«Освобождение труда». Однако с начала XX в. И. Франко стал одним из
наиболее извест ных критиков марксизма. Так, в статье «Що такс поступ?»,
опубликован ной в 1903 г., он показал, что в условиях партийной монополии
соци ал-демократов на власть их государство неминуемо станет огромной на
родной тюрьмой. - 2. Народовольцы — либеральное украинское
национальное дви жение, объединявшее средние слои населения: студентов,
священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали не
по- 86 .
латическую борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для чего в 18(й
г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняниныж создала -во Львове
культурно-просветительское общество «Просвгга», занимавшееся «изучением и
просвещением народа» и развитием украинского театра. Посмотрена значимость
литературной и культурной 'деятельности «Просв1тл», народовольцы были
слабо связаны с народом и л}'1чь частично выражали его интересы. В то
же время деятельность организаций «Просвпп» и таких подвижников, как А.
Борковский, К. Сушксвич, А. Партицкий, Ю. Роман-чук в другие,
способствовала существенному росту национального самосознания и патриотизма.
Под их влиянием находилась одна из наиболее популярных газет «Д1ло»
(1880—1939). •В прямой связи с культурно-просветительской работой
«Просвгги» стоит создание таких организаций, как Ревизионный союз.
кооперативов, Маслосоюз, Сельский господарь, существование
сельскохозяйственных и торговых школ. 3. Москвофклы — наиболее
правое, консервативное крыло в украинском национальном движении,
объединявшее украинских помещиков, буржуазию, свяиртншков униатской
церкви и др., разочаровавшихся в слабеющей Лвктро-Венгерскои империи,
постоянно испытывавших в ней пренебрежительное отношение со стороны
польской шляхты и поэтому мечтавших присоединиться к набирающей мощь
Российской империи. По их • словам, «если нам придется утонуть, то лучше это
сделать . в российском море, чем в польском болоте».- Однако их политический
курс отличался пассивностью, инертностью и половинчатостью (параллельно они
заверяли Габсбургов, что являются верными подданными и австрийской империи
и хотят установить лишь культурные связи с Pocciiefi). Все это приводило
к путанице и не способствовало поддержке москкофилов со~стороны народа.
Однако, имея огромные финансовые средства, они издавали самую могущественную
в Галнции газету «Слово», имели политическую организацию — Русскую Раду и
др. органы. Лидерами москвофилив были Богдан Дидицкий, Иван Наумович,
Михаил Качковс^кий и др. В Восточной Украине после разгрома Еирилло-
Мефодиевского общества стали организовываться полулегальные кружки -—
«Громады», возникшие в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве и др. городах и
объединявшие представителей широких слоев населения (среднюю
национальную буржуазию, обуржуазившихся помещиков, преподавателей,
врачей, писателей, студентов и т. п.). Кружки-громады не имели четкой
организационной структуры, своих программ и уставов, часто распадались и
вновь возникали. Однако, можно выделить общие для всех громад характерные
черты: — их деятельность носила в основном культурно-
просветительский характер (организация украинских кружков просвещения и
воскресных школ, изучение и пропаганда популярной и научной литерату-
97
ры, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этногра фии и
т. п.); — громады не вели политическую борьбу с царизмом, считая, что
украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь не- ябходнмо
просвещение народа, его консолидация в рамках Российской империи.
Большинство членов громад приветствовало и идеализировало отмену
крепостного права в России и на Украине. В 1861—1862 гг. в
Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко
и Кулиш, возник близко связан ный с громадами общественно-политический
и литературный журнал «Основа». Он способствовал объединению вокруг
редакции украинских историков, литераторов, этнографов, языковедов и др.
Журнал знако мил российского читателя с произведениями украинских
авторов и жизнью украинского, народа, его историей и традициями.
Популярности журнала способствовали организация им публичных чтений и
присутст вие на них Т. Шевченко, И. Тургенева, Ф. "Достоевского, Н.
Чернышев ского и др. Политической деятельностью журнал, как и громады, не
занимался. } В 1873 г. во Львове, было организовано
Литературное товарищест во им. Шевченко, позднее превратившееся в
Науковое товарищество им. Шевченко. В соответствии с уставами существующих
академий раз делялось на секции: историко-философскую, филологическую,
математи- ко-естеетвознавческо-медицинскую./Оно пыталось даже создать Моги-
лянско-Мазепинскую академию наук, но австро-венгерские власти игно
рировали эту идею и не поддержали ее инициаторов. После Эмского указа
Александра II начался распад громад: часть мх членов, напуганная запретом
царизма на деятельность украинских • организаций, вышла из громад, вторая
часть основала «молодые гро мады», принявшие участие в 1874—1875 гг.
в организованном на родниками «хождении в народ». Некоторая часть, как,
например, Драго манов, выехала за границу и там пыталась найти выход из
кризиса и путь дальнейшего развития украинского национально-
освободительно го движения.
МИХАИЛ ДРАГОМАНОВ (1841-1895)
Годился в 1841 г. в городе Гадяче на Полтавщине в семье мел кого
дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время обу чения в
Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вско ре стал одним из
ее лидеров. С 1864 — преподаватель Киевского, уни верситета.
Драгоманов преследовал цели превращения России в демократичес кую
федерацию, в которой Украина получит широкую автономию (пра во
самостоятельно решать большинство стоящих перед ней проблем) и
развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистичес-
98
«имя странами Западной Европы (капиталистические отношения без
«феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и свободы:
парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и
т. п.). Драгоманов предполагал следующий механизм выполнения постав-
-лениых задач: создание широкого национально-освободительного дви-.жения
на Украине с участием всех слоев населения, включая кресть-.янство, которое
било бы в силах добиться от царизма демократических феформ и изменении в
государстве. В 1875 г., в период" репрессий отказался отречься от
своих взглядов- и по особому указу Александра П был уволен из Киевского
университета. и выслан за границу, где в 1878—1882 гг. издавал в Женеве
первый украинский журнал за гранидей «Громада», на страницах которого
пропагандировал свои идеи, печатал социально-экономические, политические,
национально-культурные, исторические и др. статьи из -жизни Украины.
Симпатизировал идеям социализма, прежде всего в этическом плане, •(т" е.
раскрепощение сил и возможностей человека и общества, отсутствие
эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм, как ошибочное
учение, не отвечающее потребностям украинского народа. Со вре менем идеи
Драгоманова заложили основу для формирования первой украинской
социалистической партии на Украине.
27.РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
б этот нвриод украинские земли входили в состав Российской и
"Австро-Венгерской империй и, несмотря на особенности между ними, яяожно
выделить ряд факторов, влиявших на развитие культуры в этих землях.
Развитие капитализма на Украине (с 1848 — в Западной Укра-яке, с 1861
г. — в Восточной Украине), вызвало все возраставшую "потребность s развитии
просвещения и подготовки квалифицированных жадров инженеров, механиков,
конструкторов и др. Способствовала •формированию украинской нации,
пробуждению национального созна-,1!ия и более внимательному отношению
украинского населения к своим •историческим корням и традициям. Дало свободу
экономического пред-а;ринимательства, несмотря на сохранение феодальных
пережитков, которое требовало демократизации в политической сфере, поэтому
стали 3>асти национально-демократическое и революционно-демократическое
направления в развитии культуры.
99
Увидев в пробуждающемся национальном созиан-яи и движения» потенциальную
угрозу своим, имперским интересам, Россия и Австро- Венгрия всячески
препятствовали развитию украинского языка в куль туры. Развитие украинской
культуры прожходило в тесной взаимосвя зи и взаимном влиянии с развитием
русской культуры, что объяснялось и жизнью в одном государстве, и едиными
историческими корнями, в» общими задачами, стоявшими перед каждой из них.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Начальное образование:
По реформе 1864 г. все начальные школы (церковно-прихвдские,- светские)
преобразованы в начальные народные училища, которые ста ли общесословвыми и
обучение в них велось по единым планам и про граммам (чтению, арифметике и
Закону божьему). Качество подготовки* было очень низким, особенно в селах.
Часть училищ была преобразована в «образцовые»: с 5-летиим»
обучением, кроме вышеперечисленных предметов, преподавались сще- и
география, история, рукоделие, рисование и т. п. Часть училищ
открывалась .земствами и называлась «земским» •школами», в которых
преподавали прогрессивно настроенные учителя- разночинцы. . —
Уездные училища были преобразованы в 6-летние городские учи-.лища, готовившие
выпускников для работы в.промышленности, на» транспорте, в канцелярии. В
них дополнительно преподавались геомет рия, черчеш:с, физика, ботаника •и др.
Воскресные школы (1859—1862 гг.) — открывались громадамн- и были
единственными, где вели обучение не ТОЛЕ.!;О' на русском, но' и па украипскоч
языке по расширенным программам преподавания гу манитарных и естественных
дисциплин. В 18G2 г. были закрыты "цариз мом как рассадилки украинского
национализма.
Среднее образование:
Среднее образование давалось в 7-летних гимназиях, которые де лились на
классические (с углубленным изучением гуманитарных дис циплин; выпускники
без экзаменов принимались в университеты)^ и реальные, изучавшие точные
и естественные науки, готовившие сво их учеников в высшие технические
заведения.
Высшее образование:
Давалось в университетах Харькова, Киева, Одессы (Новороссий ский
университет). В Западной Украине — университетах Львова к Черновцов.
Высшее техническое образование давалось в Харькове — в техно логическом и
ветеринарном институтах; в Киеве — политехническому 100
гНежине — йсгерико-филологшеском; Глухове аолитехняческом и др.
РАЗВИТИЕ НАУКИ
учительском; Львове—
Было вызвано развитием капитализма. Научными центрами стали университеты и
научные, общества Харькова, Киева, Одессы и др. го-а>одав, проводившие
исследования и издававшие труды по различным -областям науки. Наиболее
известными учеными были: Бекетов Н. V. — профессор Харьковского
университета, создавший яри физико-математическом факультете
физико-химическое отделенте и лабораторию физической химии. Один из
основателей новой науки — ••физической химии. Мечников И. И. —
преподаватель Новороссийского университета в Одессе. Основал совместно с
микробиологом Гамалеем первую в стране я вторую в мире бактериологическую
станцию. Создатель учения об им-«уцитете. Ляпунов А. Н. — профессор
Киевского университета. Работал в области механики, математического анализа,
теории дифференциальных •уравнений, теории вероятности in. n. Историк
йрименко А. П. — первая женщина-доктор исторических иаук, автор трудов
«История украинского народа», «Очерки истории ЗТравобережноп Украины» и
др.
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Основной- особенностью стало развитие направления критического •реализма.
В произведениях Марко Вовчок («Институтка»), И. Нечуй-Ле- явицкого («Микола
Джеря», «Кайдашева с!м'я», «Бурлачка»), Панаса Мирного («Xi6a ревуть
воли, як ясла повнг», повесть «Гвлодна воля»), -Павла Грабовского -(поэта,
автора сборников «Прол!сок», «З швнотЬ, «Кобза» и др., преисполненных пафоса
борьбы за «свет правды», глубо кой веры в" счастливое будущее своего
народа, известен также -своими ^переводами на украинский язык многих
произведений мировой литера туры), Ивана Франко (поэтические сборники «З
вершин i низин», «31в'яле листя», «Mia !змарагд» ч др.).
>'- РАЗВИТИЕ ТЕАТРА
Несмотря на преграды, создаваемые царизмом, наряду с любитсль-
<:кими-драмкружкам11 и театрами в Киеве, Харькове, Полтаве, Сумах и др.
городах, драматургом М. Кропивницким в 1882 г. в Елнзаветграде -был создан
профессиональный театр. В первую профессиональную труп пу, гастролировавшую по
Украине, России, Польше, Грузии и т. Д., вош ло около 100 актеров, наиболее
известными из которых были Н. Садов-
101
ский, М. Заньковецкая, Маркова, Жаркова, С. Ф. Нанькивския, Н. Воро- ныи я
др.
I? Западгой Украине первый профессиональный театр был создан во» - Львове в
18G4 г. (основатель —товарищество «Русская беседа»). Наи более известными
драматургами, по чьим пьесам шли спектакли на Ук- \ раине, были:
М. Кропивницний — автор более 40 пьес, из которых наиболее из вестными
были «Дай серцю волю,.заведе в неволю», «Доки сонце з1й- де, роса оч!
вшсть», «Дв! cbi'i» и др.
М. Старицкий — автор 25 пьес, наиболее известными являются ис торические
драмы «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Ос— танпя тч» н др.
И. Карпенко-Карый (Тобилевич) — 20 драм и комедий, большинст во из
которых посвящено жизни крестьянства: «Хозяин», .«Сто тысяч», «Розумнии i
дурень», «Наймичка» и др.
РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ
Наиболее известными композиторами на Украине были:
I. Гулан-Артемовский — автор первой украинской .оперы «Запо рожец за
Дунаем».
П. Сокальский — оперы «Мазепа», «Майская ночь», «Богдан- Хмельницкий»
и др.
Н. Лысенко — основоположник классическойукраинской музыки. Написал
музыкальную драму «Тарас Бульба», симфонические фантазив- «Казак-шумка»,
«Фантазия» и др. Автор теоретических трудов, заложив ших основы
национальной музыкаль-ной фольклористики. Известный Ди рижер, общественный
деятель, педагог.
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОJICEVCCTBA
Наиболее крупными украинскими художниками были: В жанре пейзажа —
С. Васильковский, автор около 3,5 тыс. про изведений, сюжеты которых
неразрывно связаны с жизнью и бытом Ук раины и ее народа («Утро», «Степь
на Украине», '.'На Харьковщине»
и ДР.). В бытовом жанре — И. Е. Репин, произведения которого
посвяще ны исторической тематике («Запорожцы пишут письмо турецкому султа
ну»), классовым противоречиям на селе («В волостном правлении»), бы товым
сценам («Вечорниш») и др. 103
28. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В
НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъемом
либерального, национального 6 демократического движения.
ЗЕМСКО-ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ ЦАРИЗМУ
В начале XX в. происходит рост политической активности либеральной
буржуазии, недовольной своим положением и правами в политической системе
общества. Центром их оппозиционной по отношению к царизму деятельности
стали земские учреждения — органы местного самоуправления. Земства на
Украине действовали на Левобережье и Юге Украины, с 1911 г. — созданы и на
Правобережье. Социальный состав движения: либеральная буржуазия и
помещики, демократическая интеллигенция земских учреждений — врачи,
учителя, агрономы, землемеры, статистики. . Требования либералов-
земцев: расширение прав земства, предоставление политических свобод,
ликвидация крепостнических пережитков в ваконодательстве (телесные
наказания), созыв общероссийского Земского собора или Учредительного
собрания для выработки конституции, допущение украинского языка в сферу
просвещения, культуры и государственные учреждения. Формы действия:
создание либеральной прессы, созыв съездов земских служащих, банкеты с
принятием петиций о расширении прав. Пресса. С 1898 г. в Киеве стала
выходить газета «Киевские отклики», орган группы, прогрессивной
интеллигенции. В ней участвовали общественные деятели И. Лучицкий, М.
Василенко, В. Короленко, Е. Ефремов, С. Петлюра, В. Антонович и др. Газетч
была посвящена украинским проблема^ и имела большой для того времени
тираж — 25 тыс. акз., ее читали на заводах, в селах, в студенческой среде.
Земские съезды. В 1901 г. в Полтаве состоялся съезд - умельцев кустарного
промысла Полтавской, Черниговской, Курской губерний, ко торые приняли
резолюцию с лфебованием полного запрещения телесного накавания по всей
стране. В ноябре 1904 г. головы земских управ и земские гласные собрались
на съезд, который принял петицию о созда нии народного представительства с
законодательными правами. Наибо лее сильное земское либеральное Движение
было в Черниговском, Пол тавском, Харьковском земствах. В 1904 г. земцы-
либералы создали не легальный «Союз освобождения». Банкетная
кампания. В конце 1904 г. одной из форм, где прогрес сивная общественность
выражала свои взгляды, стали банкеты в честь 40-летия судебной реформы.
Они прошли во всех городах и местечках
103
Украины, на них сыдвпгались требования созвать народных представителей,
принять конституцию, расширить права земств. Ответом были репрессии и
увольнения среди земских работников. Однако под влиянием оппозиционных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21