Статья: История Украины

Польши; 1588 г. — введение крепостного права па Украине (20-летнего срока

сыска беглых); 1596 г. — Брестская уния и насиль­ственный перевод

украинцев под власть католичества и др.).

• КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО-КРЕСТЬЯНСКПЕ ВОССТАНИЯ КОНЦА 16 ВЕКА

Восстание ].'>91 — 159°i rr. под .руководством запоролсского гетма­на

Криштофа Кпсинского •— охватило районы Киевщины, Вольши, Жи­томира. Поводом

послужило насильственное изъятие князем -Острожским владс1!;1Й Косинского,

полученных им в числе других казаков за заслу-г,ч в борьбе с татарами. В ответ.

Косннс.кий захватил Белую Церковь (резиденцию Острожского), Переяславль и др.

города. Кроме казаков его поддержали крестьяне- и горожане, начавшие громить

имения поль­ских магнатов и вводить казацкие порядки на своих землях.

Напуган­ная шляхта собрала огромное войско, которое после недельной битвы с

Косииски.м, не сумев его разгромить, подписало с ним соглашение о том, что

Косинскпи лишался гетманства, .повстанцы возвращали захваченное оружие,

прекращали разбои и исключали из войска всех, кто вступил в него в ходе

.].'1"'стан[1я, за что заслуживали прощение. После соглаше­ния Косппгкий ушел

в Запорожье, попросил помощи русского царя (Россия воевала со Швецией,

подточу смогла прислать лишь деньги и гукно, пообещать также помощь

донских казаков) и организовал но­вый поход, в ходе которого Косииский был

заманен магнатом Вишне-всцким на переговоры, где и, был предательски убит

(замурован в сте­ну .монастыря). Восстание закончилось поражением, но

подготовило почву для последующих выступлешш, в первую очередь восстания

под руководством С. Налнвайко.

Восстание 1594—1596 гг. под предводительством Северина На-ливэйио —

приобрело еще больший размях, охватив почти все земли Украины и r^c'i

очной Белоруссии. Возглавил его С. Наливайко, кото­рый, оудуч;! сптником

надворных казаков у князя Острожского, пред­ложил последнему сформировать

добровольческое войско для отражения турецкого нападения. Собрав несколько

десятков тысяч человек (воору­женных Острожскнм), Наливайко отогнал турок,

взял богатые трофеи и, возвратившись домой, поднял восстание, .разгромив

приехавших на

33

судебный съезд шляхтичей, захватил замок п хранившееся Р нр\1

°РУ" жие. Поддержанный крестьянами, .горожанами н г.ап"!"1.!"

1»''" Иали- вайко взял Виннпцу, Бар, Кременец, Луик, a и:"!-".

4;in;i4i;:i" казаков в Южное Поднепровье для борьбы с местной шляхтой,

повернул па север — в Белоруссию, _ взял Пинск, Бобруйск, Могиле];', чем

расширил территорию восстания, и продолжал затем маневрируй •].

'"'подалеку от границы е Россией, чтобы в любой момент за ней yi;p,,Ki.cii.

Объеди­ ненная польско-литовско-украинско-белорусская карате .ii,i4;i

с-о.спедици;!. под командованием польского гетмана Жолковского iia!ie.";i:i

гескольк') поражейий войскам Наливайко в Белоруссии, затем на У|;;||,"!!Г и

окоч- чательно рахгромила повстанцев в 1596 г. в 2-11еде.т»!;ом ""г) У горчдт

Лубны, всего в 100 верстах от границы, с Россией.' IIa.ninaiiKo в ре­

зультате предательства верхушки реестрового казачества пыл схвачен,

отправлен в 'Варшаву, где в 1597 г. ему отрубили голову 11 четверто­ вали.

Деятельность Петра' Сагайдачного — выдающей";! гетмана Укра­ ины,

боровшегося за национальное возрождение Украинской государ­ ственности и

культуры. Прославился военными походами на турецкие , крепости Измаил,

Кафу, Синоп, Царьград. В условиях запрещения пра­ вославной церкви боролся

за ее возрождение (в 1620— lii21 гг. при­ нимал Иерусалимского патриарха

Феофана, воссоздавшего руководство православной церкви на Украине:

произвел в сан Киевского митропо­ лита и- 5 украинских и белорусских

епископов, что вызвало ненависть Речи Посполитой). Вместе с Запорожским

войском Сагайдачный вступил в. Киевское братство, что означало подчинение

Запорожья "лее служения интересам Украины. (Братства '— организации

правосланжц-о украин­ ского населения,, боровшиеся' против наступления

католичества и униат­ ства). Стремясь добиться большей самостоятельности

Запорожья, за­ игрывал то с Москвой (одарившей его н войско деньгами п

тканями), то с Речью Посиолитой" (увеличившей число реестрового

казачества г. I до 3 we.). Объективно выражал интересы зажиточных слоев

каза­ чества, что подтверждается "'его противоречиями с ^народным» гетма­ ном

Бородавкой (стоявшим во главе иереестропого купчее гв,т н при­ зывавшего к

народному восстанию п распространению к.тачь!^ нрав на все население

Украины). Во время Хотинской войны lf;21 г. в ус- .ловиях, когда Речь

Посполита осталась беззащитной "гред турецкой агрессией (после разгрома

турками польской армии в Молдлпни), Сагяй- дачныи и бородавка объединяют

свои отряды (всего -10 '"..г. казаков) п в месячной битве под Хотпном

совместно с Ю-п.^ячпоп польской армией останавливают Турецкую

агрессию. По мирному договору Тур- ппя осязалась прекратить набеги на

Украину, Речь Поспр.чит.а обещала запретить казакам нападать на Турцию.

(Поражение Турции вызвало восстание в Стамбуле, в ходе которого был

свергнут и уоит турецкий султан Осмаи II — руководитель похода па

""Украину). ..В ходе битвы

3^

Г.арайдччны'1 п"кл.-пл ерпя уме.-п.г.! п"лкоц"д';ем. Пастоял на аресте

Бородавки п отправит его в кандалах в Варшаву. Сам Сагаидачный под

Хотииом был" смертельно ранен п скончался от ран. Вывод: личность

Сагайдачного была противоречивой,, но, несмотря на ряд опшбок, он боролся

за возрождение украинской государственности и культуры, поднял славу

запорожского казачества и защитил украин­ ский народ от установления

турецкого ига.

УСИЛЕНИИ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ В 20-30 гг.-17 ВЕКА

Выло пылвачо усилением польского национального, феодального и

религиозного гнета после- окончания Хотиискон войны. Вместо обещан­ ных во

время войны послаблении, Речь Посполита расправлялась с села­ ми,

вводившими казацкие порядки, запретила казакам принимать бегле­ цов,

поддержиплу!, связи с. иностранными державами, вмешиваться в'ре­ лигиозные

дела, поддерживать православную церковь и т. п. 1630 г. — восстание

под руководством гетмана нереестрового ка­ зачества Ивана Федоровича

(Трясялы). Собрав Ю-тысячный отряд ка-' заков, Трясило захватил Кбрсунь,

расправился со шляхтой, пополнил свою армию крестьянами и горожанами,

доведя се численность до 37 тыс. человек. После прибытия карательного

отряда польского гетмана в 3- недельной битве, нанес ему большие потери (до

10 тыс.),' почти разгро­ мил, но под давлением казацкой старшины пошел на

подписание догово­ ра, по которому реестр увеличивался с 3 до 8 тыс., казаки

признавали свою 'вину, за что прощались, крестьяне возвращались в своп

имения; после чего Толсто во-^эратилс;! в Запорожье, а разрозненные отряды

не­ довольных к рестмпг еще некоторое Бремя вест борьбу, громя польские

имения па Украпие. 1635 — восстание под руководством гет^на

нереестрового казаче­ ства Ивана Михайловича Сулимы. Поводом стало

строительство крепости Кодак на Днепре, предназ­ наченной. для поимки

беглецов в Запорожье (крепость находилась на пра­ вом берегу Дненрл в месте

его сужения н охранялась 200 немецкими наемниками, чаблюдлшппмп зл

Днепром и с помощью конных разъездов — за прплугающрг округой). Гулимя,

собрав "3-тыс. отряд, незаметно подошел к крепости, провел разведку п ночью

за несколько часов захва­ тил ее, УНИЧТОЖИВ застигнутых врасплох наемников.

Боясь, что захват крепости ПОСЛУЖИТ толчком к народному восстанию, польское

правитель­ ство послало огряд реестровых казаков, которые схватили Сулиму и

его .помощипков н отправили их в Варшаву на казнь. Восстание было по­

давлено.

Причины поражения восстаний — были плохо подготовлены; кре­ стьяне и

горожане плохо вооружены (вилами, косами, дубинами); не всегда казаки

выстукали единой сплои с остальным населением; нереши­ тельность казацкой

старшины, боявшейся потерять свои привилегии; ук-

35

раинские восстания не поддерживались польским ii литовским пяселени- ем,

из-за чего правительство могло стягивать силы с других "б лагтей для

подавления восстаний и т. п. Значение восстаний — сдерживали

усиление польского националь­ ного, феодального и колониального гнета (т. к.

польское правпюльство и магнаты помнили, чем это могло закончиться):

допилчсь сгсггановле- ния православной церкви на Украине; выросли

казацкие привилегии (рост реестра, жалования и др.); народные массы

иаклплтшлп опыт на­ циональной и антифеодальной борьбы.

РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ

Братства — организации православного украингкот населения, вп:!- никли

после принятия Люблинской унии 1569 г. Первиначальцо, органи­ зованные

православной магнатско-шляхетской оппознцпги в" главе с князем

Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Ук­ раины в-составе

Речи Посполитой, для чего подавали nr;iiniui корплю и .„сейму, вели

культурно-просветительную работу, выступали за восстанов­ ление православной

церкви после 1596 г. и т. п. На рубеже 16—17 веков место магнатов в

братствах заняли мел­ кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина,

боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против

засилпя польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право­

славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Ис­

пользовали кроме легальных 'форм борьбы и казацко-крестьянские вы­

ступления. ' . Крупнейшие братства находились во Львове, Кигве,

Лунке и др. го­ родах. Сыграли важную роль в" общественно-политической

;I;II:!UH Украи­ ны. Противостояли наступлению католичества на Украине.

8. КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУ РЫ

а) Развитие Украины в составе Речи Погиилитои инусловлпвялп развитие -

украинской культуры, в условиях нациоиальнию, феодального н религиозного

гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ ев, православной веры и

т. п. б) Развитие экономик'!! способггшжало потребности ч 'и^лзовлшшх

людях, развитию просвещения, высшего о"разпваш1л. '«'шг^ючатания и т. п.

в) Гост национально-освободительного движения г" 2-й половины 16 века

вызвал пробуждение национального сознания украпнскпго наро­да, его более

внимательное отношение к своей культуре, ЯЗЫКУ, истории и традициям.

Э6

г) Развитие укр. культуры шло в тесной взаимосвязи в под влия­ нием

культурных ценностей 3. Европы эпохи Возрождения и развития русской и

белорусской национальных культур.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­ вивающегося

производства и торговли, так и для национально-освободи­ тельного движения —

идеологов, способных вести борьбу против насаж­ дения униатства. Поэтому:

а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, -

католических, протестантских), обучавших старославянскому языку, арифметике,

молитвам, пению и т. п., так и светских школ (сла­ вяно-греко-латинских), где

дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных

университетах), диалектика, астрология, гео­ метрия, астрономия и др. Первой,

наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем

Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора —

Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии константинопольским

патриархом, преподавателя священника Демьяна Наливайко — брата

руководителя восстания Севе­ рина Наливайко, нескольких преподавателей из

греческих университе­ тов и др.

б) братские школы открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а затем при.

Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­ личаясь от

остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­ го отношения ко

всем детям, независимо от происхождения; воспитыва­ ли патриотизм, уважение к

родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной с

славяно-греко-латинской школой. в) в начале XVII ст. в Киеве

архимандритом Киево-Печерской Лав­ ры Е. Плетенецким был организован кружок

литераторов, членами кото­ рого являлись 3. Копыстенский, П. Беринда, Т.

Земка, Л. Зизаний-Туста- новский, А. Митура и др. В декабре 1616 г. ими был

подготовлен к печа­ ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот»,

в 1619 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц;

г) высшее образование —первой высшей школой стала Киево-Моги-лянская

коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев­ской братской

школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась Киевским братством и

основателем Лаврской школы архимандритом Пет­ром Могилой (отсюда название

«могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. П. Могилой реформе

просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее

эффективной системе — иезуит­ских колледжах, обучение в коллегии совпадало с

европейским типом.

По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою

библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на при-

31

ГГ

надлежащем ему хуторе Непологв, а также огромйую по тем временам сумму —

80 тысяч.злотых. • . Состояла из Т^классвв: 1-го подготовительного, 3

младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяне-греко-латинской школы;

дополни­тельно преподавадись философия, география, истерия и др. предметы. По

перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад-

ннсвр'1пейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих

студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере

смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения)

лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

Она явилась образцом для создания- аналогичных учепных заведе'нпи в Яссах -

(1640 год) и Москве (1687 тод). Академия в течение долгого вре­мени готовила

кадры общественно-культурных дсятеллй нс млько для Ук­раины и России, но и

для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославян­ских регионов.

Книгопечатание — было вызвано потребностью в размножении учеб­ных и других

книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью

развивающейся техники создать первый печатный станок. Основателями

книгопечатания, стали Иван Федоров и Петр Мстисла-вец. В 1564 г. они издали

в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не

только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на-

Украину, работая и имении маг­ната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в

1573 г. Федоров осно­вывает во Львове первую на Украике типографию я

выпускает' церков­ную («Апостол», «Осгрожская Библия»), учебную

(«Букварь»), публи­цистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий).

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове,

Лунке, Новгород-Северске и др. городах. Значение — книгопечатание

способствовало развитию укр. просве­щения, культуры, национально-

освободительного движения (публицисти­ческая литература); подняло

международное значение Украины, т. к. из­даваемая литература была известна во

многих странах 3. Европы,

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ДР.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и отражали

важнейшие события в жизни украинского народа: — героико-патриотическая

тематика — о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к

Родине, храбрость защитников, клеймили предателей; — о борьбе против

феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем

становится, как правило, казак-герой '(дума «Пвась Коновченко, Вдовиченко»,

«Дума об Алексее Поповиче» а

ДР.); 38

— общечеловеческие ценнос-ги — о любви парня и девушки, пре­дательстве,

долге, верности и других проявлениях человеческих взаимо­отношений

(песня-баллада «О казаке и девушке Кулине», песня «Пасту-nie, nacTvuie > »

др.).

БЫТ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА .

Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с ба-.-

тчями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух

типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг

на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на

большей части Украины) и кар-каспо^ (между столбами вбивались колья с

внутренней и внешней сто­роны, заплетались прутья, замазывались глиной и

соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом

стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для

гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из

нескольких поколений (как правило 2—3 семыг в комнате). На дворе—

хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — ого­род.

.Размеры построек зависели от достатка хозяина. Одежда — из льняного

пли конопляного полотна, обычно дома ши­ли для мужчин рубахи с вышивкой (у

панов — вышивка из шелка, се­ребра, золота) без воротников, широкие

шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило

красного цвета. У женщин — со­рочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан,

бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики.

Зимой — длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы

изгдорогих ме­хов. Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку

примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш,

галушки, вареникя, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др. Обычаи — народные

(часто языческие) и церковные праздники —• Рождество (в ночь на него ходили

колядовать), Пасха, праздник Янки Купалы (23 июня перед жатвой), праздник

Покрова Богородицы (4 ок­тября,-окончание сельхозработ) и др.

ТЕАТР

— Школьный театр — при Оетрожской школе, Львовской братской школе —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты