Статья: История Украины

Статья: История Украины

1

Существуют 2 точки зрения на образование К. Руси: норманнская теория и теория

естественно-исторического образования Киевской Р?сч.

Норманнская теория — о несамостоятельном развитии ру<ч_кой

государственности (основатели — немецкие ученые Байер и Миллер, приглашенные в

18 в. Екатериной II для работы в Русской Академии наук) — опирается;'

а) на «Повесть временных лет» — (основной источник того вре­ мени,

написанный киевским монахом Нестором в нач. 12 в.), где пере­ сказывается

легенда о приглашении славянскими племенами в качестве князей 3-х братьев

во главе с Рюриком (+Сннеус, Трувор) — варягов (викингов, норманнов) но

происхождению; • б) первыми руководителями К. Руси были норманны —

кня-зья Рюрик, Олег; в) в сочинениях римских историков и ряде других

неславянских летописей утверждается о дикости и отсталости восточно-

славянских племен, что говорит^ якобы о их неспособности без помощи извне

осно-} вать такое могущественное государство, как К. Русь.

2) Теория естественно-исторического процесса образования классов и

государства у восточных славян: а) для этого существовали все

необходимые экономические пред­ посылки: достаточно высокое развитие пр.

сил (археологами найдены железные орудия труда; доказано отделение ремесла

от с/х и другое, что говорит об имущественной дифференциации, от которой

один шаг до образования классов и государства); многочисленные успешные

военные походы славян приносили добычу и ускоряли процесс

классообразования; захват старейшинами общинных земель говорит о начале

складывания феодальных отношений и т. д.; б) археологические

раскопкп указывают, что количество захороне­ ний воинов-норманнов ничтожно

мало в сравнении с найденными захо­ ронениями русских воинов; в) в

летописях последующих веков норманны не упоминаются, по­ этому можно

сделать вывод, что их количество было мало и они быстро слились с коренным

населением— ославянились; г) сравнительный анализ остатков

вооружений норманнов и славян говорит о примерно одинаковом уровне развития

производительных сил; д) в летописях прямо говорится, что еще до

прихода варягов в Киеве правил 1-й князь — славянин Кий (кон. G—нач.

7 в.); франк­ ские «Вертинские анналы» впервые упоминают о государстве

восточных славян (нач. 9 в.), когда в 838 г. к византийскому императору

явились послы, утверждавшие, что «их народ зовут Росс и направлены они ца-

ргм, называемым Хаканом, ради дружбы».

Вывод: с норманнами пли без норманнов, посточные славяне были в силах

сделать последний шаг от разложения первобытно-общинного к феодальному

обществу.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ

Господствует натуральное, хозяйство, при котором все необходимое

производится не для продажи на рынок, а для внутреннего употребления.

12

Земледелие — основное занятие, по 2—3-польной системе возделы­вались:

пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. культуры. Основными орудиями труда

были: рало (деревянный плуг), борона, серп, коса. Скотоводство —

разводились волы, лошади, коровы, овцы, свиньи, козы и т. п. Ремесло —

до 60 специальностей: кузнецкое, ткацкое, гончарное, кожевенное, ювелирное и

др. Внутренняя торговля — ремесленные изделия п"всеместно менялись на

с/хозяйственные. Наметилась некоторая специализация районов: из Прикарпатья

везли соль; с юга — хлеб, скот; с севера — меха. Внешняя торговля — К.

Русь экспортировала: скот, хлеб, соль, ре­месленные изделия, меха;

импортировала: вино, ткани, пряности, дико­винные товары и т. п. Крупнейший

торговый путь — «из варяг в гре­ки» — по Днепру. Вспомогательные

отрасли — охота (с помощью лука, стрел, сетей и .швушек); рыбная ловля

(ловили крючком, неводом, били острогой); б' ртничество (собирательство

дикого меда).

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ

Раннефеодальная монархия федерального тппа, при которой суще­ствовала

следующая пирамида власти: а) во главе государства — великий киевский'

князь; б) ближайшее окружение, при помощи которого великий киевский

князь управлял государством: личная дружина, делившаяся па старшую (бояре,

мужи) и младшую (отроки, детские); удельные князья, стоявшие свгими войсками

в крупных городах (Чернигов, Переяслявль, Псков и др.) и управлявшие

подчиненными княжествами. Совет из князей и старших дружинников

составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия

важных решений (выступление в поход, заключение мира и т. п.); в) суд,

сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники,

называвшиеся мечниками, верниками. г) управление небольшими городами

осуществляли наместнпкп ве­ликого князя — тьтсяцкне и посадники.

Зависимое население: «Смерды» — крестьяне, не попавшие в личную

зависимость от феодала и эксплуатировавшиеся только путем взимания дани.

«Закупы» — бывшие смерды, взавшие у феодала *'купу» -— ссу­ду деньгами,

инвентарем, семенами и т. п. «Рядовичи» —' крестьяне, заключившие с

феод-чл"-.' «ряд» — до­говор и за эта выполняющие различные работы в

вотчине. «Изгои» — изгнанные из общины крестьяне, не имевшие права

из-за этого пользоваться общинной землей (лугами, пастбищами и т. п.).

«Холопы» — полурабы.

13

Феодальная эксплуатация осуществлялась путем:

а) экономического принуждения —.выплата княжеской дани; за­ ключение

крестьянами канальных договоров с феодалами («купа", "ряд»); раздача

фаодалами земли крестьянам, за что последние платили земель­ ную ренту

(барщина, натуральный оброк, впоследствии — денежный об- рок); б)

внеэкономическогого административного принуждения -- сословное неравноправие

крестьян по отношению к феодалам. До BToрой половиы Х столетия на Руси

не существовало индиви­ дуальной собственности на землю. Она считалась

совместной собствен­ ностью князей, бояр, старших дружинников, а олицетворял

ее глава своеобразной корпорации — киевский великий князь. Собственно же

боярская земельная собственность складывается лишь в начале ХII века. !i

силу агих особенностей восстания населения в Киеве (в 1068 и 1113 годах —

наиболее крупные) не носили характера классовой борьбы.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКИХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ

Рюрик — варяжский предводитель, правил стачала в Ладоге, а в 862 г.,

воспользовавшись внутренними усобицами, захватил Новгород, что вызвало

крупное восстание против варягов, подавленное в крови Рюриком. Новгородский

князь. Именно с 860 г. летоисчисление начи­нает употреблять термин «Руська

эра» и ведет его почти 30 лет. Олег Вещий (882—912) — последователь

Рюрика; получив в 879 г. власгь от умершего Рюрика в Новгороде, сумел

объединить Киев­скую и Новгородскую земли (убив правивших в Киеве князей

Аскольда и Дира). Расширил территорию К. Руси, присоединив древлян, северян,

радимичей. В 911 г. совершил победоност.щ поход на Константинополь.

Игорь (912—945) — сын Рюрика, присоедини.! территорию меж­дуречья

Днестра и Дуная. Огромную часть времени провел R военных походах; в 915

г. первым столкнулся с печенегами, подписал с ними мирный договор, через 15

лет нарушенный (из-за подстрекательств, пе­ченегов Византией, не

заинтересованной в усилении К. Руси): 941 г. — поражение от Византии;

943—944 — захват Дербента и Южного При-каспия (союзника Византии); 944

г. — незначительная победа над Ви-зантнен; из-за, огромных затрат на военные

походы увеличил дань, из-за чего был убит древлянам и "в 945 г. (при

попытке собрать дань вторично). Убийство- объясняется и другими факторами.

Ольга (945—964) — жена Игоря, регент при малолетнем сыне Святославе;

отомстила за убийство мужа, уничтожив 5 тыс. древлян и два посольства,

прибывших сватать ее за древлянского князя Мала; про­вела налоговую реформу:

определив количество дани — «уроки» и мес­та сбора дани — «погосты»; лично

приняла христианство и установила дипломатические отношения с Германией,

подняв авторитет К. Руси. 14

Святослав (964—972) — сын Игоря и Ольги, большую часть вре­ мени провел в

военных походах, используя наступательную тактику, бы­ строту и внезапность,

разгромил Хазарский каганат, Волжскую Болгарию, Дунайскую Болгарию и др.

Ввел традицию назначать князьями в другие 'города своих сыновей (для укрепления

единства К. Руси). Хотел перене­ сти столицу из Киева в Персяславец на Дунае

(перекресток торговых путей) но потерпел в 971 году поражение под Доростолом

от византнй-- цев, из-за чего отказался от претензий на дунайские

земли. При возвра­ щении в Киев погиб в 972 г. в бою с печенегами в районе

днепровских порогов. -В последние годы княжения Святослав проводил

антихристианский террор, пытаясь переложить на христиан вину за собственные

военные неудачи на Дунае. Он намеревался уничтожить всех христиан и «разо-

рнти и сожесгн» их храмы.

Владимир (980—101.")) — победил в результате братоубийствен­ ной борьбы за

княжеский престол в Киеве. Его основным соперником был брат Ярополк,

отличавшийся вниманием к духовной жизни: возоб­ новил летописание, склонялся

к расширению связей с более культурны­ ми странами Запада, Болгарией,

Византией. Владимир взял власть как лидер антихристианского течения и,

создавая систему языческого 6-божья, разрушал храмы. Присоединил земли

вятичей п радимичей, но исключительно как колониальные анклавы. На

юго-западной границе с •печенегами построил сеть городов-крепостей. Для

пентрализ<тции влас­ ти в 988 году крестился сам, а в 989 году крестил

население КЧРПСКО!"! Руси, причем не всегда добровольно жители отказывались

от языче­ ства.

Ярослав Мудрый (1019—1054) — сын Владимира, будучи Новго­ родским

князем, после смерти отца вышел победителем из междоусобной борьбы с

братьями за Киевский престол. Юридически закрепил феодаль­ ные отношения

на. Руси нведениеы сборника законов «Русская правда». Вместо приглашения

митрополита из Византии — сам назначил его в 1151 г., стремясь оградить

себя от византийского влияния. -Расширил права церкви и се земельные

владения. Основал Кпево-Печергкую лав­ ру, 1-io библиотеку на Руси при

Софийским с"боре. Построил южнует оборонительную .линию вдоль р. Ро^ь для

защиты or набегов кочевников. Во внешшчг политике, как' и отец, больше

полагался на дипломатию, чем на оружие. В традициях того времени,

породнился с. кпролрвскими дворами Франции, Германии, Византии, Норвегии н

т. п. (дочь Анна — королева Франции). При Ярославе К. Русь достигла высшего

могущества. В то же время при нем действовала такая правовая норма,

как кровная месть. В страну вливается сильная монашеско-аскетическая

струя с Византии, что замедлило процесс Реформации и ренесгансннх явлений.

15

Владимир Мономах (1113—1125) — внук Я. Мудрого, переяслав­ ский князь; в

1113 г., подавив народное восстание в Киеве, занял ве- ликокняжес!;1[Г1

престол и смягчил степень эксплуатации крестьян; объе­ динил 3/4 территории

Руси, прекратив на ней междоусобицы. Талантли- Buii полководец, совершил 85

успешных походов, остановил натиск по- ловцгв па Русь, нлпеся им ряд крупных

поражений в -глубине их тер­ риторий. Автор "Поучения Владимира Мономаха».

Мстислав (1125—1132) — сын В. Мономаха, вышел победителем в

межлоусобнон Гюрьйе за Киевский престол. Продолжил политику отца по

укреплению государства, прекращению междоусобиц и защите внеш­ них границ.

После его смерти К. Русь окончательно распадается на от­ дельные кчяжества.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (988 г.)

Причины:

а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефео-дальном

государстве, т. к.- язычество противоречило единению Руси; б) принятие

единой с Византией религии укрепляло бы южные гра­ницы Руси, т. к. Русь

получила бы на юге авторитетного и могущест­венного союзника; в)

принятие христианства способствовало поднятию международного авторитета Руси,

т. к. до 988 г. Русь в глазах Европы и Византии бы­ла «дремучей, языческой»;

г) принятие христианства способствовало бы сближению с высоко­развитой

Византией — наследницей культуры Древней Греции (техно­логии,

литература, искусство, архитектура и т. н.).

Развитие событий:

а) для укрепления великокняжеской власти Владимир проводит ре­форму

язычества, создав пантеон шести богов во гл.чпе с Перуном; б) убедившись

в несостоятельности язычества, как господствующей религии феодального

государства, Владимир решил прпнягь христианст­во византийского обряда

(православие). Чтобы не попасть при этом в вассальную зависимость от

Византии, как другие, Владимир захватил Византийскую крепость Херсонес

(9.88 г.), и оттуда как победитель продиктовал 2 условия византийскому

императору: выдать за него се­стру императора, после чего он готов принять

христианство; крещение киевлян имело место, видимо, на реке Почайне в 988

или 989 году (историк 0. М. Раков называет иную дату — 1 августа 990 г.);

В произведении Киевского митрополита С. Носова «Патсрикон» (XVII ст.)

говорилось о пятп крещениях Руси-Украины: святым апос­толом Андреем; при

царе Михаиле и патриархе Фотии усилиями Кирил­ла и Мефодия; при Василии

Македонском в 886 году; княгиней Ольгой в 958 году; и последнее — Владимиром

в 989 или 990 году. 16

Значение принятия христианства:

а) Способствовало укреплению К. Руси как раннефеодального го­ сударства,

подняло ее мея:дународный авторитет, укрепило ее связи е Византией,

способствовало распространению письменности на Руси, да­ ло импульс развитию

древнерусской культуры (живописи, архитектуры и

т. Д.). б) Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в ре­

зультате были уничтожены многие памятники языческой культуры; цер­ ковь со

временем превратилась в крупнейшего'феодала.

КУЛЬТУРА К11ЕВСКОП РУСИ

Письменность — имелось две славянские азбуки — глаголица и кириллица.

Последняя получила большее распространение из-за своей простоты и прямой

связи с греческим алфавитом (2.4 буквы — гречес­ кие, 19 — славянские для

точной передачи фонетических особенностей славянской речи). Обучение велось

в начальных школах (при крупных. монастырях) или частным образом" и

получило широкое распространение (на Новгородских берестяных грамотах писали

хоздоговора, личные днев­ ники и любовные письма и т. п.). Библиотеки —

первую создал при Софийском соборе в Киеве Я. Мудрый '(1037 г.). Другие

крупные библиотеки существовали при мона­ стырях и церквях, где книги не

только хранились, но и переписывались и переводились с иностранных языков.

Литература — историческая (летописи) — писалась по годам: наи­ более

известная — «Повесть временных лет», написанная отцом русской истории

монахом' Енево-Печерскпго монастыря Нестором в нач. XII ве­ ка; вершиной всей

древнерусской литературы стало «Слово о полку Иго- реве» (12 в.); суть поэмы

— призыв к единству русских князей (ав­ тор неизвестен, но по мнению

Рыбакова — им был Киевский боярин Петр Бориславич); первой древнерусской

энциклопедией стал «Избор­ ник» митрополита Иллариона (1073 г.).

Устное народное творчество — эпические песни и былины изобра­ жали в

возвышенном духе исторические события н прославляли героизм в борьбе с

захватчиками (наиболее известный исполнитель — Бадн, певец XI в.); на

праздниках и торгах — скоморохи, исполняли частушки (высмеивающие

человеческие пороки), были танцорами, фокусниками, актерами, водившими

медведей, игравшими на гуслях, трубах, флейтах к т. д. Многие из них

постоянно жили при дворах князей и крупных фе­ одалов. Архитектура —

шедеврами стали: Софийский собор в Киеве (1073 г., ставший образцом для

строительства подобных соборов в Новгороде н Полоцке), Успенский собор в

Киеве, Десятинная церковь в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не

менее ценны мозаика и фрески внут­ри храмов, посвященные библейской тематике.

17

Прикладное искусство — ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с

разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кос­ ти, камню и дереву

(шкатулка, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые

купола церквей) и т. п. В итоге: культура К. Руси заняла видное место в

сокровищнице ми­ ровой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских

племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ К. РУСИ

Концепция Погодина М. С. (19 в.): слава, история и подвиги Киева принадлежат

россиянам,' поскольку великороссы стали единственной во­ сточнославянской

нацией, сумевшей создать в новейшее время свое госу­ дарство. Население Киева

после его разгрома монголо-татарами в 1240 г. бежит на север и создает

Московскую державу.

Концепция Грушевского М. С, (выдающегося историка Украины, гла­ вы

Центральной Рады, первого Президента Украинской народной респуб­ лики

1917—1920 гг.): История Киевской Руси принадлежит только ук­ раинскому

народу. Киевское государство, культура были созданы одной народностью —

украино-русской, а Владимиро-Московская держава — другой — великорусской.

Киевский период перешел не во Владимиро- Московский, а в Галицко-Волынский.

Московская держава не была пре­ емницей Киевской.

Современная историография (Греков, Мавродин, Рыбаков) утверж­ дала, что

наследие Киевской Руси: это общее достояние трех народов — русского,

украинского и белорусского, которое-заключается в том, что на огромной

территории В. Европы К. Русь: а) стала первым государством у восточных

славян, которое ускори­ ло перерастание последней стадии развития п/о

общества в более про­ грессивное феодальное, что создало благоприятные

условия для развития хозяйства (увеличились производительность труда,

площадь засеваемых земель и т. д.), культуры (появились письменность,

библиотеки, храмы и т. д.); создана база для дальнейшего развития страны (т.

к. без Киев­ ской Руси не было бы украинского и российского феодализма,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты