Билеты на гос.экзамен по психологии

?48.Сравните номотетический и идиографический подходы в диагностике личности. Оцените преимущества и недостатки каждого из них.

Существует два подхода к изучению личности: номотетический и идиографический.

Номотетический подход – изучение совокупности черт человека. Личность характеризуется по различной выраженности черт. Человек рассматривается в контексте популяции. Недостатки: это вынужденно аналитический подход. Довольно плохо описывает индивидуальность.

Идиографический подход рассматривает человека в контексте его жизни. Плюс этого подхода – раскрывается индивидуальность человека. Этот подход был предложен Штерном и подробно разработан Олпортом. Методы идиографического подхода ориентированы на исследование отдельных людей (а не групп) и имеют своей целью изображение индивидуальности как уникального целого.

 

Билет № 17.

?49. Модели внимания. Внимание и деятельность.

 Когнитивная модель внимания. Бродбер – внимание, как процесс отбора информации. А) фильтр (селективная модель внимания); Б) ресурса (распределения внимания). Можем делать 2 задачи, если они получают ресурс внимания из разных источников.

В)   внимание, как управление интеллектом, когнитивными ресурсами. Внимание всегда выше эффективность когнитивной деятельности.

Гальперин «Внимание и деятельность» Внимание – это интериоризированное действие контроля. (Сначала учимся нажимать кнопки компьютера, читаем книги о ПК, затем делаем это автоматически – внутреннее свернутое внимание).

?50. Надёжность и валидность психодиагностических методик.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Критерии валидности:

- Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

- Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

- Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

- Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же  методике в различных условиях.

? 51. При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения.

Б.В. Зейгарник Самосознание – это отношение человека к окружающему: к природе, социальной среде, к пониманию своего места в общественных отношениях. Самосознание  – высшая форма сознания по Рубинштейну. Генетическая форма сознания включает: - самоощущение и – самовосприятие. У ребенка формируется представление о своём собственном теле, он «разделяет» себя и мир.

1) На западе считают, что зачатки сознания формируются после рождения, когда ребенок ощущает свое тело.

2)  Рубинштейн – это высшая форма сознания.

3) Самосознание – начинает формироваться из сознания своего тела, из собственных ощущений, формироваться на протяжении всей жизни: всех уровнях развития личности.

Платонову по нему структура личности имеет 4 подструктуры:

Биологическая (индив.)

Биосоциальная (субъект

Социобиологическая

Социальная (личность)

Формируется под влиянием генетических факторов – пол, возраст, задатки.

Форм отражения. Связана с особенностями познавательных процессов.

На базе социального опыта, усваивание знаний, умений, навыков с учетом социума.

Направленности личности полностью социальна. Мировоззрения, личностные интересы, доминирующие мотивы.

Субъект – существо, обладающее психической активностью.

 Функции самосознания: 1) оценочная, 2) рефлексивная, 3) защитная. Когда все они слаженно функционируют,  перед нами полноценная личность. Осознание себя, своего поведения возможно при сохранении функции сознания. Адекватное сознание себя и своего поведения без патологии.

Нарушение самосознания: 1. Дереализация, 2. деперсонализация, 3. расщепление ядра личности, 4. неадекватная самооценка – относиться к тонким формам.

  1. Дереализация – осень Тяжелове нарушение самосознания, утрата чувства ощущений окружающего мира, потеря границ своего «я».
  2. Деперсонализация – у больного может быть ощущение сохранности отдельных свойств мира, отчуждение от собственных поступков (кто-то им управляет), нарушение схемы тела (синдром «Алисы»).
  3. Расщепление ядра личности (разделение личности). Внутри человека появляется 2 человека, которые не конфликтуют между собой и каждый из них имеет свою память, ощущения.
  4. Неадекватная самооценка. Оценка может быть завышена и занижена, а так же лабильной.

1. Дереализация  - нарушение восприятия, при косм внешний мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок, и происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями уже виденного или никогда не виденного. Может возникать при поражениях мозга головного (особенно глубинных отделов височной области), в состояниях просоночных и при заболеваниях психических.

2. Деперсонализация (обезличивание) – 1. Изменение самосознания индивида, для коего характерны утрата психологических и поведенческих особенностей, характерных для него как личности, ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и пр. Возможна при заболеваниях психических и состояниях пограничных. В легкой форме наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, заболеваниях соматических и пр. 2. Выраженная в большей или меньшей мере объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью (-> персонализация).

Этапы самосознания:

1/ Осмысление отношений с внешним миром. Осмысление собственных поступков.

К 1/ этапу относиться – Выделение себя из окружающего мира, осознание своей автономности.


Также. Активность личности, сам управляет своими действиями и поступками.

2/ Рефлекторный этап обязательно протекает, сформировано мышление.

Ко 2/ этапу относиться – человек осознает себя через другого человека (а вдруг я тоже обладаю этими свойствами), осознание своего личного опыта.


                   Этапы связаны с критериями самосознания личности.


Билет № 18.


?52 Развитие высших нервных функций. Понятие интериоризация.

Интериоризация – присвоение чужого опыта, как своего. Также и ребёнок присваивает опыт человека как свой (делает так, как делает папа, дядя). Выготский рассматривал всю когнитивную сферу на В.П.Ф. В.п.ф. – овладевать знаниями, обучаться и т.п. Этапы интериоризации:  - сначала подражание (неосознанное),

¾    Передача опыта через научение и обучение (пользоваться зубной щеткой, вилкой)

¾    Присвоение опыта всего поколения (велосипед)

Присвоение опыта поколения не формирует критичность мышления (он проглатывает информацию и начинает ею пользоваться).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется - это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.


?53. Социальные роли и ролевые поведения личности.

Усвоение опыта происходит через усвоение социальных ролей. Выдают понятия: социальный статус, социальные роли, ролевое поведение.

Статус – положение человека в общественной системе отношений. (Статус студента, статус преподавателя – отношение к вузу).

Социальная роль – связано с социальным статусом (определенная поведенческая модель). Норма поведения человека, занимающего определенный статус. (Общество задает стереотип поведения в определенном статусе: норма поведения студента; норма поведения преподавателя).

Ролевое поведение – конкретное исполнение человеком социальной роли находит отражение в индивидуальности.

Америк Мидд впервые предложил понятие социальная роль. Человек становиться личностью только тогда, когда он умеет посмотреть на себя глазами другой личности.

Структура роли: 1. Модель поведения человека, занимающий определенный статус со стороны общества. 2. Система представления поведения самого человека, занимающий определенный статус.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус. Кода согласованны компоненты, роли едины – поведение адаптивно. Кода рассогласование – ситуация ролевого конфликта. Поведение неадекватно, дезадаптивно. Ролевые конфликты: межролевой, внутриролевой.

Межролевой конфликт – возникает в том случае, когда человек является исполнителем нескольких ролей, требования которых несовместимы или нет сил, времени исполнять эти роли хорошо (профессионала, студента, дочери, жены, родителя). Человек должен выстроить приоритетность ролей в зависимости от ситуации, тогда снимается межролевой конфликт.

Внутриролевой конфликт – к исполнителю одной роли предъявляются разные требования различными социальными группами (студент – требования семьи к нему одни, студент – требования студентов другие). Снимает конфликт выбор значимых требований референтной группы.

 

?54.Чем оправдано применение понятия «проекция» по отношению к особому виду психодиагностических методик?

Проекция – 1. психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Наиболее широкое понимание проекции определяет ее как обусловленность восприятия человеком предметного мира и других людей собственными потребностями и личностными чертами; 2. методический принцип, лежащий в основе особого класса психодиагностических методик – проективных методик или техник.

Проективные методики названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Они доказали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий.

При применении таких методик происходит проекция – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.

Суть проективных методик в том, что обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует прежде всего в зависимости от личностного смысла этой ситуации для себя, собственного видения сложившейся обстановки, своего психического состояния, прошлого жизненного опыта, собственных мотивов. Уникальность проективных методик заключается главным образом в возможности изучать личность в целом, включая неосознаваемые механизмы поведения, движущие силы поступков и действий, вытесняемых из сферы сознания.

Один из основных отличительных признаков проективного обследования заключается в том, что обследуемому показывают неструктурированный или малоструктурированный, неопределенный материал. Именно неопределенность побуждает обследуемого оценивать стимул не с точки зрения его объективного содержания, а исходя из субъективного отношения к нему, личного принятия или непринятия. Попав в неопределенную ситуацию, человек вынужден организовывать свое поведение с опорой на собственное восприятие, собственные чувства и другие качества только своей личности.

Билет № 19.

?55 Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.

Для чего была введено понятие метакатегория личности. Это понятие было введено, чтобы объяснить сложный мир человека. Т. К. каждого отдельного человека нужно долго изучать. Чем отличается каждый человек в отдельности. Личность – человек, наделенный сознанием и осознающий себя в структуре общественных отношений. Должен оценивать себя объективно. Каждый автор описывал личность по своему, и давал свое определение к её механизму.

Много теорий личности. Первый кто описал личность: Фрейд.

Школа психоанализа. Потребность продолжения рода – сексопотребность (род не прекращал своё существование).

Человек имеет стимул, ответ  окружающий мир. Естественнонаучный подход: стимул – реакция. Скиннер, Тордайк – всё обучение строиться на подкреплении стимул – реакция.

Гештальтпсихология – Человек способен мыслить образами. Мышление есть у человека.

Гуманистический подходА.Маслоу, Хорни, Роджерс. Человек имеет свои мотивы, потребности. Индивидуальный подход к каждому человеку.


?56. Пограничное личностное расстройство, этиология, генез, защитные механизмы.

Классификация по МКБ -10. В отечественной психологии патохарактериология развития личности (ПХРЛ) психопатии – это и есть личностное расстройство. Ганнушкин заложил учение о психопатии (патологический характер). _____/____норма___/______акцентуации_____/___психопаталогия____/____

К норме относятся норма характера и акцентуации характера – крайнее проявление характера. Акцентуации бывают явные и скрытые (латентные).

Психопатия – (Кербиков, Ковалев, Шнейдер) определяют психические состояния, которые проявляются дисгармоническим складом личности от которых страдает сам больной и общество.

Ганнушкин выделил критерии определения психопатии:

  1. Нарушение адаптации в результате выраженных патологических свойств личности.
  2. Это тотальные психопатологические особенности (всегда, в любой ситуации и со всеми людьми).
  3. Стойкая данность психопатологической особенности и их малая обратимость. Психотерапия здесь мало помогает.

Этиология психопатологии: 1) имеет место наследственный фактор,

2)имеет место внутриутробная, натальная и постнатальная патология.

3)      Ранее патологическое развитие личности.

Кербиков выделил: - ядерные психопатии, - ПХРЛ

3 формы психопатии: 1.конституционные (генетические, наследственные, циклоидные, эпилептоидные).                      2. органические (внутриутробное развитие, ранее детство, парапин. ЦНС).

  3. краевые. У них разная этиология.

ПХРЛ возникает в результате длительного воздействия неблагоприятных средовых условий. Обычно связанно с психотравмой.  Особенности развития связаны с содействием психотравмы.

Другая классификация:

·        Личностные расстройства (МКБ-10) формируются в детском возрасте и переносятся на подросковый.

Этиология:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Не грубая неврологическая симптоматика (имеет место поражение ЦНС).
  3. Особенности обменных процессов (повышенный уровень тестостерона, серотанина).

Защитные механизмы являются одним из механизмов, которые формируются от личностного расстройства. Защитный механизм закрепляется и становиться важнейшей формой реакции на патологическую вредность. Больными используются дезадаптивные защитные механизмы.

Критерии по которым выделяются личностные расстройства КБ -10:

1)      Стойкие стереотипы восприятия и поведения отличаются от принятых культурных норм.

2)      Негибкое, дезадаптивное поведение.

3)      Наличие собственного субъективного страдания, негативного воздействия на окружающих, отчетливо связано с поведением.

4)      Отклонения стабильное давнее ведет начало из детского подросткового возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты