Статья: История Украины

г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, демагогически

обвиняемый в недостаточной борьбе с украинским национализмом, про­явлении

местничества. Вместо него Москва назначила В. В. Щербипко-го —

представителя брежневского клана по Днепропетровску. 158

Л ^

В январе—мае 1972 года на Украине прокаталась волна очеред­ ных арестов

интеллигенции, жертвами которой стали: И. Дзюба, И. Ка- линец, Е. Сверсток,

И. Свитличный, В. Стус, Н. Свитлычна, Ю. Шухе- тач и др. В 1977—78 гг.

власти репрессировали большую группу чле­ нов созданной 9 ноября 1976. г.

Украинской общественной группы со­ действия выполнению Хельсинкских

договоров. Усиливается русифика­ ция, особенно после принятия Министерством

просвещения УССР 11 но-; ября 1978 г. директивы «Об усовершенствовании

изучения русского язы­ ка в общеобразовательных школах республики».

Конституция СССР 1977 г. и Конституция УССР 1978 г. расхо­ дились с

феальной жизнью, закрепляли застойные явления в обществе. Хозяином

государства оставался аппарат партийных органов и исполко­ мов Советов,

которые находились над законом. В социально-политической и культурной

сферах продолжал дейст­ вовать сталинизм,-хотя без репрессий: не

осуществлялось право на сво­ боду слова, демократическая активность людей

признавалась инакомыс­ лием, за которое могла последовать изоляция от

общества. В условиях активизации национально-освободительного движения на

Украине в 70-е —80-е гг. представители . правозащитного движения: В.

Чорновил, Л. Лукьянеико, В. Стус, И. Дзюба и др. (с 1976 г.) входили в^

Украинскую группу содействия выполнения Хельсинкских соглашений и

поднимали свой голос против пренебрежения конституционными правами

народа, за действительный суверенитет Украины. Все они стали -политзаклю­

ченными. Другие пополняли ряды эмигрантов. В знак протеста против

русификации на Украине 1Ьмая 1968 г. в Киеве- совершил акт самосожжения

Василий Макух — отец двоих детей. Преследованиям подверглись авторы

талантливых произведений —' ^ 0. Гончар, В. Дрозд, М. Руденко- и др.

Упущенные возможности в экономике, идеологический догматизм, застой в

социально-политической жизни Украины, всего Советского Сою­ за привели

общество к кризису. _

55. УКРАИНА НА ПУТИ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ

КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА *

Во второй половине 80-х гг. постепенно складывается новая поли­ тическая и

морально-психологическая обстановка, на формирование ко­ торой воздействовал

целый комплекс факторов: — обострение социально-экономического кризиса

в обществе; — углубление кризисных явлений в КПСС и КПУ, критика их

де­ ятельности;

157

— возможность в условиях гласности выражения неудовлетворен­ ности

официальным объяснением причин чернобыльской катастрофы и "действиями по

ликвидации ее последствий, тяжелым экологическим и демографическим

состоянием республики; — серьезные проблемы в области национальной

политики, прежде всего падение статуса украинского языка; —

обостренное внимание к «белым пятнам» украинской истории, национальной

символике; — рост значимости общечеловеческих ценностей и др. В

результате в обществе все более осознавалась необходимость и возможность

перемен.

НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного де­

мократического движения на Украине (его отличительная черта — пе­ реход от

критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого

этапа: — с 1988 г. рост «неформального движения»; — создание

новых политических организаций и партий; — ликвидация политического

монополизма КПУ (затем запреще­ ние ее деятельности после августовских

событий 1991 г), начало фор­ мирования многопартийности; — обострение

политической борьбы в республике (забастовки шах­ теров Донбаса в 1989 г. и

1990 г., выборы в Советы различных уров­ ней в марте 1990 г. политическая

голодовка студентов в октябре 1990 г., референдумы 1990 г. и 1991 г.,

президентские выборы и т. д.); — деятельность Верховного Совета

Украины (принятие 16 июля 1990 г. «Декларации а государственном^

суверенитете Украины», 24 -ав­ густа 1991 г. — «Акта провозглашении

независимости Украины», раз­ работка проекта новой конституции, подготовка и

принятие законов- и т. д.). д

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

Новые политические движения и партии на Украине возникают вследствие

роста политического и национального самосознания насе­ления: —

организации «неформалов» (1989 г.); — образование НРУ («Рух») в

начале 1989 г., программа которо­го отстаивала идею суверенитета Украины,

возрождения украинского языка и культуры,^поднимала экологические проблемы

и поддерживала демократизацию политической и экономической системы. Особое

внима­ние обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на

Украине. Появление Руха стало первым вызовом монополии Ком­партии

Украины на власть; 158

— появление с 1990 г. новых политических партий (созданы Ук­ раинская

республиканская партия, Демократическая партия Украины, . Украинская

Крестьяпско-Демократическая партия, Партия «зеленых» Украины и др. —

всего 16 партий) и общественно-политических фор­ мирований (например,

«Новая Украина» в 1992 г.); — создание и деятельность общественных

организаций («Зелений CBIT», историко-просветительское общество «Мемориал»,

республиканское общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко «Просвт» и

др.). , В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост на­

ционально-освободительного демократического движения, усиливается со­

циально-политическая активность народа, возрастает его национальное

самосознание. В результате этого провозглашается государственный су-

•верёнитет Украины, начинается новый этап развития Украинского го­

сударства:

56. НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80— 90-е гг.)

В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­ тическом

состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­ льзования

украинского языка, снижения качества 'образования.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ .

Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ ными,

политическими^ экономическими изменениями в' современном обществе

Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ ной подготовки

специалистов различных отраслей человеческого знания, соответствующего

мировым требованиям, усиления. гуманитарного об­ разования.

- Для этого па Украине осуществляется переход к специализирован­

ной системе образования: гимназии, технические и гуманитарные лицеи,

колледжи. Высшие учебные заведения в ближайшее время переходят на 2-

звенную подготовку специалистов: бакалавров и магистров. -"

' ПОЛОЖЕНИЕ Р> НАУКЕ

\

,^ • — численность научных работннкив нл Украине в 1989 г. соста­

вила — 220 тыс. чел., каждый второй занят в области технических ;^

иаук; , — произошло развитие прогрессивных форм твязп науки с

произ- ^•' водством (более 100 научно-производственных объединений, 2

межотрас-' . левых научно-технических комплекса, десятки хозрасчетных

центров ^ НТТМ); й^ — вследствие тяжелейшего финансового кризиса

происходит свер­ив Тыванпе фундаментальных исследований, что грозит

отставанием раз-

ЙЬ •'• . ' • 159

у'1

витию науки на Украине от мирового уровня разработок по многим на­

правлениям; — раздробленность науки на академическую, вузовскую и

отрас­ левую, командно-административные формы руководства наукой и дру­

гие причины обусловили то обстоятельство, что республика практически

осталась в прошлой технологической эпохе. Летом 1990 г. образована

Украинская научная ассоциации (УНА) — добровольная общественная

организация научных работников. Цель — возрождение украинской науки.

ЛИТЕРАТУРА* И ИСКУССТВО

Важный вклад в возрождение национального самосознания внесла публицистика:

0. Гончар, И. Драч, Д. Павлычко, И. Дзюба, П. Мовчан; — началась

разработка экологической тематики (в том числе Чер­ нобыльской): С. Плачинда,

Ю. Щербак, С. Иовенко, И. Драч', Б. Олей- ник, В. Яворивский и др.;

Произошло «возвращение» из прошлого романов В. Винниченко, драм М.

Кулиша, прозы М. Хвылевого, новелл Г. Косынки и др.; пуб­ ликация

произведений Г. Тютюнника, В. Стуса, В. Голобородько, Б. Чи- чибабина и др.;

Активное участие принимают .писатели Украины в общественно-по­ литической

жизни, прежде всего в качестве народных депутатов Укра­ ины и депутатов

местных Советов; Возрождается украинская народная тематика в.,

кинематографе ^творчество режиссеров А. Денисенко, П. Волошина, С.

Чернилевского, А. Дончика), в музыкальной жизни, изобразительном искусстве.

1989 г. — Верховным Советом принят Закон УССР «О языках в Украинской

ССР», направленный на защиту национального языка. Ук­ раинский язык

объявлен государственным наряду с русским — языком международного общения.

Закон создает возможности для развития язы­ ков других национальностей.

Нерешенные проблемы в сфере образования, науки и культуры снижают

интеллектуальный и духовный потенциал народа, что становит­ ся причиной

застоя в развитии научно-технического и социального про­ гресса Украины.

57. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА

К лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала системный

кризис, связанный с острейшим противостоянием между ста­ рыми социально-

политическими структурами и уже глубоко изменив­ шимся обществом.

J60

ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г.

К августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии до­ стигло

критической точки.^ С одной стороны, нарастали требования ускорить

реформирование общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить

про­ цесс демократизации общества, создания правового государства. С дру­ гой

стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС, правив­ шую от имени

народа, не получая на его полномочий от него, сохранить господство

партийно-бюрократических структур, монопольное положение военно-промышленного

комплекса,, верность сталинизму и всему, что с ним/связано, или, по крайней

мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991 г. в СССР была осуществлена

попытка го­ сударственного переворота; — президент СССР7—

М. С. Горбачев внешне изолирован с семь­ ей и помощниками на даче «Форос»

в Крыму; — создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению

(ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-мянистра В. Павлова,

министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра МВД Б.

Пуго, секретаря ЦК КПСС 0. Бакланова, председателя Крестьянского Союза СССР

Д. Стародубцева; — в Москву введены войска. Сопротивление

путчистам организовали и возглавили в Москве президент России Б. Н. Ельцин

и Верховный Совет России. 300 тыс. москвичей живым кольцом оцепили «Белый

дом» — резиденцию прави­ тельства и Верховного Совета России. Армия в

целом отказалась поддерлсивать заговорщиков и перешла ва сторону демократов.

Верховный Совет России объявил членов ГКЧП заговорщиками и путчистами,

потребовал освобождения М. С. Горбаче­ ва. Па Украине наиболее решительно

против ГКЧП выступили демокра­ тические силы (Рух, новые политические партии;

с заявлением протеста выступил зам. председателя ВС Украины В. Гринев).

В результате попьгма переворота провалилась. Сразу после прова­ ла путча

и как реакция на него возник мощный процесс дезинтеграции страны. Последовала

серия актов и деклараций о независимости. Это ' была своего рода защита

республик в ответ на переворот.

АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ •

24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину пезависимым

демократическим государством и принял «Акт провозгла­ шения независимости

Украины»: исходя из смертельной опасности, которая нависла было над Ук­

раиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа t991 г.;

161

продолжая тысячелетнюю традицию госудафствообразования в Ук­ раине;

исходя из права на самоопределение, продуем') грснного Уставом ООН;

осуществляя Декларацию о государственно)! суверенитете Украины, Верховный

Совет УССР ПРОВОЗГЛАШАЕТ: — независимость Украины и создание

самостоятельного украин­ ского государства — УКРАИНЫ. Одновременно было

принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского

референдума в подтверждение Акта провозг­ лашения независимости Украины.

Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС в органи­ зации путча,

крах надежд на реформирование КПСС в. современную, де­ мократическую партию,

вслед за Москвой, запретившей^ деятельность КПСС, в Киеве ,25 августа 1991

г. была запрещена деятельность Ком­ мунистической партии Украины.

ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7

ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА

В условиях острой политической борьбы, роста национального са­ мосознания

украинской нации, увеличения сторонников идеи нацио­ нального возрождения

и ^суверенитета Украины, нарастающего экономи­ ческого кризиса, дезинтеграции

бывшего Союза 1 декабря 1991 г. со­ стоялся референдум и выборы Президента

Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали за «Акт

провозглашения независимости Украины». (Несмотря на то, что на

референдуме СССР 17 марта 1991 г. 70% населентг Украины выска­ зывалось

за сохранение единства СССР). • 'На выборах

Президента Украины в избирательный бюллетень бы­ ли^ включены G кандидатов:

В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукья- ненко, Л. И. Табурянский, В. М.

Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины голосов (19,6 ^млн. чел. или

61,59%) получил Л. М. Кравчук — ставший таким образом первым Презндентп.м-

незави- симой Украины.

СИМВОЛИКА УКРАИНЫ

Государственный флаг Украины — смне-желтый. Герб Украины — трезубец.

РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ (СНГ)

'•s

События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей И старой

системы, смена вкономических и политических форм жизни, ре- "4

162 . ^ .. . - А

i . . I:,

- t.r '

) I \'

форМйров&йие всего Многонационального государства. В этих условиях

оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.

ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР -

1. Политические:

невозможность преодолеть унитарный характер прежней федерации;

монополизм партийно-бюрократических структур; медлительность в

подготовке реформ политической системы («во-во-огаревский» процесс); ,

. утрата КПСС своей функции «ядра политической системы»; кризис

идеологии «демократического социализма». 2. Экономические;

неудовлетворенность республик своим экономическим положением в Союзе (споры

о том, «кто кого кормит»); прогрессирующая депрессия в экономике; •

разрыв нормальных экономических связей между республиками; кризис

финансовой системы (резкое обесценивание рубля, галопи­рующая инфляция

рубля, введение полуденег — купонов); борьба ВПК за сохранение своего

монопольного положения в эко­номике. 3. Национальные: рост

национального самосознания народов; недовольство национальной политикой

Центра, воспринимаемой как политика русификации; запаздывание в

разрешении возникающих" национальных конфлик­тов (Карабах, Южная Осетия,

Приднепровье); надежда разрешить в самостоятельных национальных

государствах сразу все проблемы.

ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще ' (Бело­руссия) собрались

руководители 3-х государств: России, Украины и Бе­лоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М.

Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске

СССР и соз­дании нового объединения — Содружества Независимых

Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств

СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении едивого экономического

пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. — 6

государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в

жизне­способности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская пар­тия

выдвинули требования уйти из СНГ. \ Противоречия

между государствами СНГ возникли на почве деле-аса экономического достояния

СССР, золотого и валютного запаса, соб-

163

«•eeaaociti 8a гр&нвцей, арию в военвого имущества (спор между Россией

и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиа- ^ ции,

ядериого оружия).

Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации

1 \ третьего исторического шанса — восстановление государственного

су­веренитета и независимости Украины. Но идея

национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному

обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного,

налогового, бюджетного, валютного законода­тельства и денежно-кредитного

регулирования представители РСФСР тре-бовали принять только российский

образец. Однако республики не со­глашались с предоставлением им банком России

кредитов сроком на пол­года при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный

крах с попыткой "создания «рублевой зоны нового типа».

ПЕРВЫЕ ИТОГИ И УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ

Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед

1/ независимым государством много серьезных проблем: — разрыв

хозяйственных связей больно ударил по Украине, так \ \ как 80% ее

торгового оборота приходилось на Россию;

\ — обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100

самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР,

существенным бременем легло на бюджет; — процесс инфляции достиг

галопирующей отметай—3000%, за год, что' обесценило украинский

купоно-карбованец почти втрое по отно­шению к русскому рублю; —

либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро

выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям;

— информационный- вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей,

дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных кор­респондентов "и т. п.)

создает благоприятные возможности для поли­тического манипулирования

общественным мнением. В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в

украинском парла­менте и вне его стен был направлен в отставку премьер

правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель

крупнейшего в Европе ракетно-космичеосого комплекса поставил на 1993 г.

задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от

ва­лового национального продукта, — довести до 6%.

«» Наличие на Украине 176 межконтинентальных баллистических ра-

, кет создало дополнительные трудности, ибо Украина автоматически ока-

^ залась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не

присоединяясь к договору «Старт-1», заключенному между США и Россией в сфере

ограничения ядерных вооружений, предлагало:

164

— дать гарантии безояасйостй, которые бы позволили Украиае йе-замедлительно

реализовать провозглашенный ею статус безъядерного го­сударства; —

выделить не менее 1,5 млрд.. долларов для ликвидации имею­щихся зарядов.

•ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ

Возникла в период предвыборной • кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда

вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности под­няли участники

диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет

Украины одобрил концепцию новой Конститу­ции, однако к 1992 г. она

устарела не только политически, но TI мо­рально. Созданная под

руководством Президента Л. Кравчука Конституцион­ная комиссия разработала ее

проект и вынесла на обсуждение Верхов­ного Совета. Своим решением от 1 июля

1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное

обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что: — Украина

провозглашается де-юре демократическим, правовым, социальным государством;

— предлагается полупрезидентская или смешанная форма прав­ления, а форма

государственного строя — унитарная (в отличие от фе­деративной или

земельной); — в первом варианте организации законодательной власти

через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие

Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта—однопалатаость.

После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует

три принципиально разных подхода к этому документу, рав­но как и к

механизму его принятия: — доработка и утверждение проекта как основы

Конституции Ук­раины; — принятия временной Конституции на переходный

период, а пос--ле достижения политической и экономической стабилизации —

разработ­ка нового Основного Закона; — принятие любого документа

подобного рода. преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава

Верховного Совета. Дискуссии, которые проходят в регионах Украины,

показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее

политизированы в таких вопросах деряавотворчества, как: —

целесообразность федеративно-земельного устройства государст­ва; —

двойного гражданства и двуязычия; — отношения к системе Совета» как

рудименту или жизнеспособ­ному организму.

165

Консолидации или иОнфКбнтацйй — жизненно важный для Украи­ны ответ на этот

вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече

глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект

Устава, в котором среди конфе-дсралистских принципов существовали и ярко

выраженные бюрократи­чески-имперские пункты. Президент Украины в

категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал

совершенно наду­манные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей

деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою

дся-' тельнодть прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые

позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз ком­мунистов

Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Маке-евке в Доме культуры

турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов

Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою

очередь, втот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал

создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. •

' С другой стороны, в январе 1993 г. руководители

военно-промыш­ленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о

вос­становлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал дан­ной

отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, д&нное соглашение

во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной

форме дипло­матические отношения, более 13Q стран мира. С участием

специалистов Всемирного банка реконструкции и раз­вития готовится кампания по

проведению приватизационных аукционов. Мировой" опыт показывает, что

государственная форма собственности— наименее эффективна, малоприбыльна,

поэтому реальный рост производ­ства возможен только при возвращении

труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к

групповой и частной соб­ственности. В июле—ноябре 1993 года шло

всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около

190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых

учитыва­лась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект

прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны

комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года

Верховный Совет Украины назначил про­ведение выборов народных депутатов, а

на 26 июня — выборы прези­ дента. В ноябре 1993 года Украина

ратифицировала договор о ликвида­ ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно

этому решению, за 7 лет 166

/^

< f

У

планировалось сократить на территории республики 36% ракетных но­сителей и

42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па

трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано

соглашение о полном вывозе ядерных ракет с террито­рии республики. В свою

очередь Россия предоставляла Украине соот­ветствующую материальную

компенсацию и совместно с США гаранти­ровала территориальную целостность и

независимость Украины.

В сфере экономики дв начала 1994 г. не удалось остановить спад производства,

гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о

приватизации^ однако ее проведение практически не на­чиналось, за

исключением некоторых объектов сферы обслуживания.

Существенные усилия Украине следует уделить в области юрис­пруденции.

Особенно отстала сфера законодательства в области прав ^ человека'.

Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство

Украины является системой защиты государственных интересов, в первую

очередь.

Такие страны,, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991

гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по пра­вам человека, то

Украина — всего 4. Если присоединение к конвенци­ям в рамках

Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то

для освоения обязательств. в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.

Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украин­ского языка как

государственного, особенно в Донецкой об-та ("HI. ГДР более 40% украинцев

считают русский язык родным. Если в Луганской „ таких украинцев — до 35%,

Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев —

лишь 9%, а в Западной Украи­не — не более 1%.

В целом общественность и народ Украины после- кровавых собы­тий 3—4

октября 1993 г. в Москве и результатов выборов 'в России 12 декабря все

Долее склоняются к умеренной позиции в решении по­литических проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты