чальных школ,

где на основе 3-годичпогО курса преподавались ос новы чтения и "письма. На

Слобожанщине — в 4-х полках действовало 124 школы. Школы основывались

самим населением на собственные средства: сельская громада сама приглашала

учителя, заключала с ним соглаше­ние и давала деньги на содержание его самого

и школьного здания. Среднее образование" давали коллегии: Черниговская,

Харьковская •я Нереясяавская. В них учились сотни студентов: например, в

Чернигов­ской в-1728 г. — 257; в Переяславской в 1774 г. — 232; в Харьков-

•ской коллегии число студентов достигало 500. Кроме отечественных язы-

63

ков, там изучали французский, немецкий, итальянский, и также исте­ рию,

географию, HCK)IC(BU н т. д.

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Стала настоящим центром просвещения, науки, культуры, общест­ венной мысли

тоги времени. Получила статус академии с 1701 г. Срсдв ее преподавателей были

такие светила, как Иосиф Кроковский, Степан Яшфскии, Фр.фаЬ Прикипович,

Гавриил Вуягинский — всё они занима­ ли епископские кафедры и являлись

учеными-теологами, писателями и ироноведннка/.ж. Во i;;i[";i:;'a Мазепы в

академии училось до 2-х'тыс. студентов. После полтавской катастрофы число

студентов уменьшилось д» 1 СО, но уже в 1715—1717 гг. их стало 1000.

В 1764 г. & ней (i6y"a.'iiiCh 1160 студентов, она была широко открыта

для детей всех сословий: в ней учились рядом с детьми гетманов и старшины дети

про­ стых казахов, мещан и крестьян. Среди студентов были десятки сербов,-'

черногорцев, греков, молдаван. Среди выпускников Академии в XVIII в.

прославились на ниве просвещения и культуры Григорий Сковорода, Ва- снлгп

Григорович-Барский, Григории Полетика, Николай Гпнтыш-Камсн- г кнн, Александр

Безбородько, Василий Рубан, М. Березовский, Д, Тро- щинскип, А. Всдель, II.

Гулак-Артсмовский и др.

РЕАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА. РУСИФИКАЦИЯ

Во второй половине XVIII в. усиливается реакционная политик» царизма на

Украине. Это проявилось в запрещении издавать украин­ ским языком кнчг".

вести на нем делопроизводство н особенно препо­ давать. В 1783 г.. Кисво-

Могилянскую академию перевели на препода­ вание на русском языке. Она

преобразуется в основную школу для выс­ шего образования духовенства, а в

1810 г. формально переименовыва­ ется в «Духовную академию». Вместо

рассадника высшего образования- для всех сословий украинского общества -

Кисво-Могилянская академия преобразовывается в духовную школу, которая

имела специальное за­ дание быть твердыней обрусения Украины. Не только

профессора, но и значительная часть студентов набирается из «москалей». С

конца XVIII в. устанавливается такая практика, чтобы ни один украинец не

попал на митрополичью кафедру в Киеве, а по возможности на епископ ские

кафедры на Украине.

КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Важными Ky.ibTypiii'iMii центрами были типографии. Особенно Ки­евская,

Черниговская, Львовская. Вокруг них группировались ученые, литераторы,

переводчики, граверы и художники. Только Киевская ти­пография до конца

XVIII в. выпустила в свет около 100 наименований книг, среди них «Синоптис»,

тезисы академических диспутов, вфило^

64

\ • софию», календари. Издания украинских типографии распространялись на

"Украине, в России, Белоруссии, но они не могли удовлетворить по­ требность

общества. Поэтому появляется много рукописной литературы различных жанров.

Популярными были летописи Самовидца, Грабянки и Величко, сборники стихов

Е. Зиновьева, списки из «Записок» В. Гри- горовича-Барского.

ОТТОК УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЮ

Российские правители охотно вербовали украинских преподавателей и выпускников,

предлагая им высокие церковные и государственные должности в Российской

империи. В частности, Петр I предлагал рабо­ тать с ним 'Феофану Прокоповичу,

С. Яворскому, Симеону Полоцкому. В период с 1700 по 1762 гг. свыше 70

украинцев и белорусов заняли выс­ шие церковные должности в империи, тогда как

русские — 47. Огромный вклад в, живопись внесли украинские художники Д.

Ле­ вицкий и В. Боровиковский, в скульптуру — М. Козловский и И. Мар- тос; в

музыку — М. Березовский, А. Ведель, Д. Бортнянский — они положили начало

украинским и российским традициям хоровой музыки. В 1760—1780 гг.

сформировалась первая школа украинской архи­ тектуры, основателями которой

являлись А. Квасов, Ф. Савич, М. Мощипа- нов. В 1746 г. в гетманской резиденции

Глухове создана школа для пев­ цов и музыкантов, готовившая кадры для хоров и

оркестров не только Украины, но и России. Среди профессоров

Славяно-греко-латинской \ академии — первого высшего учебного

заведения России — 1шло 95 профессоров из Киев­ ской академии, а из 21

ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были могилянцами. Во второй

воловине XVIII в. в состав "демократической российской интеллигенции входили

выпускники Киевской академии Я. Еозельский, Л. Сичкарев, И. Полетика, С.

Гамалия, В. Рубан и др. Среди них были та­ лантливые пропагандисты идей

равноправия, республиканского государ­ ственного строя, популяризаторов знаний,

переводчиков трудов. известных гуманистов и пр-осветителей Европы. Общими

усилиями украинских и российских деятелей культуры формировалась идеология

просвещения в России. /

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: 1722 - 1795 гг.

Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпо­хи был

Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступает в

Киевскую академию. Владел латинским,, греческим, поль­ским, немецким и

церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами

преподает этику в Переяславской и Харьков­ском коллегиунах. Из-за

враждебности церковной верхушки к его неорто-

65

доксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден ос­ тавить

преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего

философа. Именно в этот период он написал свои основ­ ные философские труды —

«Диалог», «Нарцисс. Разговор о том; i;ak уз­ нать себя». Идеи Сковороды

основаны на критике социального неравенства, Воз­ величивании трудящегося

человека, отождествления бога с природой; от­ стаивая вечность материи,

Сковорода создал концепцию трех миров: бег- конечного мира — макрокосмоса,-

микрокосмоса, которым является чело­ век; «символичного» мира библии. Он

осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко

пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы

Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках «Сад

божественных песен» и «Басни харьковские» он рассматривает важнейшие

проблемы своего вре­ мени, "утверждает высокие моральные качества человека.

Многие его вы­ сказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что.

Сковоро­ да написал такую автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не noibian».

Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в

развитии общественно-политической мысли XVIII в.

КАЗАЦКИЕ ЛЕТОПИСИ

В конце XVII—начале XVIII вв. появились рукописи, написанные выпускниками

Киевской академии С.' Величко и Г; Грабянка. Это был шаг вперед в

историографии — переход от летописания к собственно истори­ческой науке, от

хронологического перечисления сообщений к их. осмыс­лению и прагматичному

толкованию. Грабянка ставит своей задачей пока­зать, что «украинцы есть

равные с другими», поддерживает претензии старшины на гениально-

экономическое господство на Украине.

ЛИТЕРАТУРА .^".'^Г

В развитии украинской литературы в XVIII в. наблюдаются общий процесс

освобождения от церковногсгвлияния и усиление светского на­правления.

Широкой известностью пользовались «История руссов гли-Малой России»

неизвестного автора, где главное внимс-ишр, было сосредо­точено на освещении

событий освободительной войны 1648 — 1654 гг. Живой образной речью

В. Григорович-Барский описывал в .своем «Путешествии» впечатления от

посещения Венгрии п Австг.нл, Италии и

Греции, Египта и Сирии. В стихотворениях и баснях Г. Сковороды широко

использовались" на­родные пословицы/и поговорки. В его творчестве часто

встречались на­родные сказки, песни, притчи. Творчество Сковороды

оказало заметное влияние на Ивана. Котля-ревского (1769 — 1838 гг.) —

родоначальника новой украинской лиге»

66

ратуры. Его знаменитая поэма «Энеида», три части которой были напе­ чатаны в

1798 г. в Петербурге, отражала реальные картины жизни об­ щества Joro

времени. Однако современниками это произведение было воспринято исклю­

чительно как бурлеск, малороссийское чудачество. Между тем автор в

аллегорической форме высказывал искреннюю боль за трагедию родвой земли,

надолго лишенной государственности и национальной--самобытно­ сти.

Развитие культуры и ее отход от средневековых канонов, расшире­ ние идей

гуманизма и просветительства способствовало формированию чувства

национальной гордости п духовности, человеколюбия. Имена дея­ телей

украинской науки, просвещения, искусства того времени были ши­ роко известны

всей Европе. Однако с середины XVII ст. на Левобережье, а с конца XVIII

— и на Правобережье, наблюдается деградация такого жанра, как полемическая

литература, исчезает летописание, школьная драматургия, а церковные

проповеди перестают быть литературными произведениями. Из развиваю­ щихся

литературных жанров остается только поэзия.

19. УПАДОК ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

• , . -_______XIX ВЕКА

Процесс разложения феодальпо-крепостпической системы в .первой половине XIX

в. принимал более интенсивные формы, чем раньше. Раз­вивающиеся

производительные силы входили в конфликт с отсталыми производственными

отношениями. Основное противоречие — противобор­ство двух социальных систем

— отживающей крепостнической, которая базировалась на натуральном ведении

хозяйства, прикреплении крестья­нина к земле и его личной зависимости от

помещика и новой — капита­листической, которая вызревала под .спудом

господства феодализма и базировалась на товарном производстве,

использовании вольнонаемного труда п машинной техники, сосредоточении

средств-производства в руках капиталистов.

КРИЗИС КРЕПОСТНИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

На Украине к середине XIX в. проживало около 13,5 млн. че.товек, в том чиглр

л„3 ?[.та. частнособственнических (крепостных) кресчъян и более 5,2 млн.

государственных крестьян.

В этот период в общественно-экономической жизни продолжали го­сподствовать

крепостнические отношения. Помещикам принадлежало око­ло 70% всей земли и 60%

вт общей численности крестьян.

67

Государственные крестьяне составляли на Левобережье — 50% на­ селения, на

Правобережье — 13%, в Южной Украине -^- 37% сельско­ го населения этих

районов. Основанное на феодально-крепостнической системе сельское хозяйст­

во было малопродуктивным. Господствовала в земледелии отсталая трех­ польная

система севооборота, часто .с неправильной очередностью ози­ мых, яровых и

пара. Рутинная техника, нехватка у крестьян тягла, сти­ хийные бедствия и

другие причины обуславливали низкую урожайность. В результате основными

поставщиками хлеба на рынок оставались по-' мещичьи хозяйства, которые

давали до 60%, а крестьянские хозяйств.1 давали около 40% хлебных

поступлений па рынок. Степень товарнза- ции была наиболее высокой в крупных

помещичьих хозяйствах, а мелки»1'' крестьянские хозяйства

фактически имели натуральный характер.

УСИЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН. МЕСЯЧИНА

Повышение товарности помещичьих имений достигалось путем уси­ ления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты