Билеты на гос.экзамен по психологии

В исследованиях Я-концепции выделяются 2 основные позиции: 1. «Я» рассматривается как средство для удовлетворения требований социального мира. При решении вопроса о механизмах формирования «Я» преимущественно подчеркивается роль социальной категоризации и самонаблюдения; 2. центрирована в основном на изучении процессов включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символического взаимодействия. «Я» при этом рассматривается как средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирования.

Наиболее комплексное видение проблемы структурных составляющих «Я» представлено в концепции Бернса. Он предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Выделяет 3 составляющих Я-концепции: 1. образ «Я» - представления индивида о самом себе; 2. самооценка – аффективная сторона этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик; 3. поведенческая реакция – те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех компонентов может быть представлен в 3-х модальностях: 1. реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами; 2. социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие; 3. идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я».

Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта. Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.


?9. Как соотносится личностный и профессиональный рост?

Развитие личности определяется тем количеством социальных ролей, которые освоил и пережил человек, в том числе и профессиональных ролей. Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая социальная роль существует отдельно от личности, выполняющей ее. Любая личность привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения то или иной социальной роли.

 Не только личность со своими особенностями влияет на формирование социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию.  Продолжительное выполнение индивидом роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Так, К.К.Платонов и К.М.Гуревич употребляют такие понятия как «профессиональный характер», и «профессиональный тип личности», подчеркивая тем самым огромное формирующее влияние профессиональной роли на личность.

Продолжительное выполнение одной и той же деятельности могут приводить к личностной деформации. Имеются в виду, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что в других социальных ролях он не может выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. В подобных ситуациях минимизируется дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя завладевает личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях.

Ответственность является важнейшей характеристикой личности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений.

 

Билет № 4.

 

?10. Психика как форма отображения действительности

Панпсихизм – душа есть у всех.

Биопсихизм – психикой обладают биологические объекты.

Нейропсихизм – существа с высшей нервной системой.

Леонтьев – наличие сигнальной функции, или способность отражать биологические нейтральные воздействия, объективно связанные с биологическими значимыми воздействиями. (Подсолнух реагирует на биологически значимое – солнце. Паук реагирует на вибрацию паутины, т.к. в нее попалась пища).                                                        Свойства психики:  

  1. Активность (апперцепция – познавательная гипотеза предшествует наличие последующей ситуации.
  2. Адаптация
  3. Историчность – психические системы несут на себе отпечаток истории своего развития
  4. Субъективность – действующий образ принадлежит субъекту.
  5. Адекватность – психический образ более или менее верно отражает реальность

Работы Фехнера

Чувственное познание непосредственное познание свойств реальности. Рациональное – познавать объектом и собой, ставят еще один объект (при помощи топора определяем мягкость древесины).

Главная проблема современной психики в описании предмета психологии

Предмет – закономерности психологии развития человека.

То, как человек отражает закономерности действительности. Психологи не изучают душу человека и не лечат её. Среди законов развития психики трудности как человек отражает мир. Если мир – материя, то как она превращается в факт сознания. Психика – отражение субъективного мира объективным образом. Если мы отражаем яблоко, то у каждого человека оно разное. Человек не может отражать объективно мир, он отражает его субъективно. Факт сознания это идеальное отражение мира. Локализация функций позволила соотносить образ с тем, что у нас есть в коре больших полушарий. Не случайно после рождения закладывается отпечатки ощущений. Человек все, что видит, называет словом, каждое слово – это свойство, которое отражено в коре больших полушарий. Образы могут быть созданы на основе действий. Не умственные образы. Любая психологическая категория опирается на материальное и идеальное. Психология единственная наука, соединяющая в себе и то и другое. Она объясняет образы объективного мира. Субъективные образы присущи каждому человеку. Человек не может управлять возникающими образами, они возникают сами по себе. Образ это уже результат закономерности, на базе которого возникает психическое. Описанием которого занимается психология.


?11. Речь и её развитие в онтогенезе

Речь- исторически сложившаяся форма общения  людей посредстовм языка. Речь рассматривают как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности. Выделяют две неразрывные функции речи: 1) общение (коммуникативная), 2) мышление. Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей. Без этого речь у ребенка развиваться не будет (пример:маугли, дети с нарушением слуха). В процессе речевого развития происходит дифференция функций речи и обслуживающих и формирующих (письменная, устная, внутренняя речь).

1.Младенческий возраст (до 1 года). Социальный характер направленности речевых реакций. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослым и сам произносит несколько слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.  Первая речь ребенка является новообразованием 1-го года называется автономной речью (Выготский). Автономная речь отличается от взрослой речи:

1)По звуковой форме. Слова по звучанию иногда напоминают "взрослые", иногда отличны от них, обрывки слов, слова-искажения, сохраняющие общий контур слова. 

2)Семантические различия. Ребенок вкладывает в слово не тот смысл, что взрослый. У ребенка своя логика- слова становятся (1)-многозначными и (2)-ситуативными. В (1-ом)- одним словом обозначаются несколько предметов (по какому-то своему признаку), во (2-ом)слово вплетается в целую ситуацию (нужно знать ее, чтобы понять ребенка).

3)Аграмотичность языка. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия (бессвязные восклицания).  4) Автономная речь. Возникает только при яркой эмоциональной окраске ситуации и активности самого ребенка.

2.Ранний возраст (от1 до 3-х лет). Сензитивный возраст к усвоению речи. Автономная речь отмирает ( в течение полугода, если ребенок находится в благоприятной языковой среде). Если нет общения со взрослыми или если взрослые  ориентируется на автономную речь ребенка, она задерживается, освоение речи-замедляется. Ребенок овладевает фонетической и семантической сторонами речи : а) произнесение слов становится более правильным. К 3-м годам ребенок усваивается все основные звуки языка.  б) Слово приобретает для ребенка предметное значение. Быстро растет пассивный словарь (понимает названия окружающих предметов, объяснения (инструкции) взрослых). К 2-3 г- понимание речи- рассказа, интенсивно развивается активная речь (словарь меньше, чем пассивный). Появляются первые фразы, вопросы. К 3-м годам- активный словарь- 1000-1500 слов, в 1,5 г.- предложения из 2-3-х слов (субъект и его действие " мам идет" или действие и объект действия "дай…", действие и место действия "…"). К тем же 3-м годам- усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи языка, разные типы предложений. Речевая активность резко возрастает между 2-3 годами. Расширяется круг общения- может общаться не с близкими (другие взрослые и дети). О чем говорят ? Практические действия ребенка (в совместной деятельности со взрослым). Отвечает на вопросы и сам их задает ( о том, что делает).  3. Дошкольный возраст (от3 до 7 лет). В основном завершается процесс овладения речью. К 7-ми годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения (чтение, письмо).

1). Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения (узнают неправильно произнесенные детские слова). Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов, звуков к концу дошкольного возраста ребенок слышит и говорит правильно- завершается процесс фонематического развития. 

2). Интенсивно растет словарный состав (в зависимости от индивидуальных различий) Штерн: активный словарь: 1,5 г.-100 слов, 3 года- 100-1100 слов, 6 лет- 2500-3000 слов. 

3). Развивается грамматический строй речи. Усваиваются закономерности построения слов и фраз. Ребенок 3-5 лет- словотворчество (способность к самоопределению, активное творческое овладение речью). Слова создаются по законам грамматики, всегда узнаваемы и оригинальны.  4. Освоение грамматических форм языка и приобретение большого активного словаря позволяет ребенку в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание раскрывается в контексте, вне зависимости от ситуации, которая понятна слушателям). Пересказ, передача  впечатлений, ситуативная речь сохраняется в разговорах на бытовые темы, при эмоциональных событиях. 

3.В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи. Появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы (передача мыслей, переживаний, замыслов). В общении со сверстниками развивается диалогическая речь (указания, оценка, согласование игровых действий). Эгоцетрическая речь- помогает ребенку планировать и регулировать свои действия, т.е. в дошкольном возрасте возникает регулирующая функция речи (складывается между 4-5 годами). Монологи- констатируют затруднения, создаст план действий, рассуждает. Согласно концепции Выготского эгоцентрическая речь- это речь для себя и входе развития она не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Точка зрения Пиаже на эгоцентрическая речь- детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Общение- фактор развития речи. (Новые формы речи, развернутые высказывания, усложнение содержания диалогов , вопросы на отвлеченные темы и рассуждения- ребенок учится думать вслух). 1. В школьном возрасте происходит совершенствование обобщающей функции речи (овладение системой новых значение).  2. Совершенствуется так же регуляторная функция речи, возникают новые аспекты в регуляции поведения (социально опосредуются) - это происходит через сознание своей социальной позиции (подростковый возраст).  3. Коммуникативная функция речи- все больше опосредуется внутренним миром. 4.Развивается контекстная речь- усложняется содержание речи. В школьном возрасте по сравнению с дошкольным- речь замедляется в развитии, хотя и не достигает совершенства.


?12. Оцените критически концепцию «черт лидера». Каковы границы её допустимости?

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Сторонники теории черт лидера считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидера.

К лидерским качествам относятся:

1) уровень интеллекта, 2) имеющиеся знания, 3) впечатляющая, неординарная внешность, 4) честность, 5) здравый смысл, 6) инициативность, 7) социальное и экономическое образование, 8) высокая степень уверенности в себе, 9) надежность, 10) ответственность, 11) стремление к занятости, 12) активность, 13) эрудированность, 14) скромность, 15) устойчивость взглядов. 16) способность понимать других, 17) способность вызвать симпатию.

Основная проблема состоит в том, что не всегда лидер и руководитель – это одно и то же лицо. Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства. Лидерство – это порожденный системой неформальных отношений процесс воздействия на людей. Руководство реализуется через четко определенные формальные (официальные) отношения. Руководитель направляет и координирует деятельность исполнителей, которые должны подчиняться ему в обязательном порядке и выполнять все его требования в рамках, определенных полномочиями. Используя свое положение лидера, неформально влияя на подчиненных, руководитель делает процесс управления  более эффективным.


Билет № 5.

?13. Механизмы психологической защиты.

Психологическая защита – система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Начало исследованиям механизмов было положено Фрейдом З., рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными соц. требованиями и запретами. Всего описано более 20 видов механизмов.

  Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность.

  Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях “пропускать” в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом.    Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и. действий.

  Реактивные образования  —  поведение, противопоставляемое желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.

  Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.

  Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями.

  Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

  Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество.

  Таким образом, “механизмы защиты — это способ с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений”.



?14. Проблемы периодизации возрастного развития личности.

Классификация Выготского относится к периоду детства. Критерием разделения на периоды является понятие «новообразование» - тот новый тип строения личности, те психические изменения в познавательных функциях человека, которые появляются впервые на данной стадии развития. Выделяет критические (психическое развитие происходит интенсивно, быстро, скачкообразно) и стабильные (развитие происходит плавно, незаметно) периоды. 1 период – период новорожденности (от рождения до 1 месяца) – критический; 2 – период младенчества (1 месяц – 1 год) – стабильный; 3 – кризис 1 года; 4 – стабильный преддошкольный возраст (1-3 года); 5 – кризис 3-х лет; 6 – дошкольный возраст (3-7 лет) – стабильный; 7 – кризис 7-летнего ребенка; 8 – школьный возраст (7-17 лет) – он подразделяется на младший школьный возраст (7-10 лет) – стабильный; критический подростковый возраст (11-15 лет), который в свою очередь делится на младший подростковый (11-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет); старший школьный возраст (16-17 лет).

Классификация Эльконина – с точки зрения категории деятельности человека. Главное понятие – «ведущий тип деятельности», который определяет все психическое развитие на данной стадии. 1 период – период младенчества (рождение – 1 год) – эмоциональное общение; 2 – преддошкольный период (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; 3 – дошкольный возраст (3-7 лет) – игровая деятельность; 4 – школьный возраст (7-17 лет) – учебная деятельность. Выделяется еще подростковый период – интимно-личностная деятельность.

Бромлей: I цикл – утробный (стадия беременности): 1 – зигота; 2 – эмбрион; 3 – плод; 4 – момент рождения; II цикл детства: 1 – младенчество (рождение – 18 месяцев); 2 – дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет); 3 – раннее школьное детство (5-11 лет); III цикл юности: 1 – половое созревание (ранняя юность) (11-15 лет); 2 – поздняя юность (15-21 год); IV – цикл взрослости: 1 – ранняя взрослость (21-25 лет); 2 – средняя взрослость (25-40 лет); 3 – поздняя взрослость (40-55 лет); 4 – предпенсионный возраст (55-65 лет); V цикл старения: 1 – «удаление от дел» (65-70 лет); 2 – старость (70 лет и более); 3 – дряхлость (около 110 лет).


?15 Характеристика 3-х ипостасей (репрезентаций) личности

По Джексону: я – физическое, я – социальное, я – духовное.

  1. Понимание личности как биопсихический индивид. (Индивид = личности).
  2. Личность как пересечение отношений (личность и характер – социальное псих.)
  3. Личность – субъект свободного и ответственного выбора по Петухову – читать надо!!!!!

Человека можно считать личностью:

1) если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. 2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов – целей и принципов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты