Зарубка на дереве – способ воспроизвести материал (мышление). Жребий – является средством принятия решений. Средство мотивационной сферы. «Узелок на память» - произвольное запоминание (ассоциативная память). Указатель на улице – средство направления внимания. Классификации – есть средства для мышления. Стоп-сигнал – средство привлечения внимания.
Билет № 27
? 79. Образ мира Способы репрезентации.
Образ мира – целостная, многоуровневая система преставлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В понятии «образ мира» воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия – картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная картина и т.п. – имеют в контексте различных психологически теорий неодинаковое содержание.
В психологии понятие Образа используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с Образом преимущественно перцептивные формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления, отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного О., каковым, в частности, является значение. С точки зрения исследования онтогенетического развития. О. предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж. Бруннер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизмерение» значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.
?80 Социальная установка. Понятия, структура, функции.
Её характеристики. В психологической науке существует понятие: установка (в общественной психики – готовность сознания к определенной реакции. Бессознательный феномен связан с удовлетворением простейших потребностей человека). Изучал Узнадзе. Аттиппад (социальная установка). В 1918 г. польский психолог Томас, Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценности, значения, смысла, социальных объектов (способность обобщенно оценивать окружающий мир). Установка выполняет регулирующую направленность. Через усвоение установок формирование социализации личности.
Базовые и периферические установки: базовые установки – ядро личности формируются в семье, системность в подростковом возрасте, окончательно формируется после 20 лет; периферические – изменяется под влиянием ситуации. Установочная система индивидуальна для каждого человека и есть результат социализации.
Исследование социальных установок: Олпорт, Катц (Кетц?), Смит. Асмолов (отечественный психолог, социальные установки). Дмитрий Леонтьев.
Любая установка имеет свою структуру:
- Когнитивный компонент (на что направлен объект установки).
- Эмоциональный (аффективный) – оценка объекта установки.
- Поведенческий (последовательные отношения к объекту установки).
Когда наблюдается согласование всех компонентов, человек ведёт себя в соответствии с установкой.
Функции установки: 1. Инструментальная – установка направляет человека на удовлетворение определенных потребностей. 2. Организация знаний (когнитивная) – с помощью обобщения оценок построить знания по принципу приоритетности.
3. Защитная (эгозащитная) – через установки происходит разрешение внутренних конфликтов личности.
4. Ценностная – через установки личность показывает себя окружающему миру. Демонстрирует свою систему планов, знаний, ожиданий.
O В каких случаях установка будет определять поведения человека.
Лапьер (исследование 30-е годы) Гипотеза: установка предопределяет поведение. Взял пару китайцев и с ними посещал отели. Все отели 250 приняли всех нормально, а 1 отель негативно. Через год просит отели забронировать места. Ответы были из 128 отелей и 1 отель согласился их принять. Гипотеза не подтвердилась. В 60-ые г. Надо изучать при каких условиях установка влияет на поведение. Ответа пока не найдено. Возможно не с той стороны подходят к её изучению.
?81 Какая роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии.
Ребенок в семье усваивает нормы социума, которые он видит в семье: -мама – родители – семья по Эриксону
Ребенок, как субъект психологической семейной помощи. Эта помощь должна быть адекватной. У ребенка есть свои обязанности, но есть и свои права. Родители обучают ребенка социальным нормам6 сначала вместе ребенок+родители, затем ребенок самостоятелен. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал ответственность за свои поступки. Запрещающих правил не должно быть слишком много. Нормы и правила не должны противоречить естественному развитию ребенка, быть динамичными и гибкими (меняться в зависимости от возраста и состояния ребенка). Семья, которая имеет больного ребенка является проблемной семьей. Требует особой коррекции воздействия. Функции семьи:
- Рождение и воспитание человека.
- Сохранение, развитие и передача социального опыта.
- Удовлетворение членов семьи в психическом комфорте, социальной поддержки, в осознании значимости своего «Я» каждым её членом.
- Создание условий для развития личности каждого члена семьи.
Нередки ситуации эмоциональной депривации, обусловленные своеобразными личностными реакциями родителей на факт обнаруженных у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка со стороны одного или сразу двух родителей. Ребенок воспринимается как источник незаслуженных страданий, а потому внутренне не принимается. Отвержение может быть как неосознаваемым, так и тщательно скрываемым. И в том и другом случае ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания. Эмоциональная черствость родителей представляет собой дополнительный негативный фактор, усугубляющий и без того сложную ситуацию развития детской психики.
Хорошо известно, что отклонения в развитии выступают не только следствием исходного нарушения, будь то глухота или недостатки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприятными социально-психологическими условиями, к числу которых, прежде всего, следует отнести дисгармоничный характер семейного воспитания особого ребенка. Неблагополучие ребенка часто провоцирует специфическое отношение к нему со стороны родителей и других окружающих его лиц. Не всегда зная возможности своего ребенка и делая акцент на слабых сторонах, родители излишне сковывают его активность, ограничивают сферы деятельности и общения. Нередки и иные варианты, в частности эмоциональное отвержение. Указанные обстоятельства сами по себе дополнительно осложняют развитие ребенка, сказываясь, прежде всего, на формировании эмоциональной сферы личности. Кроме того, развитие особого ребенка чаще, чем обычного, сопряжено с психической травматизацией.
Рождение в семье ребенка с явными нарушениями развития связано с глубокими переживаниями всех членов его семьи. Это драма принятия или непринятия нарушений развития ребенка неизбежно происходит в семьях, где родился ребенок с выраженными нарушениями. Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.
Очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.
Билет № 28
?82. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ.
Описал явление Аристотель, а понятие ввел Декарт. ВОЛЯ – это способность человека принимать решения в ситуации трудности, неопределённости. Одни считают, что эта способность привноситься извне, а другие, что она развивается у каждого человека. В xix веке учёные проблему воли рассматривают, как осознанную активность, которая направлена на преодоление внешних и внутренних трудностей. В разных школах рассматривали по разному:
¾ Волентаристический подход – воля привнесена из вне Богом, Воля свободна от человека, она сама определяет своё направление (все философы).
¾ Самодетерминистический подход – врожденные предпосылки для преодоления трудностей. В 1956 г. Протополов доказал, что у человека есть эта врожденная способность.
¾ В рамках самоорганизации личности. Личность является самоорганизованной системой. Произвольность - по собственной воле человек меняет себя. В начале xx века воля – как личный уровень саморегуляции.
Векслером описана система регуляции. Врожденная регуляция – непроизвольная (есть от рождения). Постепенно человек овладевает произвольной регуляцией – есть нормы, правила, обязанности и человек соотносит их со своими желаниями. Волевая регуляция – личный уровень, идущий от самого субъекта. В детском возрасте непроизвольная регуляция управляет поведением человека. В рамках непроизвольной регуляции постепенно зарождается произвольная регуляция. Зарождается в двигательной сфере (образ «я» начинается с осознавания всего физического «я»).
Туревская определила регуляторные квоты в движении. Научившись брать один предмет, человек может брать и все остальные. Дети учатся ходит, нужно, чтобы ребенок сделал только один шаг. Первые произвольные движения – игрушка – поиграть. Система определяющего результата (эмоциональные ощущения).
Божович Мотивирующее представление (бросок меча – радость от движения). Нижняя граница мотивирующего представления определяется тем, что переход от непроизвольности в произвольность. Осознанность действий проявляется в том, что ребёнок настаивает на своем (волевой акт) – уже прошло развитие волевой регуляции. Ребёнок начинает отстраняться от взрослых. КРИЗИС 3 лет: произвольная ещё не сформирована, а непроизвольная уже устарела (каприсы, упрямство, настаивание на своем). Ребёнок субъект своей деятельности (я могу, я хочу). Чем старше человек, тем более развита его волевая регуляция. Каждый кризис изменяет волевую регуляцию.
Кризис 1 года – двигательная регуляция.
Кризис 3 лет - овладевание своим поведением.
Кризис 7 лет - подчиняется всем нормам, правилам (следя за собой и другими в выполнении правил).
Кризис 12 лет - ребёнок управляет своим поведением (может доказывать свое, преодолевать препятствия). Только плохо ориентируются на нормы, предъявляемые ему обществом (пусть они будут такими, как я хочу).
Кризис 16 лет - меняется отношение к учебе. Волевая регуляция у старших школьников - меняется отношение к самому себе, кем я хочу быть в жизни, волевая сфера – карьера.
Кризис 25-30 лет - что он сделает сейчас, так он будет жить в будущем. Развитие карьерного роста, овладевание профессией, стать профессионалом.
Кризис 40 лет - разочарование, что я достиг, что я имею, изменение ценностных ориентаций. У некоторых волевая регуляция, стимул к действию, а у других наоборот волевая регуляция – затормозить, остановиться в своем развитии и выживать.
Кризис 50 лет - ты никому не нужен. У него есть карьера, он профессионал. Волевая регуляция – передать свой опыт другим. Терпение к тому, кого обучаешь.
Кризис 60 лет - найти занятие для себя. Волевая регуляция направлена на реализацию себя.
Каждый кризис имеет 2 стороны:
- Позитивная сторона – выйти на новый уровень.
- Негативная – разрушается то, что было сделано к этому времени (то что неустойчиво уходит, то что устойчиво остается).
Иванников Что лежит в основе волевой регуляции – механизмы.
1) Ценности.
2) Мотивы.
3) Смыслы.
4) Результаты деятельности: внешние проявляются в чем-то конкретном (получение диплома). Внутренний – что меняется в самом человеке, когда идет процесс изменения волевой регуляции.
Волевая регуляция имеет внутренние резервы, человек может сделать большее. Воля не имеет нравственной нагрузки, но она имеет личностный уровень. Личностные качества:
a) Дисциплинировать.
b) Выдержка и самообладание.
c) Упорство.
d) Настойчивость.
e) Решительность.
f) Смелость.
g) Организованность.
h) Инициативность.
i) Самостоятельность.
j) Целенаправленность.
k) Целеустремленность.
В структуре выделяют 3 компонента волевых качеств (некое ядро личности):
O Интеллектуальный
O Эмоциональный
O Усилие над собой
Они не несут нравственной нагрузки, поэтому ими могут обладать и преступники и обычные люди. За рубежом проблема воли долгое время не существовала. Воля – самоконтроль. Категорий воли не было. Любая активность означало волю.
Бандура начало xx века. Чтобы человек чему-либо научился нужно использовать «жетонную методику» (поощрение, наказание). Если человек имеет контроль над своими действиями, то его можно чему-то научить.
Крайг (западная школа). Продолжительные исследование. Наблюдал за детьми и затем за ними же, когда им было 50 лет. Одни люди послушные, исполнительные, а другие – импульсивные. Они чаще имели контакты с полицией, не добивались профессионального успеха. Умение управлять собой – важная характеристика для жизни, определяющая перспективу жизни. Самоконтроль - это волевая регуляция.
Отечественные психологи: Иванников, Быков. Сейчас занимается только московская школа – Иванников Вячеслав Андреевич.
Генезис волевой регуляции.
Ильин выделил рассмотрение воли:
1) Немецкое направление (волентаризм).
2) Как свободный выбор (я сам выбираю).
3) Как производственная мотивация.
4) Как долженствование.
5) Как особой формы психического регулирования.
6) Как к механизму преодоления внешних и внутренних препятствий.
Шульга, Иванников. Первые открытия Аристотель, Платон. Ушинский: несколько сфер:
o Эмоциональная (сердце).
o Интеллектуальное.
o Волевое (практическая жизнь).
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности.
Волевая регуляция – это прижизненное образование. Её становление. Волю рассматриваем в рамках саморегуляции (волевая и психическая регуляция). Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.
Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуаций преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий.
Волевое действие – как личностное качество, системное по своей природе, соотносимое с проявлением волевых усилий, требующее специфических условий формирования (преодоление трудностей).
Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.
Важным является изменение личности при достижении результата. Ближняя цель – осуществление результата, дальняя цель – направлена на изменение самого себя.
Бен Волевая регуляция - проявление мотивации на только в выборе субъекта, но и побудительных действиях (мотив – действие).
Вундт – Результативная часть действия связана с изменением самого себя:
o Мотивация
o Исполнение
o Результат
Общие представления по генезису волевой регуляции.
Под генезисом – происхождение, возникновение и последующее развитие волевой регуляции личности человека.
Шульга Т.И. труды и работы
Общие подходы
Взрослость – достижение человеком определенного возраста, определенного с позиции психического развития – зрелая идентичность. Понимание возрастной периодизации, возрастных кризисов.
Эльконин взрослость18 лет
Эльза Френкель Брунсфельд 5 фаз жизни
Эрик Эриксон 8 фаз жизни. Первый сказал, что каждая фаза заканчивается кризисом (переломным периодом, обостренной чувствительностью). Развитие психической регуляции происходит в процессе прохождения через кризисы.
______0______1______3_______7______14______16_______20________30_______50_______
Критические периоды сопровождаются психической перестройкой.
КРИЗИС – подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей к мотивации, перестройке личности. Новообразования стабильного периода деформируют отношения ребёнка к среде, создавая противоречие в развитии и новый взгляд, новой отношение к среде.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15