Билеты на гос.экзамен по психологии

 

?65 Неврозы. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств.

Душевные болезни. Франкл. Ноогенные неврозы – скука, как безблагодатное состояние.

Онтологический шок – страх, отчаяние, безнадежность, связанные с осознаванием бессмысленности существования. Невроз – это пограничное состояние.

Невроз – это расстройство с определенной психической симптоматикой или соматическое нарушение (если не решен внутриличностный конфликт, то может развиться соматическое заболевание).

Основные направления объяснения неврогенеза:

  1. Антипозологическая платформа – не рассматривает неврозы, как патологию. Нет четкой позиции по симптоматике и происхождению неврозов.  Вольтер –  Невроз – это плохая упорная привычка неадаптивного поведения в процессе научения.
  2. Психолоигческая платформа – к неврозам приводят психологические особенности, сложности.

- Фрейд «Психологическая каузальная, сексуальная теория неврозов».

- Адлер «Теория невротического превосходства».

- Хорни «Теория невротических наклонностей».

- Франкл «Ноогенная теория неврозов».

Неврозследствие неадекватно переработанного внутреннего конфликта.

  1. Нейрофизиологическая платформа – начало в работах Павлова. Причина неврозов в нарушении функций головного мозга. Проблема – нет четкого подхода, так как перестала рассматривать психиатрия.

Невроз – это болезнь неудовлетворимых или недоудолетворимых потребностей на фоне недостаточных защитных механизмов.

Ноогенные неврозы возникают при неудовлетворенности высших потребностей (например, самоактуализации). Уровни:

_ на физическом уровне,

_ на уровне поведения (много едят или не едят вовсе, сексуальные потребности),

_ на уровне переживаний.


?66.Сопоставте единицы психологического анализа бихевиоризм, когнитивистском, деятельностном  подход.

Когниция (знание, представление, мнение). Деятельность – действие.

Когнитивизм получает агрессию. В деятельностном подходе: враждебные агрессии – ради нанесения труда; агрессия в качестве операции, деятельности (когда делаем ремонт, сдираем обои).

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предметом изучения может быть поведение, активность. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и пр. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (S - стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы – как психические, так и физиологические – согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению.

Деятельностный подход рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивидов. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии.

Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных.

Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-ых годов психотерапевтами-американцами А. Беком и А. Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшем произошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этими подходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии), работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и практики психологической помощи.

Взгляды А. Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о психике как о присущей живым организмам системе получения, обработки и хранения информации. С этой точки зрения, психические и личностные расстройства (тревога, депрессия, фобические реакции, скука, ощущение неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты деятельности и поведения.

Билет № 23.

?67. Мнестические процессы Эффекты памяти.

 «Кривая забывания», «Эффект ряда» (запоминаются первые и последние), «Эффект незаполненного интервала» (последующее заучивание материала плохо сказывается на запоминании выученного до этого материала),

  • «Эффект разнородности» (лучше запоминается отличающийся материал – цифры и фон, слова на фоне чисел), «Эффект осмысленности» (быстрее и лучше запоминается осмысленный материал),
  • «Эффект Б.В.Зейгарника» - преимущество запоминания незавершенного действия;
  • «Эффект предмета деятельности» - Зинченко – лучше запоминается предмет действия, чем  все остальное (в зависимости от задания запоминаем цифры или картинки).

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память “”чувств“”), образная и словесно-логическая.

Сущность процесса

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Классификации

По времени хранении память подразделяют:

1.    Мгновенная (0,1-0,5с) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память - образа).

2.    Кратковременная (до 20с) - представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.

3.    Оперативная (до нескольких дней) - хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная (неогран.) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других ”познавательных“ процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Процессы памяти:

1. Запоминание - направлено на сохранение информации; бывает преднамеренное (цель) и непреднамеренное (входит в контекст деятельности или под воздействием эмоций).Запоминаются только существенные для человека, лучше запоминается при повторении

2. Сохранение материала в памяти. При сохранении материал преобразуется: а) ассимилирование материала - попытки уподобить известному, найти ассоциативнве связи с известным; б) преобразование матер. в плане его улучшения. На сохранение материала влияет характер нового материала это явление называется интерференция.

3. Воспроизведение: а)преднамеренное; б) непреднамеренное - стихийно всплывающий образ; в) припоминание - предполагает большие волевые затраты; г) узнавание - восстановление воспринятого при встречи с похожим объектом.

Среди характеристик выделяются такие природные св-ва: скорость запоминания, объем памяти, скорость забывания, длительность сохранения, точность.




?68 Развитие эмоционально - мотивационной сферы в онтогенезе.

Младший возраст – особенности общения с матерью. Комплекс оживления при виде материнского лица, ребенок эмоционально реагирует на всех людей, а затем дифференцирует. В конце младшего возраста появляется страх расставания.

От 1 до 3-х лет Эмоциональная напряженность, обусловлена ситуативностью ребёнка. Он интересуется всем, что видит. Очень эмоционален. Он манипулирует предметами, но не все у него получается. Когда не получается,  возникают негативные эмоции. У ребенка еще нет образных представлений.  Мотивы у ребенка проявляются примерно одинаковой силы. Эта особенность мотивации проявляется в том, что ребенка можно отвлечь. Ему трудно сделать выбор, привлекает все. Отсутствие иерархии мотивов.

Дошкольное детство 3-7 лет. В это время появляется механизм соподчинения мотивов. У ребенка появляется мотивационная система. Появляются мотивы намерения. Игровой мотив. Мотив, связанный с поощрением взрослого. Познавательный мотив (почемучки). Дошкольников мотивирует успех, а неуспех наоборот.

Младший школьный (7-11) Мотивационная сфера перестраивается. Ребенок имеет учебные мотивы. Деятельность полимотивирована.

Широкие социальные мотивы.

по Божович

а) желание быть грамотным

* образованным

* хорошо закончить школу

* отвечать перед родителями

* чувство долга

б) отметка, * похвала, *награда

в) престижная мотивация, желание быть первым.

2. Познавательная мотивация – ориентация ребенка на содержание и процесс учебной деятельности.

3. Мотивация достижения

Достижение успеха

Избегание неудач

 Получение качественного результата независимо от внешней оценки (чувство компетентности Эриксон)

Подростковый возраст Учебные мотивы менее сильны. 4 новых мотивационных тенденций:

  1. гипертрофированная потребность в общении со сверстниками (реализуется в подростковая дружба, группировании и подростковая влюбленность).
  2. гипертрофированная самостоятельность, независимость, связано с особой формой – самосознание чрезмерной взрослости.
  3. подростковые увлечения.
  4. потребность в самопознании.

?69. Чем на ваш взгляд опасно «диагностомания» практического психолога. (гипертрофированная установка на диагноз, стремление во что бы не стало поставить диагноз).

Практика «психиатрических клише» особенно опасна. Опасна своими антигуманными последствиями. Руководствуясь стереотипными представлениями психолог может навязать определенное «амплуа», задать маршрут развития, что снижает потенциал гибкой самоорганизации.

Психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.

При постановке диагноза всегда необходимо учитывать комплекс параметров.

При таком методе психодиагностики как наблюдение, могут встречаться следующие ошибки, которые могут во многом повлиять на неправильность поставки диагноза: «эффект ореола», ошибка «ложного согласия», ошибка «средней тенденции», ошибка «первого впечатления» и т.д.

Опросные методы тоже могут давать искажения, связанные с интеллектуальными возможностями и мотивацией человека. Искажения результатов анкетирования может возникнуть из-за выраженного стремления к социальному признанию.

Применение тестов тоже имеет ряд ограничений. Результаты выполнения заданий зависят от многих косвенных, неучтенных причин, например, отношения к психодиагносту, негативного предшествующего опыта общения с психологами, переживаемого состояния, самочувствия, организации обследования и др. Негативное влияние на успешность выполнения заданий может оказать и возникающая в процессе обследования тестовая тревожность.

Интерпретация же проективных методик вообще требует особенного мастерства. И надо помнить, что она не может быть однозначной. Большой удельный вес в ней принадлежит субъективной позиции психодиагноста.

Билет № 24

?70. Теории мотивации. Классификация мотивов

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.


?71.Интеллект и интеллектуальное тестирование.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде концепций отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности. Пиаже понимал И., как биопсихическую адаптацию к наличным обстоятельствам жизни. В н.,20 в., Бине и Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством спец. тестов. Спирмен предложил, что успешность интеллект деятельности определяется 1. некой общей способностью. 2. рядом спец способностей, характерных для конкретной деятельности. Двухфакторная модель.

Терстоун 7 факторная модель: 1. словесное понимание 2. беглость речи. 3. числовой фактор. 4. пространственный фактора. А. Успешность и скорость восприятие пространственных отношений. Б. Мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве.5. ассоциативная память. 6. скорость восприятия. 7. индуктивный фактор (задания на определения, правила)

Модель Гилфорда в основе 3 переменные: операции, содержания и результаты мышления. Структура проявления интеллекта: 1. познавательные процессы - операции. 2. виды информации – содержание 3. виды конечного мыслительного продукта. Более развернуто интеллектуальные операции состоят из познания, памяти, расходящегося мышления, оценки.

И. наиболее часто представляют в 3 –х аспектах:

1.                  как способность к обучению. И. – система обеспечивающая относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

2.                  как способность к абстрактному мышлению, понятийному.

3.                  Наиболее распространенный подход – определение И. через приспособительную деятельность, т.е. И. общая способность психического приспособления человека к новым условиям и жизненным задачам.

Векслер создал шкалу и считал, что И. – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Этой же т.зр. придерживался Пиаже, рассматривал И., как конструктивное отношение между средой и организмом. Рубинштейн рассматривал И. в плане конкретных действенных взаимосвязей с окружающей средой, акцент делал на активности деятельности..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты