Билеты на гос.экзамен по психологии

2) развитие рефлексии и на его основе самосознания.

3) общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы соц. поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства. Учебная деятельность отходит на второй план. Деятельность общения важна, так как она формирует самосознание. Основное новообразование – социальное сознание, перенесенное внутрь.

4) расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

5) кардинальные изменения в мотивационной сфере. На первый план выступают мотивы, которые связаны с планами будущей жизни. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы.

6) новообразование – «самоопределение» (Божович). Характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.



?39. При каком понимании личности верно утверждение, что «личность рождается дважды»

В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный возраст, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (феномен «горькой конфеты»), второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая – то особая перестройка сознания. Возникает – задача – понять необходимость этой перестройки, в чем именно она состоит.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. Они образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткого периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, действия перестают существовать, либо превращаются в безличные операции.

 

 

Билет № 14

 

?40.Структура личности 

Структура личности: структура личности не сводится к понятию "индивидуальности", оно значительно шире. Поэтому в структуру личности сле­дует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно представленное в темпераменте, характере, способностях и т.д. ,но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в меж индивидуальных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы Д. В структуре личности выделяют 3 составляющие:

-внутри индивидная подсистема /интра - индивидная/ включает: темперамент, характер, способности

-интер-индивидная

сферой ее определения и существования становится "пространство меж-,индивидных связей"

-мета индивидная воздействие индивида на др. людей посредством д.

                                     структура личности в разных психологических теориях.

В разных психол. теориях структура личности рассматривается по разному. Так в психоанализе, основоположником является З. Фрейд, личность состоит из трех компонентов - Оно-Ид- бессознательное - инстинкты, биологический опыт, вытесненные из сознания неблагоприятные опыты человека. Я - Эго - это сознание, самосознание, восприятие и оценка человеком себя. Сверх-Я - итог воздействия общества на сознание и подсознание, принятие норм и ценностей, общественной морали.        Представителями Неофрейдизма были Юнг и Адлер. Юнг разделял психику на три составляющие - сознание , личное бессознательное и коллективное бессознательное. Наличие коллективного бессознательного и отсутствие разделения сознания и личного бессознательного и отличает теорию Юнга от фрейда.. Коллективное бессознательное состоит из национального расового и общечеловеческого наследования . Личное бессознательное состоит из переживаний бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Юнг ввел понятие Я как архетипа представляющего стремление человека в целостности и единстве и находящего свое выражение в различных символах ( сновидении творчестве). Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.

            Адлер подчеркивая , что структура личности едина выступал против расчленения на тир инстанции.

            В бихевиоризме (СТИМУЛ - РЕАКЦИЯ) отстаивается мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения, личность развивается под этим влиянием.

             В отечественной психологии наиболее известные исследования связаны с теоретическими работами представителями школы Выгодского, Леонтьева А.Н., Л.И. Божович, которые представители свою концепцию структуры развития личности, в котором центральное место отведено понятию деятельности. Основными внутренними характеристиками личности у Леонтьева является мотивационная сфера, личностный, который выражает отношение  целей деятельности человека. т.е. того на что она направлена в данный момент, к ее мотивам, к тому, что ее побуждает. По словам Леонтьева личность рождается дважды , Первое рождение в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, т. е. возникает возможность действовать вопреки непосредственным побуждениям соответственно со. мотивам . Второе рождение происходит в подростковом возрасте и связано с осознание мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.


?41. Феномены группового влияния.

На человека влияет даже присутствие других людей (на их деятельность). Социальная фацилитация (влияние других полож.) ФАЦИЛ ИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (фасилитация) - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Впервые зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым и пр. Иногда реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, ведет к ухудшению результатов деятельности; это явление получило название ингибиции социальной (подавления). Установлено, что возникновение феномена фацилитации социальной зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно - на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена зависимость фацилитации социальной от пола, возраста, статуса и других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В зарубежной психологии для объяснения механизма фацилитации социальной пользуются в основном теориями Р. Зайонца и Н. Коттрелла. Социальная ингибиция (отриц влияние других). ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Феномен, противоположный фацилитации социальной.

При определенных условиях бывает фацилитация: 1) при выполнении хорошо знакомой или простой работы (спортсмен-зритель). Условия для ингибиции: выполнение сложной или незнакомой работы. Улучшается в присутствии людей. 1. сила мышечного напряжения; 2. долговременная память;

5)      ассоциативное мышление; 4. продуктивность внимания.

Ухудшается в присутствии людей: 1. концентрируется внимание; 2. чувствительность; 3. показатели сложных интеллектуальных действий; 4. генерирование определенных идей.


?42. В чём основные причины ограниченной прогностичности результатов диагностических методик?

Понимание уровня общности заданных в методике диагностических категорий необходимо, в частности, для обоснованно выбора глубины прогноза по результатам диагностики. Более обобщенные диагностические свойства обладают более «широким полем прогноза». Но важно учитывать, что при увеличении «ширины» поля прогноза, как правило, снижается.

Более узкий по «области валидности», более конкретный тест даст нам гораздо более точный, хотя и узкий прогноз, который будет распространяться на один какой-то предмет.

По структуре интеллекта мы можем прогнозировать, к примеру, относительную легкость и быстроту усвоения арифметики и трудности в грамматике. Но при этом всегда необходимо учитывать комплекс параметров. Такой комплексный учет параметров не под силу дилетанту, не знающему как параметры связаны и взаимодействуют между собой. Именно поэтому науке интерпретации нужно долго учиться.


Билет № 15.

?43. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.

по Гиппенрейтер

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Такие образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя . Пожалуй , одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности ; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни .

Главные функции самосознания - познание себя , усовершенствование себя , поиск смысла жизни . Конечно , они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но вполне их представляют.

Познание себя - одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами . Во-первых , человек должен развивать свои познавательные способности . накопить соответствующие средства, чтобы потом применять их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие . Во-вторых , должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен кем-то стать ; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта : узнав нечто о себе , он становится другим .

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает , что относится к его телу , а что к миру .

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом смысле - в качестве члена социальной микро группы . И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, а других от себя.

В подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я", т.е. своих психических способностей , характера , нравственных качеств . Этот» процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем .

Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я", т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить. 

Выработка такого идеала, а также соотнесение с ним, целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейших функций самосознания . А.Н. Леонтьев образно описывает ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу себя и своих поступков : угрызениями совести , недовольством собой , оценками и переоценками себя.

Борьба между "социальными" и "духовными" уровнями личности , как правило , стоит противоречивость и разноуровневость социальных "норм". Конструктивная переработка этих противоречий возможна только при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества человека .

Перейдем к последней функции самосознания - осмыслению собственной жизни . Это активность особого рода : она направлена не просто на осознание ведущих мотивов , но и на координацию всей личности в целом.

Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни .Факты показывают , что этот вопрос встает не перед каждой личностью и не с равной силой . Редко он появляется в молодые годы . Часто случается , что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности , т.е. неизбежной смерти

Этот поиск? можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности.


?44. Социально-психологические характеристики общения как интеракции.

Общение всегда предусматривает определенное влияние людей друг на друга, изменение их поведения, деятельности. в этом случае проявляется интерактивная функция, функция влияния на других людей.

Советы, инструкции, требования, приказы, выраженные в речевой форме и адресованные другому лицу, являются побуждениями к действию и регуляторами поведения.

Совместная деятельность, ее содержание и условия выполнения выстраивают такую модель взаимодействия личностей, когда каждый из участников последовательно влияет своими поступками на других и в свою очередь изменяет свои действия под их влиянием.

Социальный контроль – это оценка деятельности с точки зрения ее соответствия принятым в обществе нормам поведения, которые регламентируются нормами взаимоотношений людей.

Социальная роль – нормативно одобренный пример поведения, которого ждут от каждого, кто занимает ту или иную соц. позицию. Бестактность – это деструкция ролевых ожиданий в процессе общения, возбуждающая аффективное взаимодействие общающихся сторон, которое может приводить к конфликтным ситуациям.

В ходе коммуникационного процесса для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строиться человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие – есть некоторый элементарный акт, из них последствии складываются системы действий.


?45.Что такое «вторичная проекция» психодиагноста? Чем она опасна?

Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Такое понятие как «проекция» применим к психодиагносту как  бессознательная попытка освободиться от тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другим. Этот механизм мешает чистоте восприятия информации от диагностируемого. Ведь  психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир человека всегда неповторим,  но эта неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует конкретный человек. Данный механизм обобщает результаты исследования, мешает абстрагированию от диагностируемого. В данном случае неизбежны погрешности измерений и, как след­ствие, признание множественности возможных причин искажения истинного результата измерения.

Традиционный пример механизма проекции - это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями. Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при том, что оценочные, моральные установки самосознания не страдают, остаются исходными.

 

 

Билет № 16.

?46.Мышление и речь. Формирование понятий.

Мышление - это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Выжным признаком мыслительного процесса является использование в качестве опосредований разнообразных  средств, среди которым ведущая роль принадлежит языковым.

Виды мышления:

- наглядно – действенное мышление. низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением.

- наглядно – образное, где основная единица – образ. как и действие, у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой дилей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.

- словесно – логическое – ведущий тип деятельности. У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов.

Формирование понятий представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а так же высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

Как формируются и развиваются понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.

Образование понятий – результат длительной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса мышления. С помощью методики, проведенной Л.С.Сахаровым и Л.С.Выготским, было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:

1) образование неоформленного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

2) образование понятий – комплексов наоснове объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

3) Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие. Включает стадию потенциальных понятий, истинных понятий, синтез.

?47.Наследственность и среда в межиндивидуальной вариативности психологических признаков.

Основное содержание онтогенеза составляет деятельность и общение ребенка, в ходе интериоризации ребенок «выращивает» и «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения на основе чего и формируется его сознание и личность.

Развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Факторы развития: наследственность, среда, активность.

Специфика возрастной эволюции психики: 1. Возрастная изменчивость различных форм психики, различается интенсивностью в зависимости от этапов жизни. 2. Возраст. Особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше человек тем значительнее вариативность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты