Статья: История Украины

«Освобождение труда». Однако с начала XX в. И. Франко стал одним из

наиболее извест­ ных критиков марксизма. Так, в статье «Що такс поступ?»,

опубликован­ ной в 1903 г., он показал, что в условиях партийной монополии

соци­ ал-демократов на власть их государство неминуемо станет огромной на­

родной тюрьмой. - 2. Народовольцы — либеральное украинское

национальное дви­ жение, объединявшее средние слои населения: студентов,

священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали не

по- 86 .

латическую борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для че­го в 18(й

г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняниныж создала -во Львове

культурно-просветительское общество «Просвгга», занимавшееся «изучением и

просвещением народа» и развитием украин­ского театра. Посмотрена значимость

литературной и культурной 'дея­тельности «Просв1тл», народовольцы были

слабо связаны с народом и л}'1чь частично выражали его интересы. В то

же время деятельность организаций «Просвпп» и таких под­вижников, как А.

Борковский, К. Сушксвич, А. Партицкий, Ю. Роман-чук в другие,

способствовала существенному росту национального са­мосознания и патриотизма.

Под их влиянием находилась одна из наибо­лее популярных газет «Д1ло»

(1880—1939). •В прямой связи с куль­турно-просветительской работой

«Просвгги» стоит создание таких орга­низаций, как Ревизионный союз.

кооперативов, Маслосоюз, Сельский гос­подарь, существование

сельскохозяйственных и торговых школ. 3. Москвофклы — наиболее

правое, консервативное крыло в ук­раинском национальном движении,

объединявшее украинских помещи­ков, буржуазию, свяиртншков униатской

церкви и др., разочаровавшихся в слабеющей Лвктро-Венгерскои империи,

постоянно испытывавших в ней пренебрежительное отношение со стороны

польской шляхты и по­этому мечтавших присоединиться к набирающей мощь

Российской импе­рии. По их • словам, «если нам придется утонуть, то лучше это

сделать . в российском море, чем в польском болоте».- Однако их политический

курс отличался пассивностью, инертностью и половинчатостью (парал­лельно они

заверяли Габсбургов, что являются верными подданными и австрийской империи

и хотят установить лишь культурные связи с Pocciiefi). Все это приводило

к путанице и не способствовало поддерж­ке москкофилов со~стороны народа.

Однако, имея огромные финансовые средства, они издавали самую могущественную

в Галнции газету «Сло­во», имели политическую организацию — Русскую Раду и

др. органы. Лидерами москвофилив были Богдан Дидицкий, Иван Наумович,

Михаил Качковс^кий и др. В Восточной Украине после разгрома Еирилло-

Мефодиевского об­щества стали организовываться полулегальные кружки -—

«Громады», возникшие в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве и др. городах и

объе­динявшие представителей широких слоев населения (среднюю

нацио­нальную буржуазию, обуржуазившихся помещиков, преподавателей,

врачей, писателей, студентов и т. п.). Кружки-громады не имели чет­кой

организационной структуры, своих программ и уставов, часто рас­падались и

вновь возникали. Однако, можно выделить общие для всех громад характерные

черты: — их деятельность носила в основном культурно-

просветитель­ский характер (организация украинских кружков просвещения и

воск­ресных школ, изучение и пропаганда популярной и научной литерату-

97

ры, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этногра­ фии и

т. п.); — громады не вели политическую борьбу с царизмом, считая, что

украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь не- ябходнмо

просвещение народа, его консолидация в рамках Российской империи.

Большинство членов громад приветствовало и идеализировало отмену

крепостного права в России и на Украине. В 1861—1862 гг. в

Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко

и Кулиш, возник близко связан­ ный с громадами общественно-политический

и литературный журнал «Основа». Он способствовал объединению вокруг

редакции украинских историков, литераторов, этнографов, языковедов и др.

Журнал знако­ мил российского читателя с произведениями украинских

авторов и жизнью украинского, народа, его историей и традициями.

Популярности журнала способствовали организация им публичных чтений и

присутст­ вие на них Т. Шевченко, И. Тургенева, Ф. "Достоевского, Н.

Чернышев­ ского и др. Политической деятельностью журнал, как и громады, не

занимался. } В 1873 г. во Львове, было организовано

Литературное товарищест­ во им. Шевченко, позднее превратившееся в

Науковое товарищество им. Шевченко. В соответствии с уставами существующих

академий раз­ делялось на секции: историко-философскую, филологическую,

математи- ко-естеетвознавческо-медицинскую./Оно пыталось даже создать Моги-

лянско-Мазепинскую академию наук, но австро-венгерские власти игно­

рировали эту идею и не поддержали ее инициаторов. После Эмского указа

Александра II начался распад громад: часть мх членов, напуганная запретом

царизма на деятельность украинских • организаций, вышла из громад, вторая

часть основала «молодые гро­ мады», принявшие участие в 1874—1875 гг.

в организованном на­ родниками «хождении в народ». Некоторая часть, как,

например, Драго­ манов, выехала за границу и там пыталась найти выход из

кризиса и путь дальнейшего развития украинского национально-

освободительно­ го движения.

МИХАИЛ ДРАГОМАНОВ (1841-1895)

Годился в 1841 г. в городе Гадяче на Полтавщине в семье мел­ кого

дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время обу­ чения в

Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вско­ ре стал одним из

ее лидеров. С 1864 — преподаватель Киевского, уни­ верситета.

Драгоманов преследовал цели превращения России в демократичес­ кую

федерацию, в которой Украина получит широкую автономию (пра­ во

самостоятельно решать большинство стоящих перед ней проблем) и

развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистичес-

98

«имя странами Западной Европы (капиталистические отношения без

«феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и сво­боды:

парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и

т. п.). Драгоманов предполагал следующий механизм выполнения постав-

-лениых задач: создание широкого национально-освободительного дви-.жения

на Украине с участием всех слоев населения, включая кресть-.янство, которое

било бы в силах добиться от царизма демократических феформ и изменении в

государстве. В 1875 г., в период" репрессий отказался отречься от

своих взгля­дов- и по особому указу Александра П был уволен из Киевского

универ­ситета. и выслан за границу, где в 1878—1882 гг. издавал в Женеве

первый украинский журнал за гранидей «Громада», на страницах кото­рого

пропагандировал свои идеи, печатал социально-экономические, по­литические,

национально-культурные, исторические и др. статьи из -жизни Украины.

Симпатизировал идеям социализма, прежде всего в этическом плане, •(т" е.

раскрепощение сил и возможностей человека и общества, отсутст­вие

эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм, как оши­бочное

учение, не отвечающее потребностям украинского народа. Со вре­ менем идеи

Драгоманова заложили основу для формирования первой ук­раинской

социалистической партии на Украине.

27.РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

б этот нвриод украинские земли входили в состав Российской и

"Австро-Венгерской империй и, несмотря на особенности между ними, яяожно

выделить ряд факторов, влиявших на развитие культуры в этих землях.

Развитие капитализма на Украине (с 1848 — в Западной Укра-яке, с 1861

г. — в Восточной Украине), вызвало все возраставшую "потребность s развитии

просвещения и подготовки квалифицированных жадров инженеров, механиков,

конструкторов и др. Способствовала •формированию украинской нации,

пробуждению национального созна-,1!ия и более внимательному отношению

украинского населения к своим •историческим корням и традициям. Дало свободу

экономического пред-а;ринимательства, несмотря на сохранение феодальных

пережитков, ко­торое требовало демократизации в политической сфере, поэтому

стали 3>асти национально-демократическое и революционно-демократическое

направления в развитии культуры.

99

Увидев в пробуждающемся национальном созиан-яи и движения» потенциальную

угрозу своим, имперским интересам, Россия и Австро- Венгрия всячески

препятствовали развитию украинского языка в куль­ туры. Развитие украинской

культуры прожходило в тесной взаимосвя­ зи и взаимном влиянии с развитием

русской культуры, что объяснялось и жизнью в одном государстве, и едиными

историческими корнями, в» общими задачами, стоявшими перед каждой из них.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Начальное образование:

По реформе 1864 г. все начальные школы (церковно-прихвдские,- светские)

преобразованы в начальные народные училища, которые ста­ ли общесословвыми и

обучение в них велось по единым планам и про­ граммам (чтению, арифметике и

Закону божьему). Качество подготовки* было очень низким, особенно в селах.

Часть училищ была преобразована в «образцовые»: с 5-летиим»

обучением, кроме вышеперечисленных предметов, преподавались сще- и

география, история, рукоделие, рисование и т. п. Часть училищ

открывалась .земствами и называлась «земским» •школами», в которых

преподавали прогрессивно настроенные учителя- разночинцы. . —

Уездные училища были преобразованы в 6-летние городские учи-.лища, готовившие

выпускников для работы в.промышленности, на» транспорте, в канцелярии. В

них дополнительно преподавались геомет­ рия, черчеш:с, физика, ботаника •и др.

Воскресные школы (1859—1862 гг.) — открывались громадамн- и были

единственными, где вели обучение не ТОЛЕ.!;О' на русском, но' и па украипскоч

языке по расширенным программам преподавания гу­ манитарных и естественных

дисциплин. В 18G2 г. были закрыты "цариз­ мом как рассадилки украинского

национализма.

Среднее образование:

Среднее образование давалось в 7-летних гимназиях, которые де­ лились на

классические (с углубленным изучением гуманитарных дис­ циплин; выпускники

без экзаменов принимались в университеты)^ и реальные, изучавшие точные

и естественные науки, готовившие сво­ их учеников в высшие технические

заведения.

Высшее образование:

Давалось в университетах Харькова, Киева, Одессы (Новороссий­ ский

университет). В Западной Украине — университетах Львова к Черновцов.

Высшее техническое образование давалось в Харькове — в техно­ логическом и

ветеринарном институтах; в Киеве — политехническому 100

гНежине — йсгерико-филологшеском; Глухове аолитехняческом и др.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

учительском; Львове—

Было вызвано развитием капитализма. Научными центрами стали университеты и

научные, общества Харькова, Киева, Одессы и др. го-а>одав, проводившие

исследования и издававшие труды по различным -областям науки. Наиболее

известными учеными были: Бекетов Н. V. — профессор Харьковского

университета, создавший яри физико-математическом факультете

физико-химическое отделенте и лабораторию физической химии. Один из

основателей новой науки — ••физической химии. Мечников И. И. —

преподаватель Новороссийского университета в Одессе. Основал совместно с

микробиологом Гамалеем первую в стране я вторую в мире бактериологическую

станцию. Создатель учения об им-«уцитете. Ляпунов А. Н. — профессор

Киевского университета. Работал в об­ласти механики, математического анализа,

теории дифференциальных •уравнений, теории вероятности in. n. Историк

йрименко А. П. — первая женщина-доктор исторических иаук, автор трудов

«История украинского народа», «Очерки истории ЗТравобережноп Украины» и

др.

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Основной- особенностью стало развитие направления критического •реализма.

В произведениях Марко Вовчок («Институтка»), И. Нечуй-Ле- явицкого («Микола

Джеря», «Кайдашева с!м'я», «Бурлачка»), Панаса Мирного («Xi6a ревуть

воли, як ясла повнг», повесть «Гвлодна воля»), -Павла Грабовского -(поэта,

автора сборников «Прол!сок», «З швнотЬ, «Кобза» и др., преисполненных пафоса

борьбы за «свет правды», глубо­ кой веры в" счастливое будущее своего

народа, известен также -своими ^переводами на украинский язык многих

произведений мировой литера­ туры), Ивана Франко (поэтические сборники «З

вершин i низин», «31в'яле листя», «Mia !змарагд» ч др.).

>'- РАЗВИТИЕ ТЕАТРА

Несмотря на преграды, создаваемые царизмом, наряду с любитсль-

<:кими-драмкружкам11 и театрами в Киеве, Харькове, Полтаве, Сумах и др.

городах, драматургом М. Кропивницким в 1882 г. в Елнзаветграде -был создан

профессиональный театр. В первую профессиональную труп­ пу, гастролировавшую по

Украине, России, Польше, Грузии и т. Д., вош­ ло около 100 актеров, наиболее

известными из которых были Н. Садов-

101

ский, М. Заньковецкая, Маркова, Жаркова, С. Ф. Нанькивския, Н. Воро- ныи я

др.

I? Западгой Украине первый профессиональный театр был создан во» - Львове в

18G4 г. (основатель —товарищество «Русская беседа»). Наи­ более известными

драматургами, по чьим пьесам шли спектакли на Ук- \ раине, были:

М. Кропивницний — автор более 40 пьес, из которых наиболее из­ вестными

были «Дай серцю волю,.заведе в неволю», «Доки сонце з1й- де, роса оч!

вшсть», «Дв! cbi'i» и др.

М. Старицкий — автор 25 пьес, наиболее известными являются ис­ торические

драмы «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Ос— танпя тч» н др.

И. Карпенко-Карый (Тобилевич) — 20 драм и комедий, большинст­ во из

которых посвящено жизни крестьянства: «Хозяин», .«Сто тысяч», «Розумнии i

дурень», «Наймичка» и др.

РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ

Наиболее известными композиторами на Украине были:

I. Гулан-Артемовский — автор первой украинской .оперы «Запо­ рожец за

Дунаем».

П. Сокальский — оперы «Мазепа», «Майская ночь», «Богдан- Хмельницкий»

и др.

Н. Лысенко — основоположник классическойукраинской музыки. Написал

музыкальную драму «Тарас Бульба», симфонические фантазив- «Казак-шумка»,

«Фантазия» и др. Автор теоретических трудов, заложив­ ших основы

национальной музыкаль-ной фольклористики. Известный Ди­ рижер, общественный

деятель, педагог.

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОJICEVCCTBA

Наиболее крупными украинскими художниками были: В жанре пейзажа —

С. Васильковский, автор около 3,5 тыс. про­ изведений, сюжеты которых

неразрывно связаны с жизнью и бытом Ук­ раины и ее народа («Утро», «Степь

на Украине», '.'На Харьковщине»

и ДР.). В бытовом жанре — И. Е. Репин, произведения которого

посвяще­ ны исторической тематике («Запорожцы пишут письмо турецкому султа­

ну»), классовым противоречиям на селе («В волостном правлении»), бы­ товым

сценам («Вечорниш») и др. 103

28. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В

НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом

либерального, национального 6 демократического движения.

ЗЕМСКО-ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ ЦАРИЗМУ

В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­ной

буржуазии, недовольной своим положением и правами в политиче­ской системе

общества. Центром их оппозиционной по отношению к ца­ризму деятельности

стали земские учреждения — органы местного са­моуправления. Земства на

Украине действовали на Левобережье и Юге Украины, с 1911 г. — созданы и на

Правобережье. Социальный состав движения: либеральная буржуазия и

помещики, демократическая интеллигенция земских учреждений — врачи,

учите­ля, агрономы, землемеры, статистики. . Требования либералов-

земцев: расширение прав земства, предостав­ление политических свобод,

ликвидация крепостнических пережитков в ваконодательстве (телесные

наказания), созыв общероссийского Земского собора или Учредительного

собрания для выработки конституции, допу­щение украинского языка в сферу

просвещения, культуры и государст­венные учреждения. Формы действия:

создание либеральной прессы, созыв съездов зем­ских служащих, банкеты с

принятием петиций о расширении прав. Пресса. С 1898 г. в Киеве стала

выходить газета «Киевские от­клики», орган группы, прогрессивной

интеллигенции. В ней участвовали общественные деятели И. Лучицкий, М.

Василенко, В. Короленко, Е. Еф­ремов, С. Петлюра, В. Антонович и др. Газетч

была посвящена украин­ским проблема^ и имела большой для того времени

тираж — 25 тыс. акз., ее читали на заводах, в селах, в студенческой среде.

Земские съезды. В 1901 г. в Полтаве состоялся съезд - умельцев кустарного

промысла Полтавской, Черниговской, Курской губерний, ко­ торые приняли

резолюцию с лфебованием полного запрещения телесного накавания по всей

стране. В ноябре 1904 г. головы земских управ и земские гласные собрались

на съезд, который принял петицию о созда­ нии народного представительства с

законодательными правами. Наибо­ лее сильное земское либеральное Движение

было в Черниговском, Пол­ тавском, Харьковском земствах. В 1904 г. земцы-

либералы создали не­ легальный «Союз освобождения». Банкетная

кампания. В конце 1904 г. одной из форм, где прогрес­ сивная общественность

выражала свои взгляды, стали банкеты в честь 40-летия судебной реформы.

Они прошли во всех городах и местечках

103

Украины, на них сыдвпгались требования созвать народных представите­лей,

принять конституцию, расширить права земств. Ответом были реп­рессии и

увольнения среди земских работников. Однако под влиянием оппозиционных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты