Статья: История Украины

Первое в истории нашей страны _не стихийное, а организован--ное

вооруженное восстание против самодержавия в крепостничества; первая

попытка осуществления буржуазной революции в России и на Украине; дало

толчок росту революционного движения в последующие годы (восстание в

Дольше 1830—1831 гг., деятельность Еирилло-Ме- фодиевскего товарищества и

др.); .опыт их деятельности учил. револю­ ционеров не повторять ошибок в

будущем (отсутствие ^поддержки у на". рода, оборонительная тактика и др);

позитивный опыт (организация тай­ ных обществ, проекты реформ и др.) давал

будущим революционерам возможность для дальнейшего учета и развития этого

опыта; нанесло сильный удар по самодержавию, который приблизил реформы

середины 60-х годов XIX в., т. к. царизм постоянно «помнил» 14 декабря 1825

г.

21. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНСКОГО

_____________САМОСОЗНАНИЯ

• ПОЯВЛЕНИЕ МАСОНСТВА НА-УКРАИНЕ

После воины 1812 г. и заграничных походов.1813-1814 гг. на Украине

возникает ряд масонских организаций. В 1818—1.825 гг. ложа «Любов до',

{стпии» существовала в Полтаве. Инициатором ее создания был И.

Котляревский, а руководителем князь Н. Репнин. Масонскую ложу

«Малороссийское тайное товарящество» в Киеве создал уездный маршал В.

Лукашевич, защищавший идею объединения Украины с Поль­ шей. Масонские

принципы всечеловеческого братства проповедовала «По­ повская академия» А.

Палиццяа в Харькове.

те

Тяготение & республиканской форме правления проявилось 6 период 1812

года, когда дворяне Полтавщины мечтали о победе Наполеона I над имперской

структурой России. Кирилло-Мефодиевсиое общество (1846—1847 гг.), его

руководите­ ли и программные документы: В 40-е годы XIX в. в

университетах Киева и Харькова вокруг ре­ волюционно настроенной профессуры

объединяется передовая обществен­ ность. В январе 1846 г. в Киеве возникает

тайная политическая орга­ низация — Кирилло-Мефодиевское общество (КМО),

названное в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мсфодия.

Организаторы КМО: Николай Костомаров,— преподаватель Киевско­ го

университета, магистр истории, Николай Гулак — чиновник канцеля­ рия

генерал-губернатора и Василий Белозерскии — студент Киевского университета.

Тесную связь с КМО поддерживал Т. Г. Шевченко. Всего КМО насчитывало 12

человек. - Программные цели КМО: члены братства являлись типичными укра-

инофилами. Кроме цели уничтожения самодержавия, крепостного права,

ликвидации социального неравенства, введение, всеобщего образования, они

ставили своей задачей пропагандировать, идею объединения всех славян в

федеративной республике на основах суверенности. Эти "задачи были изложены в

«Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия» и «Книге бытия

укринского народа». В них отражены идеи христианского социализма,

природного права, просветительства, со­ борности украинского народа. И если

русские славянофилы «болели» русским мессианизмом, то братчики были уверены

в особой мессианской роли Украины, под эгидой которой должен был

функционировать Славян­ ский Собор. Практическая деятельность КМО:

распространяли революционные произведения Т. Г. Шевченко и др. авторов;

составляли и распространя­ ли революционные прокламации («Братья украинцы»,

«Братья велико­ россы и поляки»), в которых призывали славян к единству в

борьбе с царизме»; установили контакты с петрашевцами в России, польскими,

литовскими, чешскими революционерами; занимались просвещением на­ рода (П.

Кулишом был написан первый учебник по истории Украины — •«Повесть об

украинском народе» -для детей старшего школьного возраста, опубликованный в

1846 г. в Петербурге и др).

РЕПРЕССИИ ЦАРИЗМА ПРОТИВ КЙИ1ЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО ОБЩЕСТВА

.В марте 1847 г. по доносу студента А. Петрова члены общества бы­ли

арестованы и после суда сосланы в различные губернии России под надзор

полиции без права возвращения на Украину, а также права пре­подавательской

деятельности в сфере народного образования. Самое тя-

7<»

ж.елое наказание понес Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты рядо­ вым

Оренбургского отдельного корпуса с запрещением писать и рисовать.

ЗНАЧЕНИЕ КМО И ЕГО РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ УКРАИНЫ

а) создание КМО было первой попыткой украинской интеллигенции перейти от

культурного к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины;

' - б) программа КМО объективно направляла Украину по капиталисти­

ческому пути развития благодаря своей антикрепостнической и антица­ ристской

направленности; в) КМО провозгласило и сделало попытку претворить в

жизнь идею панславизма — объединения славян на демократических принципах;

г) ликвидация КМО положила начало длительной борьбе украинской интеллигенции

с российским царизмом.

22. ЗАПАДНО-УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ ________В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА_______

Западная Украина в результате трех разделов Польши (1773, 17&3, 1795 гг.),

^оказалась под властью Австро-Венгрии. С начала XIX в. на захваченных землях

начинает расти украинское национально-освободи­ тельное движение.

ПРИЧИНЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Было вызвано: 1. Ростом феодального гнета в составе Австро-Венгрии

(увеличение феодальных повинностей крестьян), суровым

бюрократическо-полицей-ским режимом и др.

/ 2. Возрастанием национального гнета '(запрет-на преподавание

ук­раинского языка в школах и культурно-общественных учреждениях, на­саждение

немецкого языка, стремление Австро-Венгрии ассимилировать украинское население

и др.). Пионерами национально-освободительного движения в Галиции были:

Иван Могильницкий—священник г. Псремышля, который в 1816 г. при

поддержке епископа М. Левицкого организовал «Клерикальное това­рищество» с

целью распространения в крестьянской среде религиозных текстов на украинском

языке; написал первую в Галичине «Грамматику» украинского языка и научный труд

«Сведения о русском языкех, в ко­тором доказал ошибочность распространявшихся

утверждений об украин­ском языке как диалекте русского или польского языков,

доказав, что украинский язык является равноправным восточно-славянским

языком. В 1833 г. во Львове организовано общественно-культурное

объеди-иение «Русская тройка». Основателями его были М. Шашкевич, Я. Го-

77

ловацкий, И. Вагилевич—студенты Львовского—университета п одновре­ менно

воспитанники греко-католической духовной семинарии. Своей целью они

ставили борьбу против социального, политического и духовного угнетения

украинских'земель, поднятие украинского самосознания через постепенное

превращение бытового украинского языка в литературный, знакомство с

исторпей и традициями украинского народа; издали напи­ санные в духе

'романтизма альманах «Зоря» (из-за цензуры не вышел в свет) и «Русалка

Днестровская», где помещали исторические статьи о подвигах казачества, С.

Наливайк^ п др. героев народных" восстаний, украинские песни, народные

предания и т. и. «Русалку Днестровскую» высоко оценили'!. Г. Шевченко и И.

Франко, а австрийское правитель­ ство конфисковало весь тираж, кроме одного

экземпляра, переданного в библиотеку Львовского университета. После этого

члены «Русской трой­ ки» опубликовали ряд статей за рубежом (в Лейпциге и

др.), где осуж- дэти феодальные порядки, цензуру, национальный гнет в

Галицяи. Значение — способствовали -росту украинской, культуры и

самосоз­ нания населения, были борцаяп против национального и духовного гне­

та в аападно-украинских землям. Деятельность «Русской тройки» протекала

в тот период, когда зна­ чительная часть интеллигенции Красной и Галицкой

Руси была поло- низованной, онемеченной, мадьяризованной. Среди ряда местных

деяте­ лей тогда господствовала идея о возрождении народного языка лишь на

основе латинского алфавита. Для Австрийской империи деятельность членов

«Русской тройки» угрожала не только «вторжением славянизма», но и ростом

симпатии к православной части восточной Европы. . . Значение —

способствовали росту украинской культуры и само^ сознания населения, были

борцами против национального и Духовного гнета в западно-украинских

землях.

СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В ЗАПАДНО-УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ

В марте 1848 г. вспыхнула буржуазно-демократическая революция в

Австро-Р>енгрии (произошло народное восстание в Вене и Будапеште, было

свергнуто правительство Меттернихя, император Фердинанд I по­обещал ввести

конституцию и демократические свободы), что дало тол­чок

национально-освободительному движению в западно-украинских зем­лях.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

1848—1849 гг. В ЗАПАДН01Г УКРАИНЕ

1. Март 1848 г. — огромная демонстрация во Львове, составившая петицию к

императору г. требованиями осуществления буржуазных ре-

78

форм и превращения Талицяп в польскую автономную провинцию. Под натиском

демонстрантов были освобождены все политические заключен­ ные из тюрем

Львова, начато формирование национальной гвардии. Пе­ тиция стала программой

новой польской тляхетско-буржуазной органи­ зации—«Центральной Рады

Народовой». 2; Апрель" 1848 г. — начались брожения крестьян, что-могло

по-. родить крупное крестьянское восстание. Д.'я предотвращения его Аистро-

Венгрия отменила 17 апреля в Галиции крепистное право: банщицу и личвую

зависимость крестьян от феодалов (на 5 месяцев -раньше, чем в остальных"

провинциях). 3. В мае 1848 г. украинская либеральная буржуазная

интеллиген­ ция и униатское духовенство создали во Льво"ве первую украинскую

по­ литическую организацию — «Головну Руську Раду», во главе с еписк'»-JIOM

Г^Яхпмовичем (имела •56 советов на местах, издавала газету «Заря Галиции»,

ввела герб: золотой лев на голубом фоне и желто-голубой флаг). Рада

добивалась установления собственной украинской автономии Галиции,".

формирования отрядов национальной украинской гвардии н введения в учебных

заведениях обучения на украинском языке. В итоге: правительство

утвердило'лишь требование о преподавании предметов в школах и гимназиях на

украинском языке.

4. В июне 1848 г. — на Славянском конгрессе в Праге между «Го­ ловной

Руськой Радой» и «Центральной Радой Народовой» развернулась жаркая

дискуссия: украинцы 'требовали раздела Галиции на Западную (Польскую) и

Восточную (Украинскую)/чему поляки всячески противи­ лись. В итоге -был

достигнут компромисс: Галиция остается ед^нгй, а в ней соблюдается равенство

поляков и украинцев при занятии должностей и т. п. Но из-за обстрела Праги

австрийскими войсками конгресс прер­ вал свою работу, разъехался, а

противоречия между польской и украин­ ской Радами остались.

5. В ноябре 1848 г. — произошло вооруженное.восстание во Льво­ ве с

требованием введения украинской автономии в Восточной Галнцни и против

попыток Австрии разоружить отряды украинской национальной гвардии. В

восстании приняли участие широкие народные массы: от ре­ месленников до

интеллигенции. Улицы были перегорожены .баррикадами, на одной из них впервые

был поднят красный флаг. Восстание было же­ стоко подавлено карательными

войсками после артиллерийского обстрела города.

S. В Северной Буковинс —в течение 1848 г. крестьяне-отказыва­ лись

выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи земли; пастбища и

леса, создавали вооруженные отряды. Б и.^япре 18-18 г. вспыхнуло

вооруженное восстание (сначала в горных районах, а затем в в долинах),

подавленное, карателями лишь через 1,5 года — в апреле 1850 г.

79

УКРАИНЦЫ В ПЕРВОМ ПАРЛАМЕНТЕ АВСТРО-ВЕЙГРИИ

В июле 1848 г. начались заседания Рейхстага в Вене, на которых в ходе

июньских двухступенчатых выборов было избрано 25 украинцев (15 крестьян, 8

священников, 2 представителя городской интеллиген­ ции) и 75 поляков на 100

мест, предоставленных Галиции. Украинцы в парламенте отстаивали: —

раздел Галиции на Западную (с центром в Кракове) и Восточ­ ную (с центром во

Львове); — антифеодальные требования: ликвидация крепостного права (не

только в Галидии, но и на остальной территории), отмену выкупных платежей

феодалам за землю, ликвидацию монополии феодалов на владе­ ние мельницами,

снижение государственных налогов, разрешение крестья­ нам свободно

пользоваться соляными залежами и др. В поддержку этих требований

депутатами-украинцами было собрано 200 тыс. подписей, но Рейхстаг лишь

частично их принял (отмена кре­ постного права, снижение на 1/3 выкупных

платежей, которые компен- спровали»ь феодалам государством). В декабре

1848 г. новый 18-летний император Франц-Иосиф, соб­ рав контрреволюционные

силы, распустил парламент. Так, революция, начавшаяся «снизу», завершилась

реформами «сверху», носившими по­ ловинчатый характер.

•ЛИКВИДАЦИЯ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Это событие стало одним из важнейших решений "парламента, ут­вержденное

императором 7 сентября 1848 г. Закон предоставил крестья­нам право

собственности на землю и. гражданские права (избирать п быть избранным,

самостоятельно выбирать место жительства и др.), от­менил барщину, ,но

установил огромный выкуп за землю, из-за .чего у феодалов осталась .большая

часть" земли, леса/^'пастбищ, за пользова­ние-которыми крестьяне вынуждены

были отрабатывать (как на барщп-не) или вносить большую плату;. сам же выкуп

продолжался до начала, XX века. "Основные итоги, революции —сочетали в

себе как прогрессивные достижения, так и феодальные пережитки:

Прогрессивное: Отмена крепостного права; введение конституционного

правления. впервые украинцы западных территорий самовыразились как нация

со своими интересами в были представлены в парламенте; положено нача­ло

политической борьбе населения этих земель за свое национальное и социальное

освобождение. Негативное:

Сохранение монархии; роспуск парламента; кровавое подавление восстаний;

огромные выкупные платежи в оставшееся господство фео-

80

дальнего землевладения; расчленение западно-украинских земель по но­вой

австрийской конституции: Западная и Восточная Галиция так и остались

объединенными и были отданы под власть Польши; Буковину отдали румынским

помещикам. ,

23. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ BJIEPBOHJIOAOBHH^XIXВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

\ 1. Украина в первой половине XIX в. развивалась в рамках

Рос­сийской империи, проводившей антинародную политику русификации

(запрещение использования украинского языка в школах, создание пре­пон на пути

развитая украинской культуры и т. п.). 2. Развивающиеся в недрах

феодализма капиталистические отноше­ния дали толчок росту национального

самосознания народа, что отрази­лось и на культуре: все отчетливее стали

проступать национальные чер­ты в литературе, театре, музыке, архитектуре и т.

п. 3. Благодаря развитию капитализма росла потребность общества 'в

просвещении (техника требовала от рабочих знаний), науке (новые раз­работки,

которые могли принести прибыль) и т. п.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В начале XIX в. в России была проведена реформа системы просве­щения

(1802—1804 гг.), по которой:

1. Учебные заведения делились на 4 разряда:

—, приходские школы — создавались при церкви и за 1/2 года в селах или за

1 год в городах обучали детей чтению, письму, арифме­тике и «Закону

Божьему». —уездные училища — светские начальные школы в городах —

за 3 года обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, фи­зике,

геометрии, естествознанию, «Закону Божьему»; — гимназии — за 7 лет

обучения давали среднее образование. Изу­чались латинский, немецкий,

французский языки, философия, статиста-ка, юриспруденция, политэкономия,

физика и .т. п. Выпускники получа­ли право поступать в университеты или же

становиться преподавателя­ми начальных школ; — лицеи и университеты —

давали высшее образование. Три лп-цея (в Креминце на Волыни, Одессе, Нежине)

за 9 или 10 лет давали объединенный гимназический и университетский курс.

На Украине было открыто 2 университета: в Харькове (открыт в 1805 г.;

вначале имел 2 факультета — философский и юридический, затем открыт третий

— медицинский) и в Киеве (открыт в 1834 г. на базе ликвидированного

Кременецкого лицея). В университеты принимали лиц, закончивших

81

гимназии, и за 4 года давали высшее образование. За дореформенное время

университеты выпустили более 4 тыс. человек.

2. Особенности развития просвещения:

— просвещение носило классовый характер, т. к. в средние и выс­шие учебные

заведения запрещался-доступ детей рабочих и крестьян; — большинство

населения оставалось неграмотным, т. к. даже на­чальные' школы охватывали

меньшую часть детей и прежде всего кре­стьян; — русификаторская

политика запрещения на Украине преподава­ния в учебных заведениях на

украинском языке.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Несмотря на слабую материальную базу и стремление царизма пре­вратить

университеты в оплот официальной науки, они становились центрами развития

естественных, гуманитарных наук. Крупнейшими уче­ными первой половины XIX

в. на Украине были: Н. Костомаров — видный украинский историк, автор

многочислен­ных исторических трудов («Богдан Хмельницкий», «Мазепа и

мазепин-цы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павле Полуботок» и др.) и

крупный общественный деятель буржуазно-либерального направления. Он

являлся одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, после

разгрома которого был сослан на 9 лет в Саратов. 'После возвра­щения из

ссылки стал профессором Петербургского университета; М. Максимович —

ученый-экциклопедист, написавший более 100 научных трудов по истории,

археологии, этнографии, филологии, бота­нике. Первый ректор ^Киевского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты