Билеты на гос.экзамен по психологии

Билеты на гос.экзамен по психологии

Билет №1

?1. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

         Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях жизни. Индивид как целостность- это продукт биологической эволюции, в ходе которого происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но так же и их интеграции, их взаимного "слаживания". Индивид- это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. В характеристику индивида входят так же свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих "сплавах" врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей о формирующихся доминантах поведения. Общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются. Итак, в основе понятия индивид лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличие свойственных ему особенностей, представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития, продукт развития жизни, взаимодействия его со средой, а не среды, взятой самой по себе.

Слово «личность» употребляется нами только по отношению к  человеку лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или  "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном, как об индивиде, об индивидуальных особенностей (возбудимое, спокойное, агрессивное животное или новорожденный). Мы не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только генотипические особенности,  но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения: это обстоятельство лишь раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно исторического и онтогенетического развития человека. Это положение может быть интерпретировано по разному. Врожденный, если можно так выразится, индивид не есть еще индивид вполне "готовый": процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру, личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпритация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другим чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью развертываются, а частью подавляются, словом многообразно меняются. Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительской деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже "производится"- создается общественными отношениями в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивид, составляет не причину, следствие формирования его личности. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности не определяют её. Хотя функционирование составляет необходимую предпосылку развития личности, но её тип вовсе не является тем "скелетом", на котором она "надстраивается".  Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности. Личность, как индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует  фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При всем многообразии её видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на неизвестных этапах развития так же и самосознания субъекта. Невозможно противопоставлять личность порождающей её деятельности. Полностью уничтожается и господствующий в психологии фетишизм- приписывание свойства "быть личностью" самой натуре индивида так, что под действием внешней среды меняются лишь проявления этого мистического свойства. Субъект, вступая в обществе в новую систему отношений, обретает так же новые- системные качества, которые только и образуют действительную характеристику личности: психологическую, когда субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе, социальную, когда мы рассматриваем в системе объективных отношений общества как их "персонофикацию". Главная проблема кроется за различием понятий индивид и личность. Речь идет о проблеме двойственности качеств социальных объектов, порождаемых двойственностью объективных отношений, в которых они существуют. Одна исходная постановка проблемы личности возвращает нас к положению о том, что внешние условия действуют через внутренние. Положение, согласно которому внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом опосредованно, через личность, является  тем центром, исходя их которого определяется теоретический подход ко всем проблемам психологии личности. Рубинштейн С.Л. "Принципы и пути развития психологии. То, что внешне действует через внутреннее, верно и к тому же безоговорочно верно, когда мы рассматриваем эффект того или иного воздействия. Чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Субъект жизни выступает обладающий "самостоятельной силой реакции", но эта сила может действовать только через внешнее, в этом внешнем и происходит её переход из возможности в действительность: её конкретизация, её развитие, её обогащение- словом, её преобразования, которые суть преобразования и его носителя. Теперь, т.е. в качестве преобразованного субъекта он выступает как преломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия. Какой бы морфофизиологической организацией, какими бы потребностями и инстинктами не обладал бы индивид от рождения, они выступают лишь как предпосылки его развития, которые тотчас перестают быть тем, чем они были виртуально, "в себе", как только индивид начинает действовать.

«Индивидуальность» (по Асмолову) : совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождается в ходе жизни человека в обществе при наличии: необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, и воплощаются через д. и общение в продуктах культуры, др. людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью, для данного человека образа жизни.

«Индивидуальность» - совокупность индивидуальных и личностных св-в человек, которая отличает его от других. Проявляется в чертах харак­тера, привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивиду­альностью.Подобно тому,  как понятие - "индивид "личность" не тождественны, лич­ность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство,  но не тождество.

индивидом - рождаются

Личностью - становятся

Индивидуальность - отстаивают                           


?2. Кризисы ворастного развития.

В общем жизненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых – переходные периоды – может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями. Эти моменты называются кризисными точками, или возрастными кризисами человека.

Постепенно происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество. Например, ребенок, с трудом выговаривающий отдельные слова, речь которого во многом еще напоминает лепет, «вдруг» начинает говорить, подобно тому как «вдруг» начал говорить, а позже читать.

Наиболее детальная и признанная в  психологии периодизация возрастных кризисов принадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Главный критерий периодизации – кризис идентичности личности.

1.      Орально-сенсорная (рождение – 1 год; психосоциальный кризис: базальное доверие – базальное недоверие, сильная сторона – надежда).

2.      Мышечно-анальная (1-3 года; психосоциальный кризис: автономия – стыд, сомнение; сильная сторона - сила воли).

3.      Локомоторно-генитальная (3-6 лет; психосоциальный кризис: инициативность - вина; сильная сторона - цель)

4.      Латентная (6-12 лет; психосоциальный кризис: трудолюбие – неполноценность; сильная сторона - компетентность)

5.      Подростковая (12-19 лет, психосоциальный кризис: эго-идентичность – ролевое смешение; сильная сторона - верность)

6.      Ранняя зрелость (20-25 лет; психосоциальный кризис: интимность – изоляция; сильная сторона - любовь)

7.      Средняя зрелость (26-64 года; психосоциальный кризис: продуктивность – застой; сильная сторона - забота)

8.      Поздняя зрелость (65 лет – смерть; психосоциальный кризис: эго-интеграция – отчаяние; сильная сторона - мудрость).



?3. Какова  процедура  выявления  референтнометрического  выбора  в  группе?   

Референтнометрия – определение степени значимости члена группы для каждого участника группы (социометрия). 1 ЭТАП – сбор мнений по определенной значимой для членов группы проблемы. Либо проведение социометрии. 2 ЭТАП – индивидуально. Согласны ли они разглашать их мнение? С чьим бы опросным листом вы бы хотели ознакомиться (не он дал согласие на разглашение)? С чьим ещё мнением (он тоже не дал)? С чьим ещё? Составление матрицы выбора. Выявление степени значимости каждого члена группы, для челнов группы.


Референтная группа и процесс социализации

Референтная группа- группа в которой человек стремится быть или сохранить свое членство. 1942 г. Хаймен- вводит понятие референтной группы. Американский исследователь ему принадлежит открытие самого феномена рефер. Группы. Такие группы в которые индивид не включен реально, но нормы которые он принимает. Хаймен назвал рефер. Группами. М. Шериф- понятие референтной группы связал с "системой отсчета", которую  индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Келли разрабатывая понятие референтной группы, выделил две функции, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней или для нормативной оценки его. Функции референтной группы: сравнительная и нормативная. В настоящее время, в том числе и в нашей психологии, встречается двоякое употребление термина "референтная группа" иногда как группа противостоящая группе членства, иногда как группа возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как "значимый круг общения", т.е. как круг лиц, выбранных из своего состава реальной группы как особо значимых для индивида. Шабутани- вносит понятие эталонной группы. Эталонная группа- такая группа, реальная или воображаемая, чья система взглядов используется действующим лицом как система эталонов. Эталонная группа придерживается ценностей, соотнесением с которым человек оценивает свои собственные поступки. Для каждого человека существует столь же много эталонных групп, как и каналов коммуникации, в которой он принимал участие. Эталонная группа может быть так же воображаемой. Художник, родившийся раньше своего времени, ученый, работающий для человечества, или филантроп, жертвующий для "будущих поколений", не рассчитывают на немедленное вознаграждение и иногда приносят невероятные жертвы, предполагая, что будут оценены какой-то будущей аудиторией. Иногда человек идентифицирует себя с какой-то категорией людей, которая настолько аморфна, что её можно рассматривать почти как воображаемую группу.  Социализация- процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. Референтная группа- группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. Развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которым он общается, являются для ребенка носителями этого опыта и ни каким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Так, деловое общение формируется и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умения взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. Личностное общение формируется человека как личность, даст ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека0 своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей и является фактором способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их  способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. Влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее).

1.В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2.Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3.Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспитывать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное  в свей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.

 

Билет №2

?4.Ощущения: функции, виды, взаимодействия.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений матери Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и

также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны -продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты