Статья: История Украины
1
Существуют 2 точки зрения на образование К. Руси: норманнская теория и теория
естественно-исторического образования Киевской Р?сч.
Норманнская теория — о несамостоятельном развитии ру<ч_кой
государственности (основатели — немецкие ученые Байер и Миллер, приглашенные в
18 в. Екатериной II для работы в Русской Академии наук) — опирается;'
а) на «Повесть временных лет» — (основной источник того вре мени,
написанный киевским монахом Нестором в нач. 12 в.), где пере сказывается
легенда о приглашении славянскими племенами в качестве князей 3-х братьев
во главе с Рюриком (+Сннеус, Трувор) — варягов (викингов, норманнов) но
происхождению; • б) первыми руководителями К. Руси были норманны —
кня-зья Рюрик, Олег; в) в сочинениях римских историков и ряде других
неславянских летописей утверждается о дикости и отсталости восточно-
славянских племен, что говорит^ якобы о их неспособности без помощи извне
осно-} вать такое могущественное государство, как К. Русь.
2) Теория естественно-исторического процесса образования классов и
государства у восточных славян: а) для этого существовали все
необходимые экономические пред посылки: достаточно высокое развитие пр.
сил (археологами найдены железные орудия труда; доказано отделение ремесла
от с/х и другое, что говорит об имущественной дифференциации, от которой
один шаг до образования классов и государства); многочисленные успешные
военные походы славян приносили добычу и ускоряли процесс
классообразования; захват старейшинами общинных земель говорит о начале
складывания феодальных отношений и т. д.; б) археологические
раскопкп указывают, что количество захороне ний воинов-норманнов ничтожно
мало в сравнении с найденными захо ронениями русских воинов; в) в
летописях последующих веков норманны не упоминаются, по этому можно
сделать вывод, что их количество было мало и они быстро слились с коренным
населением— ославянились; г) сравнительный анализ остатков
вооружений норманнов и славян говорит о примерно одинаковом уровне развития
производительных сил; д) в летописях прямо говорится, что еще до
прихода варягов в Киеве правил 1-й князь — славянин Кий (кон. G—нач.
7 в.); франк ские «Вертинские анналы» впервые упоминают о государстве
восточных славян (нач. 9 в.), когда в 838 г. к византийскому императору
явились послы, утверждавшие, что «их народ зовут Росс и направлены они ца-
ргм, называемым Хаканом, ради дружбы».
Вывод: с норманнами пли без норманнов, посточные славяне были в силах
сделать последний шаг от разложения первобытно-общинного к феодальному
обществу.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ
Господствует натуральное, хозяйство, при котором все необходимое
производится не для продажи на рынок, а для внутреннего употребления.
12
Земледелие — основное занятие, по 2—3-польной системе возделывались:
пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. культуры. Основными орудиями труда
были: рало (деревянный плуг), борона, серп, коса. Скотоводство —
разводились волы, лошади, коровы, овцы, свиньи, козы и т. п. Ремесло —
до 60 специальностей: кузнецкое, ткацкое, гончарное, кожевенное, ювелирное и
др. Внутренняя торговля — ремесленные изделия п"всеместно менялись на
с/хозяйственные. Наметилась некоторая специализация районов: из Прикарпатья
везли соль; с юга — хлеб, скот; с севера — меха. Внешняя торговля — К.
Русь экспортировала: скот, хлеб, соль, ремесленные изделия, меха;
импортировала: вино, ткани, пряности, диковинные товары и т. п. Крупнейший
торговый путь — «из варяг в греки» — по Днепру. Вспомогательные
отрасли — охота (с помощью лука, стрел, сетей и .швушек); рыбная ловля
(ловили крючком, неводом, били острогой); б' ртничество (собирательство
дикого меда).
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ
Раннефеодальная монархия федерального тппа, при которой существовала
следующая пирамида власти: а) во главе государства — великий киевский'
князь; б) ближайшее окружение, при помощи которого великий киевский
князь управлял государством: личная дружина, делившаяся па старшую (бояре,
мужи) и младшую (отроки, детские); удельные князья, стоявшие свгими войсками
в крупных городах (Чернигов, Переяслявль, Псков и др.) и управлявшие
подчиненными княжествами. Совет из князей и старших дружинников
составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия
важных решений (выступление в поход, заключение мира и т. п.); в) суд,
сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники,
называвшиеся мечниками, верниками. г) управление небольшими городами
осуществляли наместнпкп великого князя — тьтсяцкне и посадники.
Зависимое население: «Смерды» — крестьяне, не попавшие в личную
зависимость от феодала и эксплуатировавшиеся только путем взимания дани.
«Закупы» — бывшие смерды, взавшие у феодала *'купу» -— ссуду деньгами,
инвентарем, семенами и т. п. «Рядовичи» —' крестьяне, заключившие с
феод-чл"-.' «ряд» — договор и за эта выполняющие различные работы в
вотчине. «Изгои» — изгнанные из общины крестьяне, не имевшие права
из-за этого пользоваться общинной землей (лугами, пастбищами и т. п.).
«Холопы» — полурабы.
13
Феодальная эксплуатация осуществлялась путем:
а) экономического принуждения —.выплата княжеской дани; за ключение
крестьянами канальных договоров с феодалами («купа", "ряд»); раздача
фаодалами земли крестьянам, за что последние платили земель ную ренту
(барщина, натуральный оброк, впоследствии — денежный об- рок); б)
внеэкономическогого административного принуждения -- сословное неравноправие
крестьян по отношению к феодалам. До BToрой половиы Х столетия на Руси
не существовало индиви дуальной собственности на землю. Она считалась
совместной собствен ностью князей, бояр, старших дружинников, а олицетворял
ее глава своеобразной корпорации — киевский великий князь. Собственно же
боярская земельная собственность складывается лишь в начале ХII века. !i
силу агих особенностей восстания населения в Киеве (в 1068 и 1113 годах —
наиболее крупные) не носили характера классовой борьбы.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКИХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ
Рюрик — варяжский предводитель, правил стачала в Ладоге, а в 862 г.,
воспользовавшись внутренними усобицами, захватил Новгород, что вызвало
крупное восстание против варягов, подавленное в крови Рюриком. Новгородский
князь. Именно с 860 г. летоисчисление начинает употреблять термин «Руська
эра» и ведет его почти 30 лет. Олег Вещий (882—912) — последователь
Рюрика; получив в 879 г. власгь от умершего Рюрика в Новгороде, сумел
объединить Киевскую и Новгородскую земли (убив правивших в Киеве князей
Аскольда и Дира). Расширил территорию К. Руси, присоединив древлян, северян,
радимичей. В 911 г. совершил победоност.щ поход на Константинополь.
Игорь (912—945) — сын Рюрика, присоедини.! территорию междуречья
Днестра и Дуная. Огромную часть времени провел R военных походах; в 915
г. первым столкнулся с печенегами, подписал с ними мирный договор, через 15
лет нарушенный (из-за подстрекательств, печенегов Византией, не
заинтересованной в усилении К. Руси): 941 г. — поражение от Византии;
943—944 — захват Дербента и Южного При-каспия (союзника Византии); 944
г. — незначительная победа над Ви-зантнен; из-за, огромных затрат на военные
походы увеличил дань, из-за чего был убит древлянам и "в 945 г. (при
попытке собрать дань вторично). Убийство- объясняется и другими факторами.
Ольга (945—964) — жена Игоря, регент при малолетнем сыне Святославе;
отомстила за убийство мужа, уничтожив 5 тыс. древлян и два посольства,
прибывших сватать ее за древлянского князя Мала; провела налоговую реформу:
определив количество дани — «уроки» и места сбора дани — «погосты»; лично
приняла христианство и установила дипломатические отношения с Германией,
подняв авторитет К. Руси. 14
Святослав (964—972) — сын Игоря и Ольги, большую часть вре мени провел в
военных походах, используя наступательную тактику, бы строту и внезапность,
разгромил Хазарский каганат, Волжскую Болгарию, Дунайскую Болгарию и др.
Ввел традицию назначать князьями в другие 'города своих сыновей (для укрепления
единства К. Руси). Хотел перене сти столицу из Киева в Персяславец на Дунае
(перекресток торговых путей) но потерпел в 971 году поражение под Доростолом
от византнй-- цев, из-за чего отказался от претензий на дунайские
земли. При возвра щении в Киев погиб в 972 г. в бою с печенегами в районе
днепровских порогов. -В последние годы княжения Святослав проводил
антихристианский террор, пытаясь переложить на христиан вину за собственные
военные неудачи на Дунае. Он намеревался уничтожить всех христиан и «разо-
рнти и сожесгн» их храмы.
Владимир (980—101.")) — победил в результате братоубийствен ной борьбы за
княжеский престол в Киеве. Его основным соперником был брат Ярополк,
отличавшийся вниманием к духовной жизни: возоб новил летописание, склонялся
к расширению связей с более культурны ми странами Запада, Болгарией,
Византией. Владимир взял власть как лидер антихристианского течения и,
создавая систему языческого 6-божья, разрушал храмы. Присоединил земли
вятичей п радимичей, но исключительно как колониальные анклавы. На
юго-западной границе с •печенегами построил сеть городов-крепостей. Для
пентрализ<тции влас ти в 988 году крестился сам, а в 989 году крестил
население КЧРПСКО!"! Руси, причем не всегда добровольно жители отказывались
от языче ства.
Ярослав Мудрый (1019—1054) — сын Владимира, будучи Новго родским
князем, после смерти отца вышел победителем из междоусобной борьбы с
братьями за Киевский престол. Юридически закрепил феодаль ные отношения
на. Руси нведениеы сборника законов «Русская правда». Вместо приглашения
митрополита из Византии — сам назначил его в 1151 г., стремясь оградить
себя от византийского влияния. -Расширил права церкви и се земельные
владения. Основал Кпево-Печергкую лав ру, 1-io библиотеку на Руси при
Софийским с"боре. Построил южнует оборонительную .линию вдоль р. Ро^ь для
защиты or набегов кочевников. Во внешшчг политике, как' и отец, больше
полагался на дипломатию, чем на оружие. В традициях того времени,
породнился с. кпролрвскими дворами Франции, Германии, Византии, Норвегии н
т. п. (дочь Анна — королева Франции). При Ярославе К. Русь достигла высшего
могущества. В то же время при нем действовала такая правовая норма,
как кровная месть. В страну вливается сильная монашеско-аскетическая
струя с Византии, что замедлило процесс Реформации и ренесгансннх явлений.
15
Владимир Мономах (1113—1125) — внук Я. Мудрого, переяслав ский князь; в
1113 г., подавив народное восстание в Киеве, занял ве- ликокняжес!;1[Г1
престол и смягчил степень эксплуатации крестьян; объе динил 3/4 территории
Руси, прекратив на ней междоусобицы. Талантли- Buii полководец, совершил 85
успешных походов, остановил натиск по- ловцгв па Русь, нлпеся им ряд крупных
поражений в -глубине их тер риторий. Автор "Поучения Владимира Мономаха».
Мстислав (1125—1132) — сын В. Мономаха, вышел победителем в
межлоусобнон Гюрьйе за Киевский престол. Продолжил политику отца по
укреплению государства, прекращению междоусобиц и защите внеш них границ.
После его смерти К. Русь окончательно распадается на от дельные кчяжества.
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (988 г.)
Причины:
а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефео-дальном
государстве, т. к.- язычество противоречило единению Руси; б) принятие
единой с Византией религии укрепляло бы южные границы Руси, т. к. Русь
получила бы на юге авторитетного и могущественного союзника; в)
принятие христианства способствовало поднятию международного авторитета Руси,
т. к. до 988 г. Русь в глазах Европы и Византии была «дремучей, языческой»;
г) принятие христианства способствовало бы сближению с высокоразвитой
Византией — наследницей культуры Древней Греции (технологии,
литература, искусство, архитектура и т. н.).
Развитие событий:
а) для укрепления великокняжеской власти Владимир проводит реформу
язычества, создав пантеон шести богов во гл.чпе с Перуном; б) убедившись
в несостоятельности язычества, как господствующей религии феодального
государства, Владимир решил прпнягь христианство византийского обряда
(православие). Чтобы не попасть при этом в вассальную зависимость от
Византии, как другие, Владимир захватил Византийскую крепость Херсонес
(9.88 г.), и оттуда как победитель продиктовал 2 условия византийскому
императору: выдать за него сестру императора, после чего он готов принять
христианство; крещение киевлян имело место, видимо, на реке Почайне в 988
или 989 году (историк 0. М. Раков называет иную дату — 1 августа 990 г.);
В произведении Киевского митрополита С. Носова «Патсрикон» (XVII ст.)
говорилось о пятп крещениях Руси-Украины: святым апостолом Андреем; при
царе Михаиле и патриархе Фотии усилиями Кирилла и Мефодия; при Василии
Македонском в 886 году; княгиней Ольгой в 958 году; и последнее — Владимиром
в 989 или 990 году. 16
Значение принятия христианства:
а) Способствовало укреплению К. Руси как раннефеодального го сударства,
подняло ее мея:дународный авторитет, укрепило ее связи е Византией,
способствовало распространению письменности на Руси, да ло импульс развитию
древнерусской культуры (живописи, архитектуры и
т. Д.). б) Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в ре
зультате были уничтожены многие памятники языческой культуры; цер ковь со
временем превратилась в крупнейшего'феодала.
КУЛЬТУРА К11ЕВСКОП РУСИ
Письменность — имелось две славянские азбуки — глаголица и кириллица.
Последняя получила большее распространение из-за своей простоты и прямой
связи с греческим алфавитом (2.4 буквы — гречес кие, 19 — славянские для
точной передачи фонетических особенностей славянской речи). Обучение велось
в начальных школах (при крупных. монастырях) или частным образом" и
получило широкое распространение (на Новгородских берестяных грамотах писали
хоздоговора, личные днев ники и любовные письма и т. п.). Библиотеки —
первую создал при Софийском соборе в Киеве Я. Мудрый '(1037 г.). Другие
крупные библиотеки существовали при мона стырях и церквях, где книги не
только хранились, но и переписывались и переводились с иностранных языков.
Литература — историческая (летописи) — писалась по годам: наи более
известная — «Повесть временных лет», написанная отцом русской истории
монахом' Енево-Печерскпго монастыря Нестором в нач. XII ве ка; вершиной всей
древнерусской литературы стало «Слово о полку Иго- реве» (12 в.); суть поэмы
— призыв к единству русских князей (ав тор неизвестен, но по мнению
Рыбакова — им был Киевский боярин Петр Бориславич); первой древнерусской
энциклопедией стал «Избор ник» митрополита Иллариона (1073 г.).
Устное народное творчество — эпические песни и былины изобра жали в
возвышенном духе исторические события н прославляли героизм в борьбе с
захватчиками (наиболее известный исполнитель — Бадн, певец XI в.); на
праздниках и торгах — скоморохи, исполняли частушки (высмеивающие
человеческие пороки), были танцорами, фокусниками, актерами, водившими
медведей, игравшими на гуслях, трубах, флейтах к т. д. Многие из них
постоянно жили при дворах князей и крупных фе одалов. Архитектура —
шедеврами стали: Софийский собор в Киеве (1073 г., ставший образцом для
строительства подобных соборов в Новгороде н Полоцке), Успенский собор в
Киеве, Десятинная церковь в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не
менее ценны мозаика и фрески внутри храмов, посвященные библейской тематике.
17
Прикладное искусство — ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с
разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кос ти, камню и дереву
(шкатулка, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые
купола церквей) и т. п. В итоге: культура К. Руси заняла видное место в
сокровищнице ми ровой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских
племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ К. РУСИ
Концепция Погодина М. С. (19 в.): слава, история и подвиги Киева принадлежат
россиянам,' поскольку великороссы стали единственной во сточнославянской
нацией, сумевшей создать в новейшее время свое госу дарство. Население Киева
после его разгрома монголо-татарами в 1240 г. бежит на север и создает
Московскую державу.
Концепция Грушевского М. С, (выдающегося историка Украины, гла вы
Центральной Рады, первого Президента Украинской народной респуб лики
1917—1920 гг.): История Киевской Руси принадлежит только ук раинскому
народу. Киевское государство, культура были созданы одной народностью —
украино-русской, а Владимиро-Московская держава — другой — великорусской.
Киевский период перешел не во Владимиро- Московский, а в Галицко-Волынский.
Московская держава не была пре емницей Киевской.
Современная историография (Греков, Мавродин, Рыбаков) утверж дала, что
наследие Киевской Руси: это общее достояние трех народов — русского,
украинского и белорусского, которое-заключается в том, что на огромной
территории В. Европы К. Русь: а) стала первым государством у восточных
славян, которое ускори ло перерастание последней стадии развития п/о
общества в более про грессивное феодальное, что создало благоприятные
условия для развития хозяйства (увеличились производительность труда,
площадь засеваемых земель и т. д.), культуры (появились письменность,
библиотеки, храмы и т. д.); создана база для дальнейшего развития страны (т.
к. без Киев ской Руси не было бы украинского и российского феодализма,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21