г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, демагогически
обвиняемый в недостаточной борьбе с украинским национализмом, проявлении
местничества. Вместо него Москва назначила В. В. Щербипко-го —
представителя брежневского клана по Днепропетровску. 158
Л ^
В январе—мае 1972 года на Украине прокаталась волна очеред ных арестов
интеллигенции, жертвами которой стали: И. Дзюба, И. Ка- линец, Е. Сверсток,
И. Свитличный, В. Стус, Н. Свитлычна, Ю. Шухе- тач и др. В 1977—78 гг.
власти репрессировали большую группу чле нов созданной 9 ноября 1976. г.
Украинской общественной группы со действия выполнению Хельсинкских
договоров. Усиливается русифика ция, особенно после принятия Министерством
просвещения УССР 11 но-; ября 1978 г. директивы «Об усовершенствовании
изучения русского язы ка в общеобразовательных школах республики».
Конституция СССР 1977 г. и Конституция УССР 1978 г. расхо дились с
феальной жизнью, закрепляли застойные явления в обществе. Хозяином
государства оставался аппарат партийных органов и исполко мов Советов,
которые находились над законом. В социально-политической и культурной
сферах продолжал дейст вовать сталинизм,-хотя без репрессий: не
осуществлялось право на сво боду слова, демократическая активность людей
признавалась инакомыс лием, за которое могла последовать изоляция от
общества. В условиях активизации национально-освободительного движения на
Украине в 70-е —80-е гг. представители . правозащитного движения: В.
Чорновил, Л. Лукьянеико, В. Стус, И. Дзюба и др. (с 1976 г.) входили в^
Украинскую группу содействия выполнения Хельсинкских соглашений и
поднимали свой голос против пренебрежения конституционными правами
народа, за действительный суверенитет Украины. Все они стали -политзаклю
ченными. Другие пополняли ряды эмигрантов. В знак протеста против
русификации на Украине 1Ьмая 1968 г. в Киеве- совершил акт самосожжения
Василий Макух — отец двоих детей. Преследованиям подверглись авторы
талантливых произведений —' ^ 0. Гончар, В. Дрозд, М. Руденко- и др.
Упущенные возможности в экономике, идеологический догматизм, застой в
социально-политической жизни Украины, всего Советского Сою за привели
общество к кризису. _
55. УКРАИНА НА ПУТИ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ
КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА *
Во второй половине 80-х гг. постепенно складывается новая поли тическая и
морально-психологическая обстановка, на формирование ко торой воздействовал
целый комплекс факторов: — обострение социально-экономического кризиса
в обществе; — углубление кризисных явлений в КПСС и КПУ, критика их
де ятельности;
157
— возможность в условиях гласности выражения неудовлетворен ности
официальным объяснением причин чернобыльской катастрофы и "действиями по
ликвидации ее последствий, тяжелым экологическим и демографическим
состоянием республики; — серьезные проблемы в области национальной
политики, прежде всего падение статуса украинского языка; —
обостренное внимание к «белым пятнам» украинской истории, национальной
символике; — рост значимости общечеловеческих ценностей и др. В
результате в обществе все более осознавалась необходимость и возможность
перемен.
НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного де
мократического движения на Украине (его отличительная черта — пе реход от
критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого
этапа: — с 1988 г. рост «неформального движения»; — создание
новых политических организаций и партий; — ликвидация политического
монополизма КПУ (затем запреще ние ее деятельности после августовских
событий 1991 г), начало фор мирования многопартийности; — обострение
политической борьбы в республике (забастовки шах теров Донбаса в 1989 г. и
1990 г., выборы в Советы различных уров ней в марте 1990 г. политическая
голодовка студентов в октябре 1990 г., референдумы 1990 г. и 1991 г.,
президентские выборы и т. д.); — деятельность Верховного Совета
Украины (принятие 16 июля 1990 г. «Декларации а государственном^
суверенитете Украины», 24 -ав густа 1991 г. — «Акта провозглашении
независимости Украины», раз работка проекта новой конституции, подготовка и
принятие законов- и т. д.). д
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ
Новые политические движения и партии на Украине возникают вследствие
роста политического и национального самосознания населения: —
организации «неформалов» (1989 г.); — образование НРУ («Рух») в
начале 1989 г., программа которого отстаивала идею суверенитета Украины,
возрождения украинского языка и культуры,^поднимала экологические проблемы
и поддерживала демократизацию политической и экономической системы. Особое
внимание обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на
Украине. Появление Руха стало первым вызовом монополии Компартии
Украины на власть; 158
— появление с 1990 г. новых политических партий (созданы Ук раинская
республиканская партия, Демократическая партия Украины, . Украинская
Крестьяпско-Демократическая партия, Партия «зеленых» Украины и др. —
всего 16 партий) и общественно-политических фор мирований (например,
«Новая Украина» в 1992 г.); — создание и деятельность общественных
организаций («Зелений CBIT», историко-просветительское общество «Мемориал»,
республиканское общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко «Просвт» и
др.). , В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост на
ционально-освободительного демократического движения, усиливается со
циально-политическая активность народа, возрастает его национальное
самосознание. В результате этого провозглашается государственный су-
•верёнитет Украины, начинается новый этап развития Украинского го
сударства:
56. НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80— 90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри тическом
состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо льзования
украинского языка, снижения качества 'образования.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ .
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль ными,
политическими^ экономическими изменениями в' современном обществе
Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ ной подготовки
специалистов различных отраслей человеческого знания, соответствующего
мировым требованиям, усиления. гуманитарного об разования.
- Для этого па Украине осуществляется переход к специализирован
ной системе образования: гимназии, технические и гуманитарные лицеи,
колледжи. Высшие учебные заведения в ближайшее время переходят на 2-
звенную подготовку специалистов: бакалавров и магистров. -"
' ПОЛОЖЕНИЕ Р> НАУКЕ
\
,^ • — численность научных работннкив нл Украине в 1989 г. соста
вила — 220 тыс. чел., каждый второй занят в области технических ;^
иаук; , — произошло развитие прогрессивных форм твязп науки с
произ- ^•' водством (более 100 научно-производственных объединений, 2
межотрас-' . левых научно-технических комплекса, десятки хозрасчетных
центров ^ НТТМ); й^ — вследствие тяжелейшего финансового кризиса
происходит сверив Тыванпе фундаментальных исследований, что грозит
отставанием раз-
ЙЬ •'• . ' • 159
у'1
витию науки на Украине от мирового уровня разработок по многим на
правлениям; — раздробленность науки на академическую, вузовскую и
отрас левую, командно-административные формы руководства наукой и дру
гие причины обусловили то обстоятельство, что республика практически
осталась в прошлой технологической эпохе. Летом 1990 г. образована
Украинская научная ассоциации (УНА) — добровольная общественная
организация научных работников. Цель — возрождение украинской науки.
ЛИТЕРАТУРА* И ИСКУССТВО
Важный вклад в возрождение национального самосознания внесла публицистика:
0. Гончар, И. Драч, Д. Павлычко, И. Дзюба, П. Мовчан; — началась
разработка экологической тематики (в том числе Чер нобыльской): С. Плачинда,
Ю. Щербак, С. Иовенко, И. Драч', Б. Олей- ник, В. Яворивский и др.;
Произошло «возвращение» из прошлого романов В. Винниченко, драм М.
Кулиша, прозы М. Хвылевого, новелл Г. Косынки и др.; пуб ликация
произведений Г. Тютюнника, В. Стуса, В. Голобородько, Б. Чи- чибабина и др.;
Активное участие принимают .писатели Украины в общественно-по литической
жизни, прежде всего в качестве народных депутатов Укра ины и депутатов
местных Советов; Возрождается украинская народная тематика в.,
кинематографе ^творчество режиссеров А. Денисенко, П. Волошина, С.
Чернилевского, А. Дончика), в музыкальной жизни, изобразительном искусстве.
1989 г. — Верховным Советом принят Закон УССР «О языках в Украинской
ССР», направленный на защиту национального языка. Ук раинский язык
объявлен государственным наряду с русским — языком международного общения.
Закон создает возможности для развития язы ков других национальностей.
Нерешенные проблемы в сфере образования, науки и культуры снижают
интеллектуальный и духовный потенциал народа, что становит ся причиной
застоя в развитии научно-технического и социального про гресса Украины.
57. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА
К лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала системный
кризис, связанный с острейшим противостоянием между ста рыми социально-
политическими структурами и уже глубоко изменив шимся обществом.
J60
ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г.
К августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии до стигло
критической точки.^ С одной стороны, нарастали требования ускорить
реформирование общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить
про цесс демократизации общества, создания правового государства. С дру гой
стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС, правив шую от имени
народа, не получая на его полномочий от него, сохранить господство
партийно-бюрократических структур, монопольное положение военно-промышленного
комплекса,, верность сталинизму и всему, что с ним/связано, или, по крайней
мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991 г. в СССР была осуществлена
попытка го сударственного переворота; — президент СССР7—
М. С. Горбачев внешне изолирован с семь ей и помощниками на даче «Форос»
в Крыму; — создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению
(ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-мянистра В. Павлова,
министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра МВД Б.
Пуго, секретаря ЦК КПСС 0. Бакланова, председателя Крестьянского Союза СССР
Д. Стародубцева; — в Москву введены войска. Сопротивление
путчистам организовали и возглавили в Москве президент России Б. Н. Ельцин
и Верховный Совет России. 300 тыс. москвичей живым кольцом оцепили «Белый
дом» — резиденцию прави тельства и Верховного Совета России. Армия в
целом отказалась поддерлсивать заговорщиков и перешла ва сторону демократов.
Верховный Совет России объявил членов ГКЧП заговорщиками и путчистами,
потребовал освобождения М. С. Горбаче ва. Па Украине наиболее решительно
против ГКЧП выступили демокра тические силы (Рух, новые политические партии;
с заявлением протеста выступил зам. председателя ВС Украины В. Гринев).
В результате попьгма переворота провалилась. Сразу после прова ла путча
и как реакция на него возник мощный процесс дезинтеграции страны. Последовала
серия актов и деклараций о независимости. Это ' была своего рода защита
республик в ответ на переворот.
АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ •
24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину пезависимым
демократическим государством и принял «Акт провозгла шения независимости
Украины»: исходя из смертельной опасности, которая нависла было над Ук
раиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа t991 г.;
161
продолжая тысячелетнюю традицию госудафствообразования в Ук раине;
исходя из права на самоопределение, продуем') грснного Уставом ООН;
осуществляя Декларацию о государственно)! суверенитете Украины, Верховный
Совет УССР ПРОВОЗГЛАШАЕТ: — независимость Украины и создание
самостоятельного украин ского государства — УКРАИНЫ. Одновременно было
принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского
референдума в подтверждение Акта провозг лашения независимости Украины.
Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС в органи зации путча,
крах надежд на реформирование КПСС в. современную, де мократическую партию,
вслед за Москвой, запретившей^ деятельность КПСС, в Киеве ,25 августа 1991
г. была запрещена деятельность Ком мунистической партии Украины.
ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7
ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
В условиях острой политической борьбы, роста национального са мосознания
украинской нации, увеличения сторонников идеи нацио нального возрождения
и ^суверенитета Украины, нарастающего экономи ческого кризиса, дезинтеграции
бывшего Союза 1 декабря 1991 г. со стоялся референдум и выборы Президента
Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали за «Акт
провозглашения независимости Украины». (Несмотря на то, что на
референдуме СССР 17 марта 1991 г. 70% населентг Украины выска зывалось
за сохранение единства СССР). • 'На выборах
Президента Украины в избирательный бюллетень бы ли^ включены G кандидатов:
В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукья- ненко, Л. И. Табурянский, В. М.
Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины голосов (19,6 ^млн. чел. или
61,59%) получил Л. М. Кравчук — ставший таким образом первым Презндентп.м-
незави- симой Украины.
СИМВОЛИКА УКРАИНЫ
Государственный флаг Украины — смне-желтый. Герб Украины — трезубец.
РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ (СНГ)
'•s
События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей И старой
системы, смена вкономических и политических форм жизни, ре- "4
162 . ^ .. . - А
i . . I:,
- t.r '
) I \'
форМйров&йие всего Многонационального государства. В этих условиях
оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.
ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР -
1. Политические:
невозможность преодолеть унитарный характер прежней федерации;
монополизм партийно-бюрократических структур; медлительность в
подготовке реформ политической системы («во-во-огаревский» процесс); ,
. утрата КПСС своей функции «ядра политической системы»; кризис
идеологии «демократического социализма». 2. Экономические;
неудовлетворенность республик своим экономическим положением в Союзе (споры
о том, «кто кого кормит»); прогрессирующая депрессия в экономике; •
разрыв нормальных экономических связей между республиками; кризис
финансовой системы (резкое обесценивание рубля, галопирующая инфляция
рубля, введение полуденег — купонов); борьба ВПК за сохранение своего
монопольного положения в экономике. 3. Национальные: рост
национального самосознания народов; недовольство национальной политикой
Центра, воспринимаемой как политика русификации; запаздывание в
разрешении возникающих" национальных конфликтов (Карабах, Южная Осетия,
Приднепровье); надежда разрешить в самостоятельных национальных
государствах сразу все проблемы.
ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще ' (Белоруссия) собрались
руководители 3-х государств: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М.
Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске
СССР и создании нового объединения — Содружества Независимых
Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств
СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении едивого экономического
пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. — 6
государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в
жизнеспособности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская партия
выдвинули требования уйти из СНГ. \ Противоречия
между государствами СНГ возникли на почве деле-аса экономического достояния
СССР, золотого и валютного запаса, соб-
163
«•eeaaociti 8a гр&нвцей, арию в военвого имущества (спор между Россией
и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиа- ^ ции,
ядериого оружия).
Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации
1 \ третьего исторического шанса — восстановление государственного
суверенитета и независимости Украины. Но идея
национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному
обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного,
налогового, бюджетного, валютного законодательства и денежно-кредитного
регулирования представители РСФСР тре-бовали принять только российский
образец. Однако республики не соглашались с предоставлением им банком России
кредитов сроком на полгода при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный
крах с попыткой "создания «рублевой зоны нового типа».
ПЕРВЫЕ ИТОГИ И УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ
Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед
1/ независимым государством много серьезных проблем: — разрыв
хозяйственных связей больно ударил по Украине, так \ \ как 80% ее
торгового оборота приходилось на Россию;
\ — обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100
самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР,
существенным бременем легло на бюджет; — процесс инфляции достиг
галопирующей отметай—3000%, за год, что' обесценило украинский
купоно-карбованец почти втрое по отношению к русскому рублю; —
либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро
выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям;
— информационный- вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей,
дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных корреспондентов "и т. п.)
создает благоприятные возможности для политического манипулирования
общественным мнением. В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в
украинском парламенте и вне его стен был направлен в отставку премьер
правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель
крупнейшего в Европе ракетно-космичеосого комплекса поставил на 1993 г.
задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от
валового национального продукта, — довести до 6%.
«» Наличие на Украине 176 межконтинентальных баллистических ра-
, кет создало дополнительные трудности, ибо Украина автоматически ока-
^ залась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не
присоединяясь к договору «Старт-1», заключенному между США и Россией в сфере
ограничения ядерных вооружений, предлагало:
164
— дать гарантии безояасйостй, которые бы позволили Украиае йе-замедлительно
реализовать провозглашенный ею статус безъядерного государства; —
выделить не менее 1,5 млрд.. долларов для ликвидации имеющихся зарядов.
•ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ
Возникла в период предвыборной • кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда
вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности подняли участники
диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет
Украины одобрил концепцию новой Конституции, однако к 1992 г. она
устарела не только политически, но TI морально. Созданная под
руководством Президента Л. Кравчука Конституционная комиссия разработала ее
проект и вынесла на обсуждение Верховного Совета. Своим решением от 1 июля
1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное
обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что: — Украина
провозглашается де-юре демократическим, правовым, социальным государством;
— предлагается полупрезидентская или смешанная форма правления, а форма
государственного строя — унитарная (в отличие от федеративной или
земельной); — в первом варианте организации законодательной власти
через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие
Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта—однопалатаость.
После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует
три принципиально разных подхода к этому документу, равно как и к
механизму его принятия: — доработка и утверждение проекта как основы
Конституции Украины; — принятия временной Конституции на переходный
период, а пос--ле достижения политической и экономической стабилизации —
разработка нового Основного Закона; — принятие любого документа
подобного рода. преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава
Верховного Совета. Дискуссии, которые проходят в регионах Украины,
показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее
политизированы в таких вопросах деряавотворчества, как: —
целесообразность федеративно-земельного устройства государства; —
двойного гражданства и двуязычия; — отношения к системе Совета» как
рудименту или жизнеспособному организму.
165
Консолидации или иОнфКбнтацйй — жизненно важный для Украины ответ на этот
вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече
глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект
Устава, в котором среди конфе-дсралистских принципов существовали и ярко
выраженные бюрократически-имперские пункты. Президент Украины в
категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал
совершенно надуманные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей
деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою
дся-' тельнодть прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые
позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз коммунистов
Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Маке-евке в Доме культуры
турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов
Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою
очередь, втот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал
создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. •
' С другой стороны, в январе 1993 г. руководители
военно-промышленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о
восстановлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал данной
отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, д&нное соглашение
во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной
форме дипломатические отношения, более 13Q стран мира. С участием
специалистов Всемирного банка реконструкции и развития готовится кампания по
проведению приватизационных аукционов. Мировой" опыт показывает, что
государственная форма собственности— наименее эффективна, малоприбыльна,
поэтому реальный рост производства возможен только при возвращении
труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к
групповой и частной собственности. В июле—ноябре 1993 года шло
всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около
190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых
учитывалась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект
прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны
комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года
Верховный Совет Украины назначил проведение выборов народных депутатов, а
на 26 июня — выборы прези дента. В ноябре 1993 года Украина
ратифицировала договор о ликвида ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно
этому решению, за 7 лет 166
/^
< f
У
планировалось сократить на территории республики 36% ракетных носителей и
42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па
трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано
соглашение о полном вывозе ядерных ракет с территории республики. В свою
очередь Россия предоставляла Украине соответствующую материальную
компенсацию и совместно с США гарантировала территориальную целостность и
независимость Украины.
В сфере экономики дв начала 1994 г. не удалось остановить спад производства,
гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о
приватизации^ однако ее проведение практически не начиналось, за
исключением некоторых объектов сферы обслуживания.
Существенные усилия Украине следует уделить в области юриспруденции.
Особенно отстала сфера законодательства в области прав ^ человека'.
Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство
Украины является системой защиты государственных интересов, в первую
очередь.
Такие страны,, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991
гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по правам человека, то
Украина — всего 4. Если присоединение к конвенциям в рамках
Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то
для освоения обязательств. в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.
Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украинского языка как
государственного, особенно в Донецкой об-та ("HI. ГДР более 40% украинцев
считают русский язык родным. Если в Луганской „ таких украинцев — до 35%,
Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев —
лишь 9%, а в Западной Украине — не более 1%.
В целом общественность и народ Украины после- кровавых событий 3—4
октября 1993 г. в Москве и результатов выборов 'в России 12 декабря все
Долее склоняются к умеренной позиции в решении политических проблем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21