университета; И. Срезневский — воспитанник Харьковского университета,
ученый-славист, основатель отечественного славяноведения, поддерживал связи
с членами «Русской тройки». Н. Осиповский — профессор математики
Харьковского университета, автор трехтомного «Курса математики», который
несколько десятилетии был основным учебником по математике в вузах. Первый
ректор Харьковского университета; М. Остроградский — ученый-
математик, основатель Киевской математической школы.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ '
В этот период шел процесс формирования новой украинской-литературы с ярко
выраженными национальными чертами, о чем свидетель-ствовалп произведения П.
П. Гулака-Артемовского, Г. Ф. Квитки-Основья-ненко, И.ТТ. Котляревского, Т.
Г. Шевченко и др.; — украинская литература развивалась в тесной связи
с русской литературой, и большинство украинских авторов писали как на украии-
82
ч »
ч »
сков, так и на русском языках. Это делалось не только пз-за преследо вания
украинского языка царским правительством, но и для того, "что бы
познакомить российского читателя с украинской историей, культу рой,
традициями и т. п.; - - - — антифеодальная
направленность произведений многих украин ских авторов: Шевченко —
«Кобзарь», поэма «Еретик», «Завещание», «Сон» и др.; Котляревскнй — поэма
«Энеида», пьесы «Наталка Полтав ка», «Москаль-Чаривнык» и др.; в которых
авторы описывали тяжелый труд и быт крестьян, провозглашали идеи
антикрепостничества, украин ского патриотизма и человеческого гуманизма.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
а) украинскими певцами (кобзарями, бандуристами, лирниками) исполнялись
исторические песни и думы, в которых отражались: тяже лая жизнь крестьян,
злоупотребления царской администрации, нацио нальный -гнет и др. Наиболее
известными кобзарями на Украине слыли Андрей Шуто и Иван Крюковский,
Федор Гриценко (Холодный) и др.;' б) началось собирание и публикация
фольклорных сборников, вы пущенных Максимовичем и Н. Цертелевым,
изданных в сборнике «Ру салка Днестровская».
ИСКУССТВО \
а) Музыка — профессиональное музыкальное искусство нашло широкое
отражение на Украине: в университетах и лицеях Киева, Харь кова, Нежина и
Одессы преподавалось музыкальное искусство и танцы; в Одессе выходил
французский музыкальный журнал «Одесский труба дур»; неоднократно
гастролировали труппы -итальянской оперы, пользо вавшиеся большой
популярностью. Зарождается украинская опера — ее родоначальником стал П. П.
Гулак-Артемовский, воспитанник М. И.. Глин ки, написавший первую украинскую
оперу «Запорожец~за Дунаем». б) Театр — наряду с продолжавшим
существование крепостным . театром,'на Украине зарождается профессиональный
украинский театр, сначала в Харькове (где работал писатель Гр. Квитка-
Основьяненко, за тем в Полтаве (во главе с писателем Котляревским и актером
М. Щеп киным). Театры ставили как произведения русской и зарубежной клас
сики (Пушкина, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Гюго и др. авторов), так и
украинские пьесы: Котляревского «Наталку-Полтавку», Квитки- Основьяненко
«Шельменко-деищик», Гоголя - «Ревизор» и др. Наиболее известный актером стал
М. Щепкин, выкупленный из крепостной неволи Котляревским, Новиковым и
Волконским. 'в) Архитектура — по царским указам 1797 и 1817 гг.
началась плановая застройка городов и сел, в центре которых обязательно
долж на была располагаться площадь с размещенными на ней церквями, учеб
ными и государственными учреждениями. Постепенно в городах стали
83
ностпть улицы и площади камнем или деревом, вводить керосиновое ос
вещение; на окраинах городов стали расти фабрики и заводы с приле гающими
к ним рабочими поселками. С освоением юга Украины началась бурная застройка
Херсона, Екатеринослава, Кременчуга, Мариуполя и др. городов. В селах все
больше строилось домов с дымоходами и застек ленными окнами, постепенно
отделялись хозяйственные постройки от ' жилых помещений. Наиболее
известными памятниками архитектуры ста ли: Одесский оперный театр,
построенный в античном стиле архитекто ром Томазс Томоно; Потемкинская
лестница к Черному морю в Одессе (архитектор Боффо), Успенский собор в
Харькове (архитекторы Тон и Васильев) и др.
ПРЕССА
В январе 1816 г. в Харькове начали публиковаться журналы «Ук раинский
вестник» и «Харьковский Демокрит». Усилиями И. Срезнев ского, Гр.
Квитки-Основьяненко рни в течение нескольких лет пропа гандировали идеи
гуманизма, просвещения, республиканских идеалов. Характерно, что на всей
территории Российской империи тогда функ ционировало лишь 7 журналов.
24. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА НА УКРАИНЕ
ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА "
1. Кризис феодально-крепостнического строя в 1859—1861 гг. до стиг высшей
точки, выразившейся в огромном отставании России от стран Запада, в
унизительном поражении в Крымской войне, в росте крестьянских восстаний и
т. п. 2. Желание отмены крепостного права было у крестьянства и за-_
рождающейся буржуазии (которой был необходим рынок свободной рабо чей
силы), либеральной и революционно-демократической интеллигенции (видевшей
экономическую бесперспективность крепостничества и его
безнравственность), у части дворянства (мечтавшего перевести свое хо зяйство
на буржуазные рельсы). Прошения к царю об отмене крепостно го права подали
дворяне Валуев, Хрущев, братья Милютины и др. 3. Необходимость
укрепления обороны страны после поражения в Крымской войне, что было
неосуществимо без капиталистического преоб разования страны.
\ 4. Крепостное право в большинстве стран Европы было уже отме нено,
из-за чего крепостническая Россия выглядела в глазах Европы от сталой,
забитой, патриархальной. 5. Вернуть былое могущество после поражения в
Крымской войне и на равных конкурировать с Англией, Францией и др.
странами POQ-
84
сия когда, лишь вступив вслед за ними на капиталистический путь
развития. В итоге: в 1859—1861 гг. в России складывается революционная
ситуация, и в условиях, когда была ясна бесперспективность крепостнической
системы, Александр II для предотвращения возможного революционного взрыва
в России 19. февраля 1861 г: подписывает ^ «Манифест» об отмене
крепостного права (работа над которым велась еще с 1857 г.).
ПРИНЦИПЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Положительные (буржуазное содержание): — крестьяне получали личную
свободу («откреплялись от земли») и гражданские права: возможность свободно
распоряжаться своим имуществом, выступать в суде, заключать сделки и др. от
своего имени, а не от имени помещика, "как это было прежде, т. е. крестьяне
стали юридическими лицами; — крестьяне освобождались с землей (за
выкуп). Негативные (крепостнические черты): — помещики остались
собственниками большинства земли в государстве; — в личное
пользование крестьяниа получал только земли, на которых находилась его
усадьба с хозяйственными постройками, а полевой надел он обязан был выкупить
^ помещика; — 'в течение 20 лет крестьянин считался
«временнообязанным» и должен был оставаться у помещика и за пользование
землей отрабатывать барщину или платить оброк, как и до 1861 г.; —
сохранялась община, как средство строгого выполнения крестьянами повинностей
перед помещиком (т. к. с помещиком рассчитывался не каждый крестьянин в
отдельности, а вся община в целом); — для разрешения споров был создан
институт мировых посредников, которые назначались исключительно иэ дворян
и поэтому не могли быть «беспристрастными примирителями» земельных
споров крестьян и помещиков.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ У ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН -'
При претворении реформ в жизнь резко усилились крепостнические черты
буржуазной по сути реформы 1861 г., т. к.: 1. помещик давай
крестьянину землю в таком малом количестве, чтобы экономически заставить
крестьянина обратиться за, помощью и попасть в новую экономическую кабалу от
помещика; 2. система отрезков, когда для каждого региона устанавливалась
высшая и низшая норма надела (для большей части Харьковской губернии—от
1 до 4,5 десятины на ревизскую душу, для юга Украины — от 3 до 6,5 десятин
в т. д. Евли у крестьянина до 1861 г. было:
85
меньше низшей нормы надела, помещик должен был по закону «дорезать» ему
земли (на практике подобного почти не было); больше высшей нормы
надела, излишек, названный отрезком, «отрезался» помещику. В итоге: до
1861 г. средний крестьянский надел равнялся 4,4 десятины на ревизскую душу,
после реформы — 3, 4 десятины земли. 3. Тяжесть отрезков заключалась не
только в размерах, но и в методах осуществления, т. к.: — помещик
отрезал наиболее необходимые для крестьян земли (луга, водопои, лесные
угодья и т. п.), чем заставлял крестьян арендовать эти же земли на кабальных
условиях; — чересполосица, когда помещик, имевший право отрезать любую
часть крестьянской земли—отрезал ее полосами, расположенными зачастую на
значительном удалении друг от друга, в результате чего. один крестьянский
надел оказывался в 5—6 местах, для соединения которых крестьянин вынужден
был арендовать -свою бывшую землю 'у помещика на его условиях; 4.
Градация земли, когда при уплате оброка первые десятины земли стоили дороже
последующих (первая десятина, — 50% оброка, вторая— 25%, третья и
последующие — остальное). В результате чего, если с 4 десятин земли
крестьянин платил 10 руб. оброка, то с двух—7,5руб., а не 5 руб. (т. к.
первая десятина 5 руб.+вторая десятина—2,5 руб.); 5. Обман крестьянина
во время выкупа им земли (выкупные платежи), т. к. крестьянин во время
выкупа земли сразу платил .помещику лишь 20% суммы, остальные 80%
помещику выплачивало государство, а крестьянин был обязан вернуть деньги за
эти 80% государству в-течение 49 лет, плюс еще 6% дополнительного долга
ежегодно. В итоге крестьяне выплатили за землю сумму в 3 раза большую, чем
она стоила (планировалась в 5 раз, лишь революция 1905—1907 гг. заставила
царизм в И)06 г. частично отменить выкупные платежи). Таким образом,
крестьяне заплатили не только за землю, но и за свое освобождение.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ НА ПРАКТИКЕ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН
(ПО ЗАКОНУ 1866 г.)
1: Государственные крестьяне сохранили все "земли, находившиеся у них до 1861
г. (но не более 8 десятин на ревизскую душу в малоземельных губерниях и 15
дес. в многоземельных);
2. Размер выкупа у них превышал стоимость земли ае в 5 раз, как у помещичьих
крестьян, а лишь на 45%; - 3. В 1886 г. вни выкупили свои наделы
(помещичьи—в 1906 г.). ~ Вывод: льготы государственным крестьянам
объясняются тем, что государство было заинтересовано в скорейшем переводе
страны на капиталистические рельсы, и во-вторых, тем, JITO на
государственных землях не было помещиков, не-желавших отдавать свою землю
крестьянам.
БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
Бывшие дворовые, крестьяне мелкопоместных помещиков и др. дол жны были 2
года отработать на помещика («временнообязанные»), после чего получали
свободу без земли, пополняя отряд промышленных и сель скохозяйственных
рабочих. В итоге: отмена крепостного права привела к изменению экономи
ческого базиса государства, что потребовало изменить политическую над
стройку, для чего царизмом с 1864 г. по 1874 г. было проведено 5 кру пных
политических реформ (реформа местного самоуправления, военная, судебная,
финансовая, народного образования).
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ^ '
Реформа местного самоуправления проводилась в 2 этапа: 1864 г.— •земская
реформа, 1870 г. — реформа городского самоуправления. Была вызвана
стремлением царизма, во-первых, ослабить демократическое движение страны,
путем привлечения на свою сторону либералов, которые вместо критики
государства должны были войти и работать в государственных органах местного
самоуправления. И во-вторых, переложить на плечи местного управления ряд
нерешенных царизмом проблем. По этой реформе с 1864 г. — в уездах и
губерниях учреждались земские, собрания, избиравшие свои исполнительные
органы —'• земские управы (соответственно уездные и губернские). С 1870 г.
—' в городах учреждались городские думы, избиравшие свой исполнительный
орган — городские управы.
Функции земств и городских дум: ' .
— были лишены, политических прав и занимались исключительно 'местными
хозяйственными и социальными вопросами (попечительством и содержанием школ,
больниц, почт, сумасшедших домов, ветеринарных служб и т. п.); . " — их
компетенция и действенность существенно ограничивалась правительственным
решением 1867 года, запрещавшим им собирать на логи с промышленных
предприятий, что лишило земства финансовых рычагов; — согласно
указу'от 19 августа 1879 года, губернаторы получили право отзыва т. н.
^неблагонадежных» гласных земств по своему усмот рению; —
ограниченность исполнительной власти, т. к. для выполнения своих
постановлений (сбора налогов, строительства школ, больниц и т. п.) они
обращались в вышестоящие государственные учреждения, им не подчиненные.
Значение земств и городских дум: — решали многие хозяйственные
проблемы, занимались благотво рительной деятельностью,
87
— сыграли большую роль в статистическом изучении хозяйства России и
Украины и их- территории (земства каждый год выпускали статистические
сборники о наличии на своей территории количества кре стьян, горожан,
детей, лесных угодий и т. п.); — были «пятым, колесом в телеге
российского государственного управления», т. к. не имели реальной власти,
находились под контролем, 80—85% средств тратили на свое содержание.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА (1864 г.)
Была вызвана ^соответствием старого законодательства новым условиям.
Например, по старому законодательству крестьянин'не мог выступать в суде от
своего имени, а по «Манифесту» 186Гг. крестьянин стал лично свободным.
По этой реформе вместо сословного суда (отдельно для крестьян, дворян)
вводился единый для всех бессословный суд, состоявший из коронного суда (по
уголовным делам) и мирового суда (по гражданским и мелким уголовным делам).
Была/введена независимость суда от административных органов (губернаторов,
министров и т. п.). Решение суда считалось окончательным и могло быть
обжаловано лишь. вышестоящей судебной инстанцией только в случае нарушения
порядка судопроизводства. Судебные заседания стали более демократичными: на
смену закрытому судебному заседанию пришло открытое, публичное. Вводились
суд присяжных, состязательность сторон (прокурор — адвокат) и др. Хотя еще
до реформы из восьми видов смертной казни было отменено колесование и
четвертование, однако оставалось повешение, как и публичность казни.
Противоречивость реформы проявилась и в упразднении в 1889 году мировых
судов (кроме Петербурга, Москвы и Одессы). Если в законодательстве
Италии -существовало лишь 5 статей о наказаниях за религиозные
преступления, в Германии — 3, то в Уложении о наказаниях, действовавшем в
Российской империи до 22 марта 1903 года, — 65. Значение: это
наиболее последовательная из буржуазных реформ в России середины XIX в.,
однако сохранившая немало сословно-феодальных пережитков. Например, оставался
отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и
Особый Верховный суд для высших сановников. С 1866 г. судебные чиновники
ставились в зависимость от губернатора и подчинялись «его законным -
требованиям». С 14 мая 1871 г. политические дела вместо суда стала
рассматривать жандармерия.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1862—1874 гг.)
Военная реформа была вызвана требованием реорганизации армии после
поражения в Крымской воине. По этой реформе: — для солдат —
вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая 88
воинская повинность (от которой освобождались лица с высшим образованием,
духовенство, инородцы и др.). Сокращался срок службы с 20 лет, вначале до 12,
а,затем до 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет в военно-морском флоте. Были
запрещены телесные наказания; , — для офицеров — проведена реформа
военно-учебных заведений, по которой учреждались военные гимназии, юнкерские
училища, расширялось число мест в военных академиях и Академии Генерального
штаба; — было реорганизовано военное ведомство—в военное
министерство, которому стали подчиняться все отрасли военного управления,
было воздано 15 военных округов, шло перевооружение и переобмундирование
армии и т. д. Значение: усилилась мобильность и боеспособность русской
армии.
ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА
. Финансовая реформа была вызвана требованием упорядочения финансов после
Крымской войны и необходимостью поиска средств для проведения крестьянской
реформы и для перевода страны на путь капита? диетического развития. По
этой реформе: учреждался Госбанк, сконцентрировавший в своих руках все
финансы государства; отменена- система откупов территорий и косвенные
налоги (за соль, вино, табак и др.), которые стали собирать вместо частных лиц
государственные акцизные учреждения; с 1862 г. стали публиковаться в
печати все доходы и расходы государства. Значение этой реформы в том,
что она упорядочила7 финансы государства, но осталась половинчатой,
так как основную тяжесть налогов по-прежнему несло крестьянство, в то время
как дворянство было освобождено от налогов, хотя и съедало огромную часть
казны (50°'о казны расходовались на содержание армии и государственного
аппарата).
РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ '
Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в
связи с началом капиталистического развития (потребность в инженерах,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21