Статья: История Украины

2 раза;

\ — устанавливался прогрессивный налог (максимум дли кулачества).

. В итоге: в с/х НЭП с одной стороны экономически стимулировал •развитие

производства, с другой —строго соблюдал классовый признак. 2. В

промышленности:

— продажа в частные руки мелкой и части средней промышлен- ности, что

дало государству средства и подняло производительность тру­ да на этих

предприятиях; —объединение крупных предприятий в тресты, и перевод

их на •хозрасчет; — создание единого центра планирования —

Госплана, позволяю­ щего регулировать расходы, доходы и ресурсы государства;

133

— переход от уравниловки к сдельной зарплате рабочих (по ре­зультатам

труда); — отмена всеобщей трудовой повинности и переход к

доброволь­ному привлечению рабочей силы; — привлечение иностранного

капитала в форме концессий (сдачи в аренду предприятий, земли и т. п.),

смешанных акционерных обществ. и др. форм. 3. В области торговли:

— переход к свободной купле-продаже на рынке (все заград. отря­ды были

распущены); — кроме местных базаров, были организованы крупные

ярмарки! (Киевская, Сорочинская и др.); —в крупных городах открылись

торговые биржи (оптовые сделки» и операции с ценными бумагами). 4. В

области финансов — выпуск червонца (равнялся 10-ти цар­ским золотым рублям

и был в обращении наряду со старыми обесценен­ными сов. знаками).

Конвертируемость червонца обеспечивалась благодаря постоянному

росту производительных сил при ПЭПе; — эмиссии лишь старых совзнаков,

в то время как количество червонцев соответствовало золотому и валютному

запасам и количеству легкореализуемых товаров; —системе постоянного

пополнения госбюджета (введение 86 видов

налогов; платные коммунальные, почтовые, транспортные и др. услуги;

регулярные госзаймы и др.).

ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ НЭПа

— при НЭПе были достигнуты самые высокие темпы развития страны за все

70 лет Сов. власти; — в кратчайшие сроки восстановлено хозяйство

страны; — вырос жизненный уровень населения; — для нашего

государства сегодня НЭП дает некоторый опыт рыночных

отношений и умения в кратчайшие сроки выводить страну из кри­зиса.

ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПа

1. НЭП не мог быть Долговечным, т. к. базировался на 2-х несовме­стимых

основах: — в экономике — рыночные отношения". — в политике —

административно-командная система (компартия и подвластные ей Советы,

профсоюзы, комсомол, карательные органы),, привыкшие не политику подчинять

экономике, а экономику своим поли­тическим целям (см. индустриализацию,

коллективизацию).

134

Т. к. рыночные структуры не имели своих политических партий —• победителем

могла выйти лишь АКС. 2. Руководство страны никогда не скрывало, что «из

России НЭПовской

будет Россия социалистическая». 3. НЭП мешал планам лидеров РКП (б) по

установлению однопартий­ной диктатуры. В итоге: в начале 1928 г. НЭП был

свернут и заменен сталинским тоталитарным режимом (первые шаги:

принудительное изъятие хлеба у крестьян, закрытие рынков и аресты за частную

торговлю, введение кар­точной системы и т. п.).

41. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ В 20-30 ГОДЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Строительство социализма и проведение государственной политики культурной

революции, которая должна была изменить мировоззрение человека,

воспитанного в условиях буржуазного общества: — дать навыки

марксистско-ленинского мировоззрения и мышле-

ния (через школы, ВУЗы, общественные организации и т. д.); — .

заложить в человеке принципы социалистического общества (коллективизм,

интернационализм и т. п.); — создать собственную социалистическую

интеллигенцию (в про­тивовес буржуазным специалистам); —

ликвидировать неграмотность.

20-е годы:' 30-е годы:
НЭП (с его относительной сво­бодой экономики) и политика ру­ководства Украины (Скрыпника, Раковского и др.) на развитие украинского языка, укр. литера­туры, культуры и т. п.i Сталинская диктатура и поли­тика украинского руководства (Косиора, Постышева и др.) на борьбу с украинским национализ­мом и укр. культурой.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
20-е годы:30-е годы:
•2/3 взрослого населения не могло читать и писать, поэтому были созданы с 1921 г. — вес-украинская чрезвычайная комис­сия по борьбе с безграмотностью , и с 1923 г. общество «Долой без­грамотность!», которые: — соз-Большинство населения научи­лось читать и писать; с 1934 г. установилось 3 типа школ: — начальная (4 года): — неполная средняя (7); — средняя (10). ' Создание сети интернатов для

дали целую сеть ликбезов; — мо­билизовали десятки тысяч учи­телей, врачей, студентов и т. а. для обучения неграмотных, — развитие НЭПа помогло увеличить финансирование школ (строитель­ство новых школ, выпуск учеб­ников и т. п.),детей-сирот (А. С. Макаренко); Недостатки в области просве­щения. — засилие политических предме­тов; — производственный уклон за счет общеобразовательных дисцип­лин; — невысокая зарплата учителей; — нехватка учителей, особенно в селах; —с 1932—1933 г. резко умень­шилось число учащихся (коллек­тивизация, выселения, голод, ми­грация в города).
ОТНОШЕНИЕ К УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ

20-е годы:30-е годы:
Политика украинизации: — решение XII съезда РКП (б) (1923 г.) о выдвижении на ру­ководящие должности в респуб­ликах лиц коренной националь­ности; — на укр. языке велось обуче­ние в 4/5 школ, более 1/2 тех­никумов, 1/4. институтов; — в* укр. языке издавалось 90% газет, 1/2 книг, все кино­фильмы, велось радиовещание; 2/3 делопроизводства; — созданы условия для разви­тия нац. меньшинств (выделено 13 национальных районов, сот­ни школ на венгерском, молдав­ском, немецком, польском, еврей­ском, болгарском языках).Борьба с украинским языком и культурой под флагом борьбы с укр. национализмом: — заявление в 1935 г. Посты-шева о том, что все коммунисты Украины «деукраинизировались»; — сокращение доли укр. языка и замена его русским (газет с 90% до 70%; выпуск кинофиль- ' мов и радиовещания на русском языке и т. п.). Перевод национальных школ на русский язык.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Творческие организации

20-е годы:30-е годы:

— самостоятельное возникнове­ние 9 распад многих литературных организаций («Плуг», «Гарт", «Авангард»); — с 1920 г. создание вольной академии пролетарского искус­ства (идейный руководитель Хвилевый, 1-й президент—Яловой), пытавшейся оградить литературу •от административного вмешатель­ства

136

Создание в 1934 г. единого Союза писателей и материальные блага для узкого круга его чле­нов

2) Литературные направления
Существование различных школ « методов худ. литературы 1 — революционно - романтическо­го (П. Тычина, В. Сосюра, М. Бажан и др.); — памфлеты Хвылевого; — сатира и юмор 0. Вышни.Господствующее положение ме­тода т. н. соц. реализма, пресле­дование других методов литерату­ры и искусства, восхваление про­изведений историке - революци­онной тематики и трудовых под­вигов сов. народа.
3) Издательства
Существование различных го­сударственных и частных издательств, позволяющих публико-. вать произведения различных иаправлений и авторов.Госконтроль и строгая цензу­ра над издательствами и публика­цией книг.

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

— создание широкой сети клубов, изб-читален, красных уголков •и т. п.:

— бурный рост массовых библиотек (в обязанности которых до-

полнительно входило проводить читательские конференции, политинформации

и др. общественно-политическую работу); — реконструкция старых и

открытие новых музеев (историко-ре- 'волюционных, краеведческих,

антирелигиозных и др.).

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ""

1 а) Увеличение количества ВУЗов (прежде всего технических и партийных),

техникумов, училищ;

б) Государственное регулирование процесса формирования интелли- генции:

— преимущество рабочих при поступлении в ВУЗ (специально для них были

организованы рабфаки — подготовительные отделения); — ежегодные

направления коммунистов и комсомольцев на учебу . в ВУЗы;

137

в) Открытие заочных и вечерних отделении. без отрыва от произ­водства; —

Увеличение роли и веса парторганизаций в ВУЗах...

Р Е П Р Е С С И' И

30-е годы30-е годы:
1921—1923 гг. — арест и высылка (за границу или в ла­геря), ученых, вузовских профес­соров и др., чья точка зрения на развитие образования не совпада-. ла с официальной (из-за полит-дисциплин, парторганизаций, на­бора студентов и др).; 1928 г.—сфабрикованное шахтинское дело о вредительстве бур­жуазных специалистов и инже­неров; ~-Период преследования интел­лигенции, как источника воль­нодумства и самостоятельности, противоречащих условиям тота­литарного государства (само по­нятие «интеллигенция» ассоци­ировалась с термином «гнилая»). Массовые репрессии: академик Яворский, Ландау (остался в жи­вых благодаря ак. Капице), исто­рик М. Грушевский, философ Демчук, академик-геолог Свитальский и многие другие.
В итоге:

до. конца 20-х годов — период расцвета украинской культуры (несмотря на ряд ограничение и преследований).30-е гг. — период преследова­ния интеллигенции, как источ­ника вольнодумства; деукраинизация.

42. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ НА УКРАИНЕ В 30-е ГОДЫ

Курс на индустриализацию — с декабря 1925 г., XIV съезда"* ВКП(б).

-. Индустриализация — система мер, направленных на ускоренное

развитие промышленности в целях технического перевооружения эконо­мики и

укрепления обороны «'трапы.

ПРИЧИНЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

— необходимость технического" перевооружения экономики; — создания

военно-промышленного комплекса; создания материально-технической базы

для экономической само-стоятельности страны в условиях кап. окружения и

возможной эко­номической изоляции; технической подготовки к

кооперированию села (выпуск тракторов,. машин, с/х инвентаря и т. п.);

138

— изменения социально-классовой структуры населения в сторону увеличения

численности пролетариата (в стране крестьянство состав­ ляло более 80%).

ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

К декабрю 1925 г. была заложена определенная база для начала

индустриализация: — восстановлена экономика примерно к уровню

1913 г. (после- гражданской войны); — укрепилось финансовое

положение государства (благодаря ста­ бильности и конвертируемости

червонца); — появились накопления и источники дальнейшего

финансирова-

ния индустриализации (успехи НЭПа — доходы с/х, торговли, легкой?

промышленности и т. п.). '

ТРУДНОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ '

а) Страна могла рассчитывать лишь на внутренние источники фи-

нансирования индустриализации: (доходы экономики, госзаймы, сбереже-

ния населения); / б) Недостаток квалифицированных кадров рабочих и

инженеров» (Украина была в этом плане более в выгодном положении, чем

другие- регионы); в) Первый в истории опыт проведения плановой

индустриализации» (после ГОЭЛРО); В итоге: XIV съезд ВКП(б)

(декабрь 1925 г.) провозгласил куре­ на индустриализацию, чтобы «из

страны ввозящей машины и оборудо-

вание превратиться в страну, производящую машина и оборудование»:,.

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

\ . — началась с тяжелой, а не с легкой промышленности; :; —

имела более высокие темпы; 1 — опиралась лишь на внутренние источники;

•. — осуществлялась по плану.

| ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

1) 1926 г. — октябрь 1928 г. — начало индустриализации и под- готовка

форсированной индустриализации: — резко выросли капиталовложения' (в

3, 4 р. в сравнении с

1924-1925 гг.); — началась реконструкция старых производственных

фондов; — строительство новых, в основном небольших и средних пред-

приятии; — закладка новых электростанций, включая Днепрогэс.

13S1

2) Октябрь '1928—1932 гг. — первая пятилетка, характеризую­ щаяся

форсированным рывком развития тяжелой индустрии, вызванное решением ЦК

принять под нажимом Сталина 'нс «отправной» (18% в год темп развития

промышленности), а оптимальный (20—22%) вари­ ант развития пятилетки, в

ходе которой на Украине было создано: — с/х машиностроение (ХТЗ

начал выпускать 1-е трактора на Украине; Харьковский завод «Серп и молот»

— 'сложные молотилки; Запорожский завод «Коммунар» — зерновые комбайны и

др.); — энергетическая база (Днепрогэс и десятки менее мощных элек-

тростанций); — расширена и обновлена металлургическая база (построены

заво-

ды «Запорожсталь», «Азовсталь», «Криворожсталь»; реконструирова-

ны металлургические заводы в Днепродзержинске, Днепропетровске,

Макеевке, Коммунарске); ликвидирована безработица. В итоге: для

увеличения нужд индустрии стало не хватать средств, для чего был свернут

НЭП и проведена форсированная коллективиза-

ция, призванная дать дополнительный хлеб, а значит, валюту. Установление

жесткой. централизации управления экономикой: — замена рынка

директивным плановым распределением ресурсов « товаров; — зарплата

перестала быть сдельной и назначалась «сверху», — всем хозрасчетным

трестам устанавливались жесткие планы в запрещалась инициатива сбыта

товаров; — введение карточной системы (1928—1935).

3) 1933—1937 гг. — 2-я пятилетка — дальнейшее нарастание

индустриализации (при чуть сниженных темпах-— 13—14% в год);

Построены новые предприятия — Харьковский турбинный, Ново-

краматорский завод тяжелого машиностроения, азотный завод в Горлов- ке и

др.; Соц. соревнование было поддержано партией как одно из немно­гих

средств поднятия производительности труда в условиях диктатуры — достигло

апогея — 'стахановского движения (борьба за рост произ­водительности труда за

счет улучшения организации труда): — А. Стаханов — с помощью 2-х

крепильщиков выполнил 14 норм (102 т угля) в сутки; — Н. Изотов —

при помощи 12 крепильщиков добыл 600 т. угля; — машинист Кривонос

(депо Славянска) — стал в 2 р. быстрее водить железнодорожные составы.

В итоге: подъем нарастал до 1937 г., после чего начался резкий . спад.

4) 1938—1941 — 3-я пятилетка — спад производства, вызван­ ный:

• — репрессиями министров, директоров, инженеров и т. д.; —

страхом проявить инициативу;

140 „

' — отсутствием материальной заинтересованности при постоянной

эксплуатации моральных стимулов.

————— ИТОГИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную,, частично

независимую от Запада (перестали импортировать трактора, тур­ бины,

экскаваторы, паровозы и мн. др)." Укрепилась оборона страны

(возможность производить более сов­ ременное вооружение ив большом

количестве). Произошли структурные изменения в промышленности:

большинст­ во составляла уже не легкая и пищевая отрасли, а тяжелая

индустрия. Ликвидирована безработица, но снизился жизненный уровень

насе­ ления {инфляция, порожденная нехваткой средств на индустрию; кар­

точная система; нехватка ширпотреба; жизнь в бараках в быстрорасту­ щих

городах и др.). Если в 1913 году на Украине 1 млн. 420 тыс.

вкладчиков имели» в сберкассах 232 млн. рублей, то к началу 1926 года их

стало в 8 раз меньше, а вклады составили ничтожную сумму в 12 млн.

рублей. На многомиллионное сельское население республики приходилось всего

1300 врачей. Свертывание НЭПа и победа административно-командной

системы Монополизм гос. собственности, отсутствие конкуренции и

матери­ альной заинтересованности привели к замедлению темпов. развития.

АЛЬТЕРНАТИВА ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

— Необходимо было начать не с тяжелой, ас легкой промыш-' ленности

(быстрее окупаются вложенные средства и население обеспе­ чивается всем

необходимым); — не форсированное, а постепенное развитие индустрии

дало бы? . сбалансированное развитие промышленности и с/х: , —

проводить не на базе тоталитарного режима, а на основе рын-, ка •.,.,.,,

I 43. НАСИЛЬСТВЕННАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ 1 СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА УКРАИНЕ

___

? С XV съезда' (1927 г.) — курс на кооперирование с/х, с 1929 г.

1— сплошная коллективизация.

ПРИЧИНЫ

1) Экономические — нехватка зерна в государстве в условиях фор­ сированных

темпов индустриализации (хлебный кризис 1927—1928 гг и нехватка валюты за

хлеб, продаваемый за границу, могли сорвать фор-

141

«сированные темпы индустриализации, поэтому нужен был механизм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты