Билеты на гос.экзамен по психологии

И.- в широком смысле слова, целостная, интегральная синтезированная структура, которая образована совокупностью всех познавательных процессов. В узком смысле, влияние понятий как мысли, на все нижележащие уровни. Понятийное мышление сказывается на все психические процессы.





?72. Определите в чем заключается сплоченность группы, и перечислите способы её диагностики.

Сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, т. е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность. Согласно представлениям родоначальников концепции С. г. — американских психологов К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера и их многочисленных последователей, С. г. является своего рода «результирующей» тех сил, к-рые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов С. г. чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентации членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж.

Методический аппарат измерения С. г. представлен в основном социометрической техникой в различных модификациях, а также другими разновидностями процедуры опроса. В отечественной психологии существует трактовка С. г. как ценностно-ориентациопного единства и предметно-ценностного единства.


Билет № 25

?73. Виды и формы мышления. 

Виды мышления  

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом -житейские, ситуационные обобщения.

Проводится   также   различие   между   интуитивным   и   аналитическим

(логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным    является    различение    продуктивного    и    репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

• определить, какое именно правило привлечь для решения;

• применение общего правила к частным условиям задачи.

 Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.


?74. Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов.

Ведущим основанием методической классификации методик является мера «объективности – субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты зависят от опыта и интуиции исполнителя. Данная классификация называется операциональной. Не существует жесткой границы между двумя этими классами – объективными и субъективными методиками. Существует ряд промежуточных вариантов методик.

1. приборные психофизиологические методики. Это косвенный вид диагностики. Регистрируются не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы.

2. аппаратурные поведенческие методики – диагностируют элементарные психические функции и свойства нервной системы.

3. объективные тесты с выбором ответа – тесты обрабатываются по ключу, имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы.

4. тесты-опросники – ответы тоже заданы, но ключ определяется с помощью особых психометрических процедур.

5. методики субъективного шкалирования – шкальные оценки выносит сам испытуемый. Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты, ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не диагноста.

Фактически субъективные методы экспертной оценки:

6. проективные методики – со свободным ответом. В структуру проективных методик всегда входит более или менее структурированная и формализованная экспертная оценка результатов.

7. стандартизированное аналитическое наблюдение – исполнитель следует строгой методике.

8. контент-анализ – подсчитывается частота появления определенных элементов в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

9. включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием – к вынесению суждений об объектах привлекаются участники педагогического процесса.

10. психологическая беседа (интервью) – самый субъективный метод.

11. ролевая игра комплексный коррекционно-диагностический метод.

12. активный обучающий эксперимент.

?75 Значение раннего выявления и ранней коррекции отклонении в развитии детей.

Связь восприятия, обучения. Первый социум, в который попадает ребенок – семья. Любой патологический симптом может усложняться в ходе развития и превращаться в синдром (у глухого ребенка не формируется речь). На самом первом этапе проявления симптома важно выявить коррекцию

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи.

Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска (в результате коррекции в раннем возрасте до 30 % детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект) и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Раннее выявление нарушений позволяет провести раннюю коррекцию и отправить детей в специальные учреждения. Дети, посещающие службу раннего вмешательства (психо-социальную реабилитацию), также при необходимости проходят курсы восстановительного лечения (медицинскую реабилитацию), т.е. полную и комплексную коррекцию. Дети, прошедшие такую комплексную поддержку, отличаются от сверстников более быстрой адаптацией к условиям окружающей среды, меньшей подверженности стрессам, лучшим восстановлением нарушенных функций, лучшим контактом с родителями.


Билет № 26

?76.Мышление как процесс решения задач.

 ВУДВОРТС и ЕГО схема:

  1. ЭТАП 1. Ознакомление с условиями. 2. Обнаружение конфликта в условиях.
  2. ЭТАП усмотрения принципа решения, нахождение функционального значения данных.
  3. ЭТАП воплощения принципа нахождения окончательного решения – Келлер и шимпанзе (банан, муки?, толпа?)                      2-х фазное решение задачи:

При решении задач играют предвосхищение эмоций. Внешняя мотивация и мотивация достижения успеха разрушают познавательную мотивацию и препятствуют творческому решению задачи.

Ананашвили  Без оценочная школа для малышей.

Гиппекрейтер, Леонтьев Роль подсказки.

Процесс решения познавательной задачи начинается с форулирования вопроса, на который необходимо ответить, исходя из конкретных условий проблемной ситуации.

Важную роль на этом этапе играет способность человека видеть неопределенность в тех или иных предметах и явлениях действительности, его умение ставить вопросы, проблемы, которые нуждаются в разрешении.

Второй этап решения задачи начинается с поика путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы. Выдвижение гипотезы дает человеку возможность предусмотреть направление решения задачи и возможные результаты. В случае, если гипотезы не подтверждаются, их отбрасывают.

Решение задачи – завершающий этап процесса – может происходить по разному. Возможны случаи, когда чел. действует  методом проб и ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез.

Решение задачи может превращаться в творческий процесс. В этом случае он требует преодоления энертности мышления и построения новой стратегии решения. Решение задачи иногда возникает внезапно как инсайт.

Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий. От его настойчивости, силы воли и целенаправленности зависят эффективность познавательной деятельности, общая культура умственного труда.


?77. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни.

Р.А.Лурия выделил во внутренней картине болезни: о Сенситивную (как я переживаю), чувственный,

  • Интеллектуальную (за что мне это), эмоциональный,
  • Мотивационный (подчинение болезни – роль больного; или борьба с болезнью).

Внутренняя картина здоровья – позитивная, ресурсы для здоровья (находить удовольствие от овсяной каши).  Внутренняя картина болезни связана с субъективным восприятием мира. Если она ориентированна на позитивы, сотрудничает с ними, то на фоне этого формируется внутренняя картина здоровья.

1929 год Гольдшейдер (Германия) учение аутопластическая картина болезни. Больной создает свое собственное представление о том, что есть болезнь (основании переживание ощущений).

Выделил уровни пласт. к болезни:

1.      Сенситивный (базируется на чувственных ощущениях),

2.      Интеллектуальный уровень (создание конструкта болезни).

Роман Альбертович Лурия «внутренняя картина болезни» часто не соответствует тем симптомам, которые использует (исполняет) больной. Она связана с чувственным уровнем, интеллектуальным уровнем. Внутренняя картина болезни соотноситься от личности больного и принятых в социуме эталонов, его знаниями, воспитанием.

Рохлин, Скворцов «отношение к болезни», осознание болезни. Отношение формируется: из восприятия и оценки симптомов болезни, из действий и намерений.

В.В. Ковалёв переживание болезни, восприятие всех лечебных процедур. Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни.

Николаева Внутренняя картина болезни определяется как концепция болезни, созданная самим больным: его ощущения, эмоции,   познания болезни отношение к ней.

Характеристика внутренней  картины болезни (универсальная):

  1. Универсальная,
  2. Это психологическое явление,
  3. Вторичность (производная от самой болезни),
  4. Динамичность (тяжесть заболевания, длительность болезни, возраст больного),
  5. Продукт – акт творчества больного.

Внутренняя картина болезни – это объект, которым занимаются психологи. Представляет собой некую структуру со своей подструктурой.

Структура внутренней картины болезни:

1 уровень сензитивный (сигналы организма),

2 уровень эмоциональный (переживание болезни, означение болезни),

3 уровень интеллектуальный (вторичное означение болезни – концепция болезни),

4 уровень личностный – мотиваций (формирования мифа болезни и мифа лечения).

Внутренняя картина болезни в детском возрасте: 1. чувствительный, 2. эмоциональный.

- Уже с 6 месяцев ребёнок переживает свою болезнь (отказ от еды). В раннем возрасте болезнь связывается с ограничением двигательной активности и с неприятными процедурами.

- В дошкольном возрасте: ограничение активности и мешает игре.

- В младшем школьном возрасте: ограничение собственной активности и общения, активного познания мира.

- Подростковый возраст: болезнь, твоя некрасивость, твоя несостоятельность. Они пытаются жить будущим, прошлым, но не настоящим. В тяжелых болезнях ребенок ощущает смерть своего тела. «Болезнь иногда помогает осознавать ребёнку свою личность».



?78 Зарубка на дереве, «узелок на память», жребий…- все это примеры психологических орудий, при помощи которых человек овладевает своим поведением. Попытайтесь Самостоятельно продлит этот ряд.  

Выготский высшие психические функции – опосредованы по строению, произвольные по протеканию, социальные по происхождению. Возникают в результате интериоризации средств интеллектуальной деятельности.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется - это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты